Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Матвеева Надежда Анатольевна

     В каждой девушке скрывается «бедная Лиза». Говорят, «от любви до ненависти – один шаг». Любовь и разочарование часто идут в «одну ногу», но не стоит допускать таких ситуаций, когда от любви теряют голову молодые люди и тем более кончают жизнь самоубийством.

     На уроке, посвящённом повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», ученики были разделены на группы. Дети состязались в умении писать быстро и лаконично литературный диктант, затем были предоставлены карточки с индивидуальными заданиями для каждой группы, побывали в «В гостях у художника». Самое главное – дети должны были составить «формулу» благополучной семьи…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_karamzin.docx722.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Урок  литературы, 9  класс  

          Матвеева Н. А., учитель русского языка и литературы 1 категории  

                                                  Н. Карамзин. Повесть «Бедная  Лиза».

                                            «Бедная  Лиза» глазами  современного читателя.

Цели и задачи урока:

  1. обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;
  2. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;
  3. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои

личные примеры.

Оборудование:        раздаточный материал для работы в группах, портрет Н. М. Карамзина,                      иллюстрация  О. А. Кипренского «Бедная Лиза».

                                                                                                                    Только влюблённый имеет

                                                                                                                    право на звание человека.

                                                                                                                                      Александр  Блок.

                                                                                        Ход урока:

  1. Организационный этап.
  2. Полётное повторение.

Литературный  диктант

  1. Назовите полную дату рождения Н. М. Карамзина (1 декабря 1766 г.)
  2. Что преобразовал Н. М. Карамзин? (русский язык)
  3. В какой семье родился Карамзин? (небогатой дворянской)
  4. Какое образование получил Карамзин в 14 лет? (гуманитарное)
  5. В каком русском полку служил  Н. М. Карамзин? (Преображенском)
  6. Сколько лет было Карамзину, когда он создал повесть «Бедная Лиза»? (26)
  7. С каким литературным течением связано творчество Карамзина? (сентиментализм)
  8. Что находится в центре внимания сентименталистов? (человек и его чувства)
  9. Перечислите жанры сентиментализма. (психологический роман, дневник, исповедь).
  10. Назовите главную цель Карамзина при написании своих произведений. (вызвать сострадание)

Обменяться тетрадями. Взаимопроверка. Оценка выставляется по количеству ответов.

      3.    Слово учителя

            Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Итак, мы снова обращаемся к проблеме, которая  всегда волновала и будет волновать человечество: разум и сердце. Мы знаем, что сентиментализм утверждает культ чувства. Но оказывается, что без разума всё же не обойтись. И сегодня вам предстоит выполнить серьёзную, но увлекательную работу: раскрыть проблематику повести «Бедная Лиза», рассмотреть систему образов.

 Деление детей на группы.  Раздать задания. Записываем проблемы повести по ходу обсуждения.

                                                       

                                                                         1   группа

               

             Проблема взаимоотношений в семье.

  1. На чём основывается благополучие семьи, в которой воспитывалась Лиза?
  2.  Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин?

Дополнительное задание всем группам: составить «формулу» благополучной семьи

                   Отметить группу, у которой будет самая точная формула.

Моя формула: труд + взаимоуважение + доверие + любовь = благополучная семья

                                               

                                               

                                                         2  группа

                           Проблема воспитания в повести.

  1.  Как нарисован в произведении образ Лизы?
  2.  Каков характер героини? Почему она именно такая?
  3. Ваша версия смысла названия произведения.

Проверка дом. задания. Должны были составить монолог от лица Лизы и Эраста.

Послушаем монолог Лизы.  Записать черты характера Лизы.

Просмотр  иллюстрации О. А. Кипренского «Бедная  Лиза»  «В гостях у художника»

Что выражено в глазах героини? (тоска)

Почему автор изобразил цветок в руке? Обратите внимание на цвет, что символизирует цвет?

   (красный цветок- символ любви)

Какие черты характера запечатлел художник? (кротость, нежность, преданность, скромность).

                                                 

                                                    3  группа

                                              Проблема воспитания в повести.

 

  1. Как представлен в произведении образ Эраста?
  2.  Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

Послушаем монолог Эраста.

                                                                           

                                                                          4  группа

 Проблема любви в повести.

  1. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”?
  2. Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе?
  3. Как ведут себя герои по отношению друг к другу?
  4. Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора).

4.  Итог.  

- Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?

- Может быть, и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш стремительный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).

Домашнее задание.

  1. творческое задание: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?
  2. Подготовиться к контрольной работе по теме: творчество Мольера, Ломоносова, Фонвизина, Карамзина.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (9 класс)

Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью....

Урок-ситуация по повести Карамзина "Бедная Лиза"

Предлагаю ряд уроков-ситуаций в технологии КИМ (Колективно-индивидуальная мыследеятельность), разработанной авторской школой под руководством профессора К.Я.Вазиной. Придерживаюсь позиции, ...

Презентация к урокам по повести Карамзина "Бедная Лиза" "Твердый разум" и "нежнейшие чувства"

Материал данной презентации рассчитан на 2 часа и предполагает беседу с классом по материалу предложенных слайдов.  Некоторые слайды выполнены в форме кластеров, остальные представляют собой тези...

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

Классицизм, писатели классицисты, сентиментализм, основные черты сентиментализма, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литерат...