Анализ прочтения стихотворения "19 октября" (1825) А. С. Пушкина.
статья по литературе (10 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Готовимся к сочинению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_oktyabrya_1825_goda.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

«19 октября 1825 года»

Внимательный читатель этого стихотворения А. С. Пушкина обратит внимание на разницу между первой строфой и последней. Стихотворение начинается печально, день лицейской годовщины печальный, несчастливый:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле.

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Стихотворение перекликается со стихотворением «Осень». В обоих стихотворениях есть «краткий день» и «пылающий камин». В «Осени» «роща отряхает последние листы, багрец и золото листвы». Основной мотив «Осени» - пробуждение творческого воображения, поэтического дара. В «19 октября» пейзаж печален и мрачен. Горе пушкинского героя рождено одиночеством, разлукой с друзьями – это одиночество поэт не в состоянии преодолеть даже силой воображения. Пушкин начинает рассказ о друзьях-лицеистах с упоминания о Николае Корсакове, умершем в Италии в сентябре 1820 года. Таким образом, поэт усиливает отчуждения от дружеского круга, сопоставляя свою судьбу с судьбой товарища, которому уже никогда не суждено отпраздновать лицейскую годовщину. Корсаков был композитором и писал романсы на стихи Пушкина; поэт не случайно называет его  «певцом»: это слово было традиционным наименованием стихотворца.

В двух следующих строфах мотив разлуки как бы смягчается: разлука навеки сменяется «долгой разлукой», о которой говорит морской офицер, другой лицеист Федор Матюшкин. Но разлука Матюшкина с друзьями – все же временная, в отличие от смерти Корсакова. Матюшкин жив, значит, увидеться с друзьями. Поэт также жив, он должен встретиться с друзьями пол Лицею. Не случайно именно вслед за рассказом о Матюшкине следует знаменитый «гимн лицейской дружбе», составляющий самостоятельную строфу:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен.

Неизменность лицейской дружбы и освящение ее поэзией – это ключевые строки для всего стихотворения впервые появляются именно здесь. Именно с появлением этих лейтмотивов минорное настроение лирического героя постепенно сменяется радостью. Далее следует строфа с антитезой: новые (лицемерные и ложные) друзья – друзья истинные (лицеисты). Далее три встречи лирического героя – с Пущиным, Горчаковым и Дельвигом. Каждой из этих встреч посвящена отдельная строфа. В этих строфах изображено преодоление разлуки и одиночества поэта:

И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я…

И первая встреча – приезд Пущина в Михайловское – это частица и замена ежегодного лицейского праздника. Вслед за упоминанием Дельвига идет мотив  лицейского союза как братства поэтов. Драгоценная встреча с другом рождает в лирическом герое чувство жизни:

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.

Имя Вильгельма Кюхельбекера. Они не были друзьями, но сейчас важнее мотив духовного родства поэтов – выпускников Лицея, а не реальные разногласия. Обращение к друзьям-поэтам пробуждает творческий дар и в душе лирического героя. Далее идет описание встречи на будущем праздничном пиру – встречи, которая происходит в ожившем воображении поэта:

Пора и мне… пируйте, о друзья!

В начале стихотворения утверждалось бессилие поэтической способности перед лицом разлуки и безжалостного рока: поэт даже мысленно не может представить себя в кругу пирующих друзей. Теперь, вопреки прежде сказанному, воображение торжествует над явью, и одинокий лирический герой видит себя рядом с друзьями – правда, на будущем, а не на нынешнем празднике. Вторая часть стихотворения открывается чередой заздравных тостов. В двух первых строфах говорилось о печальном пире, он одинокий и потому противоестественный. Вино способно было дать лишь «минутное забвенье». Теперь изображается подлинный пир – прекрасный и радостный. Своей волей поэт воскрешает мир прошлого, переносит друзей в лицейское прошлое и приводит на пир тех, кто в действительности далеко от празднующих. Он как бы отменяет саму смерть. В предпоследней строфе Пушкин противопоставляет себя, одинокого изгнанника, неведомому товарищу. Его участь, в отличие от судьбы поэта, подлинно несчастна, он одинок навсегда, и вино в чаше будет действительно горьким.

«19 октября» - это стихотворение о победе воображения. Поэтическим даром лирический герой преображает и мир вокруг, и собственные чувства и мысли. Воображение торжествует над разлукой и одиночеством  приводит поэта в круг друзей. Но в стихотворении открыто выражена не эта мысль, а противоположная мысль – о неспособности воображения соединить поэта с лицейскими товарищами. Однако сама структура стихотворения, сам текст произведения есть победа воображения над действительностью. Стихотворение, открывающееся мотивом «невстречи», продолжается описанием прихода лирического героя на желанный пир. Поэт как бы переживает и проживает милый его сердцу день дважды: сначала наяву – в одиночестве, в окружении печальной и пасмурной осенней природы; затем – в радостном мире вымысла, соединяющего «затворника опального» с товарищами-лицеистами. И смеем ли мы утверждать, что горькая явь реальнее живых и зримых образов, рожденных фантазией?

Стихотворение написано Пушкиным в Михайловском между 10 и 20 октября 1825 года. Таким образом, опыт «проживания» Пушкиным «дня Лицея» 19 октября и опыт написания поэтом посвященного этому дню стихотворения совпали во времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме "А.С. Пушкин. Послание. "19 октября" (1825)

 Изучение стихотворения "19 октября" (1825 г.) по программе Т.Ф. Курдюмовой завершает начатое в 5 классе знакомство с лицейским периодом жизни А.С. Пушкина.  Уроку предшествовало опер...

Презентация к уроку литературы в 7 классе на тему "А.С. Пушкин. Послание. "19 октября" (1825)

Презентация к уроку литературы в 7 классе на тему "А.С. Пушкин. Послание. "19 октября" (1825)...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" (1825)"

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября"...

Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)

Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....

Урок литературы в 9 классе. Тема: Тема «дружества святого» в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» (1825 г.)

Урок литературы в 9 классе.  Тема "дружества святого" в стихотворении А.С. Пушкина "19 октября" (1825 года)...

Конспект урока литературы «Лицейская дружба в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «19 октября» (1825 г.) и «19 октября» (1827 г.).

Цели урока:  познакомить учащихся со стихами поэта, посвящёнными лицейской дружбе;  обогатить учащихся знаниями о жизни и творчестве Пушкина и его друзей – лицеистов; обучать...


 

Комментарии

Анализ выразительности или точности прочтения кем-то стихотворения или анализ самого стихотворения?