Материалы по произведениям А. С. Пушкина.
консультация по литературе (10 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_k_napisaniyu_sochineniya_po_proizvedeniyam_a.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к написанию сочинения по произведениям А. С. Пушкина.

Следует организовать комплексное повторение творчества А. С. Пушкина в 10 - 11 классе. Провести сочинение. Жанры. Лирика, «Евгений Онегин», повести, можно по темам поэзии и поэта, дружбы, любви, природы, истории. Учителю нужно определить цитаты из стихотворений Пушкина, от которых можно оттолкнуться при написании любого сочинения по творчеству А.С. Пушкина. Если сочинение посвящено жанру или лирике поэта (элегиям, дружеским посланиям, вольнолюбивой, философской лирике или теме поэта и поэзии), то можно начать с тезиса о полноте и многообразии творчества Пушкина, а затем перейти к конкретному жанру. А.А. Григорьев «Пушкин – наше все»; В.С. Соловьев «В радужной поэзии Пушкина – все цвета». Современники Пушкина называли его Прометеем (имя морского божества греческой мифологии, имеющего свойство принимать различные обличья). Можно обратиться к стихотворению «Эхо» 1831. Оттолкнувшись от этого стихотворения, можно сказать об отзывчивости поэта на самые разные явления и вопросы жизни. Обсуждение тем этических, социально-исторических, метафизических начинаем с четвертой строфы «Памятника». Этические проблемы – общее этическое значение «чувства добрые» и «милость». Историческая проблема – зависимость человека от «века», формула из «Скупого рыцаря»: «Ужасный век, ужасные сердца!» и о личной ответственности человека в любой «век». Философская сторона – тот же «Памятник» и те же строки. Какой бы жанр не был в теме сочинения, его всегда рассматриваем с точки зрения эволюции пушкинского творчества. Например, дана драма Пушкина. Философия, бесстрастие, государственные мысли историка – никакого предрассудка, любимой мысли – это все реализовано в драме Пушкина. Сложность «маленьких трагедий» - в многомерности их конфликтных ситуаций. Это конфликты:

- исторические (власть меча и денег), «Каменный гость» - средневековая мораль и ренессансный демонический артистизм;

- человеческие личности («Моцарт и Сальери»): зависть мастера, творящего по правилам, к гению, творящему по свободному вдохновению;

- различные силы в душе самой личности (честь и скупость в душе Барона);

- личности и века, среда и обстоятельства.

Сочинение по прозе Пушкина – стремление к прозе во второй половине 20-х годов и преобладание прозы в его творчестве 30-х годов. «Простота» прозы только внешняя – в ней всегда два плана, явный и скрытый. Например, «Повести Белкина» анекдоты, но за ними грустное созерцание жизни. Загадка жизни. Мы можем только догадываться о мотивах и судьбе Сильвио («Выстрел»). Другой внешний план – внешний. За ним ирония писателя по поводу любых литературных схем. Все это относится и к исторической прозе Пушкина. Своеобразие сочетания историзма и гуманизма «Дубровский», «Капитанская дочка». Историзм в указании на «интересы» борющихся сторон, у каждой стороны «своя правда». Способность к пониманию другого человека, к милости и прощению.

Этапы эволюции поэм: первый – условно сказочные («Руслан и Людмила»), второй – романтические  («Кавказский пленник»), третий  - переломный «Цыгане», четвертый – историческая поэма «Полтава», пятый – повесть «Медный всадник».

В «Кавказском пленнике» Пушкин ввел нового героя, показав в нем преждевременную старость души, отличительной черте молодежи 19 века.  Далее в «Цыганах» тема превращается в тему «лишнего человека». Позже направление историзма «Полтава» - столкновение  личности и исторической необходимости. Роман в стихах «Евгений Онегин» писался более восьми лет, стал свидетельством эволюции своего автора; авторская эволюция стала центральной темой «Евгения Онегина». Образ автора изменяется вместе с героем. Пушкинская лирика – вольнолюбивая, любви и дружбы, тема поэта и поэзии, природа и философия. Ранняя лирика любви дружбы – условная лирика, в дружеской и любовной лирике лицейского и петербургского периода поэт в «античной» маске. Это «повеса праздный», «ленивец». В послании «К Чаадаеву» поэт отказывается от круга «частных» тем, любовное чувство перерастает в гражданское. А через шесть лет поэт присягает дружбе. Переломным стало стихотворение «19 октября» (1825), с него начинается цикл стихотворений о Лицее. С 20-х годов дружба для Пушкина ценность в меняющемся мире. Первые любовные стихотворения – романтика, на первом месте стоит элегия. Оплакивание молодости и любви. «Погасло дневное светило», «Я пережил свои желанья». Во второй половине 20-х годов элегия уходит, а появляется драматизм, сочетание противоположных чувств. Сочетание лаконизма и глубины, скупость выразительных средств на стилистическом уровне. «Сожженное письмо», «Я помню чудное мгновенье». В ранней лирике о природе условный пейзаж, пастораль. Далее экзотический пейзаж. Переломное стихотворение «К морю» (1824). После него созданы лучшие произведения, посвященные природе. Картины русского леса, зимней бури с ее народным чудесным; поэзия русской деревни. «Зимний вечер», «Осень». Философская лирика – итог эволюции в поэзии Пушкина. Ее ключевые слова – «духовная жажда». Тема жизни и смерти – бессмертие. «Не дай мне Бог сойти с ума», «Вновь я посетил». Опорные стихотворения по темам «Вольнолюбивая лирика» и «Поэт и поэзия». На первом этапе Пушкин присягает на верность общественному идеалу – жертвенного гражданского служения («Вольность», «Деревня»). В 1824 году этот идеал теряет былую силу. Тема уходит из гражданской лирики в стихотворения о поэте и поэзии. («Поэт и толпа»). В последние годы борьба за «безусловные права вдохновенья». «Поэт», «Эхо». Итоговое стихотворение «Памятник» (1836).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Урок русского языка в 7 классе на едином лексическом материале (по произведениям А.С.Пушкина). "Причастие"

Тип: повторение и обобщениеЦели:1. Повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения...

Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)

Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...

Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».

Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...

Театральная постановка по произведению А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в рамках XVI городского Пушкинского праздника "Пока в России Пушкин длится

С октября 2001 года в нашем городе проходит городской Пушкиснкий праздник. В рамках этого грандиозного и всеми любимого мероприятия проводятся различные конкурсы. Завершением праздника является Пушкин...

План и материалы к сочинению по произведению А.С. Пушкина " Дубровский"

Работа над сочинением, беседа по вопросам плана, сравнение своего представления о героях с образами картины ПУКИРЕВА...

"Изучение воинских званий на примере произведения А.С.Пушкина "Капитанская дочка", материалов исследовательской работы о героизме воинов - разъезженцев в период с 1941 - 2020 годы.

Цели урока:1. образовательные: изучение воинских званий на примере произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», материалов исследовательской работы о героизме воинов - разъезженцев в пери...