"По праву памяти"
учебно-методический материал (литература, 11 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Поэма А. Твардовского По праву памяти"  на семинарском занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_tvard._po_pravu_pamyati.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

А. Твардовский. «По праву памяти»

Поэма «По праву памяти» создавалась в шестидесятые годы, но была опубликована много лет спустя. Твардовский остро реагирует на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов. Инсценированное дело Солженицына, процесс Синявского и Даниэля, заказные статьи – доносы (например, «письмо одиннадцати»), сфабрикованные «письма трудящихся» - приметы того времени. Поэма «По праву памяти» представляет собой трехчастную композицию. Автор называл ее триптихом, но чаще всего лирической поэмой. Предпочтительней провести семинар по плану.

  1. Творческая история поэмы. Ее судьба (Вступительное слово учителя)
  2. Жизненные реалии 30-40-х годов, их осмысление Твардовским. Образ Сталина, развенчание его культа.  Тема «пяти слов», ее движение и развитие (Выразительное чтение главы «Сын за отца не отвечает». Краткие выступления учащихся. Беседа о содержании и стилистическом строе главы.)
  3. Автор в поэме. Исповедальные и биографические мотивы в главе «Перед отлетом». Жизненное и поэтическое кредо Твардовского, его реализация во вступлении, в главе «О памяти». Афоризмы Твардовского. (Выразительное чтение отдельных фрагментов, смысловой и стилистический комментарий к тексту.)

В рабочей тетради Твардовского есть запись: «Сегодня, кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Эта живая, необходимая мысль моей жизни (и куда как не только моей!)». Глубок эмоционально-психологический подтекст поэмы. Это исповедь-покаяние, исповедь-обвинение. В стихах то звучит лирическая интонация, то они становятся публицистикой, то в размышления нравственного характера вплетаются жизненные реалии. Цельность поэме придает личность самого автора, монологическая форма повествования. Поэма открывается поэтической декларацией, в которой выражено жизненное кредо поэта.

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, -

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой…

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой.

Для Твардовского память и правда – понятия-синонимы.

Первая глава «Перед отлетом» - поэт-лирик, его воспоминания, окрашенные в элегические тона. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой и можно вести разговор о самом сокровенном. К этому их побуждали сами обстоятельства: друзья покидали отчий дом. Высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта раскрывают их духовный облик. Два друга – «мыслитель и поэт» - прекрасны. Лирическая концовка главы исполнена глубокого смысла: жизнь проходит, но верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.

Первая и вторая главы контрастны по своей интонации. Очень ярко представлено время. Характеристика 30-х годов может служить историческим обоснованием биографической ситуации, в которой оказался Твардовский, сын раскулаченного крестьянина. Душевный переворот в оценке прошлых лет, фигуры Сталина и всего, что связано было с этой фигурой в жизни народа.

Вторая глава занимает особое место в поэме. Является ключевой, держит всю поэму. Образ Сталина, картина порядков, им насаждаемых, дана в поэме крупно, бескомпромиссно: «Сын за отца не отвечает». Мысль автора предметна. Использована своеобразная лексика: «несмываемая отметка», «враг народа»…

В тему «пяти слов» Твардовский вписывает разные трагические мотивы:

- судьба крестьянства, искореженная «великим переломом»;

- судьбы целых народов, «брошенных в изгнанье»;

- судьбы тех, кому просчеты Главнокомандующего пришлось оплатить вдвойне.

О трагедии народа поэт знал не понаслышке. В тайге Урала оказался отец поэта, мать, четверо младших братьев и сестер поэта. Неизвестна судьба старшего брата Константина. Судьбу наших военнопленных разделил младший брат поэта Иван, оказавшийся после войны в лагере на Чукотке. В поэме Твардовский выступил не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения. Он мыслит не отвлеченными категориями, а его волнует судьба конкретных людей. Детали. Из них возникает образ. В портрете отца значимая деталь – руки. Твардовского поразила наивность отца, что все встанет на свои места. Это подлинная трагедия души трудового человека. «О памяти» - особая глава. Она синтезирует авторские мысли, мотивы, заявленные в ее названии. Глава полемична. Размышляет поэт о забвенье и памяти. Глава написана в свободной манере, «разговорной», где поэтическая мысль облечена в риторическую форму. Весь строй стихотворного текста создает целостное представление о мироощущении поэта. Автор все мерит совестью, правдой и памятью. Все это помогает уточнить понятие гражданственности как такой позиции, которая требует от человека величайшего мужества, верности высоким идеалам. Это такой уровень нравственного развития личности, когда раздумья о судьбах страны становятся глубоко личными. Глава третья поэмы – перекличка с поэмой «За далью – даль». Это как своего рода поэтический диалог.

И даром думают, что память

Не дорожит сама собой,

Что ряской времени затянет

Любую быль,

Любую боль.

Нет, все былые недомолвки

До молвить ныне долг велит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По праву памяти живой

Презентация к уроку по творчеству А.Т.Твардовского...

Внеклассное мероприятие по теме: «По праву памяти»

Вопросы понимания цены Победы в Великой Отечественной войне с каждым годом становятся всё острее. Всё больше приходится педагогам прикладывать сил, умения, фантазии для изобретения различных форм меро...

А.Т. Твардовский. По праву памяти

Урок литературы в 11 классе...

Правила работы с памятью

Приемы работы с текстом, облегчающие его запоминание при пересказе, как в устной форме, так и в письменной (изложение)....

сценарий митинга ко Дню Победы "По праву памяти"

сценарий митинга ко Дню Победы "По праву памяти"...

Методическая разработка урока обществознания по теме Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста )

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Установлен этот день был  Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года, одним из инициаторов принятия это...