Учебное пособие по литературе "Историко-литературный процесс: литературные направления"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Богачёва Галина Геннадьевна

Учебное пособие «Историко-литературный процесс. Литературные направления» представляет собой мультимедийную презентацию обучающего характера, предназначенную для уроков литературы в 8 – 9 классах и для индивидуального использования школьниками. Она даёт основополагающие знания о классицизме, сентиментализме, романтизме и реализме в контексте исторической эпохи, в связи с развитием искусства в целом.

Пособие позволяет не только получить представление о каждом из четырёх литературных направлений, но и выделить их отличительные особенности, сопоставить характерные сюжеты, жанры, тип героя и стиль речи.

В презентации использованы 50 медиаиллюстраций. Слайд № 2 «Литературное направление» является главным. Он содержит гиперссылки, с помощью которых можно открыть нужную тему. По завершении темы можно вернуться на главный слайд.

Скачать:


Подписи к слайдам:

реализм
романтизм
сентиментализм
Богачёва Галина Геннадьевна, МБОУ «СОШ № 21» г. Владимира
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ классицизм классицизм
реализм
романтизм
сентиментализм
Завершить показ
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ объединяет писателей одной исторической эпохи, связанных общим пониманием жизненных ценностей и эстетического идеала, создаёт свой тип героя, имеет характерные сюжеты, свой стиль речи и излюбленные жанры, перекликается с другими видами искусства. сентиментализм
романтизм
классицизм
реализм
Н. Буало
Н.М.Карамзин
Байрон
А.С.Пушкин
А.Н.Радищев
Г.Р.Державин
Д.И.Фонвизин
М.В.Ломоносов
Мольер
В.А.Жуковский
Л.Н.Толстой
А.Н.Островский
Ф.М.Достоевский
И.С.Тургенев
Н.В.Гоголь
М.Ю.Лермонтов
К.Ф.Рылеев
ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ Классицизмконец XVII – начало XIX века
Сентиментализмвторая половина XVIII – начало XIX века
Романтизмконец XVIII – начало XIX века
Реализмс 30-х годов XIX века
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
Утверждение абсолютной монархии
Народно-освободительные войны в Европе, Америке. Буржуазия – новая общественная сила
Великая французская революция и разочарование в её итогах
Осмысление итогов революций, поиск реальных путей пересоздания действительности
В России1773 - 1775 - Пугачёвский бунт и его подавление
В Россиипротивостояние дворянской и разночинно-демократической культур
В РоссииОтечественная война 1812 г.Народ – истинный герой войны – закрепощён и бесправен.Ощущение разочарованности, неудовлетворённости в русском обществе.

В РоссииXVIII век
Пётр I
Елизавета Петровна
ᨁ〔࿲࿳(蔈〔ǰlරਸ਼ᓑ྆鐻ȁਸ਼ളᑉ྆,န$࿱܀䐄ৄ섅Ćƿǿzakon1катерина IIྡࠀྪЉH鐁ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿
14 декабря 1825 г. – восстание на Сенатской площади
Екатерина II
Классицизм
главенство государственных интересов над личными; культ нравственного долга; культ разума, рационализм
Сентиментализм
главенство чувства, а не разума; высшая ценность – человек, а не государство; природа – мерило всех ценностей; идея нравственного равенства людей
Романтизм
Sentimental (англ.) - чувствительный
Classicus (лат.) - образцовый
Romantique(фр.)–таинственное, нереальное
неприятие бездуховности реальной жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; утверждение самоценности духовно- творческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; свобода
Реализм
Realis (лат.) – вещественный, действительный
стремление к познанию человека и мира; открытие законов существования человека и общества
Утверждаемые жизненные ценности Строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы
Естественность, преданность «натуре», органическая связь с природой
Изображение желаемого – мира мечты
Верность действительности, передача сущности жизни, значительность идей
Классицизм
Простота, стройность, логичность композиции произведения
Правило «трёх единств» в драматургии:места (1 дом)времени (1 день)действия (1 конфликт)
Искренность, простота, поэтичность, растроганность, умиление и грусть
Сентиментализм
Свобода, мощь, неукротимость, бурный порыв
Романтизм
Изображение жизни в её развитии
Принцип историзма
Принцип народности
Психологизм; высокая художественность
Реализм
Эстетический идеал
Природа как выражение стихийного начала жизни, свободы
ТИПГЕРОЯ
1. Чёткое деление героев на положительных (делает выбор в пользу разума) и отрицательных2. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели3. Выделение одной ведущей черты в характере героя (скупец, хвастун, глупец)
КЛАССИЦИЗМ
1. Деление героев на положительных (наделенный богатым душевным миром простолюдин) и отрицательных (жестокосердный представитель власти)2. Главный герой произведения – обыкновенный человек
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Типизация характеров(слитность типичного и индивидуального).Новые типы героев:тип «маленького человека»(Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин);тип «лишнего человека»(Онегин, Печорин, Обломов);тип «нового» героя (нигилист Базаров)
РЕАЛИЗМ
Исключительность романтического героя: 1. Сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе2. Внутренняя раздвоенность3. Одиночество4. Трагическая судьба5. Поиски идеала и мечты6. Воплощение романтического бунта против действительности
РОМАНТИЗМ
Митрофан и Простакова из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
О.А.Кипренский. Бедная Лиза1827
К.Брюллов. Гадающая Светлана
Кукрыниксы. Иллюстрация к повести «Шинель» Н.В.Гоголя
П.Соколов. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Иллюстрация к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
М.Врубель. Демон
Л.Пастернак. Исповедь Мцыри
Сюжеты из античной и отечественной истории.Героические судьбы.Поединок страсти и долга.
Классицизм
Подробно и объективно воссозданные картины национального быта.Изображает отношения человекаи окружающей среды.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.
Реализм
Отдельные ситуации будничной жизни.Дни в трудах на лоне природы.Изображение крестьянского быта (часто в пасторальных тонах).
Сентиментализм
Конфликт героя и общества.Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах:экзотические страны, нецивилизованные народы, потусторонний мир
Романтизм
А.Г.Венецианов. На пашне. Весна
́〔ВҲ뀮ਂі’Ђǻї䄄'섅Ŀƿǿ̿쎀쎁οБрюллов ПомпеяPicture 4Брюллов ПомпеяƁwᓿයĆ뀯ਂЈ<Ђ謬ڶ…‡ƁࠀƃࠀƿǀࠀǿȁࠀCտֿ׿ؿȷ௎ᐜഹrྟྠBК.Брюллов. Последний день Помпеиྡ"ࠀ"ɆlˬwТЫྡࠀ ȶlϼȏኃ಼뀛ȁƴщ्ࠕ,န$࿱܀䐄ஸ́〔€Ҳ뀙ਂіX…‡䄄섅ĆƁࠀƃࠀƿǀࠀǿȁࠀРисунок1_0ϼȏኃ಼Ī뀚ਂЈ<Ђ頠ڶ…‡ƁࠀƃࠀƿǀࠀǿȁࠀCտֿ׿ؿ҄୆ሩౖ–ྟྠbА.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773ྡ2ࠀ2ƨl௵ƴᓑࠕ뀷ȁƴ௵ᓑࠕ,န$࿱܀䐄ྠ́〔TҲ뀴ਂS$䄄)섅Ćǿ쎁2௵ƴᓑࠕР뀵ਂЈ<Ђ饼ڶ…‡Ɓࠀƃࠀƿǀࠀǿȁࠀ௵ݠᓑࠕ\ྟྠ,И.Шишкин. Сосновый борྡࠀȊl௵ƴᓑࠊ뀻ȁƴ௵ᓑࠊ,န$࿱܀䐄ל́〔ЉҲ뀹ਂS2䄄+섅Ćƿ쎁p0000016௵ƴᓑࠊ ࿲࿳t蔈〔ь뀺ਂЈ<Ђꇰڶ…‡ƁࠀƃࠀƿǀࠀǿȁࠀCտֿ׿ؿణ܅ᒤߨhྟྠ6И.Е.Репин. Бурлаки на ВолгеྡࠀH뀁ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿
К.Брюллов. Последний день Помпеи
И.Айвазовский. Радуга
СЮЖЕТЫ
А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773
́〔TҲ뀴ਂS$䄄)섅Ćǿ쎁2௵ƴᓑࠕР뀵ਂЈ<Ђ饼ڶ…‡Ɓࠀƃࠀƿǀࠀǿȁࠀ௵ݠᓑࠕ\ྟྠ,И.Шишкин. Сосновый борྡࠀȊl௵ƴᓑࠊ뀻ȁƴ௵ᓑࠊ,န$࿱܀䐄ל́〔ЉҲ뀹ਂS2䄄+섅Ćƿ쎁p0000016௵ƴᓑࠊ ࿲࿳t蔈〔ь뀺ਂЈ<Ђꇰڶ…‡ƁࠀƃࠀƿǀࠀǿȁࠀCտֿ׿ؿణ܅ᒤߨhྟྠ6И.Е.Репин. Бурлаки на ВолгеྡࠀH뀁ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿
И.Шишкин. Сосновый бор
И.Е.Репин. Бурлаки на Волге
Высокие: ода, эпическая поэма, трагедияСредние: научная поэзия, элегия, сонет, посланиеНизкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира
КЛАССИЦИЗМ
Семейный роман, дневник, исповедь, письма, путевые заметки, мемуары, элегия, послание, чувствительная повесть(пишутся от 1-ого лица)
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Рассказ, очерк, повесть, роман, поэма, драма, роман-эпопея, поэма-эпопея, эпический цикл(Цель – всестороннее изображение мира)
РЕАЛИЗМ
Роман, повесть, роман в письмах, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе)
РОМАНТИЗМ
ЖАНРЫ
Д.Левицкий. Екатерина II
В.Боровиковский. Екатерина II
В.А.Жуковский
И.Репин. Портрет А.Рубинштейна
классицизм
реализм
романтизм
сентиментализм
Живописный портрет Классицизмконец XVII – начало XIX века
Утверждение абсолютной монархии

В РоссииXVIII век
Пётр I
Елизавета Петровна
Екатерина II
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
Утверждаемые жизненные ценности
Классицизм
главенство государственных интересов над личными; культ нравственного долга; культ разума, рационализм
Classicus (лат.) - образцовый
Эстетический идеал
Строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы
Простота, стройность, логичность композиции произведения
Правило «трёх единств» в драматургии:места (1 дом)времени (1 день)действия (1 конфликт)
Классицизм
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССИЦИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ
Н. Буало
Г.Р.Державин
Д.И.Фонвизин
М.В.Ломоносов
Мольер
ТИП ГЕРОЯ
1. Чёткое деление героев на положительных (делает выбор в пользу разума) и отрицательных2. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели3. Выделение одной ведущей черты в характере героя (скупец, хвастун, глупец)
КЛАССИЦИЗМ
Митрофан и Простакова из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Д.Левицкий. Екатерина II
Сюжеты из античной и отечественной истории.Героические судьбы.Поединок страсти и долга.
Классицизм
СЮЖЕТЫ
А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773
Высокие: ода, эпическая поэма, трагедияСредние: научная поэзия, элегия, сонет, посланиеНизкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира
КЛАССИЦИЗМ
ЖАНРЫ
Сентиментализмвторая половина XVIII – начало XIX века
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
Народно-освободительные войны в Европе, Америке. Буржуазия – новая общественная сила
В России1773 - 1775 - Пугачёвский бунт и его подавление
Сентиментализм
главенство чувства, а не разума; высшая ценность – человек, а не государство; природа – мерило всех ценностей; идея нравственного равенства людей
Sentimental (англ.) - чувствительный
В.Боровиковский. Екатерина II
Утверждаемые жизненные ценности
Естественность, преданность «натуре», органическая связь с природой
Искренность, простота, поэтичность, растроганность, умиление и грусть
Сентиментализм
Эстетический идеал
ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ
Н.М.Карамзин
А.Н.Радищев
1. Деление героев на положительных (наделенный богатым душевным миром простолюдин) и отрицательных (жестокосердный представитель власти)2. Главный герой произведения – обыкновенный человек
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
О.А.Кипренский. Бедная Лиза1827
ТИП ГЕРОЯ
Отдельные ситуации будничной жизни.Дни в трудах на лоне природы.Изображение крестьянского быта (часто в пасторальных тонах).
Сентиментализм
А.Г.Венецианов. На пашне. Весна
СЮЖЕТЫ
Семейный роман, дневник, исповедь, письма, путевые заметки, мемуары, элегия, послание, чувствительная повесть(пишутся от 1-ого лица)
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
ЖАНРЫ
Романтизмконец XVIII – начало XIX века
Великая французская революция и разочарование в её итогах
В РоссииОтечественная война 1812 г.Народ – истинный герой войны – закрепощён и бесправен.Ощущение разочарованности, неудовлетворённости в русском обществе.
14 декабря 1825 г. – восстание на Сенатской площади
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
Утверждаемые жизненные ценности
Романтизм
Romantique(фр.)–таинственное, нереальное
неприятие бездуховности реальной жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; утверждение самоценности духовно- творческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; свобода
Байрон
В.А.Жуковский
М.Ю.Лермонтов
К.Ф.Рылеев
Изображение желаемого – мира мечты
Свобода, мощь, неукротимость, бурный порыв
Эстетический идеал
Природа как выражение стихийного начала жизни, свободы
Романтизм
ТИПГЕРОЯ
Исключительность романтического героя: 1. Сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе2. Внутренняя раздвоенность3. Одиночество4. Трагическая судьба5. Поиски идеала и мечты6. Воплощение романтического бунта против действительности
РОМАНТИЗМ
К.Брюллов. Гадающая Светлана
М.Врубель. Демон
Л.Пастернак. Исповедь Мцыри
Конфликт героя и общества.Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах:экзотические страны, нецивилизованные народы, потусторонний мир
Романтизм
К.Брюллов. Последний день Помпеи
И.Айвазовский. Радуга
СЮЖЕТЫ
Роман, повесть, роман в письмах, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе)
РОМАНТИЗМ
ЖАНРЫ
Реализмс 30-х годов XIX века
Осмысление итогов революций, поиск реальных путей пересоздания действительности
В Россиипротивостояние дворянской и разночинно-демократической культур
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
Утверждаемые жизненные ценности
Реализм
Realis (лат.) – вещественный, действительный
стремление к познанию человека и мира; открытие законов существования человека и общества
А.С.Пушкин
Л.Н.Толстой
А.Н.Островский
Ф.М.Достоевский
И.С.Тургенев
Н.В.Гоголь
Верность действительности, передача сущности жизни, значительность идей
Изображение жизни в её развитии
Принцип историзма
Принцип народности
Психологизм; высокая художественность
Реализм
ТИПГЕРОЯ
Типизация характеров(слитность типичного и индивидуального).Новые типы героев:тип «маленького человека»(Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин);тип «лишнего человека»(Онегин, Печорин, Обломов);тип «нового» героя (нигилист Базаров)
РЕАЛИЗМ
Кукрыниксы. Иллюстрация к повести «Шинель» Н.В.Гоголя
П.Соколов. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Иллюстрация к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Подробно и объективно воссозданные картины национального быта.Изображает отношения человекаи окружающей среды.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.
Реализм
СЮЖЕТЫ
И.Шишкин. Сосновый бор
И.Е.Репин. Бурлаки на Волге
Рассказ, очерк, повесть, роман, поэма, драма, роман-эпопея, поэма-эпопея, эпический цикл(Цель – всестороннее изображение мира)
РЕАЛИЗМ
ЖАНРЫ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков"

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей иностранных языков. Материал данного пособия содержит информацию о значении ролевых игр на уроках иностанных языков, а также примеры лексических,...

Электронное учебное пособие к программе элективного курса по литературному краеведению для учащихся 10 класса «О, Еравна, размах твоих широк…»

Важным инструментом организации литературного краеведческого исследования является разработанное учителем  электронное учебное пособие. Новизна и уникальность антологии у...

"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы

Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...

Применение технологии web-квеста в процессе учебной деятельности на уроках информатики и ее направленность на формирование УУД

Технология web-квест:—Web-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. —В технологии web-кв...

Учебное пособие на тему: «СДАЮ ГИА! ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС В КОДИФИКАТОРЕ ЕГЭ»

Здравствуй, Уважаемый читатель!В твоих руках пособие «Сдаю ГИА! Избирательное право и процесс в кодификаторе ЕГЭ».Данное пособие предназначено для формирования у обучающихся 10-11 классов ...

Учебное пособие "Нормы русского литературного языка"

Учебное пособие написано в соответствии с образовательной программой для средних учебных заведений. Оно включает теоретический и практический материал, посвященный нормам русского литературного языка....