Лингвопоэтический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»
методическая разработка (литература, 5 класс) на тему

Мухина Светлана Юрьевна

Методичекая разработка урока литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f.i.tyutchev_est_v_oseni_pervonachalnoy.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5 

Тема: Лингвопоэтический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»

Цель: 

- познакомиться с правилами лингвопоэтического анализа текста;

- научиться правильно читать и воспринимать поэтический текст, чувствовать живую связь стихотворной формы и лирического содержания.

Ход урока

I. Слово учителя

- Сегодня на уроке мы будем анализировать стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»

Вы его читали дома, некоторые учили наизусть.

Вам предстояло ответить на вопросы:

  1. О чем это стихотворение (тема)
  2. Какова его главная мысль (идея).

Прежде чем ответить на вопросы, давайте еще раз прочтем его.

II. Чтение стихотворения учителям.

- Какие слова и выражения в тексте нуждаются в дополнительном объяснении, истолковании.

Лучезарны – сверкающие, сияющие (ясная погода, вечерняя заря долго не  гаснет, небо светлое).

Лазурь – синева, светло – синий цвет (небо светлого цвета)

Бодрый серп – серп – орудие труда для срезывания хлебных злаков.

Бодрый – полный сил, деятельности, энергии

- Как вы понимаете выражение «бодрый серп гулял»?

Это метафора. Автор изображает труд, энергичный, радостный, приносящий удовлетворение.

«Гулял»:

 1.совершал прогулку (здесь: переносное значение)

 2.перемещался в разных направлениях.

Оба значения уместны в данном случае.

Праздная (борозда) – ничем не занятая, без дела (здесь: сжатая, убранная).

Пустеет воздух – становится пустым.

-  А как вы это понимаете? (осенью пропадает мошкара, насекомые, не слышно их гудения, жужжания).

III. Лингвопоэтический анализ стихотворения.

Попробуем теперь найти слова (назовем их ключами, в которых содержится понимание смысла текста).

          Дивная пора                      простор                      осень

Отдыхающее поле

(слов может быть больше, в результате общей работы лишние «отсеиваются»)

- Выясним лексическое значение данных слов и, объясним, какое значение они приобретают в тексте.

Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.

 - Чем же эта пора (время) прекрасна? С какими словами это слово связано? («день… хрустальный», т.е. очень прозрачный). Сравним слова «хрустальный» и «прозрачный». Одинаково ли их значение в тексте стихотворения?

(Нет, «прозрачный»- пропускающий сквозь себя свет. А «хрустальный - это еще и сверкающий, обладающий своеобразным мелодичным звоном. Выражение «хрустальный» более точное, передающее ясность. Прозрачность дня, когда умолкает пенье птиц («птиц не слышно боле»), и в наступившей тишине наиболее различимы, становятся отдельные звуки.)

Простор – свободное пространство.

После того как на полях все убрали, становится действительно просторно:

где раньше стояли стеной, может быть, выше человеческого роста колосья, теперь пусто, все хорошо видно. Простор – то, что не стесняет взора, не имеет преград.

 Осень – время года, когда заканчиваются полевые работы. Именно осенью наблюдаются перечисленные выше явления.

 Отдыхающее (поле) – отдыхом восстанавливающее силы, чтобы на     следующий год вновь повторился цикл полевых работ. (Прием олицетворения).

 - Так о чем же это стихотворение?

(Это стихотворение о прекрасной осенней поре, с ее своеобразными красками, простором, чистотой, незыблемостью)

В стихотворении утверждается мысль о вечной красоте природы, красоте жизни.

Тютчев удивительно верно изобразил фрагмент картины под названием Жизнь: все проходит, и все повторяется.

И каждое мгновение жизни прекрасно.

- Какое самое – самое главное слово из числа ключевых вы назовете? (Дивная).  

Именно слово дивная является стержневым, т.к. весь последующий текст – это расшифровка, пояснение главного. Идея стихотворения – красота и умиротворенность природы.

IV. Домашнее задание: выписать из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь» ключевые слова, объяснить, почему они ключевые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...

Различные способы интеграции Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Опыт анализа поэтического произведения.

Различные способы интеграции. Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт анализа поэтического произведения....

Вопросы к лингвистическому анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

В разработке составлены вопросы к полному анализу стихотворения....

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Осенняя роза"

ОСЕННЯЯ РОЗА  Осыпал лес свои вершины,Сад обнажил свое чело,Дохнул сентябрь, и георгиныДыханьем ночи обожгло. Но в дуновении морозаМежду погибшими одна,Лишь ты одна, царица-роза,Благоуханна ...

Материалы конкурса стихотворений «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» по произведениям русских поэтов для учащихся средней школы

Осень в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы....