Конспект открытого урока на тему "Любовь в жизни Базарова. Базаров и Одинцова" (10 класс).
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Куртесова Ольга Петровна

Вид урока:  урок-постановка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_v_zhizni_bazarova._bazarov_i_odintsova.rar15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная  общеобразовательная школа»  пгт. Троицко-Печорск

Конспект урока

«Любовь в жизни Базарова.

 Базаров и Одинцова»

(10 класс)

                                                           

     Автор: Куртесова                    

Ольга Петровна,

         учитель русского языка

                                                                                 и литературы.

пгт. Троицко – Печорск

 2013 год

Цель: Выяснить, какую роль сыграла любовь в жизни главного героя.

Задачи:

  1. Развивающие – развивать познавательные умения, умения высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения; способствовать  развитию творческих способностей учащихся
  2. Воспитывающие – способствовать воспитанию уважительного отношения к чувствам другого человека.
  3. Обучающие – способствовать самостоятельному конструированию новых знаний.

Тип  урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: Урок - постановка

Приемы: беседа, устный опрос учащихся, работа с текстом, работа с иллюстрациями.

Методы: диалогический, наглядно-иллюстративный,  проблемный, практический.

Использованные технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология.

Виды деятельности: Познавательная, проблемно-ценностное общение.

Планируемые результаты: Учащиеся выяснят, какую роль сыграла любовь в жизни Евгения Базарова;  расширят свои знания по произведению Тургенева;  продолжат развитие коммуникативных навыков.

Оборудование урока:  иллюстрации, «костюмы» главных героев.

План урока

Ход урока

Организа

ционный момент

Цель урока

Постановка проблемного

вопроса

Стадия вызова

Ученик - Тургенев

Стадия

осмысления новой информации

Работа с иллюстра-

циями

Ученик - Базаров

Ученик - Тургенев

Ученик - Тургенев

Ученик - Тургенев

Физминутка

Инценирова-

ние (Базаров и Одинцова)

Ученик- Тургенев

Ученик-Базаров

Ученик- Тургенев

Рефлексия

 

Дача домашнего задания.

- Назовите любовные линии в романе.

- Какая из перечисленных любовных линий, на ваш взгляд, самая интересная? Почему?

Итак, тема нашего урока «Любовь в романе Тургенева «Отцы и дети» (Базаров и Одинцова.. Любовь в жизни Базарова).

Да, в романе любовных линий несколько, но на уроке мы попытаемся выяснить, какую роль сыграла любовь в жизни главного героя, проследим взаимоотношения  Базарова и Одинцовой, обратим внимание на то, чему учит Тургенев, писатель 19 века, нас, читателей  века 21.

  Из содержания урока мы должны сделать вывод: Каким же сердцем наделил Тургенев своего героя – страстным или «холодным и равнодушным»? «Унижает» автор или «возвышает» Базарова в любви?

 На уроке мы будем говорить о любви.

-Знакомо ли вам чувство любви? Что такое любовь?

(ответы учащихся)

- А какое толкование слова «любовь» дает словарь?

Любовь – чувство глубокой привязанности, преданности, основанное на признании достоинства, на общих целях, интересах; чувство, вытекающее из отношений близкого родства, дружбы; чувство горячей сердечной склонности, влечения к лицу другого пола.

-А что думали о любви во времена Тургенева? И сам Тургенев?

 В атмосфере праздности, характерной для «дворянских гнезд», любовь была чувством, которое культивировалось и поэтизировалось. Считалось, что все тонкости и нюансы этого чувства доступны лишь утонченным дворянским натурам. Недаром еще Карамзину пришлось доказывать, что и «крестьянки любить умеют».

  Тургеневу более чем кому-либо из русских писателей был открыт идеальный смысл любви.

«Свет любви для меня никогда не ограничивался желанием физического обладания. Он был для меня путеводной звездой к торжеству красоты и бессмертия…Любящий человек прекрасен, духовно окрылен»

 По мысли Тургенева, в человеке есть неподвластная ему стихийная сила чувств. Поэтому все его герои проходят испытание любовью, своего рода проверку на жизнеспособность.

  Любовь – нежное, ласковое и в то же время такое опасное и коварное чувство. Оно приходит незаметно, но готовиться к ее приходу надо заранее. От того, как ты поведешь себя в этой ситуации, может зависеть дальнейшее развитие событий.

- А был ли готов Базаров к любви?

- Каковы взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой?

(Сообщение учащегося)

- Согласны ли вы со взглядами Базарова на любовь до встречи с Одинцовой?

- От кого впервые услышал Базаров об Одинцовой?

(слова Ситникова и Кукшиной об Одинцовой)

- Где впервые увидел Базаров Одинцову?

- Дайте ее описание.

- Почему Тургенев показывает портрет Одинцовой глазами Аркадия?

У нас нет иллюстрации портрета Одинцовой; найдены два портрета женщин того времени, которые могут приблизить нас к образу Одинцовой. На ваш взгляд, которая из этих иллюстраций и почему?

- Почему Базаров обратил внимание на Одинцову? Что говорит Базаров об Одинцовой?

- Что можно сказать о Базарове как о человеке, о мужчине?

Базаров считает, что в женщине ум и красота несовместимы. У него цинически-потребительский взгляд на женщину; и кажется, что Базаров не способен к прекрасному человеческому чувству, да и сам Базаров был уверен, что не способен любить).

 Когда Аркадий представил Одинцовой Базарова, то и Аркадий заметил си сам Базаров почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. «Вот те раз!  Бабы испугался!». А при прощании – покраснел.

И в следующих высказываниях об Одинцовой Базаров предстает иным :

«Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове». И словно застыдившись: «Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр». Базаров словно хочет приглушить начало того чувства, которое начинает в нем рождаться, и опять переходит на цинизм.

 Базарова эта женщина заинтересовала, поэтому он с удовольствием приглашение Одинцовой приехать к ней в имение.

 По пути Аркадия и Базарова  в Никольское, имение Одинцовой, обращает на себя внимание одна символическая деталь. Друзья ехали молча, каждый погружен в свои думы: «Поздравь меня, - воскликнул вдруг Базаров, - сегодня 22-ое июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется».

  В устах атеиста Базарова эта фраза иронична, но она приобретает роковой смысл, если вспомнить, какой святой был покровителем нашего героя.

   Читателю 19 века намек Тургенева был ясен и без специальных справок. Жития святых являлись настольною книгою и в доме патриархального дворянина и в избе грамотея-мужика.

Тургенев дал в покровители Евгению Базарову святого Евсевия  далеко не случайно, и не только потому, что разнокоренные греческие имена перекликаются по смыслу (Евгений-благородный, Евсевий – благочестивый), а различие в смысловых оттенках имен тоже по-своему знаменательно. За перекличкой этих имен Тургеневу открывалось нечто более важное – сходство и различие судеб.  Праведнику Евсею пришлось бороться с царями Констанцием и Юлианом Отступником и проявить завидное мужество в этой борьбе.

Базаров вспоминает о своем покровителе в роковой момент жизни. Бросая ему иронический вызов: « Посмотрим, как-то он обо мне печется», герой начинает опасную игру с судьбой. Он ведь знает, что святой Евсевий погиб от случайной раны и что в смерти его повинна женщина. Как сейчас Базаров с Аркадием, так когда-то Евсевий с учеником своим Мариином Богоугодным посещали город «Долихины».

  Враждебно настроенная женщина-ариания бросила в Евсевия  черепицу с крыши и «уязвила зело». От этой раны разболелся и умер Евсевий. Умирая, он завещал друзьям, бывшим при нем, никакого зла этой женщине не чинить и покинул мир со словами прощения на устах.

   Базаров, по-видимому, глубоко убежден, что ничего подобного с ним на произойдет. Но жизнь дает ему злой урок.

 Параллель с житием святого Евсевия приобретает в романе двойственный смысл. С одной стороны, она возвышает фигуру Базарова, бросая на нее отблеск национальных народно-крестьянских культурных традиций. С другой стороны, ироническое отношение героя к народным верованиям и легендам угрожает возмездием.

   Рассчитывая быть единоличным и полноправным творцом своей судьбы, Базаров  столкнется с такими пучинами жизни, которые окажутся неподвластными его самоуверенным расчетам.

- А вы верите в судьбу?

Тургенев верил в судьбу, но по-своему, без фатализма.

«У каждого человека есть своя судьба!.. Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отделяются, отчуждаются от нее и  несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из  же самих образуется … род стихии, который потом разрушительно или спасительно действует на нас же.

  Эту-то стихию я называю судьбой… Другими словами и говоря просто: каждый делает свою судьбу, и каждого она делает…»

   Мудрость Тургенева состоит в том, что он показывает разные варианты судеб. В истории Павла Петровича любовь, ради которой он бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки вытеснила из жизни всю «силу» человека и привела к духовной гибели этого по-своему хорошего человека.

 Вряд ли устраивает Тургенева и некий «средний» вариант; судьбу Николая Петровича, где все в «норме», он описывает со снисходительной иронией. Одинцову и ее мужа он развенчивает фразой в эпилоге: «они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья…пожалуй, до любви». Тургенев показывает спокойную жизнь Аркадия и Кати, основанную на дружбе и взаимопонимании.

(проводит физорг класса)

-А было ли возможно счастье Базарова и Одинцовой? Интересны ли они друг другу?

- Как ведет себя Базаров, полюбив Одинцову? Что необычного в поведении любящего человека?

- прослушайте диалог Базарова и Одинцовой. Что можно сказать о взаимоотношениях героев?

Гл. 17 диалог от слов: «Итак, вы считаете меня спокойным…существом…» до слов: «Одинцова ничего не сказала и Базаров умолк.»

- Разве сила базаровского чувства не могла растопить лед этой женщины?

Любовь – это не только чувство, не только отношение, но и поведение.

  И как раз здесь, пожалуй, самое сложное. Любви-поведению надо учиться, и самым серьезным образом. Надо много думать о том, как вести себя с любимым человеком, чтобы чувства и отношения друг к другу усиливались, а не «разваливались» на глазах.

- А умел ли Базаров «вести себя в любви»? Не спугнул ли он сам любовь в Одинцовой?

- Давайте представим, что пишет в своем дневнике Базаров после объяснения с Одинцовой.

- Сравните запись из дневника Базарова и письмо Тургенева к Полине Виардо.

«Все мое существо устремлено к Вам, как воронка. Помнится, я от Вас слышал это сравнение, я не могу им не воспользоваться, оно слишком точно подходит ко мне. О мой горячо любимый друг, постоянно, день и ночь думаю о Вас, и с какой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне, Вы можете уверенно сказать себе: «Мой образ стоит сейчас перед глазами, и он поклоняется мне». И это будет истинная правда».

- Каким должен быть, по мнению Тургенева, мужчина в любви?

- Значит, Базаров сам виноват в том, что его любовь не состоялась?

(Нет, так  как Одинцова любила спокойствие. «Нет, - решила она наконец,- спокойствие все-таки лучше всего на свете».)

 Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Все валится  у него из рук, и самозаражение его кажется не таким уж случайным: человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным.

 Но разве Базаров отказался от борьбы со своей болью, раскис, стал унижаться перед Одинцовой, как унижался Павел Петрович перед разлюбившей его женщиной? Нет, он всеми силами стремится побороть в себе отчаяние, он злится на свою боль. И кто знает, если бы не смерть, он, может быть, справился бы с этой болью!

  Тургенев показывает, что Базаров и в любви выше «уездных аристократов», в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой.

  Нигилист Базаров способен любить глубоко и сильно.

Ответы:

  1. на  проблемный вопрос (для всех учащихся): Каким же сердцем наделил Тургенев своего героя – страстным или «холодным и равнодушным»? «Унижает» автор или «возвышает» Базарова в любви?
  2. Осуждаю ли я Одинцову за то, что для нее «спокойствие все-таки лучше всего на свете»?  (Толстой назовет спокойствие «душевной подлостью")
  3. Что нового я открыл для себя в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

(2 и 3 задания – на выбор)

Использованная литература:

  1. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в.10 класс1-е полугодие. Изд. 3-е, испр.и доп. Обновленный комплект уроков. М. «ВАКО», 2005. 336с.
  2. http://www.litra.ru/composition/download/coid/00143361264590787467/
  3. http://www.litra.ru/index.php/composition/get/coid/00024501184864158680/woid/00056801184773070642/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока физической культуры по разделу «Баскетбол» в 6 «а» классе

План-конспектоткрытого урока физической культурыпо разделу «Баскетбол»в 6 «а» классе...

План-конспект открытого урока физической культуры по разделу «Волейбол» в 8 «а» классе

План-конспектоткрытого урока физической культурыпо разделу «Волейбол»в 8 «а» классе...

Конспект открытого урока "Калининградская область - свободная экономическая зона "Янтарь" для 9 класса

Данный урок является одним из уроков темы "Северо-Западнй экономический район". Данный урок сопровождается документальным фильмом о СЭЗ "Янтарь", тремя презентациями: о истории Кенигсберга, об уникаль...

План-конспект открытого урока на тему "Без шәһәрдә яшибез" (для 3 классов).

3нче сыйныфның рус төркемендә үткәрелгән ачык дәрес эшкәртмәсе (Р.З.Хәйдәрованың "Татар теле" дәреслеге буенча). Дәрескә түбәндәге максатлар куелды: 1) "Безнең шәһәр" темасын өйрәтүне дәвам итү, "кайд...

Конспект открытого урока по теме: «Повествование как тип речи. Рассказ». 6 класс.

Урок включает в себя методы ИКТ,  технологию объяснительно - иллюстрированного обучения,  технологию формирования приемов учебной работы, элементы технологии проектной деятельности (дом.зада...

Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 8-ом классе «Любовь и жизнь Роберта Бернса – The Love and Life of Robert Burns»

Урок является заключительным в системе занятий по теме «Творчество Роберта Бернса», поэтому обучающей целью является обобщение материала по биографии и творческой деятельности Бернса. Урок тесно связа...

Конспект открытого урока "Книга в моей жизни" 8 класс. Английский язык

План-конспескт открытого урока. Английский язык....