Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_otechestvennaya_voyna_v_stikhotvoreniyakh_russkikh_poetov_6_klass.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. 6 класс.
Цель урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
Оборудование урока: записи военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации на тему войны, рисунки учащихся на военную тему.
Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Слово учителя. С каждым днем становятся все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Скоро наш народ будет отмечать 67 лет Победы над фашистской Германией.
67 лет – это уже много, более полувека! Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:
Когда это будет, не знаю,
В тени белоствольных берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез…
Подымут победные марши,
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.
Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты, надевшие военную форму. Это Константин Симонов, Алексей Сурков, Давид Самойлов, Виталий Бакалдин и многие, многие другие.
Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, поэзия была самым популярным жанром. Огромна роль поэтов военных лет, они помогали бороться и побеждать.
Уже на третий день войны было создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача. (Звучит песня в записи).
-Почему война названа «священной»?
Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправдана. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная» - потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.
- Чтение и анализ стихотворений.
Константин Симонов – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжает с фронта на фронт, знал войну «изнутри». В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову. Выразительное чтение стихотворения. – Стихотворение «Ты помнишь, Алеша,…» написано К. Симоновым в первый, очень тяжелый период войны. Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало очень популярным, любимым в народе? (Стихотворение не просто рассказывает о войне, ее трудностях. Это стихотворение лирическое – передает переживания, которые испытывал весь народ, передает боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придает стихотворению особый лиризм, искренность.) – Откройте учебник на с.93. Какие картины войны изображает поэт? Что увидел поэт на дорогах войны? (Симонов пишет о тяжелых дорогах, по которым отступали наши войска, о деревнях с погостами (кладбищами) вдоль дорог, размытых дождями, с пожарищами. Пишет о деревенских женщинах, поивших солдат молоком: кринки они бережно, «как детей», прижимают к груди – в этом забота, нежность, тревога за солдат. Пишет о картине, запечатлевшейся в памяти: «изба под Борисовым,…» Эта картина полна боли, беспомощного стыда, сочувствия, сострадания.) - Как создается образ русской земли в стихотворении? Образ русской земли создается через образ дорог, «слезами измеренных», сравнением «как будто на них вся Россия сошлась». Размышлениями о том, что такое родина: «эти проселки, что дедами пройдены», слова старухи: «Мы вас подождем!» - повторяют пажити и леса, как будто сама природа, вся Россия говорит это. Многократное повторение слова «русский», «русская», « по-русски», этим выражается гордость «за самую милую, за горькую землю», где я родился», готовность умереть за родину, но защитить ее от врагов - В этих строчках поэт выразил свою любовь к Родине.
Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение К. Симонова, - автор тихой, проникновенной песни «Землянка»
- Его стихи были очень популярны на фронте. Их печатали в газетах, заучивали наизусть. Любопытна история песни композитора К. Листова на слова А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь» Сурков сочинил эти 16 строк для своей жены и наскоро записал их в рабочий блокнот. Композитор, встретив поэта на фронте, попросил у него «что-нибудь такое, на что можно написать песню». Сурков подал ему блокнот, не надеясь, что композитор найдет в нем что-нибудь подходящее. Листов пробежал строки стихотворения, что-то выписал, вернул блокнот и ушел. А через неделю появился вновь, взял в руки гитару и спел песню, которую назвал «В землянке». Звучит песня «Землянка».
Стихотворение Сергея Сергеевича Орлова «Его закрыли в шар земной…», посвящено простому солдату, вынесшему все тяготы войны. Выразительное чтение стихотворения. – Почему это стихотворение представляется памятником солдату и воспоминаем о родном человеке? (стихотворение показывает величественность подвига простого солдата. Значение его подвига – вселенского масштаба: «И Млечные Пути пылят вокруг него». Солдат не просто похоронен – его зарыли в шар земной». «Ему как Мавзолей земля» - образ мавзолея – образ вечности, памяти народной. И эта память адресуется простому человеку: «был он лишь солдат». Многоточия подчеркивают тяжесть потери, горечь утраты незнаменитого, обыкновенного парня, хотя «давным-давно окончен бой» Кадры смены караула у Вечного огня.
О суровых годах войны – стихотворение-воспоминание Давида Самуиловича Самойлова. Оно называется – «Сороковые». Слово « годы» уже излишне, у народа ассоциации со словом «сороковые» однозначные – это о войне. Выразительное чтение стихотворения. Как поэт рисует картины войны? Стихотворение рассказывает о войне. Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а, может страницы своей памяти: «А это я на полустанке». Простые предложения изображают холод, неустроенность, опустошающую силу войны. Повторы и многоточия усиливают масштаб трагедии. Многие строки начинаются с союза «и». «Война гуляет по России, а мы такие молодые!» Молодость противопоставлена войне – это антитеза. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей. Но молодости свойствен оптимизм. – Каким восклицанием заканчивается стихотворение? Да, вопреки всему жизнь побеждает.
Писали о войне и поэты Кубани. Каких кубанских поэтов вы знаете? Сегодня мы познакомимся еще с одним поэтом. Это – Бакалдин Виталий Борисович. Родился поэт в 1927 году в Краснодаре в семье инженера-строителя. Война застала его в Краснодаре. Оккупация города немецко- фашистскими захватчиками, бои за освобождение оставили неизгладимый след в душе подростка. После войны В. Бакалдин окончил Краснодарский педагогический институт, работал в школе. Автор более 20 сборников. Чтение стихотворения В. Бакалдина. Краснодарская быль «На приречной рыжей полосе» посвящается памяти старшеклассников, погибших при защите Краснодара в августе 1942 года. – Почему так называется стихотворение? О ком рассказал поэт?
- Итог урока. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с поэтами военных лет, назовите их. – Каково значение поэзии в годы Великой Отечественной войны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов 20 века».
Разработка урока....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов...
Интегрированный урок "Войной испытанные строки..." (Отражение Великой Отечественной войны в произведениях русских поэтов)
Интегрированный урок по истории и литературе с использованием ИКТ-технологий, технологии критического мышления, технологии сотрудничества...
Классный час на тему "Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов"
Этот классный час рассказывает о великих поэтах времен Веливой Отечественной войны...
Классный час "Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов"
Русские поэты отражали события ВОВ в стихах...
Классный час "Великая отечественная война в стихотворениях русский поэтов"
Данный классный час рассказывает о поэтах эпохи Великой отчественной войны и цитирует их стихи...