Конспект проектного урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_proektnogo_uroka.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проектного урока

Тема:      Анализ  стихотворения А. Блока «Незнакомка».

Тип урока: комбинированный (повторение, закрепление и систематизация изученного, формирование умений и навыков )

Уровень подготовленности класса: средний

Класс: 11

Цели:

1. Познавательные ( обучающие )

- учащиеся должны постичь идею, содержание, художественные особенности стихотворения.

- понять мысли и чувства поэта, высказанные в стихотворении.

2. Практические

- учащиеся должны научиться творчески интерпретировать художественный текст;

- учащиеся должны закрепить знания теории литературы

- учащиеся должны уметь применять знания теории литературы при анализе лирического стихотворения;

- учащиеся должны научиться самостоятельно исследовать текст, провести анализ лирического стихотворения;

- учащиеся должны уметь рассказать о результатах исследования;

3.Развивающие

-  развитие речи учащихся,

- развитие умения учащихся выступать перед аудиторией с сообщением;

- развитие мышления учащихся ( умения анализировать, сравнивать, классифицировать и систематизировать, аргументировать, объяснять)

- развитие творчества, воображения, фантазии.

4. воспитательные

- воспитание чувства красоты, товарищества, толерантности, ответственности

 

Методы:

1. Метод проектов

- элементы развивающего обучения;

- элементы ндивидуально-дифференцированного обучения.

- исследовательские методы ( способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению познавательных задач).

3. Методы организации учебно- познавательной деятельности

 -словесные, наглядные, практические;

- аналитико- синтетические, индуктивные ( от частного к общему);

- проблемно- поисковые;

- методы самостоятельной работы.

4. Методы самостоятельной познавательной деятельности

- классификация самостоятельных работ по дидактической цели ( усвоение учащимися новых знаний- постижение содержания и формы данного стихотворения, закрепление, развитие, совершенствование усвоенных знаний , умений, навыков  по теории литературы и анализу лирического произведения).

- определение самостоятельных работ по изучаемому материалу ( наблюдение, исследование, работа со справочниками )

- различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности ( по заданным вопросам, по примерным схемам, творчески);

- деление самостоятельных работ по способу организации (  групповая, индивидуальная).

Средства обучения:

 Медиапроектор, компьютер,  карточка примерной схемы анализа лирического стихотворения, памятка для работы в группе, рисунки учащихся, текст стихотворения.

План урока:

1.Оргмомент

2.Актуализация знаний.

3. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

4. Создание проектов. Работа в группах по анализу стихотворения, иллюстрация.  

5. Защита работы.

6. Рефлексия, выводы.

7. Домашнее задание.

8. Оценивание, анализ работ.

«Слов немного, - писал Гоголь, -

но они так точно, что обозначают все;

в каждом слове бездна пространства;  

каждое слово необъятно, как поэт».

Ход урока:

1.Оргмомент

Сообщение темы,  учащиеся ставят цели урока.

Актуализация знаний.

- Назовите особенности лирики А.Блока?

Александр Блок в русскую литературу вошел как поэт-символист. Поэтика символизма и определила особенности поэзии Блока как раннего, так и позднего периода. Особенностями блоковской лирики являются: музыкальное звучание, метафоричность поэтического языка, символика образов, необычная ритмика. Все особенности поэтики Блока определяются содержанием его поэзии – напряженными поисками идеала в «страшном мире». Удивительная музыкальность, образность его стихов – это символ гармонии, к которой устремлен его лирический герой.

- Какова главная тема «Стихов о Прекрасной Даме»? Как представлен образ лирического героя в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»?

- Как меняется образ лирического героя и тема женственности во второй книге стихов «Нечаянная радость»?

      Вторая книга стихов – «Нечаянная радость» - о трагедии крушения идеала, об изменении блоковского мировосприятия. Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой, вызывающей роковую страсть, опустошающей душу лирического героя. В лирике Блока постепенно происходит трансформация идеала. Появляется более реалистичная, земная героиня – черты ее намечаются в стихотворении «Незнакомка».

3. Выразительное чтение стихотворения наизусть подготовленными учащимися. Разбор.

4. Создание проектов. Работа по группам:

      1 группа – Анализ стихотворения.

 Вопросы:

1.Что составляет предмет лирического видения поэта? Обозначьте тему стихотворения.

2. Какова форма стихотворения, жанр?

3. Как выражен субъект, носитель речи? Какие конструкции  использует автор? Какие слова выступают в качестве подлежащих? В чём смысл такой особенности стихотворения?

4. С чего начинается стихотворение? Какой пейзаж нарисован? Какой художественный приём лежит в основе создания образа природы?

       2 группа – Композиционный анализ стихотворения.

 Вопросы:

1. Произведите структурный анализ стихотворения.

2. В чём своеобразие композиции произведения? На какие части можно поделить текст?  О чём говорится в каждой части? Какой образ создаётся в каждой части?

3. В каких отношениях друг к  другу находятся части стихотворения?

4. Какие краски и звуки вам удалось услышать и увидеть в этом стихотворении? Какими языковыми средствами они переданы?

5. Какие иные ощущения рождают в вас образы произведения.

    3 группа – Наблюдение за звуковым, интонационным строем стихотворения.

Вопросы:

1. Сделайте траскрипцию отдельных строф стихотворения.

2. Выпишите согласные и гласные фонемы

3. Какие особенности звуковой организации стихотворения вы заметили, каких звуков больше, чем это можно объяснить?

4. Определите размер стихотворения.  

5. Какое поэтическое средство позволяет автору стихотворения добиться особенного, музыкального звучания?

 4группа -  Общечеловеческая ценность стихотворения

 Вопросы:

1. Какие строки стихотворения приняли форму поэтического афоризма?

2. Что можно сказать о состоянии души лирического героя?

4. В чём общечеловеческая ценность описанного чувства?

5. Как можно объяснить сравнительную простоту поэтического языка этого стихотворения?  

6. Какие мысли и чувства вызывает оно у современного читателя?

5.группа – Иллюстрация к стихотворению.

1.Нарисуйте иллюстрацию к  шедевру А.Блока.

2. Подумайте, какими красками передадите содержание стихотворения, чувства, выраженные поэтом.

3. Нарисуйте  образы произведения.

6. Защита проектов.

7. Рефлексия, выводы.

- Что было самое интересное на уроке?

- Как я работал на уроке?

- Что вызвало наибольшие затруднения в ходе работы?

- Над чем следует ещё поработать?

8. Объяснение домашнего задания (дифференцированного):

 - опираясь на работу творческих групп, написать сочинение – интерпретацию стихотворения.

- сделать сопоставительный анализ стихотворений «Незнакомка» и «В ресторане».

9. Оценивание, анализ работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проектного урока в 9 классе

Применение метода проекта на уроке математики по теме "Арифметическая прогрессия". Представлены презентации дутей....

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте,  повторить основные сведения об изобр...

План-конспект проектного урока во 2 классе

Задачи урока:1.     Активизация изученного лексического материала (цвета, животные, качественные прилагательные, глаголы движения).2.     Формирование навыков у...

План-конспект проектного урока во 5 классе к УМК «Spotlight» В. Эванс, Дж. Дули и др. Тема: My collection.

Данная разработка предусмотрена для проектной деятельности на уроке английского языка по теме "My collection". В начале урока дети вспоминают раннее пройденный материал, изучают новую лексику.  З...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Проектный урок-конкурс иллюстраций к стихотворениям Сергея Есенина

Проектный урок-конкурс иллюстраций к стихотворениям Сергея  ЕсенинаЦели:Предметные: знают основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; понимают, каким настроением окрашены стихотворения, ум...

Конспект к уроку-игре по стихотворениям Э.Лира "Лимерики"

Конспект к уроку-игре по стихотворениям Э.Лира "Лимерики". Внеклассное мероприятие на английском языке  для 5 классов...