Пушкинские мотивы и образы в драме Лермонтова "Маскарад"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Презентация к уроку литературы по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkinskie_motivy_i_obrazy_v_drame_lermontova_maskarad.pptx835.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пушкинские мотивы и образы в драме М.Ю Лермонтова «Маскарад»

Слайд 2

« Лермонтов и Пушкин - образы « предустановленные», загадка русской жизни и литературы. Два магических слова – «собственные имена» русской истории и народа русского - становятся лозунгами двух станов русской литературы, русской мистической действительности», (А.А. Блок, «Педант о поэте». 1905 г .)

Слайд 3

Драма «Маскарад» по праву занимает одно из ведущих мест в литературном наследии М.Ю. Лермонтова . Она представляет собой итог юношеского творчества Лермонтова, впитывающий в себя всю основную тематику и стилистику этого периода.

Слайд 4

Цель работы: изучение вопроса о преемственности Лермонтовым М.Ю. пушкинского миропонимания и пушкинской эстетики в контексте новой литературно-исторической эпохи.

Слайд 5

Глава I Место и значение драмы «Маскарад» в творчестве М.Ю. Лермонтова «Маскарад» является своеобразным рубежом в творческой эволюции Лермонтова-драматурга. В ней подверглась переосмыслению юношеская концепция протестующего героя; в драме выносится на суд читателей нравственная позиция самого автора, его идеал жизни, его нормы отношения к обществу, к людям. Это единственная драма, которая была написана им специально для театра.

Слайд 6

В идейно-философской основе мотивов пьесы «Маскарад» наиболее распространенные увлечения современной Лермонтову дворянской молодежи – карточная игра и костюмированные балы с их обязательной интригой.

Слайд 7

Глава 2. М.Ю. Лермонтов как восприемник пушкинского миропонимания и пушкинской эстетики

Слайд 8

Анализируя истоки пушкинской темы в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад», мы сравнили основные мотивы, сюжетные линии отдельно взятых произведений обоих авторов и пришли к выводу: В содержательном плане их творчество имеет множество сходных элементов. Основным является мотив карт, заимствованный Лермонтовым из повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама». Философия карточной игры рассматривается авторами как преступление, связь с демонизмом и как вызов Судьбе.

Слайд 9

Глава 3 Литературно-критические материалы на урокахлитературы в старших классах (по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад») Безусловную историко-литературную связь Лермонтова с Пушкиным установил еще В.Г. Белинский. В соответствии с задачами, стоящими перед ним, Белинский заострил внимание на различиях Пушкина и Лермонтова, тем самым выступая против истолкования Лермонтова как подражателя Пушкина. К тому же, критик стремился новый период русской литературы не связывать с именем Пушкина.

Слайд 10

Целевые установки Целевые установки Методы и приёмы Создать представление о критике как интерпретаторе художественной литературы Предварительное знакомство с автором статьи Рассказ учителя об авторе как поэте, переводчике, теоретике критике литературы, и т.д Объяснить мотивы обращения к творчеству автора литературного произведения в данный исторический период История создания статьи Сообщение ученика о полемике вокруг автора литературного произведения на рубеже веков как поводе для написания статьи Раскрыть мировоззренческую позицию автора-критика. показать обусловленность выбора критической стратегии Характеристика художественно- эстетической позиции автора статьи Комментарии учителя, краткие сведения о символистской критике, об особом просветительском пафосе критических работ Способствовать адекватному пониманию текста статьи Чтение статьи. Комментирование. Анализ Классное чтение (выборочное), комментирование отдельных положений, домашнее чтение, конспектирование Способствовать осмыслению оригинальной концепции творчества писателя, представленной в статье Обсуждение статьи в целом. Рассмотрение основных положений статьи Проблемное обсуждение положений статьи с элементами дискуссии Вырабатывать навыки критической интерпретации произведения, способствовать развитию самостоятельного мышления Подведение итогов Итоговая беседа, сообщение о роли критической статьи в становлении современных литературоведческих тенденций

Слайд 11

Карта деятельности . Ученика ( цы )__________________ «____» класса Целеполагание . ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Мои шаги постижения текста. 1) Каким образом реализуется двуплановость в произведении? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Анализ работы с вопросами. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) Анализ работы с инсценировками_______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4) Вывод ___________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рефлексия. -Какой вид работы меня заинтересовал?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Чему я научился? _______________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Чего я не принял на уроке или с чем я не справился?_______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Результат: - Почему драма называется «Маскарад»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пушкинские мотивы в творчестве Михаила Сеспеля

Родоначальник новой русской литературы А.С. Пушкин близок и дорог многим народам. Певец свободы и дружбы народов, великий гуманист и защитник угнетенных, он вошел в национальные литературы нашей стран...

"Народно- поэтические мотивы и образы в лирике Высоцкого"

Выпускная квалификационная работа по литературе....

Пушкинские мотивы в творчестве чувашских поэтов и Михаила Сеспеля

Тема проекта: Пушкинские мотивы в творчестве чувашских поэтов и Михаила Сеспеля.Цель проекта:Изучить влияние пушкинских произведений на творчество чувашских поэтов, а также сопоставить произведения А....

Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". Библейские мотивы и образы.

Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". Библейские мотивы и образы....

Исследование мотива воля-неволя в драме Островского "Гроза"

Одним из видов анализа художественного текста является мотивный анализ. ученица, выбрав один из мотивов Воля-неволя, исследует его во всех проявлениях в тексте драмы....

"Пушкинские мотивы в " Реквиеме" А.Ахматовой (эссе)

В данном эссе, которое является лишь первым подступом к работе об использовании А.Ахматовой в своём творчестве пушкинских мотивов, представлена попытка объяснять роль цитаты из стихотворения А.Пушкина...

Вопросы и задания для анализа образа Катерины (драма А.Н.Островского "Гроза")

Вопросы и задания  фокусируют внимание на сущностных чертах характера Катерины....