Проект освоения темы «Связи между живописно-графическими и литературно-словесными образами М.Ю. Лермонтова».
методическая разработка (литература, 6 класс) на тему

Еремченко Евгения Владимировна

 

Данная тема освоена учащимися с использованием проектно-исследовательской технологии. Работа в творческих группах проходила с января по апрель 2013 года. Отчётным мероприятием проекта стало открытое внеклассное мероприятие «М.Ю. Лермонтов. Поэт. Художник. Странник».

В процессе освоения темы учащиеся 6 «Б» класса МКОУ «Богучарская СОШ №2» изучали биографию М.Ю. Лермонтова, его лирическое и художественное наследие. Главной целью исследовательской работы шестиклассников стало установление связей между живописно-графическими и словесно-литературными образами поэта. Этому были посвящены январь, февраль и март 2013 года. Апрель был посвящен подготовке к открытому мероприятию, на котором учащиеся не только представили результаты своих исследований, но и показали свои музыкальные, хореографические и театральные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx43.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект освоения темы

«Связи  между живописно-графическими

и литературно-словесными образами

М.Ю. Лермонтова».

(Учитель русского языка и литературы МКОУ «Богучарская СОШ №2»

Еремченко Евгения Владимировна.)

Лермонтов-поэт известен каждому школьнику. Лермонтов-художник проходит по краю школьной программы. Целью данного проекта было не только ознакомить учащихся 6-го класса с художественным и поэтическим наследием М.Ю. Лермонтова, но и позволить им задуматься о необыкновенности судьбы и художественного мира поэта, дать возможность шестиклассникам почувствовать себя в роли творцов собственного храма, на котором золотыми буквами высечено имя великого поэта.

        Во время освоения темы мы встречались с учащимися один раз в неделю. На первой встрече было  определено количество творческих групп, обозначены  задания для каждой группы.

1 творческая группа. Биографическая.

Задания.

  1. Изучить биографию М.Ю. Лермонтова.
  2. Подготовить сообщения «М.Ю. Лермонтов в детстве», «Жизненный путь поэта».
  3. Подготовить презентацию на тему «Биография М.Ю. Лермонтова».

2 творческая группа. Поэтическая.

Задания.

  1. Изучить стихотворения М.Ю. Лермонтова.
  2. Изучить историко-литературные монографии, посвященные творчеству М.Ю. Лермонтова.
  3. Определить темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.
  4. Проанализировать стихотворения выбранной тематики.
  5. Подготовить сообщения об особенностях художественного мира М.Ю. Лермонтова.

3 творческая группа. Художественная.

Задания.

  1. Изучить художественное наследие М.Ю. Лермонтова.
  2. Определить тематику лермонтовских картин и рисунков.
  3. Собрать электронный банк лермонтовских художественных произведений.
  4. Подготовить сообщения о картинах и рисунках М.Ю. Лермонтова.
  5. Подготовить презентацию «Лермонтов-художник».

Каждый понедельник, встречаясь для беседы и обсуждения нового материала, учащиеся открывали для себя художественный мир М.Ю. Лермонтова. Для этого каждая группа в определённый день готовила материал по своей тематике и знакомила с ним остальных ребят.

Первая и вторая встречи были посвящены знакомству с биографией М.Ю. Лермонтова. На третьей и четвёртой встречах ребята изучали картины и рисунки поэта, определили основные темы его работ. На пятой, шестой и седьмой встречах происходило обсуждение стихотворений М.Ю. Лермонтова. На восьмой и девятой встречах учащиеся искали связи между художественным и поэтическими мирами поэта.

Апрель был посвящен составлению сценария и репетициям. Участники творческих групп стали теперь танцовщиками, актёрами, декламаторами, исполнителями романсов на стихи М.Ю. Лермонтова.

Кроме творческих встреч были проведены экскурсии в школьную библиотеку, экспедиции художественной группы на берег р. Дон с целью «снятия видов», интернет-экспедиции с целью сбора информации, были составлены папки с отчётными материалами творческих групп.

На открытое мероприятие были приглашены родители шестиклассников, которым к тому времени уже было интересно, что получится в результате детского проекта.

Отчётное мероприятие состоялось 26 апреля 2013 года в 19.00 часов в школьной библиотеке.

Сценарий внеклассного мероприятия

«М.Ю. Лермонтов. Поэт. Художник. Странник».

I. Гостиная. (Слайд 1.)

(Звучит полонез Петра Ильича Чайковского из оперы «Евгений Онегин», дети парами заходят в зал, танцуют полонез, мальчики усаживают девочек на места.)

Ученица 1(Папонова Лилия):

 Ох, что-то я устала!

Ученица 2 (задумчиво) (Пронина Дарья):

Горные вершины

Спят во тьме ночной,

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Подожди немного-

Отдохнешь и ты!

Ученик 1(Золотарёв Максим):

Столько лет прошло после смерти Михаила Юрьевича, а его имя на слуху.

Ученик 2 (Беленко Илья):

Удивительно, а ведь говорят, что он был неприятным человеком: холодным, желчным, раздражительным.

Ученица 3 (Переверзева Алина):

Да, одна знакомая говорила мне о том, что у него была язвительная улыбка, злой и угрюмый вид.

Ученик 1 (Золотарёв Максим):

А его друг, кавказский офицер Есаков, наоборот, считал его настоящим другом, который мог ласковым словом или добрым взглядом успокоить, поднять настроение.

Ученица 4 (Замойская Дарья):

А вот князь Лобанов-Ростовский писал в своих воспоминаниях о том, что Лермонтов "с глазу на глаз и вне круга товарищей был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна. Но в своем обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки".

Учитель:

Да, дорогие мои, как внешность, так и характер Михаила Юрьевича Лермонтова вызывали споры среди современников. "Характер Лермонтова был - характер джентльмена, сознающего свое умственное превосходство; он был эгоистичен, сух, гибок и блестящ, как полоса полированной стали, подчас весел, непринужден и остроумен, подчас антипатичен, холоден и едок", - говорил один из них.

Но во всей этой разноголосице есть одна закономерность. Близко знавшие Лермонтова, знакомые с ним «домашним образом», говорят о его доброте, «благородном поведении», способностях, веселом, ровном нраве. А те, кого сам поэт не считал друзьями, считали его язвительным, едким, саркастичным.

У нас с вами есть возможность составить собственное мнение о великом поэте, и сделаем мы единственно возможным способом: изучим его творчество.

Итак, я приветствую вас и наших гостей на открытом внеклассном мероприятии «М.Ю. Лермонтов. Поэт. Художник. Странник». (Слайд 2.)

II. Творческая лаборатория.

1. Слово учителя.

Сегодня в этом зале разговор пойдет о творчестве поэта и художника, чей юбилей наша страна будет отмечать в следующем, 2014-ом, году. (Слайд 3.) Каким он был? Как его характер и мировосприятие отразилось в его стихотворениях и картинах?

А начнём мы, конечно же, с детства Михаила Юрьевича. Ведь, как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, «все мы родом из детства».

Я приглашаю для выступления биографическую группу.

2. Выступление биографической группы.

Ученик 1(Калин Оксана):

Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (Слайд 4) и Марии Михайловны Лермонтовой (Слайд 5), урождённой Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. (Слайд 6.) Брак, заключённый против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Ученик 2 (Подопрыгора Егор):

        Детство поэта прошло в имении Елизаветы Алексеевны Арсеньевой Тарханы в Пензенской губернии. (Слайд 7.) Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. С самого раннего детства он проявлял незаурядные способности.

Ученик 3 (Папонова Лилия):

        Пол в детской комнате Лермонтова был застлан сукном. Маленький Миша любил рисовать на нём мелом. Сначала няня хотела это запретить, а потом смотрит – у него лошадка получилась, потом - собачка. Тогда бабушка с няней принесли ему акварельные краски и листы бумаги. Маленький Лермонтов как раз снова заболел, и ему нельзя было выходить из дома. Он сидел около большого окна и рисовал акварелью то, что видел в окно. (Слайд 8.)

        Именно за этим занятием изображён четырёхлетний Лермонтов на картине неизвестного художника.

Ученик 4 (Артюшенко Дмитрий):

        Иногда среди зимы наступала оттепель. Снег делался влажным, рыхлым. Маленький Лермонтов любил лепить из него разные фигуры. Приятели помогали ему катать огромные шары, ставили их один на другой, и Михаил Юрьевич находил палку и вырубал ею из снега свирепых великанов, всяческих зверей. Бабушка часто удивлялась, какие они получались натуральные, как в жизни или как в сказках. А потом маленькому Лермонтову привезли коробку цветного воска, и он несколько дней ни с кем не играл ни в какие игры, а всё лепил на ровной широкой доске.

Учитель:

Дорогие гости! У каждого из вас есть кусочек пластилина. В течение нашего мероприятия я прошу вас снова почувствовать себя ребёнком и вылепить что-нибудь из него. Для вас это будет развлечением, а у нас на память останутся ваши работы.

Ученик 5 (Шаройко Валерия):

Летом 1825-го года бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ. Маленький Лермонтов гулял вместе с бабушкой и гувернёром по Пятигорску, (Слайд 9) смотрел на гору Машук, и никто не догадывался, что однажды через семнадцать лет на этом месте оборвётся его жизнь. И только иногда маленькому Лермонтову становилось вдруг так печально, так одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на Земле. Тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов, которые приходили внезапно и неизвестно откуда.

Ученик 6 (Куртяк Артём):

        А через несколько лет близкие знакомые читали стихи Михаила Лермонтова и удивлялись – стихи были удивительно красивые, умные и чаще печальные. И тем, кто их понимал, казалось, что Лермонтов написал о них, об их мечтах, печали и тоске их души.

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

вы взлелеяли детство мое;

вы носили меня на своих одичалых хребтах,

облаками меня одевали,

вы к небу меня приучили,

и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.

Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи,

кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился,

тот жизнь презирает,

хотя в то мгновенье гордился он ею!..

3. Слово учителя.

(Слайд 10.) Историк  литературы, цензор, профессор Петербургского университета и действительный член Академии наук Александр Васильевич Никитенко в статье «Стихотворения М.Ю. Лермонтова», писал: «Автор новых стихотворений (Михаил Юрьевич Лермонтов) простит нам, если мы без предварительных шумных восторгов, с некоторою боязнию войдем и в его мирный приют. Но вот мы и вошли. Что же это такое? Где мы? Ведь это храм. На нас так и веет благоуханием свежих, прекрасных стихов; слышатся звуки, какие может изобрести только сердце, чтобы взволновать, очаровать ими людей; около нас носятся стройные, живые образы: здесь непременно живет поэзия, иначе быть не может...». Эти строки написаны в 1841 году, в последний год жизни поэта.

А первые стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова датируются сентябрём 1828 года. О них нам расскажут представители поэтической группы.

4. Выступление поэтической группы.

Ученик 1 (Жуковский Никита):

В  четвёртом классе Благородного пансиона Московского университета Лермонтов написал две поэмы, «Корсар» и «Кавказский пленник», и несколько стихотворений. Вот одно из них.

Осень

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Ученик 2 (Замойская Дарья):

“Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”, — так писал литературный критик Ираклий Андроников. Нас пленяет красота и человечность лермонтовских стихов, тематика которых разнообразна. Это и отрицание существующей реальности, и обращение к природе как одухотворённой красоте и источнику человеческих сил, и любовь, и дружба, и тема самопознания. Но в процессе работы над проектом для более тщательного изучения мы выбрали стихотворения М.Ю. Лермонтова, проникнутые чувством одиночества.

Ученик 3 (Возняк Илья):

Почему? Наверное, потому что одиночество – мотив, пронизывающий почти всё творчество поэта, начиная с юношеских стихов и заканчивая последними. В одном из своих стихотворений Лермонтов признавался:

Живу – как неба властелин —

В прекрасном мире – но один.

        В пятом классе мы начали изучение творчества Лермонтова со стихотворения «Парус». Ещё тогда нас поразило чувство одиночества и удивительное стремление к борьбе с целым миром.

III. Гостиная.

(Звучит игра на гитаре.)

Ученица 1(Шаройко Валерия):

        Говорят, Лермонтов был очень музыкален.

Ученица 2 (Ильенко Юлия):

        Да, да! Он сам прекрасно играл на рояле и скрипке. Да и в стихах его поёт душа. Может быть, поэтому многие его стихотворения стали романсами…

Ученик 3 (Ощепков Алексей):

        Анастасия, говорят, вы разучили новый романс на стихи Лермонтова? Спойте, душа моя!

Ученица 4 (Шабельская Анастасия).

        Я, право, не знаю. Хотя… Пожалуйста.

Исполнение романса «Белеет парус одинокий» Шабельской Анастасией.

Ученик 3 (Ощепков Алексей):

        Спасибо от нас от всех, Анастасия! Вы уже не первый раз радуете нас.

Ученица 2 (Ильенко Юлия).

        Мне кажется, что Лермонтов был очень одинок, господа. Помните его «Утёс»?

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Что должен был пережить человек, чтобы написать так?

Ученик 5 (Подопрыгора Егор):

        Ранняя смерть матери, вынужденная разлука с отцом, непонимание окружающих, неудавшаяся любовь… Мало ли…

Ученица 1 (Шаройко Валерия).

        Да, в любви ему не было удачи. Столько историй, а единственная, по-настоящему любимая девушка, вышла замуж за другого…  Говорят, он коня загнал, когда узнал о помолвке Варвары Лопухиной.

Ученик 3 (Ощепков Алексей):

        Нет, господа! Я думаю, всё дело в его удивительном таланте. Поэт истинный – мост между человечеством и Богом, его голос и дыхание. Я думаю, Лермонтов знал о мире больше нас, намного больше. Это знание отдаляло его от обычных людей, рождало непонимание его души. Мы по сравнению с ним - дети. Поэтому ему было одиноко. Как утёсу в пустыне.

IV. Творческая мастерская.

1. Слово учителя.

        Возможно, именно так рассуждали в дворянских гостиных после смерти Михаила Юрьевича Лермонтова о нём самом, о его творчестве. Сам Лермонтов в восемнадцать лет писал:

Я жить хочу! хочу печали

Любви и счастию назло;

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело.

Пора, пора насмешкам света

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет.

Лирика Лермонтова – летопись его души, абсолютная искренность автора – его художественное открытие. Лирический герой Лермонтова – цельный, бескомпромиссный, устремленный к свободе, но предельно, катастрофически одинокий. Он противостоит толпе, его не понимающей, всему миру. Гордый и непреклонный, всегда платит он сполна за свободу духа. Платит одиночеством, бесприютностью, вечным скитанием.

Об этом нам подробнее расскажут представители биографической и поэтической групп.

2. Выступление биографической группы.

Ученица 1 (Папонова Лилия):        

Михаил Юрьевич Лермонтов на самом деле очень много путешествовал. Родился он в Москве, потом был перевезен в родовое имение Арсеньевых, находящееся в Пензенской губернии. В 1825 году – первая поездка на Кавказские воды, в Пятигорск. В 13 лет – переезд с бабушкой в Москву из Тархан. Через пять лет – Петербург и Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1837 году – первая ссылка на Кавказ, в действующую армию, за стихотворение «Смерть поэта».

Ученица 2 (Калин Оксана):

Через год благодаря хлопотам бабушки – возвращение в Петербург. В 1840 году – вторая ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с сыном французского посла. В январе 1841 года он приедет в отпуск на два месяца в Москву, надеясь на отставку. Но отставку его отклонят, и он вернётся в действующую армию, снова на Кавказ. Там через четыре месяца погибнет на дуэли. А в 1842 году отправится в свой последний, послежизненный путь, в фамильную усыпальницу Арсеньевых, в Тарханы.

3. Выступление поэтической группы.

Ученик 4 (Беленко Илья):        

Лирический герой Лермонтова – тоже странник. Известна история создания стихотворения «Тучи».

        Перед своей второй ссылкой на Кавказ поэт прощался со своими петербургскими друзьями. Современник Михаила Александровича граф В.А. Соллогуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворной любовью избранного кружка, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..» Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он… прочёл его. Когда он закончил, глаза были влажны от слёз».

Ученик 5 (Шабельская Анастасия):

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Ученик 6 (Ощепков Алексей):

        Лирический герой Лермонтова не только странник. Странник – это тот, кто добровольно странствует. Герой Лермонтова - больше скиталец. Скитальчество – это злая судьба, которая гонит прочь. Скитается дубовый листок, «жестокою бурей гонимый», и «мятежный» парус, ищущий бури. Очень часто в творчестве Лермонтова возникает образ Дороги, неотделимый от героя-странника, героя-скитальца. Это и дорога сквозь поля, и дорога сквозь звёзды, и дорога сквозь жизнь. Об этом последнее стихотворение поэта, стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» (Слайд 11.)

4. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Калин Оксаны.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

5. Слово учителя.

        В самом начале нашего вечера мы вспоминали «Горные вершины» Михаила Юрьевича Лермонтова. Это перевод стихотворения немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте, которое в оригинале называется «Ночная песня странника». Я предлагаю вам музыкально-хореографическую композицию, подготовленную Ильенко Юлией, Переверзевой Алиной и Замойской Дарьей. (Слайд 12.)

6. Композиция «Горные вершины» в исполнении Ильенко Юлии, Переверзевой Алины и Замойской Дарьи.  

Учитель:

А теперь я предоставляю слово художественной группе. (Слайд 13.)

7. Выступление художественной группы.

Ученик 1 (Ильенко Юлия):

        Наша группа получила задание выяснить, как связано художественное творчество Михаила Юрьевича Лермонтова с его лирикой. Как вы уже знаете, рисовать поэт начал раньше, чем писать стихи. Гости Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которым она показывала первые рисунки маленького Миши, даже говорили о том, что из него может выйти художник.  Многие исследователи творчества великого поэта считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, стал бы большим русским художником.

        Известно, что рисованию Лермонтов посвящал много времени. В Благородном пансионе он посещал дополнительные уроки известного тогда живописца Петра Ефимовича Заболотского. Кстати, перу этого художника принадлежит один из портретов поэта.

 Ученик 2 (Погорелова Мария):

Многое из художественных работ Лермонтова не сохранилось. До нас дошло только более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ и свыше трёхсот рисунков. Все они дают возможность оценить художественный талант поэта. Сразу же хочется заметить, что картины и рисунки поэта не являются иллюстрациями к его произведениям. Нам удалось обнаружить только одну иллюстрацию – к поэме «Кавказский пленник», которое имеет такое же название. (Слайд 14.)В поэме есть такие строки:

Вдруг пыль взвилася над горами,

И слышен стук издалека;

Черкесы смотрят: меж кустами

Гирея видно ездока!

Он понуждал рукой могучей

Коня, приталкивал ногой,

И влек за ним аркан летучий

Младого пленника {с} собой.

Гирей приближился - веревкой

Был связан русский, чуть живой.

Как видите, на картине изображён именно этот момент. Все остальные художественные произведения создавались раньше литературных, поэтому не могут считаться просто иллюстрациями. Они, скорее, ещё одна грань лермонтовского видения мира.

Ученик 3 (Золотарёв Максим):

После тщательного изучения мы выделили несколько тем в художественном творчестве Михаила Юрьевича.

Почти все самые лучшие картины, рисунки и акварели поэта связаны с его любовью к Кавказу. Он был одним из первых, кто начал писать природу Кавказа. (Слайд 15.) Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку». Они и послужили ему материалом для будущих картин.

Ученик 4 (Сердюкова Анастасия):

Особым интересом у Лермонтова пользовались люди. Мы обнаружили много рисунков из светской и военной жизни. (Слайды 16, 17.) Свою возлюбленную, Варвару Лопухину, он рисовал дважды.

А в 1837-1938-ом годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в черкеске, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта. Взгляд его задумчив, даже печален. Таким видели  его современники.

Ученик 5 (Пугачёва Марина):

А ещё Лермонтов очень часто изображал дорогу. (Слайды 19, 20, 21.)И в средней полосе России, и в Кавказских горах. Именно в этих работах мы увидели различие образа Пути в лермонтовских стихах и картинах. Также как и в стихотворениях, на картинах и рисунках поэта много странников. Герои лермонтовских художественных произведений часто куда-то едут или просто катаются на лошадях. Но путники эти не одиноки. (Слайд 22.) В большинстве случаев у них есть спутники, то есть те, кто едет рядом. Если честно, это нас обрадовало. Одиночество лирического героя Лермонтова, на наш взгляд, преодолевается в картинах и рисунках Михаила Юрьевича.

Ученик 6 (Переверзева Алина):

        Мы даже провели эксперимент. Ввели в поисковую строку на Яндексе слово «дорога». Нам открылось около миллиона изображений. Все мы их, конечно, не просмотрели. Но около сотни открыли. (Слайды 23, 24, 25.) На всех фотографиях и рисунках мы увидели дорогу, и только дорогу. Без людей. Иногда попадались автомобили. А люди только на одной. Видимо, для наших современников дорога  - это пустота, одиночество. А для Лермонтова-художника дорога – это место для совместного путешествия. (Слайд 26.)

Ученик 6 (Пронина Дарья).

        На этом наши эксперименты не закончились. Михаил Юрьевич Лермонтов говорил одному из своих друзей, что он «снимал виды». Мы тоже решили это сделать, только современными средствами. (Слайды 27, 28, 29, 30.)

Возможно, вы обратили внимание, что на картинах Лермонтова очень много пространства, воздуха. В окрестностях нашего города тоже есть место, в котором много воздуха. Это правый берег Дона возле понтонного моста в селе Галиёвка. Туда мы отправились дважды: в январе и в апреле. Вооружившись фотоаппаратами, мы попытались сделать фотографии в лермонтовском стиле: передать красоту природы, её перспективу. Надеюсь, нам это удалось.

8. Слово учителя.

        (Слайд 31.) Да, картины и рисунки М.Ю. Лермонтова наполнены жизнью, воздухом, восхищением природой и чутким вниманием к человеку. Почему же в последнем стихотворении поэта  его лирический герой одинок на своём пути? Давайте вспомним русские народные сказки и сказания. В них дорога – это символ начала неизвестного. С детства знакомые вам герои сказок отправлялись в путь на поиски Истины, Любви, Справедливости. Мне кажется, что и М.Ю. Лермонтов отправился в такой Путь. А одиноким он чувствовал себя потому, что он, как сказочный волшебник, знал о жизни больше остальных. Более того, он прекрасно понимал, что свое жизненное предназначение должен выполнить сам, и только сам. Только Судьба распорядилась иначе, оборвав его жизнь на 28-ом году жизни.

        И все же, все литературоведы склоняются к мысли о том, что есть у Михаила Юрьевича стихотворение, в котором его лирический герой преодолевает своё одиночество. Для этого ему нужна родная природа и небо, в котором он видит Бога. Я предлагаю вам прослушать романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» (Слайд 32.) в исполнении заслуженной артистки Российской Федерации Евгении Смоляниновой. (Слайд 33.)

9. Аудиозапись романса «Когда волнуется желтеющая нива».

10. Слово учителя.

Как видите, Лермонтов был счастлив наедине с Природой и Богом. А мы сегодня счастливы наедине с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. (Слайд 34.) Я надеюсь, что это счастье сохранится в вас, и вы ещё не раз, даже будучи взрослыми, обратитесь к творчеству великого поэта.

Спасибо за внимание! На этом наше мероприятие заканчивается. Мне  осталось только попросить наших гостей показать свои работы. Для них подготовлен столик.

11. Демонстрация работ гостей. Ответы на вопросы.

12. Слово учителя.

А теперь мы прощаемся с вами. Я благодарю шестиклассников за сотрудничество, а гостей за внимание к нашему мероприятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

Проект освоения темы "СТАТИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ"

Основная идеяИзучить теоретический материал по теме «Методы первичной статистической обработки результатов», возможности его применения для анализа данных в повседневной жизни....

"Проект Исследовательская работа «Художественные средства выразительности в поэзии М.Ю.Лермонтова""

При подготовке к ГИА и ЕГЭ возникают трудности с выпрлнением заданий, связанных с определением художественных средств выразительности. Думаю, что данная работа поможет справиться с трудностями...

проект «Освоение технологии обеспечивающей достижения новых образовательных результатов обучающихся»

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:-разбудить активность детей;-вооружить их оптимальными спосо...

Проект «Освоение и внедрение технологии дифференцированного обучения учащихся на уроках биологии».

В проекте представлен теоретический материал о дифференцированном обучении и разработки типовых дифференцированных заданий по биологии....

Проект "А он, мятежный, просит бури..." (по творчеству М.Ю.Лермонтова)

Проект  "А он, мятежный, просит бури..." (по творчеству М.Ю.Лермонтова) предназначен для учеников 9 класса....

Проект "Учебное пособие "Медики и медицина в творчестве М. Ю. Лермонтова"

Данное пособие предназначено для использования учащимися на уроках литературы,посвященных творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова....