Методическая разработка. Подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе
методическая разработка по литературе на тему

Трофимова Светлана Григорьевна

Данная разработка содержит анализ заданий по материалам ЕГЭ , образец сочинения, пожелания учащимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка .

Подготовка учащихся 11 классов к сдаче ЕГЭ по литературе

Раздел 1. Цели и задачи методической разработки.


Основная образовательная цель – эффективная подготовка учащихся 11 классов к сдаче ЕГЭ по литературе.

- оказание методической помощи учителям русского языка и литературы в подготовке к ЕГЭ по литературе.

Без знания теории и истории литературы целый ряд требований окажется невыполнимым.

 Задачи:

- научить разбираться в замысловатых сюжетах произведений;

- выявить глубокие знания истории и стилистики;

- научить дать ответ в ограниченное время.

Ожидаемые результаты:

1. Активизация познавательной деятельности учащихся;

2. Более качественная подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе.

Учащийся должен понимать образную природу словесного искусства, иметь представление об основных фактах жизни и творчества писателей-классиков 19 и 20 веков, об этапах их творческой эволюции; историко-культурном контексте и творческой истории изучаемых произведений; об основных закономерностях историко-литературного процесса, владеть сведениями об отдельных периодах его развития; знать, понимать и уметь пользоваться основными теоретико-литературными понятиями.

ЕГЭ по литературе выявляет уровень овладения учащимся следующими
умениями, связанными с теорией и историей литературы:

- воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

- выделять смысловые части художественного текста;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев;

- сопоставлять литературные факты и явления;

- выделять авторскую позицию в произведении;

- выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Задания с проверкой умения анализировать текст художественных произведений, относятся к различным родам литерату


Раздел 2.

Распределение заданий для подготовки к ЕГЭ по содержанию


Чтобы выпускник смог повторить изученное ранее на уроках литературы, можно

предложить следующий вариант охвата материала:



Раздел курса


Примерная доля охвата материала


1


Из древнерусской литературы


0 - 10%


2


Из литературы 18 века


0 – 10%


3


Из литературы первой половины 19 века


15 – 35%


4


Из литературы второй половины 19 века


20 – 35%


5


Из литературы конца 19 – начала 20 века


0 – 20%


6


Из литературы первой половины 20 века


20 – 35%


7


Из литературы второй половины 20 века


0 – 15%




Этапы подготовки к сдаче экзамена в части С


1. Работа над элементами текста, выделение ключевых слов и выражений

2. Работа над стилем, жанром произведения

3. Работа над словом (средства языковой выразительности)

4. Написание сочинения по заданному тексту

5.Анализ фактических, речевых, орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок


Анализ работ выпускников (при ответе на проблемный вопрос заданий С5.1-С5.3)


1. Понимание проблемы

2. Приведены ли необходимые тезисы и доводы к ним

3. Верно ли понят замысел произведения

4. Наличие или отсутствие фактических и логических ошибок

5. Использование теоретико-литературных понятий («герой», «роман»)

6. Четко ли сформулирована своя позиция


5


Раздел 3. Схемы для художественного анализа текста.


Для подготовки к ЕГЭ я использую следующие схемы:

^ Проза. Схема.

- место писателя в литературном процессе;

- место произведения в творчестве писателя;

- тематика, проблематика произведения;

- основная идея, в чем она заключается:

* жанр

* система образов

* конфликт

* композиция

* язык (особенности стиля)

- значение произведения для дальнейшего развития литературы.


^ Стихотворение. Схема.

- дата написания и публикации;

- принадлежность к тому или иному литературному направлению;

- тип поэтической речи (описание, размышление, диалог, обращение);

- тема;

- смысл названия;

- эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении;

- основные изобразительно-языковые средства (сравнение, метафора, метонимия, эпитеты, аллегория, символ, гипербола, литота). Можно указать особенности поэтического синтаксиса (повторы, параллелизм, инверсия, градация, анафора, эпифора, риторический вопрос); особенности рифмовки;

- основная идея, которая стала понятна в ходе анализа.

При подготовительной работе анализа можно использовать различные вопросы и задания к тексту, например:

1. Найдите в тексте примеры аллитерации и ассонанса. Какова роль звуковых повторов в стихотворении?

2. Выявите в тексте ключевые слова. Какова их роль в раскрытии смысла стихотворения?

3. Какая лексика преобладает в стихотворении: глагольная, местоименная, предметная? Почему?

6

4. Выявите в тексте противопоставление. Проследите, как организуется противопоставление.

5. Найдите в тексте языковые средства выразительности. Какова их роль в раскрытии темы стихотворения?

6. Охарактеризуйте рифму, метр, ритм стихотворения. Какова роль рифмы в смысловой организации текста?

7. Каковы особенности синтаксической организации текста? Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д.

Из каких этапов состоит данный вид анализа стихотворения?

Это стихотворение посвящено…

Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение)…

Можно сказать, что лирический герой…

Стихотворение представляет собой…

Что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя:

Автор хотел донести до читателя мысль о том…

Этим стихотворением автор хотел сказать, что…

Здесь высказано мнение автора

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения: (проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты, а также художественно-выразительные средства)

Автор, характеризуя образы, использует эпитеты…

Сквозь строфы тянется цепь тропов…

Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства…

7

Здесь автору помогает использование…

Немаловажную роль играют…

Действия и состояния в художественном мире произведения (анализ глаголов)

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы…

Пространство представлено весьма интересно…

Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)

-размер (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …

В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…

В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…

Размер стихотворения - ...

-аллитерация (преобладание согласных звуков)

-ассонанс (преобладание гласных звуков)

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

При комплексном анализе текста разработана
схема для написания сочинения. Она состоит из следующих частей:

1. Вступление (можно одно предложение, можно проблему выставить вопросом, начать с цитаты, с риторического вопроса, с лирического размышления).

2. Указать проблему, ее актуальность.

3. Показать умение правильного понимания авторской позиции.

4. Заключение. Высказать свое мнение о прочитанном произведении, об авторской позиции.


8

- Позиция автора во многом мне близка…

-Я полностью согласна с позицией автора…

- Автор приводит нас в важному пониманию…

- После прочтения текста я поняла…

-Текст автора…мне понравился тем, что он смог заставить меня посмотреть…

- Главный герой этого произведения особенно мне запомнился тем, что…

- Образные выражения…помогают лучше воспринять авторскую позицию…


В качестве примера пробного анализа текста можно привести как вариант для подготовки к сдаче ЕГЭ тренировочные задания с кратким ответом. Анализ эпизодов из текста помогает учащемуся воспроизвести мысленно полную картину происходящего в художественном произведении.


Вопросы по роману А.И.Гончарова «Обломов»:

Кто из героев романа говорил: «Где…нынче место найдешь? Был на двух места, да не потрафил. Все не то теперь, не по-прежнему; хуже стало. В лакеи грамотных берут; Сапоги сами снимают с себя: какую-то машинку выдумали…»?


Кто из героев романа в один из лучших периодов жизни выглядел так: «На лице не сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности»?


Первая часть романа оканчивается появлением героя, которому искренне рады Обломов и Захар. Кто этот герой?


В какой главе романа подробно повествуется о детстве главного героя?


Кто из героев романа так говорит о себе: «Ты сказал давеча, что у меня лицо не совсем свежо, измято…да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас»?


В последней главе романа появляется литератор, полный, с апатичным лицо задумчивыми, как будто сонными глазами». Кто рассказывает ему историю И.И.Обломова?


9

Какая из принадлежащих Обломову вещей отображает законченность образа жизни героя: сюртук, халат, шляпа, галстук?


Укажите термин, которым обозначают описание внутреннего убранства помещений?


Определите жанр романа: роман-хроника, роман социально-философский, роман в письмах, роман нравоописательный.

Как в литературоведении называется особо значимый, выделенный элемент художественного образа, подробность, помогающая раскрыть характер героя: «паутина, написанная пылью», « нумер газеты…прошлогодний»?

После анализа ответов на вопросы выпускник пишет сочинение.

Например, задание: «Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова?


10
Раздел 4.

Использование ИКТ для подготовки к ЕГЭ.


Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках литературы, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.

Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, координально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее.


11

И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций.

Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование, иллюстраций, рисунков , различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к литературе; делают занятия более интересным. На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоят6ельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.

Очень важно при подготовке к ЕГЭ по литературе проводить тестовые задания, используя компьютер. Учащиеся самостоятельно подбирают материал, произведения, анализируют их. При помощи мультимедийной энциклопедии «Русская литература» повторяют литературные термины. Видеофрагменты экранизаций произведений увлекают учеников, это помогает вспомнить забытые эпизоды, что впоследствии выручает при написании ЕГЭ.


^ 12

Раздел 5. Пример написания сочинения на задание С5.1 и комментарии к нему.


Задание: дать развернутый ответ на проблемный вопрос «Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова?»


^ Работа учащегося


Роман И.А.Гончарова "Обломов» - произведение, заслуживающее особого внимания читателя. Ведь на первый план реалистического произведения автор выдвигает социально-философскую проблематику, которая актуальна в наше время. Это произведение является некой галерей. которая изображает тип героя, отступившегося на дно своей жизни. Илья Ильич Обломов-герой лет тридцати-пяти, который ведет скучную и однообразную жизнь, ничем важным не занимаясь, который проводят большинство времени лежа на диване. Еще в юности Обломов строил планы на будущее, мечтал о карьере, но постепенно желание трудиться исчезло у него. Трудностей, выпадающих на его путь, Илья Ильич боялся и отступал от них. Некоторое время ему помогал его друг, Андрей Штольц, который наполнял его энергией и желанием творить, что-то свершать. Но постепенно всё угасало... Обломов превратился в человека, у которого нет цели и смысла жить. Знакомство с Ольгой Ильинской-важный этап в жизни героя. Она привлекает его внимание, Ольга видит состояние Обломова и пытается вернуть его к жизни. И действительно, главный герой начинает осознавать, что ведёт бездумную жизнь. Он берётся за дела, выезжает на балы, появляется мысль о женитьбе на Ольге, потому что Илья Ильич влюблён и готов пойти на многое. Но идея, мысли рушаться,как только он попадает в квартиру Пшеницыной,которая,пожалуй,ведёт однообразную жизнь. Обломов ломается и поддаётся давлению этой женщины. Ольга перестаёт его интересовать, и он забывает не совсем о том, о чём так недавно мечтал. Ольге Ильинской не удалось ''воскресить'' Обломова. Виной тому общество, среда, люди, которые окружали его; влияние Пшеницыной, Тарантьева, которые сами не знали смысла жизни, у них не было стремления добиться успеха, они боялись изменения в своей жизни. Все тоже происходило и с Обломовым, который просто-напросто не понимал смысла жизни, и не стремился к этому. Но русская литература в своей проблематике не ограничивается лишь этим произведением. В пример можно привести произведение "Гроза", где быт города, общество губит главную героиню Екатерину.

Порождённый обществом, Обломов ничего не добивается в жизни и вскоре умирает. Воскрешение героя так и не произошло, несмотря на усилия Ольги Ильинской, и причиной этому, по словам И.А.Гончарова, является «Обломовщина".


13


Комментарий

1. Учащийся обнаружил понимание проблемы, предложенной в вопросе.

2. Он выдвинул необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, но ответить полноценно на вопрос не смог.

3.В работе присутствуют фактические и логические ошибки, вызванные тем, что учащийся не до конца разобрался в проблематике романа и не понял сложный и противоречивый образ Обломова во всей его полноте.

4.Гончаров не пытался изобразить героя, опустившегося на дно жизни, как утверждает учащийся. Замысел романа был в другом: показать Россию на рубеже двух эпох: патриархально-крепостнической и буржуазно-пореформенной и нарисовать ещё одного героя времени, ощущающего себя лишним в новой жизни. Ошибочно утверждение, что давление Пшеницыной заставило Обломова отказаться от своей любви, а также сравнение Обломова

с Тарантьевым, который якобы тоже боится изменений в своей жизни.

5. Неверно утверждение учащегося, что Обломов забыл о своей любви к Ольге, тогда как он хранил это глубокое чувство всю жизнь.

6. Вывод, который делает учащийся в конце роботы, также нельзя считать правомерным, так как слова об "обломовщине" Гончаров как раз вкладывает в уста своего героя. Обломов, прощаясь с Ольгой, сам выносит себе приговор.

7.Есть в работе и мелкие фактические ошибки, не связанные с пониманием, проблематики, произведения (например, утверждение, что Обломов, познакомившись на даче с Ольгой, стал выезжать на балы).

8. Части высказывания логически связаны между собой, но поверхностное понимание произведения портит впечатления от ответа учащегося.

9. Надо отметить, что в своем ответе учащийся почти не обращается к теоретико-литературным понятиям ("герой", "роман").

10.Текст произведения в ответе не привлекается ни в виде прямого цитирования, ни в виде необходимого пересказа эпизодов.

11. В работе допущены речевые ошибки ("Трудностей, выпадающих на его путь", "...произведения является некой галерей, который тип героя, опустившегося на дно своей жизни",проводит большинство времени лежа на диване",...которое сами не знали смысла жизни".)

12. В целом надо отметить, что учащийся справился с поставленной задачей, но необходим анализ допущенных ошибок и недочетов с целью недопущения в дальнейшем подобных ошибок.


14


^ Раздел 6. ТЕСТ как элемент художественного анализа текста

1)Сформулируйте его главную мысль. Какой из следующих формулировок она соответствует?

А) Язык – величайшее богатство народа.

Б) Русский язык особенно богат пословицами.

В) Человеческие отношения запечатлелись в народных изречениях.

2. К какому стилю относится текст?

А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой;

Д) Публицистический.

3. Каков тип речи текста?

А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение; Г) Смешанный текст.

4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм:

А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль.

Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

5. Определите слова, не являющиеся синонимами.

А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм;

В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.

6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

А) его – предлог; Б) и – союз;

В) дошли – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение.

7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним?

А) накапливать; Б) перелетать; В) устремлять; Г) жить.

8. Раскройте скобки в написаниях не с различными частями речи:

(не)сметные, (не)обозримо.

А) раздельно, раздельно; Б) слитно, раздельно;

В) раздельно, слитно; Г) слитно, слитно.

9. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?

А) безграничная; Б) мудрость; В) любовь; Г) предрассудков.

10 Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:

А) предложение №3 – простое, распространенное, грамматическая основа – русский язык богат;

Б) предложение №2 – простое, распространенное, осложнено однородными членами;

В) предложение №1 – простое, распространенное, побудительное;

Г) предложение №5 – сложное.

11. Укажите, чем является словосочетание меткий русский язык (предложение 3):

А) олицетворение; Б) метафора; В) эпитет; Г) сравнение.

Задание на дом ( творческое ): опираясь на данный текст, напишите размышление: "Какие чувства вызывает у вас данный текст?"


15

Заключение.


Советы учащимся.

- самостоятельность должна проявляться не в том, чтобы отвергать уже сложившиеся концепции, трактовки произведений и выдвигать свои, зачастую малообоснованные идеи, а в самом подходе к материалу, подбору аргументов, стили изложения;


- чтобы ответ получился глубоким и исчерпывающим, иногда бывает необходимо «задействовать» знания по смежным наукам – истории, философии;


- не отвергайте «зубрежку» - испытанный «дедовский» метод;


- обращайтесь к спектаклям и фильмам, в основе который лежит классическое произведение;


- научитесь управлять временем: иногда неумение укладываться в заданные рамки оборачивается низкой оценкой на вступительном испытании;


- экзамен – это всегда стресс, и единственное спасение в такой ситуации – хорошие знания. Помните: «Не Боги горшки обжигают» и «Осилит дорогу идущий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дистанционного курса на основе LMS Moodle для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе

Дистанционный Курс создан на основе платформы Moodle - это программный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в Internet.Дистанционный Курс создан для поддержки учителей...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Методическая разработка "Подготовка к ЕГЭ по литературе"

Методическая разработка "Подготовка к ЕГЭ по литературе" представляет собой систему заданий В и С, разработанную для анализа фрагмента текста из романа-эпопеи "Война и мир"....

Методическая разработка на тему:"Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса с использованием технологии дистанционного обучения."

Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса. Темы: "Биография А.П.Чехова" и "Рассказ "Хирургия" с использованием технологии дистанционного обучения. Использование технологии дистанц...

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...

Методическая разработка "Подготовка учащихся 5 класса к ВПР"

В работе раскрыты некоторые приемы работы на уроках, используемые мною, которые помогают готовить пятиклассников к Всероссийской проверочной работе....

Методическая разработка для учащихся 5-7 классов "Тема добра и зла в отечественной и мировой литературе"

Викторина и  анкетирование учащихся позволят организовать духовно-нравственное воспитание учащихся....