Урок литературы в 6 классе Родная природа в произведениях русских поэтов
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Функ Светлана Владимировна

Очень интересный материал!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc55.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Тема: Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века

Цель: создать условия для формирования культурологической, коммуникативной компетенций через обучение навыкам анализа лирического произведения, развитие мышления, элементов творческой деятельности, что будет способствовать воспитанию любви к родной природе, вниманию к поэтическому слову

Задачи урока: научить определять тему и идею стихотворения, находить и интерпретировать средства художественной изобразительности, уметь выражать свои чувства устно и письменно.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь по литературе, карточки с заданиями, магниты, вырезной материал.

Методы: метод творческого чтения (беседа, творческие задания, выразительное  чтение), эвристический метод (система вопросов и заданий по тексту), репродуктивный метод (самостоятельный анализ).

Формы и приемы: выполнение творческих заданий, создание ситуации сотрудничества, смена видов деятельности, использование игровых методов, Опора на имеющиеся ЗУНы, альтернативное домашнее задание.

Тип урока: УРОК ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

                           ХОД УРОКА

1.Организационный момент 

-Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем и наших гостей! (повернулись, улыбнулись). Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.

Горяйнов  Миша

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Урок сегодня необычный,

От всех других весьма отличный.

Функ С.В.

Я девиз хочу вам на урок предложить,

Чтобы интереснее было литературу учить:

(Слайд)

Думаю сам, советуюсь и работаю с классом

2.Этап актуализации субъективного опыта учащихся

Слайд

-Как вы понимаете значение китайской пословицы

Скажи мне - и я забуду

Покажи мне - и я запомню

Вовлеки меня – и я  научусь.

-А кто вас научит?

 Доверяете мне?

Тогда в путь!

Слайд

-Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Ф.И. Тютчева.  Прочитаем  их:

 Не то, что мните вы, природа!

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

-Как вы понимаете значение этого высказывания?

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

3.Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Слайд

-Откроем тетради и запишем тему урока  

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

-А что должны узнать?

 Слайд.

  Е А Баратынский.

-Чтение стихотворения (выходят 3 девочки)  

-Понравилось вам стихотворение?

-О чем оно?

-Как вы думаете, что чувствует поэт? (радость, ликование, восторг)

-А у вас какие чувства вызвало это стихотворение (те же)

-С помощью чего же поэту удалось не только передать свое настроение, но и вызвать такой же отклик в нас? На этот вопрос мы и постараемся ответить.

 - Будем читать по строфам и вглядываться в поэтический текст - что же мы увидим, услышим, почувствуем.

-А в какой строфе появляется лирический герой?

-А что видит он?

-Как можно озаглавить стихотворение? (Весна)

-А какова будет тема? Главная мысль?

Определим пространство стихотворения (высота-земля)

А где же душа поэта? (везде, она может подняться ввысь к облакам, может спуститься и журчать вместе с ручьем, она растворена в природе)

Сделаем вывод: Какая же природа в стихотворении? (живая)

4.Этап первичной проверки понимания изученного

-Самостоятельная работа – задания каждому (Продолжим анализ)  

- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: с помощью чего поэту удалось не только передать свое настроение, но вызвать такой же отклик в нас? (читаем выводы)

-А сейчас вас ждет сюрприз-(вальс)

Звучит аудиозапись стихотворения с музыкой (Лимонов-Благодатских, Горяйнов-Рыболова)

Слайд.

 Я.П. Полонский.

-Чтение стихотворения-Черникова Диана

-Рисунки и комментарии. Бовдуй Юля- рисунок, Ларина Аня – комментарий,

Черникова Диана – комментирует ответ по схеме 5 «П».

 

Физминутка-достань звезду. Ребята, встали за спинки стульев, представим, что над нами звездное небо. Посмотрите вверх, выберите себе звезду. Закройте глаза и медленно тяните ручки вверх медленно, глаза открывать нельзя, загадывайте желание и берите звездочку, бережно кладите ее па парту. Открыли глаза. (Улыбки, удивление).

 

-Слайд. А.К. Толстой.

-Инсценирование стихотворения- 4 девочки

-Задание классу. Устное рисование (по строфам - по рядам).

4.Этап подведение итогов

-Природа вдохновляла не только поэтов, композиторов, художников, но я думаю и нас с вами.

Для  подведения  итогов  урока класс превращается в творческую мастерскую. Задания у вас в тетрадях.

1 группа создает обложку журнала (Горяйнов, Рыболова, Лашманова) - оформители

2 группа отвечает на вопрос ((Благодатских, Черникова, Зафронская, Поповская) - это литературоведы

3 группа сочиняет стихотворение (Ларина, Бовдуй,Соколова, Ганина)-это поэты

4  группа рисует весну (Пахомова, Борисенко, Лимонов, Селиванов)

5  группа – рисует лето ( )

4 и 5 группы художники

 6 группа – рисует свое настроение (Зленко, Козлова, Тимошенко, Чеботарев)

   

-Проверка заданий творческой мастерской.

(Обложка, ответ на вопрос, стихотворения, картины)

-Давайте еще раз вспомним тему урока и прочитаем эпиграф.

-Какова была цель? Достигли ли мы ее? (Да. Мы поняли, что природа в стихах русских поэтов живая. Поэты по-разному видят ее, по- разному чувствуют, но помогают нам понять.)

 5.Этап информации о домашнем задании

-Какое домашнее задание, связанное с темой нашего урока, вы хотели бы получить?

Слайд

-учебник стр.303-308,читать

-выучить стихотворение, написать сочинение «Мое любимое время года», рисунок к стихотворению (на выбор)

 

5.Рефлексия. «ДЕРЕВО»

6.Слайд. Спасибо за урок

4.Согласны ли вы, что последняя строфа – главная во всем стихотворении? Проследите по тексту чувства главного героя, который восхищен весной.

Обновление и возрождение природы весной  вызывают у лирического героя и у читателя желание слиться с природой? Весной душа человека и журчит, как ручей, и поет, как птица?

Вывод:

1.Проверьте, каким размером написано стихотворение? Чередование четырех стопного и трехстопного ямба? Создается ли четкий ритм этим чередованием-весна пришла, ее ничто не может остановить?

Вывод:

2.Какие слова стихотворения передают ощущение всеобщего движения и жизни?

Глаголы-

Краткие прилагательные и причастия-

Употребление этих слов создает впечатление быстрого движения?

Вывод:

 

5.Хочется ли вам, чтобы пришла весна? А какая будет ваша весна?

4.Какие знаки препинания встречаются  в стихотворении?

Восклицательные-

Вопросительные-

Многоточие-

Вставьте нужное слово:

 … знаки помогают автору передать настроение радости, восторга, восхищения от прихода весны.

…знак – это обращение к себе. Попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объясняет, что происходит с душой.

…заканчивается стихотворение. Герой многое еще бы сказал, но все слова не могут передать то, что происходит в душе.  

 Прочитайте выразительно вывод: Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать и понять автора.

 3. Читая стихотворение, мы слышим:

2срофа-дуновение ветерка-

3 строфа-журчание ручья, рев реки-

4 строфа-шуршание ветхих листьев-

5 строфа-песню жаворонка-

Какие звуки используются для этого? (Л Р Х Ш Ж) Посчитайте и запишите.

Прочитайте выразительно вывод: повторяя определенные звуки, автор может передать нам, то, что слышит он, и помочь нам услышать это же.

Повтор согласных звуков называется….(смотреть словарь)  

6.Поэтическая мастерская Синквейны

          Весна

7.Поэтическая мастерская Синквейны

          Баратынский

 

8.Поэтическая мастерская Синквейны

         Душа

9.Игра БУРИМЕ

Сочините четверостишие с этими рифмами

Ручей-лучей,нежный-подснежник

 

  3..Какие художественные приемы использует поэт?  

Высокая поэтическая лексика: гласят, очи, лазурию

Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет. / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»

Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».

Метафоры: «С ручьем она ручей. / И с птичкой птичка!»

Вывод:

Художественные приемы при описании весенней природы дают возможность живо представить и почувствовать весну.

 

4.Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе: Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!..  

А как вы представляете приход весны и что  чувствуете в этот момент?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Стихотворение Е. Баратынского в моем восприятии(3-4 предложения)

Стихотворение Е. Баратынского в моем восприятии(3-4 предложения)

Стихотворение Я. Полонского в моем восприятии(3-4 предложения)

 

 



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Тема: Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века

Цель: создать условия для формирования культурологической, коммуникативной компетенций через обучение навыкам анализа лирического произведения, развитие мышления, элементов творческой деятельности, что будет способствовать воспитанию любви к родной природе, вниманию к поэтическому слову

Задачи урока: научить определять тему и идею стихотворения, находить и интерпретировать средства художественной изобразительности, уметь выражать свои чувства устно и письменно.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь по литературе, карточки с заданиями, магниты, вырезной материал.

Методы: метод творческого чтения (беседа, творческие задания, выразительное  чтение), эвристический метод (система вопросов и заданий по тексту), репродуктивный метод (самостоятельный анализ).

Формы и приемы: выполнение творческих заданий, создание ситуации сотрудничества, смена видов деятельности, использование игровых методов, Опора на имеющиеся ЗУНы, альтернативное домашнее задание.

Тип урока: УРОК ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

                           ХОД УРОКА

1.Организационный момент 

-Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем и наших гостей! (повернулись, улыбнулись). Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.

Горяйнов  Миша

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Урок сегодня необычный,

От всех других весьма отличный.

Функ С.В.

Я девиз хочу вам на урок предложить,

Чтобы интереснее было литературу учить:

(Слайд)

Думаю сам, советуюсь и работаю с классом

2.Этап актуализации субъективного опыта учащихся

Слайд

-Как вы понимаете значение китайской пословицы

Скажи мне - и я забуду

Покажи мне - и я запомню

Вовлеки меня – и я  научусь.

-А кто вас научит?

 Доверяете мне?

Тогда в путь!

Слайд

-Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Ф.И. Тютчева.  Прочитаем  их:

 Не то, что мните вы, природа!

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

-Как вы понимаете значение этого высказывания?

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

3.Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Слайд

-Откроем тетради и запишем тему урока  

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

-А что должны узнать?

 Слайд.

  Е А Баратынский.

-Чтение стихотворения (выходят 3 девочки)  

-Понравилось вам стихотворение?

-О чем оно?

-Как вы думаете, что чувствует поэт? (радость, ликование, восторг)

-А у вас какие чувства вызвало это стихотворение (те же)

-С помощью чего же поэту удалось не только передать свое настроение, но и вызвать такой же отклик в нас? На этот вопрос мы и постараемся ответить.

 - Будем читать по строфам и вглядываться в поэтический текст - что же мы увидим, услышим, почувствуем.

-А в какой строфе появляется лирический герой?

-А что видит он?

-Как можно озаглавить стихотворение? (Весна)

-А какова будет тема? Главная мысль?

Определим пространство стихотворения (высота-земля)

А где же душа поэта? (везде, она может подняться ввысь к облакам, может спуститься и журчать вместе с ручьем, она растворена в природе)

Сделаем вывод: Какая же природа в стихотворении? (живая)

4.Этап первичной проверки понимания изученного

-Самостоятельная работа – задания каждому (Продолжим анализ)  

- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: с помощью чего поэту удалось не только передать свое настроение, но вызвать такой же отклик в нас? (читаем выводы)

-А сейчас вас ждет сюрприз-(вальс)

Звучит аудиозапись стихотворения с музыкой (Лимонов-Благодатских, Горяйнов-Рыболова)

Слайд.

 Я.П. Полонский.

-Чтение стихотворения-Черникова Диана

-Рисунки и комментарии. Бовдуй Юля- рисунок, Ларина Аня – комментарий,

Черникова Диана – комментирует ответ по схеме 5 «П».

 

Физминутка-достань звезду. Ребята, встали за спинки стульев, представим, что над нами звездное небо. Посмотрите вверх, выберите себе звезду. Закройте глаза и медленно тяните ручки вверх медленно, глаза открывать нельзя, загадывайте желание и берите звездочку, бережно кладите ее па парту. Открыли глаза. (Улыбки, удивление).

 

-Слайд. А.К. Толстой.

-Инсценирование стихотворения- 4 девочки

-Задание классу. Устное рисование (по строфам - по рядам).

4.Этап подведение итогов

-Природа вдохновляла не только поэтов, композиторов, художников, но я думаю и нас с вами.

Для  подведения  итогов  урока класс превращается в творческую мастерскую. Задания у вас в тетрадях.

1 группа создает обложку журнала (Горяйнов, Рыболова, Лашманова) - оформители

2 группа отвечает на вопрос ((Благодатских, Черникова, Зафронская, Поповская) - это литературоведы

3 группа сочиняет стихотворение (Ларина, Бовдуй,Соколова, Ганина)-это поэты

4  группа рисует весну (Пахомова, Борисенко, Лимонов, Селиванов)

5  группа – рисует лето ( )

4 и 5 группы художники

 6 группа – рисует свое настроение (Зленко, Козлова, Тимошенко, Чеботарев)

   

-Проверка заданий творческой мастерской.

(Обложка, ответ на вопрос, стихотворения, картины)

-Давайте еще раз вспомним тему урока и прочитаем эпиграф.

-Какова была цель? Достигли ли мы ее? (Да. Мы поняли, что природа в стихах русских поэтов живая. Поэты по-разному видят ее, по- разному чувствуют, но помогают нам понять.)

 5.Этап информации о домашнем задании

-Какое домашнее задание, связанное с темой нашего урока, вы хотели бы получить?

Слайд

-учебник стр.303-308,читать

-выучить стихотворение, написать сочинение «Мое любимое время года», рисунок к стихотворению (на выбор)

 

5.Рефлексия. «ДЕРЕВО»

6.Слайд. Спасибо за урок

4.Согласны ли вы, что последняя строфа – главная во всем стихотворении? Проследите по тексту чувства главного героя, который восхищен весной.

Обновление и возрождение природы весной  вызывают у лирического героя и у читателя желание слиться с природой? Весной душа человека и журчит, как ручей, и поет, как птица?

Вывод:

1.Проверьте, каким размером написано стихотворение? Чередование четырех стопного и трехстопного ямба? Создается ли четкий ритм этим чередованием-весна пришла, ее ничто не может остановить?

Вывод:

2.Какие слова стихотворения передают ощущение всеобщего движения и жизни?

Глаголы-

Краткие прилагательные и причастия-

Употребление этих слов создает впечатление быстрого движения?

Вывод:

 

5.Хочется ли вам, чтобы пришла весна? А какая будет ваша весна?

4.Какие знаки препинания встречаются  в стихотворении?

Восклицательные-

Вопросительные-

Многоточие-

Вставьте нужное слово:

 … знаки помогают автору передать настроение радости, восторга, восхищения от прихода весны.

…знак – это обращение к себе. Попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объясняет, что происходит с душой.

…заканчивается стихотворение. Герой многое еще бы сказал, но все слова не могут передать то, что происходит в душе.  

 Прочитайте выразительно вывод: Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать и понять автора.

 3. Читая стихотворение, мы слышим:

2срофа-дуновение ветерка-

3 строфа-журчание ручья, рев реки-

4 строфа-шуршание ветхих листьев-

5 строфа-песню жаворонка-

Какие звуки используются для этого? (Л Р Х Ш Ж) Посчитайте и запишите.

Прочитайте выразительно вывод: повторяя определенные звуки, автор может передать нам, то, что слышит он, и помочь нам услышать это же.

Повтор согласных звуков называется….(смотреть словарь)  

6.Поэтическая мастерская Синквейны

          Весна

7.Поэтическая мастерская Синквейны

          Баратынский

 

8.Поэтическая мастерская Синквейны

         Душа

9.Игра БУРИМЕ

Сочините четверостишие с этими рифмами

Ручей-лучей,нежный-подснежник

 

  3..Какие художественные приемы использует поэт?  

Высокая поэтическая лексика: гласят, очи, лазурию

Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет. / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»

Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».

Метафоры: «С ручьем она ручей. / И с птичкой птичка!»

Вывод:

Художественные приемы при описании весенней природы дают возможность живо представить и почувствовать весну.

 

4.Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе: Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!..  

А как вы представляете приход весны и что  чувствуете в этот момент?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Стихотворение Е. Баратынского в моем восприятии(3-4 предложения)

Стихотворение Е. Баратынского в моем восприятии(3-4 предложения)

Стихотворение Я. Полонского в моем восприятии(3-4 предложения)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное чтение. Картины родной природы в произведениях русских поэтов

Конспект, презентация урока внеклассного чтения 5 класс коррекционной школы VIII вида...

Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...

Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс

Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...

Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...

Открытый урок по литературе в 5 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века"

Урок дан в рамках обучающего семинара "Духовно- нравственное воспитание школьников в урочной деятельности" для студентов 3 курса направления подготовки "Педагогическое образование"...

презентация к уроку литературы 8 кл "Родная природа в произведениях русских поэтов"

ЭОР к уроку литературы в 8 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов"...