Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева Кусака.МОУ СОШ №15г. Жуковский учитель Суркова Ирина Николаевна
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

Познакомить с тестом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока.
Расширять активный запас слов учащикся, объясняя значения этических терминов.
Способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви и благодарности как составляющее понятие "добро", учить видеть и различать "добро" и "зло".
Способствовать формированию интереса к данной проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областной конкурс « Компьютер и школа »

Тема:

Интегрированный урок русского языка и литературы.

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева

«Кусака» и в моем понимании.

Продолжительность: ( 1 урок (  45 минут)

Класс: 6

Технологии: с использованием презентации

Выполнила:  Суркова И. Н. учитель русского языка и литературы

МОУ  СОШ № 11 Московская область г. Жуковский

Г. Жуковский

2012 г.

1 слайд.2 слайд.

        Цели урока:

  1. Познакомить с текстом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока.
  2. Расширять активный запас слов учащихся, объясняя значение этических терминов.
  3. Способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви и благодарности как составляющих понятие «добро», учить видеть и различать «добро» и «зло».
  4. Способствовать формированию интереса к данной проблеме.

Подготовка к уроку.

     Организация домашнего задания к уроку:

  1. Прочитать рассказ Л. Андреева «Кусака».
  2. Подумать над вопросами:

а) Какие чувства вы испытали, прочитав данный рассказ?

б) Герои рассказа – люди добрые или злые? Обосновать свою точку зрения.

в) Как вы понимаете, что такое «добро» и что такое «зло»?

г) Представьте в образах-рисунках понятия «добро» и «зло».

    3. Индивидуальное задание для ученика-консультанта: посмотреть по словарю толкование ряда понятий, указанных учителем, на уроке при необходимости помогать учащимся в объяснении этих слов.

3 слайд.

        На доске.

        Слова, взятые в качестве эпиграфа:

        

        Мир сотворен, но еще недосоздан,

        Задан маршрут: через тернии к звездам.

        Звездам и добро в роковом поединке переплелись.

        Человек – посрединке.

        Т. Жирмунская.        

Поскольку речь в ходе урока будет идти о нравственных категориях, то вполне понятно, что в рамках этого урока можно поставить задачу духовного воспитания детей. Сейчас, когда обнаружился острый недостаток духовности, происходит, по меткому замечанию А.Н. Леонтьева, «обнищание души при обогащении информации».

К уроку литературы шестиклассники получают задание: прочитать рассказ Л. Андреева «Кусака» и попробовать изобразить в рисунках-образах понятие «добро» и «зло».

Эту закономерность я раскрываю с ребятами на примере данного рассказа. В ходе урока вычерчивается прямая, с одной стороны которой- добро, а с другой- зло. Я веду ребят за собой, показывая, что полярные понятия в какой-то точке сходятся, что есть составляющие элементы каждого из них. Понятие добра включает в себя любовь ,жалость, надежду, ласку, благодарность, а зло сосуществует в единстве со скукой , злобой, обидой, недоверием, страхом, безразличием.

5 слайд.

                Подготовка учащихся к восприятию

Темы.

        …Мы в мир пришли, чтобы добро творить,

        Чтоб злу дорогу в душу преградить.

        Так почему ж бывает коротка

        Тропинка от добра до зла?..

        Л.И.Новикова

      В прочитанном четверостишии содержится вопрос, ответить на который мы постараемся в ходе урока.

       Добро и зло… Два противоположных понятия, непримиримых врага, две крайние позиции. В ходе нашего урока мы попробуем понять , где же тот порог, предел, за которым кончается добро и начинается зло.

Анализ исходных понятий.   4 слайд.

Прежде всего давайте разберемся, что такое добро и зло, что скрывается  за этими морально-этическими категориями, с помощью которых мы выносим оценку нравственному поведению других людей и своему собственному (ученики объясняют, как они понимают, что такое «добро» с что такое «зло»).

Справка ученика: 6 слайд 8 слайд

Добро в словарях толкуется как положительное, нравственное, достойное подражания, то, что не причиняет зла другим людям.

Зло- нечто дурное, безнравственное, достойное осуждения.

        Анализ работ учеников.

(На стенде представлены рисунки-образы «добра» - «зла», выполненные учащимися; ребята представляют свои работы, объясняя, почему данные понятия ассоциируются у них с тем или иным образом).

        «Добро» и «Зло» в литературе.

Мы познакомились с тем, как вы сами понимаете данные понятия. Ваш жизненный опыт, ваши друзья, товарищи, родители, учителя помогли вам сформировать представление об этих сложнейших категориях. А литература, книги, прочитанные вами, помогают вам разобраться в проблеме добра – зла? (Ребята рассказывают свое мнение, приводят примеры из русских народных сказок, классической и современной литературы, показывая, что данная проблема ставится в произведениях литературы).

Всегда ли проблема добра – зла однозначно? (Отвечая на данный вопрос, ученики говорят о том, что однозначно вопросы добра – зла решаются только в сказках: добро всегда побеждает зло. Но в литературе, как и в жизни, эта проблема не столь проста).

 Давайте посмотрим, как решается данная проблема в рассказе    Л. Андреева «Кусака», который вы читали дома самостоятельно.

Беседа по тексту.

         - Какие чувства вызвал у вас прочитанный рассказ? (Ученики отвечают, рассказывая о том, какие чувства вызвал рассказ о судьбе собаки)

- Рассказ начинается с местоимения она. О ком идет речь? (О собаке.)

- Как жила собака? Как складывались ее взаимоотношения с окружающим миром? ( Собака ничья, она  никому не принадлежала. Собаки гнали ее, дети бросали камнями и паками, взрослые улюлюкали, свистели.)

- Нуждается ли она в том, чтобы быть кому-то нужной? Она свобода и вольна как ветер, может быть, ей эта жизнь по душе? (Собака тянется к теплым избам, у нее есть инстинктивная потребность в общении, она нуждается в том, чтобы ее пожалели и приласкали.)

- Один раз ее действительно пожалели и приласкали. Кто это сделал, и как это произошло? ( Пожалел пропойца-мужик.)

- Он добрый человек или злой? ( У него есть доброе начало: он всех любит, жалеет, размышляет о добрых людях, надеется на добрых людей. Но в нем живет и зло. Он почувствовал скуку, злобу, ударил собаку, изорвал подаренный жене платок.)

- Если мы расстояние между добром и злом условно представим себе в виде прямой, то где-то должна быть та грань, перейдя через которую, человек из доброго превращается в злого.

        добро        зло

7 слайд        любовь        скука

9 слайд        жалость        злоба

        надежда        обиды

- Расшифруйте эти понятия ,как вы их понимаете? ( Ученики объясняют, в случае необходимости помогает ученик-консультант.) Справка:

Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Жалость – сострадание, соболезнование.

Надежда – ожидание, уверенность в осуществлении чего-то радостного, благоприятного.

Скука – тягостное душевное состояние.

Злоба – чувство гневного раздражения, недоброжелательства против чего-нибудь.

Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением.

- Ее и потом пытались приласкать, но в ответ на содеянное зло в ее сердце тоже поселилась злоба. Как она перешла грань между добром и злом? Что послужило причиной? ( Недоверие.)

Справка ученика-консультанта:

Недоверие – сомнение в справедливости, истинности чувств, слов ( учитель дописывает названное слово в схеме):

        добро        зло

7 слайд        любовь        скука

9 слайд        жалость        злоба

10 слайд        надежда        обиды

        недоверие

- Но все же и при такой собачьей жизни она не сломалась. Устроила свою жизнь так, что изредка бывала довольна собой и даже испытывала чувство гордости. Как это получалось? ( Бескорыстно сторожила пустую дачу.)

- Но вот на дачу, которую бескорыстно сторожила собака, приехали люди, дачники. Хорошие это были люди? Как вы это поняли? ( Они добрые.)

- Действительно, хороший в русском языке – это прежде всего добрый. «Пришли мне чтения доброго», - так писал один новгородец несколько веков тому назад своей жене на берестяной грамоте. Итак, автор утверждает, что приехавшие люди были добрые. Какие он приводит доказательства? ( В тексте говорится, что «воздух, удаленность от города, зелень, голубое небо – делали их еще добрее».)

- Так что же получается, отправимся мы все вместе в деревню, будем дышать свежим воздухом, любоваться голубым небом – и все станем добрыми, потом привыкли.)

- Какова первая реакция добрых людей на злую собаку, оторвавшую подол от платья Лели? ( Хотели прогнать, застрелить из револьвера, потом привыкли.)

- Но именно они и приручили собаку. Как? ( Дали ей имя – Кусака, привыкли к ней, бросали ей хлеб, впервые по-настоящему приласкали.)

- Каким образом люди лишили собаку ее непримиримой злобы? Что сыграло свою роль? ( Ласка.)

Справка ученика-консультанта:

Ласка – проявление нежности, любви, доброе, приветливое, нежное, отношение.

Учитель дополняет схему:

        добро        зло

7, 9, 10 слайды.        любовь        скука

        жалость        злоба

        надежда        обиды

        ласка        недоверие

- Собака счастлива, но состояние счастья для нее так непривычно, что приносить боль. Автор говорит нам страшную фразу, которая помогает почувствовать, как настрадалась Кусака за свою недолгую жизнь: «Она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, как от удара». Как автор показывает нам, что Кусака счастлива? ( Она изменилась внешне и внутренне, «душа ее расцвела».)

- Расцвести может цветок. Как же понять эту фразу о душе? ( Душа Кусаки отогрелась, она поверила людям, раскрылась им навстречу, как цветок.)

- Но все же прежнюю долгую жизнь нельзя забыть. Какие чувства борются в душе Кусаки? Какие чувства направляют ее в сторону добра, а какие в сторону зла? ( Страх «не выпарился», она терялась при виде людей, ждала привычных побоев, но в месте с тем она испытывала уже и восторг, и благодарность, и любовь.)

- Я записываю в схему понятия – составляющие добра и зла:

        добро        зло

        любовь        скука

        жалость        злоба

        надежда        обиды

7, 9, 10 слайды.        ласка        недоверие

        восторг        страх

        благодарность

        любовь

Справка ученика-консультанта:

Восторг – большой подъем чувств, восхищение.

Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.

Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Страх – очень сильный испуг, боязнь.

- Душу собаки переполняют высокие чувства, чтобы выразить свой восторг, любовь, благодарность, Кусака начинала прыгать, кувыркаться, вертеться. Какие слова помогают нам ярче увидеть действия? ( Наречия: нелепо, неуклюже.)

- Какие определения подбирает автор, чтобы показать, как выглядела собака в этой ситуации? ( «..неповоротливое, смешное, жалкое тело».)

- Когда вы видите, что кто-то в проявлении своих лучших чувств смешон, жалок, неповоротлив; когда вы видите, что-то, что он делает – нелепо и неуклюже… что надо сделать? ( Остановить, прекратить унижение.)

- Что делают наши «добрые люди»? ( Они смеются.)

- Чего они не видят, не замечают? ( Странной мольбы в собачьих глазах.)

- А дальше следует более чем странная фраза: «Как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали». Почему является эта странная параллель: «как раньше» - «так и теперь»? ( Как раньше люди не задумывались, каково собаке, что у нее на душе, так и теперь до нее никому нет дела. Им безразлично, что чувствует собака.)

- Какое главное слово характеризует людей? ( Безразличие.)

Справка ученика-консультанта:

Безразличие – равнодушие, безучастное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь.

Я добавляю в схему слово «безразличие»

        добро        зло

        любовь        скука

7, 9, 10 слайды.        жалость        злоба

        надежда        обиды

        ласка        недоверие

        восторг        страх

        благодарность        безразличие

        любовь

- И человек, и собака привыкают как к плохому, так и к хорошему. К чему привыкла Кусака за это лето? ( Кусака привыкла, что не надо заботиться о пище, что у нее есть свое место в жизни, что ее приласкают, если попросит.)

- Состояние счастья стало привычным для собаки, нормой жизни. Но мир живет по своим законам. Прошло звонкое, веселое лето. Наступила осень. Л. Андреев рисует нам потрясающий образ осени ( зачитывает ). На что настраивает нас это описание? ( От этой картины веет холодом, тоской, несчастьем, одиночеством, пустотой.)

- И это не случайно. Мы понимаем: лето кончилось, люди должны уехать. Но как же решается судьба собаки? ( Людям жалко собаку.)

- Действительно, Леля трижды повторяет слово «жалко». Как она произносит это слово, и как меняется ее внутреннее состояние с каждой фразой? ( Первый раз протянула, чтобы разжалобить мать, второй раз готова была заплакать, третий раз после обещании матери приобрести породистого щенка сдалась, уступила, не заплакала.)

- Мы видим, как на наших глазах происходит внутренняя борьба добра со злом в душе Лели. Какое чувство направляет девочку в сторону добра? ( Жалость.)

- А что тянет в сторону зла? ( Эгоизм: думает прежде всего не о собаке, о своих интересах: будет  вместо Кусаки другая, лучшая породистая собака.)

Справка ученика-консультанта:

Жалость – сострадание соболезнование.

Эгоизм – предпочтение личных, корыстных интересов.

        добро        зло

        любовь        скука

        жалость        злоба

        надежда        обиды

        ласка        недоверие

        восторг        страх

        благодарность        безразличие

        любовь        эгоизм

        жалость

- Судьба Кусаки решена. Леля и Кусака выходят на шоссе, и вместо сцены прощания, такой естественной и нужной, Л. Андреев дает нам совсем другую сцену. Почему? ( Проводится параллель между тем, что с Кусакой сделали добрые люди, и теми злыми людьми, которые мучают и смеются над деревенским дурачком.)

- И те и другие несут зло. Что породило это зло? ( Безответственность.)

Справка ученика-консультанта:

Безответственность – отсутствие ответственности.

- Я добавляю в схему слово «безответственность», схема приобретает следующий вид:

        добро        зло

        любовь        скука

6, 7, 8, 9, 10         жалость        злобы

слайды        надежда        обиды

        ласка        недоверие

        восторг        страх

        благодарность        безразличие

        любовь        эгоизм

        жалость        безответственность

       

         - А. де Сент-Экзюпери в одной из своих книг говорил о том, что «люди в ответе за тех, кого они приручили». Те добрые люди, о которых вели речь мы с вами, с этой истиной незнакомы. Их безответственность, их неумение и нежелание  принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, привили на дорогу, ведущую ко злу.

- Посмотрите на нашу «дорогу» добра ко злу. Понятия диаметрально противоположны, а резкой границы между ими нет. Есть хорошие или плохие поступки, которые мы совершаем, есть добрые и злые слова, которые мы говорим, есть чувства, которые мы испытываем. Все это вместе и составляет суть понятий «добро» и «зло». Мы с вами благодаря рассказу Л. Андреева увидели лишь часть этих понятий. Мое пожелание: пусть обиды, скука, злоба, недоверие уйдут из вашего сердца, пусть в нем не будет места страху, безразличию и безответственности, и тогда будет гарантия того, что вы в любых ситуациях останетесь добрыми людьми.

                       На мир смотрите добрыми глазами,

        Чтоб добрым было слово, добрым – труд.

        Пусть дураки сочтут вас дураками,

        Злодеи малодушными сочтут…

        Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,

        Пусть в жизни сам злодей не знает зла,

11 слайд        Добро навеки будет богом нашим,

        Ему - молитва наша и хвала.

        Организация домашнего задания. 12 слайд.

- Нужно будет написать о своем понимании того, что такое «добро» и что такое «зло». Какой тип речи будет в данном случае наиболее подходящим? ( Рассуждение.) Вспомним композицию сочинений- рассуждений ( выдвигается тезис, приводятся доказательства, подводится итог размышлению).

В а р и а н т ы    з а д а н и й :

1. Составить словарную статью о словах добро, зло (по усмотрению учителя можно предложить и любое другое слово этического характера для творческой работы, которое «зацепило» того или иного ребенка, вызвало желание написать именно о нем ( если учитель предлагает выполнить работу такого рода, то прежде он должен познакомить ребят с законами построения словарных статей).

2. Написать маленький рассказ-иллюстрацию понятий «добро» или «зло».

3. Доказать или опровергнуть утверждение: «Добро и зло – две стороны одной медали».

4. Ответить на вопрос, почему Л. Андреев назвал своих героев «добрыми людьми» ?

Любая из предложенных работ интересна для шестиклассников, потому что она касается их души, их внутреннего «я». А поскольку «личности ребенка ближе единство мысли и чувства, чем чистая мысль», как замечает Б.М. Немецкий ( Немецкий Б.М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление/Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989, с.107), то подобная работа идет в соответствии с логикой формирования личности ребенка, а не вопреки  ей. Вот несколько отрывков из выполненных учениками шестого класса работ:

«Добро- это понятие, противоположное по смыслу злу. Однокоренные слова: доброта, добродушие, доброжелательность, добродетель, одобрить и многие другие. Слово «добро» часто используется в сочетании со словами «мама», «мир», «дружба», «солнце». Добро – качество, которое всегда ценилось в людях на Руси. Это нашло отражение в народных пословицах и поговорках: спеши делать добро; добро в огне не горит и в воде не тонет; на свете не без добрых людей…

  Зло - смерть, война, предательство. О нем я писать не хочу»

( Саша С., 6 кл.).

«…Я живу в мире, где очень много добрых людей. Моя мама, учительница по русскому языку, мои  друзья – вот самые добрые люди не свете. А я? Меня этот урок заставил задуматься: а много ли я сделала добра окружающим меня людям?..» ( Света Н. 6 кл.)

        Список литературы:

1.Новое педагогическое мышление под. ред. А. В. Петровского- М. 1989г.

2. Скворцов Л. В. Культура самосознания М. 1989г.

3. Донцов И. А. Самовоспитание личности М: Политиздат. 1984г.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Директору ЦНПТ
Золотовой С.И.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу зачислить меня на курсы повышения квалификации

[1]

Фамилия, имя, отчество

 

Место работы (название учебного

заведения по уставу)

 

Занимаемая должность

 

Стаж работы в данной должности

 

Номер и дата выдачи диплома

 

Специальность по диплому 

 

Телефон или электронная почта

 

Домашний адрес

 

«01» февраля 2013 г.        Личная подпись _____________________

Примечание:

Подпись на заявлении должна быть выполнена письменно ручкой. Оформленное заявление можно отсканировать и переслать по электронной почте.

!!! ДАТА ЗАЯВЛЕНИЯ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ !!!


[1]   1. Информационные технологии в преподавании учебных предметов (72 ч.);

2. Свободное программное обеспечение в образовательной среде (72 ч.)



Предварительный просмотр:

Приложение 1

 

Заявка участника конкурса «Компьютер и школа» в номинации «использование информационных технологий в образовании»

Фамилия, Имя, Отчество

Суркова Ирина Николаевна 

Город

 Жуковский

Регион

 Московская обл.

Организация (полн. назв.)

 МОУ СОШ №11

Должность

 Учитель русского языка и литературы

Телефон организации

8( 495)556-80-61

Адрес домашний
(с почтовым индексом)*

140180, Московская обл., г.Жуковский, ул. Макаревского, д. 5 кв. 60

Телефон для контакта

8 916-196-39-13 

E-mail

surkova916@mail.ru 

Номинация

 Лучший урок с использованием презентации.

Предмет

 Литература

Тема урока

 Интегрированный урок русского языка и литературы.

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева

«Кусака» и в моем понимании.

Используемое ПО

Windows 7, MS Power Point 2007.

Класс

 6

Примечание: заявка принимается только в формате Word для Windows (97/2000/2003/2007 с расширением doc, docx или rtf);


Приложение 2

Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

 

Предмет: Литература

           Тема: Интегрированный урок русского языка и литературы.Проблема добра и зла в  

                      рассказе Л. Андреева. «Кусака» и в моем понимании.

Продолжительность: 1урок  45 минут.

Класс: 6.

Технологии: MS Power Point 2007.

Конспект урока: конспект урока.

 

Примечание:

В конспекте урока обязательно указать те моменты урока, на которых идет обращение к используемому на уроке программному обеспечению (презентации, интерактивной доске и пр.)

 

 

Рекомендации по оформлению конспекта

Работы необходимо оформить в соответствии с правилами представления документов на компьютере:

                Для форматирования текста использовать функции выравнивания, абзацного отступа ( а не ставить дополнительные пробелы).

                Между абзацами должен быть интервал 3 пт.

                Использовать шрифт Times New Roman Cyr 12-го размера черного цвета.

                Для выделения использовать полужирное и курсивное начертание.

                Не злоупотреблять иллюстрациями.


Приложение 3

 

 

Директору ЦНПТ
Золотовой С.И.

 

  

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу зачислить меня на курсы повышения квалификации

«Информационные технологии в преподавании учебных предметов»

  

Фамилия, имя, отчество

Место работы (название учебного

заведения по уставу)

Занимаемая должность

Стаж работы в данной должности

Номер и дата выдачи диплома

Специальность по диплому

 

Телефон или электронная почта

Домашний адрес

«01» февраля  2012 г.                      Личная подпись _______________________

 Примечание:

Подпись на заявлении должна быть выполнена письменно ручкой. Оформленное заявление можно отсканировать и переслать по электронной почте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу Л.Андреева "Кусака"

При анализе текста рассказа создаётся схема - образ, позволяющий выйти на творческое задание: создание образа "Мир, который меня окружает"...

"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...

Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....

Урок по рассказу Л. Андреева "Кусака"

В работе предсавлен конспект урока  и презентация к немуНа уроке ребята размышляют над такими понятиями, как совесть, милосердие; учатся быть сострадательные к "братьям нашим меньшим"....

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака»

Конспект урока литературы в 7 классе...

Проблема добра и зла (по рассказу Л.Андреева "Кусака")

Урок разработан для 5 класса по УМК  Г.И.Беленького...

Добро и зло в рассказе Л. Андреева "Кусака"

Конспект урока литературы в 7 классе с применением ИКТ...