А.С. Пушкин «Цветок». М.Ю. Лермонтов «Ветка Палестины». Урок сравнительного анализа стихотворений в Х классе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Полянских Нина Николаевна

Методическая разработка обращена к наисложнейшему в методике преподавания литературы приёму освоения лирических произведений - сопоставительному анализу. Опытный учитель показывает чёткую организацию исследовательской деятельности учащихся по анализу и сопоставлению двух шедевров русской поэзии, в результате которого школьники постигают авторский замысел, своеобразие каждого поэта. Ключевые слова: философская лирика, вечные вопросы бытия, предназначение человека, ключезые образы, композиция, лексика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cvetok_i_vetka_palestiny.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 А.С. Пушкин «Цветок».  М.Ю. Лермонтов «Ветка Палестины»

                            Урок сравнительного анализа стихотворений.

                  Филологическое  прочтение  стихотворений  в Х классе  

 

       Цель урока – формирование у старшеклассников исследовательских навыков в работе с художественными произведениями, умения сравнивать эстетически близкие явления в поэзии, развивать навыки владения учащимися «филологическим инструментарием» в освоении литературы, воспитывать уважение к  великим поэтам, интерес к их «творческой лаборатории».

Жанр урока: урок-исследование.

Ведущий тип анализа текстов: сопоставительный.

Ведущий приём: беседа-анализ. 

Задолго до урока учащиеся самостоятельно вели исследование по вопросам и заданиям, полученным от учителя: работали с различными типами словарей, энциклопедиями, с литературоведческими статьями, мемуарными источниками, произведениями эпистолярного жанра. Задания сгруппированы в семь блоков, каждым блоком занималась группа, состоящая из четырех человек.

                                                  I группа

   1.Укажите время написания стихотворений «Цветок» и «Ветка Палестины». Какие моменты (эпизоды, случаи) жизни поэтов отображают эти произведения?

   2.Подумайте, как Пушкин и Лермонтов «преломляют» жизненные факты в лирической исповеди?

   3.Приведите похожие примеры отображения эпизодов личной жизни поэтов в других стихотворениях.

   4.В чем, по-вашему, самое заметное влияние темы Пушкина на стихотворение Лермонтова? Определите тему стихотворений «Цветок» и «Ветка Палестины».

                                                  II группа

   1.Сравните стихотворения с точки зрения их построения (композиции): количество строф, ключевой образ произведения и отдельной строфы.

   2.Представьте лирический сюжет стихотворений как смену картин в воображении поэтов. Какие чувства посетили вас?

   3.Почему, по вашему мнению, в поле зрения лирического видения Пушкина и Лермонтова попадают «цветок» и «пальмовая ветвь»? Как эти образы характеризуют особенности авторского восприятия темы стихотворений?

   4.Сформулируйте выводы о собственных впечатлениях от восприятия красок, звуков, иных ощущений, отображённых в стихотворениях.

                                                   III  группа                                                                                    

   1.Сравните ключевые образы стихотворений. Какую лирическую задачу преследовал каждый из поэтов? Какие тропы создают эти образы?

   2.Какой композиционный приём лежит в основе пространственно-временных отношений в стихотворениях? Составьте антонимические пары слов, характеризующих образ «сейчас» и образ «тогда».

   3.Понаблюдайте за образом лирического героя стихотворений. Интонация какого поэта вам показалась более доверительной и задушевной?

   4.Определите идею стихотворений.

                                                IV группа

   1.Обратитесь к лексическому строю стихотворений. В каком из них
преобладает «простая» лексика? Почему? Использует ли Пушкин прост
оречия
и устаревшие слова? Каково их назначение в стихотворении?

   2.Проанализируйте «высокую» лексику «Ветки Палестины». В чём смысл введения её в художественную ткань произведения?

   3.Сравните общий метафорический («Цветок») и религиозно-символический («Ветка Палестины») смысл образов стихотворений. Как они связаны с авторским замыслом? Каков характер топонимов в стихотворении Лермонтова?

   4.Выделите неполногласные слова славянского происхождения в «Ветке Палестины». Чем оправдано их употребление? Почему в стихотворении Пушкина нет таких слов?

                                                 V группа

   1. Укажите жанровые особенности произведений. Верно ли поэты выбрали жанр?

   2. Определите размер стиха. Как он характеризует творческую манеру поэтов?

   3. Обратитесь к рифме стихотворений. Как рифмуются строки? Какие рифмы преобладают? В чём смысл подобной организации строфы?

   4. В словаре литературоведческих терминов найдите определение «внутренней рифмы». Кто из поэтов и почему использует эту рифму?

   5. Обратитесь к звуковым повторам внутри стихотворных строк (ассонансы и аллитерации). Какое настроение они создают?

                                                 VI группа

   1.Выполните наблюдения над синтаксисом стихотворений. Приведите примеры инверсии. Какова их роль в стихотворениях?

   2.Выпишите из «Поэтического словаря» А. Квятковского определение понятий «риторический вопрос» и «риторическое обращение». Охарактеризуйте особенности стихов-вопросов и вопросительных слов у Пушкина и у Лермонтова. Чем вы объясните их обилие? Какова роль интонационной градации в стихотворениях?

   3.В чём своеобразие простых и сложных предложений в стихотворениях «Цветок» и «Ветка Палестины»?

   4.Какова роль и каково своеобразие использования поэтами союзов?

                                                          VII группа

   1.По мнению известного литературоведа И.Н. Розанова, создавая «Ветку Палестины», Лермонтов в поэтическом соревновании с Пушкиным превзошел его. Согласны ли вы с подобным утверждением?

   2.Первая и шестая строфы стихотворения «Ветка Палестины» начинаются проникновенным обращением: «Скажи мне...», «Поведай...». Какой бы вы дали ответ лермонтовской ветке?

   3.В поэтических сборниках Пушкина и Лермонтова подберите лирические миниатюры, близкие по мироощущению стихотворениям «Цветок» и «Ветка Палестины».

   4.Современны ли стихи, о которых мы вели речь на уроке?

                                                Основные этапы урока

    I.Выразительное чтение наизусть стихотворений учащимися.                                              

    П.Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации к восприятию стихотворений «Цветок» и «Ветка Палестины».                                                                    

                                 Поэт нам дорог тем, что он                                                                                                          

                                 О счастье нам напоминает,                                                                                              

                                 И сумрак ночи озаряет,                                                                                                    

                                 Как солнце хмурый небосклон.                                                                          

      - Эти строки, написанные к столетнему юбилею Пушкина 26 мая 1899 года, принадлежат перу поэта И.Бунина. Поистине, Пушкин будет нужен людям всегда, потому что стихами своими «о счастье нам напоминает».

                                          Казался ты и сумрачным и властным,                                        

                                          Безумной вспышкой непреклонных сил:                                          

                                          Но ты мечтал об ангельски прекрасном,                                            

                                          Ты демонски-мятежное любил!                                                          

      - Так писал в своём сонете «К портрету Лермонтова» В.Брюсов. Пушкин и Лермонтов. Два поэта, никогда не встречавшиеся в реальной жизни, в жизни поэтической нашли столько созвучий! Считая Пушкина своим учителем, боготворя его как человека, Лермонтов явил нам высокий образец гениального состязания со своим кумиром, находя в пушкинских темах не только что-то новое, свежее, но и сказал об этом  новом по-особому, по-лермонтовски. Попытаемся понять, как поэты воплощают в поэтические образы похожие темы? Как сумел озарить «сумрак жизни» Пушкин? Как воплотил в поэзии мечты «об ангельски прекрасном» Лермонтов?

      III. Предыстория стихотворений. Устные сообщения учащихся.                             

1).1828 год, время написания стихотворения «Цветок», в судьбе Пушкина стал переломным, знаменуя собой пору прощания с «юностью лёгкой». Время, проведённой «В безумстве гибельной свободы», должно уйти в прошлое, уступив место гармонии духа. Стихи, написанные в 1828 году, полны глубокого элегического чувства («Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне...»), разлада с окружающим миром и самим собой («Поэт и толпа», «Предчувствие»). Пушкин создаёт сказание «о древе яда» («Анчар»), мистическую сказку «Утопленник» и полное мрачных предчувствий стихотворение «Ворон к ворону летит...». В день своего рождения поэт пишет «Дар напрасный, дар случайный», в котором царит беспросветный мрак». (5;69) И вдруг - дивный талант поэта воззвал к жизни стихотворение, ставшее одним «из вечно живых и благоухающих цветов мировой поэзии». (Д. Благой)

     В руках каждого из нас оказывались книги, между страниц которых мирно покоились засушенные цветы, листья, но лишь Пушкину было дано сказать: «Цветок засохший, безуханный...». О чем думал в этот момент поэт? Находясь в холодном Петербурге, в январе 1828 года, он пишет П.А. Осиповой в Тригорское, что хотел бы вновь увидеть их «чудный сад и прелестные берега Сороти». В апрельском письме В.Ф.Вяземской в Москву поэт благодарит её «за собачку, вышитую на канве» и присланную ему в его «чухонское уединение». (7;260-262) Сколько неподдельного участия и тепла мы ощущаем в этих добрых, «домашних» мечтах поэта! Пушкин вспоминает свои одинокие прогулки в окрестностях Михайловского, свою последнюю встречу с А.П. Керн, у которой выпросил как-то веточку гелиотропа с синими цветами, и, засушенная, она долго стояла в кабинете поэта... Мы не знаем, ветка ли гелиотропа, трогательная ли фиалка, скромный василёк или терпкий чабрец побудили поэта взяться за перо. «Неведомый» цветок лишь напомнил Пуш- кину о собственных чувствах.

    2). В феврале 1837 года, незадолго до  ареста за стихи «Смерть поэта»,  М.Ю.Лермонтов навестил своего друга поэта А.Н. Муравьёва, который только что возвратился из путешествия по «святым местам», посетив Египет и Палестину. Сохранилось воспоминание троюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея о том, как поэт в образной перед иконами увидел пальмовую ветвь, искусно сплетённую и хорошо сохранившуюся. Не застав хозяина дома, Лермонтов оставил ему записку, на которой «по внезапному вдохновению» записал стихотворение на том же листке. В черновом варианте сохранилась зачёркнутая помета-посвящение стихотворения Муравьёву. Некоторые свидетельства того же Муравьёва относят время создания «Ветки Палестины» к 1836 году. Мог ли поэт в порыве «внезапного вдохновения» написать столь совершенное по форме и глубокое по содержанию стихотворение? Он, привыкший ювелирно оттачивать каждое слово и каждый звук? Или перед ним был образец его великого предшественника - пушкинский «Цветок»?

                     IV. Сравнительный анализ стихотворений.

     - Многие стихотворения поэтов не имеют заголовка, являя собой словно незавершённые лирические раздумья или строфы, предполагающие «домысливание» их читателем. Почему «Цветок» и «Ветка Палестины» имеют авторские заголовки?

     - Вероятно, Пушкин и Лермонтов хотели чётко обозначить предмет лирического монолога. Заголовок уже сообщает читателю тему произведения.

     - Обозначьте её. Что составляет предмет лирического видения поэтов?

     -Образы цветка и пальмовой ветки - вещественно-осязаемые объекты
поэтической темы стихотворений. Они - предлог, повод, хотя и художествен- но значимый, «оттолкнувшись» от которого, поэты, уносимые «мечтою странной» в прошлое этих опоэтизированных предметов, стремятся сказать читателю что-то важное, сокровенное?

     - Что же именно?

     - Поведать о чувствах, о людях, образы которых навеяны «неведомым цветком» и «ветвью Ерусалима»…

     - Высказать собственное представление о мире, о своём месте в нем

      - Да, предмет лирического размышления Пушкина и Лермонтова намечен уже в заголовке стихотворений. Однако «цветок» и «ветвь», метафорически, символически преломляясь в сознании поэтов, дают повод к глубоким раздумьям, к домысливанию «судьбы» этих образов, как судеб людей, силой поэтического воображения авторов возвращённых к жизни.

      -        Чтобы проникнуть в глубину авторского замысла, рассмотрим композицию стихотворений. Что необычного в построении «Цветка»?

      - Стихотворение Пушкина начинается и заканчивается словом «цветок». Такое композиционное «кольцо» настраивает читателя на мысль о важности образа цветка, сообщает некую законченность, гармонию всему стихотворению. Словно песня! Развитие же лирической темы сосредоточено в стихах-вопросах и строфах-вопросах.

      - «Цветок» отражает манеру Пушкина предельно лаконично концентрировать словесный материал, чтобы каждое слово, каждый звук достигали цели.

     - А как Лермонтов выстраивает свою лирическую тему?

     - Во многом, как и Пушкин, хотя, наверное, Лермонтов позаимствовал лишь внешние композиционные проявления: строки и строфы-вопросы, перекличка словообразов «цвела», «увяла», четырёхстрочное построение строфы, даже доверительная, задушевная мелодия стиха, как у Пушкина, навевает элегическое чувство, ощущение бренности мира и человеческого существования.

     - Лермонтов расширил и углубил пушкинскую тему, усилил ключевой образ религиозной символикой, введением библейских мотивов, экспрессивно окрашенной лексики.

     - Верно. Композиция любого лирического стихотворения зиждется на ключевом образе. Представьте лирическое содержание произведений (сюжет) как череду картин в воображении поэтов. Каково «движение» ключевого образа? Какие чувства посетили вас?

     - Экспозиция «Цветка» рисует нам образ лирического героя (поэта), нашедшего в книге цветок. Герой - мечтатель, человек с «обнажённой» душой и чувствами. Затем - воображение поэта уносит его в далёкое прошлое: цветок-то не только «засохший», но и «безуханный», давно утративший даже аромат! Весенний луг. Знакомая (или чужая?) рука, срывающая тонкий стебелёк и кладущая его в книгу. Зачем? На память о свидании или разлуке? А может, одинокая душа стремилась найти утешение в этом цветке? И наконец фантазия поэта рождает образы «того» и «той», как явный намёк на «роман сердца». Но увы, грустно осознавать, как коротка и мимолётна человеческая жизнь, почти как жизнь этого цветка... Стихи навевают грусть, побуждают к раздумьям, делают наши сердца зоркими и ранимыми.

     - Стихотворение Лермонтова начинается с доверительного обращения к ветке: «Скажи мне...». И в нашем воображении вспыхивает в приглушённо-зелёных тонах, при свете мерцающей лампады, роскошная пальмовая ветвь. Фантазия уносит лирического героя к берегам Иордана, к горам Ливана, к незыблемым святыням Иерусалима, в знойные пустыни, где могла бы «жить» пальма, одарившая когда-то путника своей ветвью. Кто он, этот неведомый паломник? Преданный вере «воин», достойный небес? Две заключительные строфы рисуют отрадную картину «прозрачного сумрака», озарённого божественным светом «ветви Ерусалима»...

     - У вас получились проникновенные «картины» лирической темы поэтов. Предметный мир поэзии Пушкина и Лермонтова изобилует образами природы. Это «глухие дубровы» и «тёмный кипарис», «сень лип» и «бродящая повилика», «роза милая» и «три сосны» - у Пушкина; «густые тростники» и «малиновая слива», «чета белеющих берёз» и «ландыш серебристый», «дубовый листок» и «младая чинара» - у Лермонтова. Искренности, естественности поэты учились у природы. Однако образы эти несут важную смысловую нагрузку. Образ цветка был необходим Пушкину, чтобы показать недолговечность и хрупкость человеческой жизни. У Лермонтова пальмовая ветвь - это не только эмблема христианства, но и напоминание о высоких духовных устремлениях её обладателя. Это проявление поиска высшей гармонии самого поэта.

     - Сравните краски, звуки, иные ощущения, запечатленные поэтами Кто из них более ярко, «звучно» увидел и ощутил образы произведений?

     - Каждый из поэтов по-особому прочувствовал лирическую тему. У Пушкина отсутствует цветопись, мы лишь можем представлять яркую весну, зелёные леса и поля, уловить шелест страниц в книге, деревенскую тишину. Зато мы иллюзорно осязаем этот истончённый временем стебелёк с трепетными лепестками, наше обоняние готово уловить аромат цветка. Утратив «живые» черты, «сей» цветок воззвал из памяти поэта дорогие воспоминания.,.

       -        Лермонтов придал образам своего стихотворения более яркие краски: представляешь слегка пожелтевшую от времени ветвь, прозрачную реку, пурпурные лучи солнца, золотой блеск иконы, полумрак образной, трепетный огонёк лампады. Стихи эти звенят едва уловимым журчанием воды, сердитым порывом ветра, до нашего слуха доносятся  тихие  молитвы, песни странников, плач неведомого путника. Поэт дарит нам удивительное ощущение «присутствия» читателя в создаваемых им картинах: лицо ласкает утреннее солнце, в бескрайней долине разлит летний зной, мы чувствуем тихое благовоние мирта и сандала перед образами

      -        Какова временная протяжённость произведений? Какие тропы создают образную ткань стихотворений?

       - В «Цветке» два временных пласта: настоящее, реальное время существования цветка и прошедшее - цепь воспоминаний-фантазий лирического героя, «домыслившего» «жизнь» цветка и жизнь тех, чьи руки касались его.

       - В «Ветке Палестины» события разворачиваются тоже в настоящем и прошедшем (предполагаемом, сочинённом) времени, однако поэт вводит образ пальмы, частью которой была когда-то ветвь...

        - Внимательно вчитайтесь в текст стихотворений. Какой мотив привносят в стихотворения образы «того» и «той» и образ «пальмы»?

        - Эти образы очень органичны в лирическом сюжете стихотворений. Используя приём антитезы, Пушкин антонимическими парами слов придаёт монологу интимное звучание: рука, сорвавшая цветок, могла быть «чужой» или «знакомой», положившей его в книгу в знак «нежного свиданья» или «разлуки роковой». Возможно и неразделённое чувство любви («одинокое гулянье»). Нет сомнения, Пушкин видел перед собой двух влюблённых. Очень трогательно поэт «ведёт» нас к этим образам. Эпитеты, сопровож-дающие их, не удивляют яркостью и необычностью, они, скорее, традициионны, как заурядна, преходяща человеческая жизнь.

       -У Лермонтова образ пальмы соотнесён с представлением о кровном и родном, может быть, о...матери. Вспомним другие стихи: «Дубовый листок оторвался от ветки родимой...». Пальмовая ветка - часть пальмы, укрывавшей своей «широколиственной главой» путников в жаркий полдень. Отлучённая от «детей-ветвей», обречённая на бесприютное одиночество, она, возможно, погибла, «увяла». В строфы о «пальме» поэт вводит мотив одиночества, который звучит во многих его произведениях  и к преодолению которого стремится лирический герой. Элемент «любовной» темы у Лермонтова отсутствует, точнее, переведён в область «безотрадной разлуки». У Пушкина мотив «разлуки» предполагаем, у Лермонтова он реален: пальма осталась в долине, ветвь - перенесена к «иконе золотой»...

       - Да, главный композиционный приём обоих стихотворений - контраст образов «сейчас» и «тогда». Антонимические пары слов, глаголы прошедшего времени создают элегическое настроение по угасшей жизни.

       - Поделитесь своими наблюдениями над образом лирического героя. Воз- можно, от вашего внимания ускользнули важные детали.

       - Пушкинский герой более нежный и чувственный. Ведь не случайно автор вводит в «Цветок» любовный мотив: поэт в это время (1826-1828) принимает решение... жениться, сватается к С.Пушкиной, к Л.Олениной, а в конце 1828 года покоряется красотой Н.Гончаровой. Каждое слово стихотворения согрето трепетной мечтой поэта о любви и о собственном счастье.

        - Лирический герой Лермонтова печален и одинок, но это одиночество не порождает в нём отстранённости от мира, как в «Листке», он не стремится вступить в противоборство с внешним миром и насладиться своим «мятежным» духом, как в «Парусе». Мы слышим эту доверительную интонацию поэта в обращениях к ветке: «Скажи мне…», «Поведай...».

      - Почему в лирическом герое столько тепла, тихой грусти и какой-то смиренной откровенности?

      - Может быть, обратимся (назовём его условно) к «паломнику», принесшему ветвь из далёкой Палестины домой?

      - Безусловно! Вот та «деталь», которая поможет нам в полной мере приблизиться к главной мысли стихотворения. Кто он, «тот паломник»?

      - В реальной жизни, как мы знаем, его образ навеян А.Н. Муравьёвым, однако лирическое стихотворение - не слепок события или лица. Лермонтов лишь «оттолкнулся» от реального прототипа, чтобы поведать о своих чувствах. Паломников (буквально: паломники - «богомольцы, калики, бывшие на поклонении у гроба Господня в Иерусалиме и вернувшиеся домой с пальмовыми листьями») (2;13) влекло в святые места не простое любопытство, а глубокое религиозное чувство, которое было присуще и самому поэту. В воображении Лермонтова «паломник» предстаёт в двух планах. Это, во-первых, человек, способный поведать Богу самое сокровенное: «Грустил он часто над тобою...» Постоянный эпитет в строке «Хранишь ты след горючих слёз» словно свидетельство глубокого откровения в момент молитвы. Во-вторых, «паломник» - существо исключительное и страстное в своей преданности Богу, он - «божьей рати лучший воин». То есть, он лучше всех верующих…

       -        Лучше всех верующих? Можно ли верить в Бога «слегка», «хорошо», «лучше всех»? Может быть, слово «лучший» приобретает у Лермонтова какой-то особый оттенок?

       - Здесь явная метафора, даже символ: «божья рать» - это преданные Богу люди, «лучший воин» - возможно, самый стойкий в вере, самый мужественный. Об  этом свидетельствует   и его «безоблачное чело» (лик, осенённый высокой, чистой идеей) и аналогия с ветвью, вознёсшейся когда-то к «небесам».

      -        Вы на верном пути к пониманию лермонтовского стихотворения. Но имейте ввиду, поэт, восхищаясь «лучшим воином» «божьей рати», далёк от восхваления безоглядной, фанатичной преданности человека своим религиозным воззрениям. Всмотритесь в три последние строфы. Как много в них света, тихой печали, «мира и отрады»! Этот «святыни верный часовой», пальмовая ветвь - «заботой тайною хранима», согрета живым человеческим чувством.

Таким образом, если главная тема пушкинского «Цветка» находит
воплощение в воображаемой истории двух влюблённых, сообщая стих
о-
творению высокую грусть о бренности бытия и долговечности воспомина-
ний, о едва заметном «следе» на земле, пусть даже в образе «безуханного
цветка», то лермонтовская тема бренности бытия получает религиозно-
символическое звучание. Вспомните стихотворение «Кинжал», посвяще
нное вдове писателя А.С. Грибоедова. Преданный высоким гуманистическим идеалам своего старшего предшественника, обращаясь к кинжалу, подаренному Н.А. Грибоедовой, Лермонтов даёт обет: «Да, я не изменюсь, я буду твёрд душой, / Как ты, как ты, мой друг железный». Поэзия была для Лермонтова сродни глубокому религиозному чувству. Возможно, и в «Ветке Палестины» он попытался представить лирического героя в образе «лучшего воина», верой и правдой служащего своему высокому предназначению в жизни.

       - Обратимся к лексическому строю «Цветка» и «Ветки Палестины». В каком из стихотворений преобладает стилистически нейтральная, «простая» лексика? Почему?

       - В стихотворении «Цветок» почти все слова употреблены в их прямом значении. Однако есть устаревшие словоупотребления, отражающие время их бытования: слово «безуханный» в современном языке утратило бесприставочную традицию употребления (ср. «благоухать» - издавать приятный аромат). В.И. Даль отмечает глагол «ухать»: нюхать, обонять, познавать запах. (3;524) Устаревшее указательное местоимение «сей» (этот) и разговорный оттенок наречия «нынче» (ныне, сейчас) подчёркивают живость, естествен- ность стиха.

     - А другие интересные, на ваш взгляд, словоупотребления у Пушкина?

     - Это уменьшительное значение слова «уголок», которое создаёт образ приюта одинокой души, место отдохновения и покоя. Это образ дома (ср. выражение «обрести свой угол»). Несомненно, образ «уголка» согрет душевным порывом автора.

     - Каково в «Ветке Палестины» соотношение лексики «простой» и «высокой».

      -        В стихотворении слова «простые» и «высокие» удивительно мирно
уживаются, что свидетельствует о мастерстве автора, придавая стиху естественность и дивную гармонию. Поэт одинаково свободно употребляет
слова «ветка» и «ветвь», соединяя простонародное и возвышенное их звучание. Высокий поэтический смысл несут на себе словообразы «разлуки
безотрадной», «дольний прах», «горючие слёзы», «божья рать». Вспомним
пушкинское «дольней лозы прозябанье». У Лермонтова «дольний» (долинный) «прах» (пыль) покрывает угасшее дерево. Прилагательное это имеет и значение «всего земного, вещественного, мирского». (4;463) Звучит мотив скоротечности всего сущего на земле, вот почему, наречный эпитет «жадно» довершает образ поглощаемого временем бытия.

     - Стихотворение «Ветка Палестины» принадлежит перу зрелого мастера. Во многих стихотворениях этого времени поэт отказывается от неполногласных слов. Почему здесь он находит им место?

       - Слова «ветр», «глава» придают стиху торжественное звучание. «Ветр» - это грандиозная вселенская стихия, испытывающая «ветвь», а «широколист- венная глава» удивляет путника своим величием и красотой.

      - Какие слова создают религиозно-символические образы?

      -Таких слов в стихотворении много. Это, в первую очередь, «ветка Палестины» как христианский идеал божественного провидения, как символ пере- хода из мира реального в мир божественный, идеальный. Пальмовая ветвь - эмблема праведной жизни, смирения, верности христианской идеи.(1; 54-55) Двери храмов в Иудее украшались пальмовыми листьями, олицетворявшими начало и конец жизненного пути.

      -        Кроме «пальмовой ветви» Лермонтов использует и другие христианские символы: «золотая икона», «лампада», «кивот» (подставка для иконы), «крест», создающие не только атмосферу благолепия и откровения, но
и позволяют зримо представить христианский идеал поэта, его живую веру
в идеальное предназначение человека, жажду божественной гармонии и
мира в душе.

     - Каков характер топонимических обозначений в стихотворении?

     - В стихотворениях «Цветок» и «Ветка Палестины» лирическое действие разворачивается на фоне природы. «Поля» и «леса» у Пушкина - это, скорее, обобщённая картина пространственного изображения природы. Лермонтовские «холмы», «долины», «горы» конкретизированы топонимическими образами Палестины, Иордана, Ливана, Иерусалима, которые придают восточный колорит библейскому сказанию о «ветке» как символе христианства.

     - Хорошо. Однако эти наименования городов, государств, рек Святой Земли не прямая констатация их географического местонахождения. Проведём  небольшой   лингвистический   эксперимент:   замените  эпитет «чистых» (воды Иордана) на «быстрых», «синих», «светлых». Возможна ли такая замена?

      - Скорее всего, нет. Библейское сказание гласит, что в реке Иордан
Иоанн крестил Иисуса Христа, поэтому слово «чистый» здесь несёт не
только свой изначальный смысл - «
лишённый грязи, прозрачный» - но
смысл духовный, христианский - очищение от греховных помыслов.

      - Интересны у Лермонтова и словоупотребления топонима «Иерусалим». «Ерусалим» - не только не нарушает благозвучия стиха, но и отражает русскую языковую традицию в употреблении этого слова. «Солима бедные сыны» - это также усечённый вариант слова «Иерусалим», широко используемый русскими поэтами-романтиками. Эпитет «бедные сыны» сообщает слову не только значение «нищие, неимущие», но и «достойные жалости, сострадания».

    -  Обратимся к жанровым особенностям стихотворений.

    - Это лирические миниатюры, предельно завершённые и гармоничные по форме и содержанию. В них сильны элегические мотивы. Поэтические строки, окрашенные грустью, сердечной печалью, содержат живую поступь философской мысли их авторов. В обоих стихотворениях особый смысл приобретает монологичность лирического повествования, в «Ветке Палестины» сильны элементы сказания: лирический сюжет произведения воплощается в истории обретения «веткой» новой родины.

     - Определите размер стиха произведений.

     -Стихотворения написаны четырехстопным ямбом (2,4,6,8 - ударные слоги) с пиррихиями в 1-м,4-м стихах в многосложных словах.

     - Каков характер рифмы в стихотворениях?

     -Рифма, как и размер стиха, отображает своеобычность поэтического мастерства авторов. Почти все рифмы «Цветка» и «Ветки Палестины» точные: весною-рукою, роковой-лесной, уголок-цветок, Палестины-долины, читали-сплетали. Мы наблюдаем чередование мужских и женских рифм. Рифмовка в катренах стихотворений - перекрёстная (а-б-а-б). Можно говорить о классической организации стиха, сообщающей гармонию произведениям. Что особенного вам удалось увидеть в стихотворениях?

     - У Лермонтова встречаются внутренние рифмы, например, в 1-й строфе «росла-цвела-была», которые придают плавность стиху.

     - Что вы можете сказать о звукописи в стихотворениях?

      - В «Цветке» во 2-й и 4-й строфах, где особенно трепетно звучит интимная тема, сонорный [л] сообщает стихам напевность. И напротив, 3-я строфа, где звучит мотив одиночества и разлуки роковой, изобилует звуками [р, ж, з, с].

     - Звукопись «Ветки Палестины» необыкновенно оригинальна: поэт совмещает аллитерации [ж-ш, с-ц] с сонорным [л] и с ассонансами [о-а] в 1-3 строфах, сообщая читателю, как в природную стихию ветра и воды, гор и холмов вплетаются смиренные голоса бедных сынов Солима, читающих молитвы и поющих песни старины.

    - В чём своеобразие поэтического синтаксиса стихотворений?

     - Удивляет обилие вопросительных знаков. У Лермонтова это целые строфы-вопросы. Их семь! Одиннадцать вопросительных предложений! У Пушкина короткие вопросы, объединённые в стихотворную строфу во 2-м катрене, увеличивают взволнованную интонацию лирического героя: «где?», «когда?», «какой?». Вопросительная частица ли (ль) словно избавляет поэтов от громоздких вопросительных слов. У Лермонтова характер монолога, риторических вопросов более задушевный в силу доверительных обращений к ветке как к самому близкому другу. Две заключительные строфы у поэта – утверждают чувство гармонии, озарённое лучом божественного провидения:

                 Всё полно мира и отрады / Вокруг тебя и над тобой.

    - Какие ещё фигуры поэтического синтаксиса вы обнаружили?

     - Инверсию. Пушкин меняет местами существительные и определения в 1-й строфе, чтобы придать значимость эпитетам: «засохший», «безуханный», «странной», однако в строфах-вопросах поэт отдаёт предпочтение прямому порядку слов. Лермонтов, кроме выделения слов-эпитетов, большое значение придаёт глаголам, ставя их часто на первое место: «поведай», «хранишь», «грустил».

     - И ещё интересная особенность: Пушкин в двух строфах, а Лермонтов во всех девяти используют перенос в стихе, преимущественно в 3-м, «перебивая» ритм, сообщая стиху особую выразительность.

     - Синтаксис стихотворений отличается многосоюзием.

     - Да, интересно построена 3-я строфа «Цветка» - одно простое предложение с однородными членами, связанными союзами и интонационно. Это предложение, являясь строфой-вопросом, само становится ответом на вопрос предыдущей строфы. Разделительный союз или (иль) и вопросительная частица ли (ль) создают раздельность фразы, подчёркивая особый «вес» каждого слова.    

     - Союз и в начале стихотворной строки у Пушкина как-то странно себя «ведёт»... Похож на усилительную частицу

    - Конечно, интонационная градация создаёт эффект нескончаемых раздумий, тревоги, так и хочется вслед за поэтом продолжить его вопросы, чтобы узнать о судьбе героев, воспоминания о которых хранит «цветок». А как «ведут» себя союзы в стихотворении Лермонтова?

     - Поэт прибегает к самым разным способам построения предложений. Они могут быть стихами-вопросами, как в 6-й строфе, могут выступать в виде сложноподчинённых конструкций, осложнённых однородными сказуемыми, как в 3-й строфе. Предпоследняя строфа - единственное восклицательное предложение, может быть, самое красивое и яркое. Простое по своей структуре, осложнено обращением, причастным оборотом с кратким причастием и распространённым обособленным определением, заключающем в себе восхитительную метафору «святыни верный часовой».

     - Вы правы. При кажущейся простоте этих миниатюр, их поэтический синтаксис может составить предмет отдельного разговора. Ясно одно: поэты тщательно оттачивали каждый стих и знак. Ничего поверхностного, случайного, второстепенного.

     - Литературовед Н.И. Розанов считал, что в «Ветке Палестины» Лермонтов превзошел Пушкина. А как вы считаете?

     - Возможно, что и превзошёл, хотя, наверное, Лермонтов не ставил перед собой такую задачу. У поэтов были свои поэтические цели, каждый из них по-своему увидел предмет поэтического вдохновения. В «Цветке» всё просто и естественно, нет ярких эпитетов, метафор, хотя общий смысл стихотворения метафоричен (засохший цветок - увядшая человеческая жизнь), Лермонтов же, учась у Пушкина, даёт читателю восхитительный пример неистощимого разнообразия стихотворных приёмов. Лирическую тему «Ветки Палестины» он увидел в ореоле христианского идеала умиротворения и смирения, чистоты и света, живого ощущения Бога.

      -        В стихотворении Лермонтова звучат проникновенные обращения
поэта к ветке. Как соотнести эти трогательные обращение с библейским
«витийством» поэта? Как бы вы ответили лермонтовской ветке?

     - Библейское «витийство» поэта лишь усиливает поэтическую проникновенность образов стихотворения, а чтобы ответить «ветке», вероятно, нужно быть поэтом.

     - «Ничто так не может продлить жизнь стихотворения, как чувство восприятия современников». (6;194) Удалось ли нам на уроке хоть на миг «продлить жизнь» этим двум шедеврам лирики? Чем современны эти стихи?

     - «Цветок» и «Ветка Палестины» будут долго волновать ещё не одно поколение читателей своими «вечными» вопросами о мимолётности жизни на земле, о человеческой памяти и забвении, о божественном предназначении человека, его высокой миссии в этом «бренном» мире. Даже предметы эти - цветок и пальмовая ветвь - стали для нас ценными поэтическими реликвиями, а облечённые в совершенную форму, превратились в
«благоуханный цветок» и «вечнозелёную ветвь» русской поэзии.

        

Домашнее задание: напишите лирическое эссе на одну из предложенный тем: 1) «Мой ответ лермонтовской ветке», 2) «Мой ответ пушкинскому цветку».

                                             Литература

1.Библейская энциклопедия. – М.,1991. – Т.2. – С.54-55.

2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – Т.3. – М.,1989. – С.13.

3.Даль В.И. Указ.соч. – Т.4. – С.524.

4.Даль В.И. Указ.соч. – Т.1. – С.463.

5.Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М.,1977. – С.69.

6.Озеров Л.И. Необходимость прекрасного. – М., 1983. – С.194.

7.Пушкин А.С. Собр. Соч. в 10 т. – Т.9. – М.,1977. – С.260-262.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"

Материал содержит примерный  сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...

Урок литературы в 10 классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)

В процессе коллективной  работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...

Конспект урока "Сравнительный анализ стихотворений Жуковского, Пушкина, Тютчева"

В ходе урока идет сравнение творческого мастерства поэтов 19 века...

Тернистый путь. Сравнительный анализ стихотворений А. Пушкина, Я. Полонского, И. Анненского и С. Маршака

Урок литературы в 9 классе. Сравнительный анализ стихотворений А.Пушкина "Телега жизни", Я. Полонского "В телеге жизни" ......

Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Узник» и М.Ю. Лермонтова «Желание».

Литературоведческий анализ стихотворений одного жанра разных поэтов....


 

Комментарии

Шустова Наталья Владимировна

Спасибо Вам,Нина Николаевна, за урок. Это такой приятный сюрприз, все по-новому.