Метод пластического моделирования и интерпретации текстов.
статья по литературе (8 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Из НМЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод пластического моделирования и интерпретации текстов.

Сознание юного читателя характеризуется признаками: целостность, амбивалентность, событийность, нелинейность, открытость, клиповость. Клиповость или клиповое мышление – это особый тип мышления, который был присущ человеку всегда. Это «квантовый» тип мышления. «Кванты мысли» отличаются завершенностью, целостностью, образностью и яркостью. Существует даже мнение, что Библия является классическим примером клипового построения текста.  В начальной школе клиповость – это точки удивления.  В средних классах – это антиномия, противоречащие друг другу высказывания об одном и том же. В старших – это парадокс, суждения и доказательства.

Как можно осваивать художественные и научные тексты?

Трудность в режиме «ученик» - «текст», так как необходимо высокое понимание текста, а это трудно. Более приемлем метод «ученик» - «диалоговое поле текстов». Тексты могут быть небольшими по объему. Например: притча, афоризм, иллюстрация, часть статьи из научной работы.  Необходимы требования:

  1. Тест не должен быть однозначным и прямолинейным, как смс-сообщения, он должен содержать яркий образ, метафору, оригинальную идею, неожиданное прозрение. Попытку разрешить парадокс или противоречие.
  2. В тексте должна просматриваться логику изложения мысли, последовательность раскрытия образа.
  3. При смысловой завершенности текста он должен подталкивать к дальнейшему развитию воображения и мысли, быть «поучительным».
  4. Текст должен быть небольшим по объему, так как «порция» первоначального заинтересованного внимания человека ограничена.
  5. Текст должен вызывать желание поспорить, войти в диалог, высказать свое мнение по данному вопросу.
  6. Тексты должны стремиться охватить весь круг проблем той или иной темы.

Суть метода пластического моделирования и интерпретации текстов заключается в том, что в процессе учебного диалога создаются ассоциации и метафоры. Ведь логическое изложение материала педагогом часто не приносит результатов, а в данном методе это и не нужно.

Первый этап – работа по фотографии, иллюстрации. Описание фотографий.

Второй этап – «мозговой штурм», интерпретация фотографий. Это субъективная интерпретация фотографий.

  1. Картина – это окно в другой мир, в другую реальность. Эта реальность нас затягивает или выталкивает?
  2. Мы заглядываем в этот мир, но и тот мир глазами картины вглядывается в нас пристальным взглядом.
  3. Получается, что картины (фото) живут среди людей самостоятельной жизнью, а герои более активны и реальны, чем живые люди.
  4. Чем реальность реальнее: моя или картинная? Чья реальность мнимая?
  5. Почему живые люди так сильно проигрывают перед неживыми картинами?
  6. Значит, живое – это не только то, что дышит?
  7. Картина видит нас (она вглядывается в нас), а окружающие люди только на нас смотрят, и то не всегда.
  8. Кто в этом мире проходит и кто остается?
  9. Всегда ли я есть, когда живу? Присутствую ли я в этой жизни или я фантом?
  10. Может быть, картина играет со мной, создает иллюзию сложности понимания реальности? А на самом деле все просто?
  11. От картины веет мудростью… и вечностью.

Третий этап – формулировка проблемы: может быть, момент встречи человека и картины есть лакмусовая бумажка, по которой он может проверить степень реальности и интенсивности своей жизни, своего бытия?

Третий этап – отражение собственных мыслей в мини-тексте.

Существует подлинная и мнимая жизнь человека, которую можно раскрыть через понятие «присутствие». Присутствие – это подлинное и реальное бытие человека, которое не приковано пространственно к его телу. Например, человек ушел из дому, а пространство его жизни еще полно его теплом, его присутствием. Итак, «подлинное» и «мнимое» - взаимодополнительные понятия, удерживающие человека на грани двух миров – бытия и небытия – и не дающие ему окончательно успокоиться.

Этап пятый. Комплекс идей в лаконичном афоризме. Картина – это возврат к самому себе через необозримые пространства вечности.

Таким образом, даже научный текст мы стремимся рассмотреть как художественный текст. Благодаря этому «сухие» тексты оживают.

Работа над мини-текстами.

Начиная с младших классов школьник должен учиться опредмечивать свои мысли, то есть сворачивать идеи, творческие озарения, прозрения в мини-текст (притчу, эссе, этюд, афоризм), с помощью которого происходит рефлексия, сохраняется личностное приращение и идут поиски, открытия. Если мини-текст:

  1. Включает в себя некоторые психологические наброски, личностные наблюдения, импровизацию, то он почти этюд.
  2. Имеет признаки: поучительность, иносказательность и сюжетную линию, то близок к притче.
  3. Имеет философичность, исповедь, рефлективность, то это эссе.

Примеры мини-текстов.

Этюд «На волю».

«Жарко! А не задумывались от чего? Возможно летняя жара и непогода. В одной и той же квартире мы чувствуем разное: радость и грусть, усталость и веселье. Все это хочется передать другим, выплеснуть, но что-то не дает. Оглядываясь, ты понимаешь, что зеркальные поверхности отражают наши эмоции. Открывая балконную дверь, смотрясь в зеркало, мы впускаем ветерок, солнышко, его лучики, надежду, мы имеем возможность выбраться на воздух, на волю.

В этом тексте возникает тексто-терапия.

Притча «Сократ и человек».

Однажды к Сократу подошел человек и заметил, что, если он предложит его ученикам множество удовольствий, то они от него уйдут. Сократ согласился. Может так легче: с горы гораздо легче скатиться, чем на нее взобраться. В жизни очень легко нечто утратить, но гораздо сложнее восстановить.

В этом миниатюре яркий образ сюжетной горы, сформулирован вывод.

Эссе «Я и Вселенная».

Задумываясь о взаимоотношениях я и Вселенной, невольно приходишь к мысли, что ты часть Целого. Я в симбиозе с Вселенной или я обособленная сущность? Нельзя ответить однозначно. Вселенная – живая сущность. Для меня – это все, что окружает меня, что внутри меня. Внешняя Вселенная необъятна, а внутренняя исчерпаема настолько, насколько я могу охватить ее своим разумом и чувствами, но всегда остается остаток, который тайна. Мы сообщающие сосуды.

Присутствие в тексте философии, логика завершения и афоризм.

Очень важно после написания мини-текста проводить рефлексию (коллективную или приватную) с учеником по поводу его творческого процесса с помощью вопросов:

Чем ты руководствовался, сочиняя текст?

Что тебе самому было интересно описать и выразить?

Почему ты выбрал именно этот сюжет?

Какие мысли возникли?

Какую проблему ты попытался решить?

На какие новые мысли натолкнул тебя созданный тобою мини-текст?

Какой мини-текст ты хотел бы написать еще?

Таким образом, в процессе доверительного диалога при выявлении разницы между тем, что понимал до написания текста, и тем, что он понял после его создания, возникают предпосылки для его осознанного духовно-интеллектуального роста. Совокупность мини-текстов может помочь наиболее эффективно формировать личностную траекторию становления души человека в школьные годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерпретация текста на уроках литературы.

Одно из главных направлений речевого развития учащихся современной школы – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. В решении этой задачи нам поможет такой ...

15.2 Сочинение-интерпретация текста вариант 1 (Цыбулько, ОГЭ-2016)

Образей написания сочинения -интерпретации по предложенной фразе: "Вскипятили опять чай и, забравшись в шалаш, пили онм его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге...

Творческая работа по теме "Интерпретация текста песни "Красное на черном" группы "Алиса""

В основе интерпретации - попытка дать толкование образам-символам...

Интерпретация текста на уроках литературы

Интерпретация художественного текста помогает понять лучше произведение. Пример интерпретации представлен в данном материале....

МАСТЕРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА: ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА». 9 класс

Мастерская предназначена для учителей русского языка и литературы, которые используют в своей деятельности современные педагогические технологии....

Доклад «Требования к современному уроку. Пластическое моделирование на уроках фортепиано»

Сообщение подготовлено для тематического педсовета. Пластическое моделирование – познание музыки через жест. Применение этого метода на уроках фортепиано помогает раскрепостить учащихся, добиват...

Интерпретация текстов художественной литературы в современных песнях (на примере текста М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Как увлечь современных детей? Как обратить их внимание на художественные тексты? Данная статья предлагает одно из решений актуальных вопросов - обращение к современным песням на уроках литературы. Как...