Учебно-методическое пособие. Работа над эпизодом при чтении повести В.Тендрякова "Люди и нелюди".
учебно-методическое пособие (литература, 10 класс) по теме

Грищенко Юлия Андреевна

Эетот материал поможет организовать работу с эпизодом как в данном произведении, так и в любом другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_1_sentyabrya_gazetu.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа над эпизодом при чтении повести В.Тендрякова «Люди или нелюди».

Предлагаю фрагменты уроков по этой теме.

 Учащиеся записывают в тетрадь эпиграф из древнего египетского манускрипта: «Человек с ласковым взором несчастен, доброго везде презирают. Человек, на которого надеешься, бессердечен. Нет справедливости. Земля — это приют злодеев.»

Ведутся поиски ответа на вопрос: почему писатель взял такой эпиграф? Работа начинается с чтения первой главы («И я снова выходил в степь заснеженную, взорванную воронками...» до ее конца.) Перед чтением дается задание.

  • Кратко передайте содержание главы.
  • Начните писать портреты действующих лиц — немца Вилли, дяди Паши и
    Якушина.
  • Какие художественные приемы использует автор в этой главе?

Запишите в тетрадь слова Нагорной проповеди и сопоставьте с эпиграфом. Подтверждает ли1 глава основную мысль эпиграфа?.

Чтение 4 главы («Средь придавленной плоской белой степи...» до ее конца.)

Задание перед чтением

  • Дайте название главе.
  • Допишите портреты уже знакомых героев.
  • Опишите новых героев, на которых вы остановили свое внимание.
    -Какие обязанности исполняет каждый из них? Их заставляют или они сами
    возлагают на себя эти обязанности? Имеют ли они на это право?

Дополнительные вопросы в процессе работы над текстом:

—        Кто страшней в этой сцене? Почему?

—        Кто выступает носителями основного смысла эпизода?

Если учащиеся назвали главу «Расправа», «Месть», «Казнь», предлагается установить, какое название более всего подходит по смыслу.

  • Кто не участвует в расправе? Почему?
  • Проследите по тексту (если требуется, выборочно прочитайте) за простоволосым парнем. Каждый раз автор добавляет новую деталь. Как она помогает нам следить за художественной мыслью писателя? Какая деталь наиболее ярко характеризует этого человека? («расхристанная шинель»). Почему?

Обратите внимание на эпиграф и слова из Нагорной проповеди. По каким законам живут эти люди? Домашнее задание Ответить письменно на вопрос автора: «Кто они, собственно,люди или нелюди?»

Для сопоставления с авторской позицией после выполнения задания учитель читает главу 6, выборочно главу 10.


Чтение глав 11,12 («Еще в Пологом Займище я сошелся с одним старшим сержантом»).

Перед чтением:

  • Назовите главы. Коротко передайте их содержание.
  • Какие художественные приемы использует автор в этой главе? С какой
    целью?

В процессе работы над текстом:

  • Почему все кажутся красивыми автору в этот момент?
  • Наказан ли автор в этой сцене? Как? Какое самое страшное наказание для
    него?

Задания и вопросы к 14,15 главам («Еще страна не улеглась после войны»).

  • Передайте кратко содержание главы 14.
  • Назовите главу 14.
  • Как Вы думаете, что это за «лагерная шалава»? 1947 год... Придумайте ей
    «преступление». За что она могла попасть в заключение?
  • Кто меняет настроение очереди? Почему?
  • Какой, по-вашему, парень в кубанке, добрый, злой? Опишите его внешность.
    Какой вывод делает писатель в конце? Почему повести даны такие эпиграфы?

Письменная творческая работа по повести В.Тендрякова «Люди или нелюди».

Задание № 1. Краткое изложение событий 1 и 4 главы повести. Когда Дядя Паши и Якушин, на Ваш взгляд, были сами собой?

Задание 2. «Мой народ, частицей которого я являюсь,— люди или нелюди??» задает себе вопрос В.Тендряков. Постарайтесь ответить за него, опираясь на любые примеры из повести.

Задание № 3. Какой случай из жизни автора существенно «подправил» его «я»? Почему этот эпизод стал самым значительным в жизни В.Тендрякова?

 Задание № 4. Передайте содержание главы 11.

В момент нравственного прозрения автору все окружающие люди видятся красивыми. Почему? Какие качества определяют красоту человека, по мнению писателя? Согласны ли Вы с ним?

Задание М 5. «Ты среди масс порождаешь меня. И в числе прочих — тебя». Это утверждение В. Тендрякова аргументируйте текстом повести. Согласны ли Вы с писателем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический материал. Самоанализ работы учителя.

Материал в помощь для создания портфолио учителя....

Современный учебно-методический комплекс в работе школьного учителя-логопеда

Важным и необходимым помощником в работе учителя – логопеда является учебно-методический комплекс, используемый на разных этапах логопедической работы....

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Самостоятельгая работа - такой вид учебной дяетельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности обучающихся во всех ее структурных компонентах, с переходом от выполнения про...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!»

Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка "Я полезу на нож за правду, за оечество, за русское слово, язык!", посвящена творчеству литератора, лингвиста, известного собирателя фоль...

Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"

Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Фортепиано, аккомпанемент и чтение с листа"

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине ОП.01.02 Фортепиано, аккомпанемент, чтение с листа по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование» включает методические рекомендации и...