Добро и зло в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголь
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Афанасьева Татьяна Владимировна

Данный урок предназначен для учителей русского языка и литературы. Рекомендую использовать для проведения урока внекласного чтения при изучении творчества Н.В.Гоголя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_po_gogolyu.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Тема: « Добро и зло в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»(2ч)        

Цель: рассмотреть как решает самую актуальную в наше время тему Добра и Зла Н.В.Гоголь; какие нравственные уроки помогает нам извлечь.        

 Домашнее задание: прочитать к уроку «Ночь перед Рождеством» всем;

                                   1 вариант - «Майская ночь,  или Утопленница»

                                    2 вариант – «Сорочинская ярмарка»        

Индивидуальные задания:

Группа « биографов» - сообщение о детстве Гоголя;

Группа «этнографов» - плакат «Рецепты приготовления кутьи», колядки

Группа «кулинаров» - приготовление кутьи

Группа «художников» - рисунки к произведениям Гоголя

                           «Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго       сохраняют все прекрасное. Я испытал  это на себе»

                                                                                    (Гоголь – матери. Октябрь 1833)

 ХОД УРОКА:

  1. Слово учителя

 Тема нашего урока «Добро и Зло в «Вечерах…» С этой темой мы встречаемся уже на первых страницах повести «Сорочинская ярмарка».

- Что представляет собой ярмарка в Сорочинцах?

                                 ( звучит пьеса Мусоргского «Гопак»)

- Помогает ли музыкальная иллюстрация лучше понять дух, настроение, царящее на ярмарке?

Ярмарка – народный праздник. Здесь отметаются все условности. Все участники- как целое, охваченное радостью, весельем, лёгкостью, широтой, открытостью, как музыка Мусоргского.

- Но что- то мешает людям безмятежно веселиться, спокойно торговать. Что это?

Зло рядом. Оно витает в воздухе, заключается в самом месте, где проводится ярмарка. Народ называет это место проклятым.

- Зло воплощается в зримый образ, появляется сам чёрт. Каков он?

 

     Как в народных преданиях. Его образ одомашнивается. Он несчастный, т.к. изгнан из ада, с горя пьёт. Ему нужны деньги, поэтому он закладывает свитку, а потом и совсем исчезает.

-Так, может, и говорить не о чем? Исчез чёрт,  исчезло и зло?

Нет. Осталась его красная свитка.

- Такая дорогая, редкая, очень красивая вещь. Наверно, счастлив её обладатель? Какова история свитки? Может ли зло или то, что имеет отношение ко злу, принести добро человеку?

Все обладатели её счастья не получили, одни убытки; избавиться от неё не просто. Удалось только тому, кто, перекрестившись, изрубил свитку и разбросал куски.

-Легко отличить зло, если она с рогами и копытами или со свиным рылом. Но очень часто оно скрывается под  обычной человеческой личиной. Как же тогда его распознать? Не поможет ли в этом Гоголь? Кто из героев повести - воплощение зла?

Мачеха Хивря И её одежда ( отсутствие вкуса, красоты, гармонии  у мачехи) и выражение её лица дают парубкам повод сказать:  « А вот впереди и дьявол сидит!» Об этом говорит её речь, отношение к падчерице, сожителю.

-Какие переплелось зло сказочное и реальное! Что же помогло Грицько и Параске превозмочь это зло, мешавшее их счастью?

Помощь парубков и Цыгана, хитроумно использовавшего свитку. В целом Добро, Любовь , Единение победили зло. Никто не слышит грозных окриков Хиври, обступив танцующей стеной счастливую пару. Слышится музыка- то, что способно тоже объединить людей.

Обратимся к последней странице повести.

Зачитаем: «Страшное, неизъяснимое чувство овладело бы зрителем…»

- Почему на такой щемящей ноте умирающего смычка заканчивается повесть, где перед нами счастливые молодые?

У нас нет никакой уверенности в будущем Грицько и Параски. В нечистом месте, нечистыми способами, с помощью нечистой силы добыто  оно – с помощью красной свитки.  «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему.

 

- Откуда у Гоголя, ещё молодого человека ( ему больше 20 лет), такой странный взгляд на мир: с одной стороны, поэтический, с другой - очень суровый? Всему начало семья, детство человека. Все мы родом из детства. И Гоголь - не исключение. Обратимся к эпиграфу урока:

                           «Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго       сохраняют все прекрасное. Я испытал  это на себе»

                                                                                    (Гоголь – матери. Октябрь 1833)

- Что же из детства писателя, потрясшего его душу, прошло с ним по всей жизни, воплотилось в произведениях?

Группа «биографов» с сообщениями о детстве писателя.

-С ранних лет маленький Гоголь « прижимался» к людям, искал их сочувствия, участия, чтобы изгнать из сердца страшную пустыню. Так и его герои понимают, что в борьбе со злом необходимо единение всего доброго и светлого.

Обратимся к другой повести «Майская ночь, или Утопленница»- самой красивой и поэтической.

Читаю начало повести: « Звонкая песня лилась рекою…»

-Когда, в какое время происходит действие в повести?

Вечером, в сумерки, между сном явью, на грани реального и фантастического.

        (Звучит песня Левко в исполнении знаменитого тенора В.Родинга)

- Изумительна природа, прекрасны  и трепетны чувства, испытываемые ими. Но в пейзаже есть нечто, что нарушает гармонию, беспокоит Галю, которая чувствует зло  совсем  рядом. Что это?

Дом, свидетель дикого зла, происшедшего здесь, изменился внешне,  но он вносит диссонанс в прекрасный мир.

-В чём заключается это страшное зло?

- Но это не только в страшном предании. Оказывается, у Левко есть страшный соперник. Кто?

Родной отец- голова - страшный, злобный.

- Может ли кто- то помочь Левко отвадить старика от девушки?

Друзья дурачат голову. Но отец неумолим.

-Приходит чудо: панночка…

Почему именно к Левко обращается она с просьбой о помощи?

Он добр, отзывчив, испытывает сердечное волнение, когда слушает печальный рассказ  утопленницы.

-Левко нашел ведьму? Как?

«Внутри у неё виднелось что – то чёрное, а у других – светилось»

И сейчас мы говорим « чёрное нутро», « чёрный человек». Когда она бросается на девушку, на лице ее сверкает злорадство. И как бы зло ни маскировалось, добрый  человек способен его распознать.

 - Как бы наградила русалка человека в сказке? А у Гоголя? Почему?

Чистой душе и награда чистая - не золото, не деньги, а – любовь.

-Что общего у Грицько и Левко? В чём их отличие? Обратите внимание  на их речь.

Оба молоды, музыкальны, влюбчивы. Оба прибегают к помощи чудесного. Но Левко более мягкий, чуткий, душевный. Истинный христианин – желает царство небесное панночке, крестит спящую Галю. Записка – награда за добро.

-Почему Левко, получив согласие на свадьбу, не разбудил Галю?

Он бережёт её сон. Перекрестив её, он « тихонько удалился». Это настоящая любовь, которой не страшно зло. И как награда –гармония всюду: в сказке, в жизни, в природе.

Читаю описание ночи.        

- Великолепная ночь, божественная! И ещё не менее изумительная ночь ждёт нас в повести «Ночь перед Рождеством».

-Что объединяет все эти повести? В чём их непохожесть?        

Любовь, родители, мешающие счастью своих детей, борьба добра и зла. Но «Майская ночь» несёт на себе трагизм мрачного предания, а «Ночь…»задорна, весела.

-Почему создаётся такое впечатление? Вспомним мачеху- ведьму в «Майской ночи» и сравним с ведьмой и её приятелем – чёртом в «Ночи…»

Здесь Солоха – женщина, «приятна во всех отношениях». А чёрт смешной, похожий на « немца».

-А ещё один «злой» образ – Пацюк. Как встретили вы его?

Был запорожцем, лечил людей. Похож на бочку, смешон.

В этой повести зло не страшно,  а смешно, нелепо. Но оно стремиться погубить душу. Поэтому здесь усиливается тема христианского понимания Добра, Зла и Греха. Эти евангельские мотивы идут из детства Гоголя.

Группа «биографов» продолжает рассказ о детстве Гоголя

-А как понимаете смысл заглавия повести?

Накануне Рождения Спасителя нечисть в разгуле, в последние часы своего существования хочет ввергнуть в грех православие.

Твоё Рождество, Христос Бог наш,  просветило мир светом познания: через него поклонявшиеся звёздам звездою были научены поклоняться Тебе, солнцу правды, и познать Тебя, восток свыше,  Господи, слава Тебе!

- Как изображает эту нечисть Гоголь?

Ведьма крадёт карты, чёрт- месяц. В небе колдуны, рой духов, чёрт, метла.

- А как входит в повесть Рождество?

Месяц поднялся посвятить  добрым людям, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Но идёт борьба добра и зла.

Вот какой обычай встречи Рождества  сложился у христиан издавна.

 Перед Рождеством постились, поэтому особенно радостным было возвращение из церкви к праздничному столу, на котором чего – чего только не было! Все старались не только побольше приготовить особо вкусной еды, но и украсить рождественский стол так, чтобы он радовал глаз. Непременно наряжали ёлку, укрепляя на верхушке звезду - в память о той, Вифлеемской. Приступали к трапезе только после того, как на небе появлялась первая звезда. Дети так и сторожили её, вглядываясь в темнеющее окошко…

- Почему чёрт крадёт месяц? И кто такой Вакула, что его все черти знают?

Писал для церкви образа, на которых чёрта изгоняют из ада.

-Чёрт мешал писать ему картину, но вера в Бога у него так крепка, как и чиста его душа.

- Что делает эту душу местом сражения добра и зла?

Любовь к Оксане.

- До чего его довела безответная любовь?

Проклинал колядки.  «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу…»

- И тогда приходят самые страшные мысли. Но Вакула обращается к парубкам с последней просьбой. О чём его забота?

Просит отслужить панихиду, зная, что самоубийством губит свою вечную душу.

-Почему решился искать помощи у Пацюка?

«Пойду, ведь душе всё же придётся пропадать». Им движет вечная надежда на чудо.

 

-Наверно не так чиста и богобоязненна душа, если « пришла» в дом Пацюка за помощью? Как вы считаете?

Он остался тем же набожным человеком и поэтому убежал из хаты, когда сообразил, что  в рождественский пост Пацюк ест скоромные вареники. И один вареник успел испачкать губы Вакулы сметаной – как символ того, что кузнец уже грешен. Для Вакулы и созерцание грешного  - уже грех, зло.

- В чем сила Вакулы? Почему он побеждает чёрта, который уже  было ликовал?

Он силён и физически, и духовно. Знает, что с таким злом надо бороться словом Божьим и святым крестом. Не продав свою душу, стремится и других честных и добрых людей от чёрта избавить.

         

И награда ему за чистую душу - особая. Красота, как предзнаменование того, что всё будет хорошо.

Во дворце он увидел картину с Пречистой Девой и Божественным Младенцем на руках. Кузнец испытал восторг, обновление души. И это тоже развитие темы Рождества. Этим вечным образом матери с младенцем на руках праздник Рождества предстаёт в повести как торжество Добра, Любви и Единения.

- Какое значение для нас имеют эти размышления Гоголя о Добре и Зле в его «Вечерах…»? Какие мы получаем уроки?

Выводы записываем в тетрадях:

  1. Добро и Зло часто соседствует в душе одного человека

  1. Чтобы распознать Зло, надо самому быть душевно чистым и чутким.

  1. Бороться со Злом нужно силами Добра, Любви и Справедливости

  1. Через постижение красоты человек поднимается к Добру.

Входят рояженые, поют колядки и угощают всех кутьей, приготовленной по разным рецептам.

 

         

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Своя игра.

В викторине принимают участие три коман­ды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя и стоимость вопроса....

Внеклассное мероприятие по повестям "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя.

Внеклассное мероприятие по обобщению и систематизации знаний учащихся по повестям Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" в форме игры "Звездный час"....

Литературная викторина «Своя игра» (по повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Описание игры. В викторине принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя ...

Игра-викторина по повестям "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя

 Вот и в отдаленные деревни пришел век DVD, компьютеров, не говоря уже о телевизорах. И вместо посещений библиотеки, чтения книг наши дети увлечены компьютерными играми и просмотром фильмов (увы, не п...

Викторина по сборнику "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя

Работа содержит материал занимательного характера, позволяющий проверить знания учащихся по изученным повестям Н.В Гоголя в игровой форме....


 

Комментарии

Очень красиво, на одном дыхании! Спасибо за разработку!