А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок». Уроки доброты Платонова.
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме

Абрамова Галина

Цели урока:

  1. Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.
  2. Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, анализировать, делать выводы, продолжить работу над навыкам выразительного чтения.
  3. Способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как сострадание, любовь ко всему живому и жизни, трудолюбия, воспитание читательского вкуса.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok.zip281.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».

Тема урока: А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок». Уроки доброты Платонова.

Цели урока:

  1. Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.
  2. Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, анализировать, делать выводы, продолжить работу над навыкам выразительного чтения.
  3. Способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как сострадание, любовь ко всему живому и жизни, трудолюбия, воспитание читательского вкуса.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийные средства.

Методические приемы: слово учителя, чтение по ролям, работа над закреплением литературоведческих понятий,  работа с текстом, беседа по вопросам, цитирование, выразительное чтение, обобщение, выводы.

Ход урока.

 Организационный момент.

Цель: создать рабочую настроенность. Приветствие.

 Здравствуйте,  ребята. (слайд 1)

Введение в тему, целеполагание.

 Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича Платонова (Клементова). Он продолжает знакомить читателей с чувствами, которые возможно пробудить  в человеке: способность проявлять добро, внимание, сострадание. (  слайд 2)

В 5 классе мы читали рассказ «Никита»

-Вы помните этот рассказ?

-Что удивило Никиту в цветке?

Работа над закреплением литературоведческих понятий.

-Какой приём использовал А.Платонов, наделяя неодушевленные предметы человеческими качествами? (олицетворение). ( слайд3)

Подготовка к восприятию сказки.

Слово учителя.

Перед нами другая сказка. Сказка-быль «Неизвестный цветок», написанная в1950 году незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше. Это своеобразное завещание. (слайд 4)

Беседа по вопросам.

-что такое «завещание»? (наказ на будущее).(слайд5)

Создание проблемной ситуации.

Итак, завещание Платонова - «Неизвестный цветок». Мы должны понять, что хотел сказать нам писатель. Тема нашего урока: «Уроки доброты Платонова». (слайд 6)

-Что значит «неизвестный»? подберите синонимы к слову. (неведомый, незнакомый).

-Где мог появиться цветок, чтобы быть неизвестным? (Там, где никого нет).

Выборочное чтение, беседа по тексту.

Открываем учебник стр. 33

Читаем 1 абзац до конца.

Читаем 2 абзац и 1 предложение 3.

-легко ли было семечку? (очень трудно).

Читаем 3,4,5 абзац. Жизнь цветка не только борьба, но и радость.

Постановка проблемного вопроса.

-каким вы представляете себе цветок? (слабым, нежным, но сильным духом).

А вот каким его рисует автор: читаем 6 абзац.

-найдите в тексте: чем был обделен цветок? Почему он не видел себя? (был слепой).

Читаем 7 абзац.

-с чем сравнивает его автор? (со звездой) как называется это средство выразительности? (метафора - образное сравнение). (слайд7)

 Постановка проблемного вопроса.

Как вы думаете, он так  и проживет неизвестным? Для чего тогда он мерцал и благоухал? (быть полезным другим).

Читаем 8 абзац.

-что заинтересовало девочку? (благоухание).

Читаем 9 абзац. Почему девочка пошла на пустырь? (вспомнила сказку.)

Как Даша увидела цветок?

Выразительное чтение по ролям.

Диалог по ролям.

Постановка проблемного вопроса.

Какие чувства вызывают у вас слова: один- никто- маленький ?

-Почему Даша поцеловала цветок? (пожалела, проявила чувство  сострадания).

-Для чего девочка привела ребят? Что её поразило в цветке, чем она хотела поделиться с друзьями?

Читаем 10 абзац и дальше до конца.

Лексическая работа.

-Что значит «удобрить»? (сделать доброй)

Постановка проблемного вопроса.

Могла ли Даша забыть о цветке?

Читаем следующий абзац до конца.

- Как земля отблагодарила ребят? (пустырь покрылся цветами)

-А что же случилось с прежним цветком? (он повторился в своем сыне)

-Чем сын был не похож на отца?

Работа с текстом.

- Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в этом.

Работа над закреплением литературоведческих понятий.

- Что сказочного в произведении? (живой цветок). Как называется этот вид тропа? (олицетворение).

Рефлексия.

-А что же является былью, только ли о цветке идет речь в произведении? Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. В чем заключается урок Платонова?

 Что завещал  Платонов, Какими нам надо быть?

Многие известные люди размышляли о смысле жизни. Каким афоризмом можно выразить вывод урока? (слайд 8)

«Жить- значить действовать». А. Франс.

«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций

«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, для чего его зовут». Суахали

«Неизвестный цветок» Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.

Ребята, помогите мне оценить  вашу работу, кто на ваш взгляд хорошо работал? Оценки.

Домашнее задание: прочитайте  статью об авторе сказки стр. 30-32, нарисуйте, каким вы представляете себе цветок, дайте ему имя. (слайд 9)

Как бы вы поступили, встретив такой цветок?

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Платонов А.А. "Неизвестный цветок"

Открытый урок литературы в 6 классе....

урок литературы по сказке -были АПлатонова "Неизвестный цветок"

урок литературы в 6 классе по сказке-были А Платонова "Неизвестный цветок"...

Платонов А.П. "Неизвестный цветок".

Учебно- методические и рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе форме презентации. ...

А. Платонов Сказка-быль "Неизвестный цветок"

Урок по литературе 6 класс. В. Я. Коровина,  А. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок"  Урок  по ФГОСу. К уроку прилагается презентация....

Урок литературы (Интегрированный урок - биология, экология) в 6 классе по теме «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас».

Учебный материал урока соответствует  принципу доступности и посилен для учеников 6 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учеб...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему «А.Платонов «Неизвестный цветок». Урок доброты»

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему «А.Платонов «Неизвестный цветок». Урок доброты»...

Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»

Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»...