Образ персонажа. По рассказам А. П. Чехова"Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви".
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Маслова Светлана Борисовна

 

Урок развития речи в 9 классе. Материал ориентирован на подготовку написания эссе по расскаам А. П. Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" с использованием синквейна. В уроке дана схема синквейна и особенности эссе как технологического приёма. В приложении приведены примеры синквейнов, составленных учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chehovu.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Конспект урока.

Предмет: литература.

Класс: 9 «Б»

Учитель: Маслова С.Б.

Тема урока: Образ персонажа.

Тип урока: развитие речи.

Количество часов: 1

Цель урока: подготовиться к написанию эссе.

Задачи урока:

-уяснить содержание и смысл исходных текстов;

-выделить главное и второстепенное, найти доказательства, сделать выводы;

-видеть смысловые отрезки текста.

Технологические приёмы стратегии РКМЧП:

-синквейн;

-эссе.

Форма работы: групповая.

Тексты: рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

                                                                         Ход урока.

  1. Знакомство учащихся с синквейном как технологическим приёмом.

А) Определение, данное учителем: японское белое пятистишие заданной грамматической формы;

       Б) исследовательская работа учащихся: выяснение значений слов «белое» и «грамматическая форма»,  «импровизация», «резюме» (индивидуальное домашнее задание – выяснение значений слов по толковому словарю);

       В) запись в рабочих тетрадях определений, схема синквейна и их запоминание.

Схема синквейна, представленная на доске.

Существительное (название темы).

Прилагательное, прилагательное или причастие, причастие (описание предмета, героя, его признаки).

Глагол, глагол, глагол (три главных действия-характеристики).

Законченное предложение глагольного типа (основная мысль характеристики).

Слово или словосочетание (резюме, синоним, может быть контекстуальный, темы).

  1. Работа в группах по составлению синквейнов-характеристик героев рассказов

 А.П. Чехова.

  1. Образец прочтения синквейна (учитель).
  2. Презентации результатов работы групп. Чтение синквейнов и их комментарии. 1группа: Беликов, Коваленко («Человек в футляре»), 2группа: Варенька, Пелагея («Человек в футляре»), 3 группа: Алёхин, Николай Иванович (« Крыжовник»), 4группа: Анна Алексеевна, Алёхин («О любви»).
  3. Выяснение особенностей эссе как технологического приёма:

-изображение впечатлений, раздумий;

-не анализ, а только выражение отношения;

- свободная форма композиции;

- афористичность стиля, его близость к разговорной речи (беседа с читателем).

      6. Домашнее задание: написать эссе «Какие мысли и чувства вызывает у меня герой рассказа  А. П. Чехова»  (по выбору)  с обязательным использованием синквейна.

Приложение.

Пелагея.

Красивая, деликатная.

Ступала бесшумно, мягко улыбалась, подавала.

Пелагея была влюблена в повара Никанора.

Горничная.

Токорева Я.

Варенька.

Уже не молодая, счастливая.

Хохочет, поёт, пляшет.

Варенька стала оказывать Беликову явную благосклонность.

Сестра Коваленко.

Саушкин Д.

Беликов.

Маленький, скрюченный.

Придёт, сидит, молчит.

Беликов держал в руках всю гимназию целых 15 лет.

Учитель греческого языка.

Сомова Н.

Коваленко.

Молодой, высокий.

Кричал, хохотал, спрашивал.

Учитель истории и географии возненавидел Беликова с первого дня знакомства.

Здоровый верзила.

Полонцов С.

Алёхин (рассказ «Крыжовник»).

Высокий, полный.

Узнал, обрадовался, говорил.

Алёхин занимается хозяйством.

Мужчина лет сорока.

Абдуразакова З.

 Николай Иванович.

Кроткий, добрый.

Сидел, писал, думал.

Николай Иванович мечтал купить себе маленькую усадьбу с крыжовником.

Брат Ивана Ивановича.

Дашук Д.

Алёхин (рассказ «О любви»).

Высокий, образованный.

Пахал, сеял, косил.

Алёхин был несчастен, вертелся как белка в колесе.

Благородное существо.

Ковалёва Л.

Анна Алексеевна.

Добрая, интеллигентная.

Беседовала, играла, ждала.

Будучи несчастной, увлеклась Павлом Константиновичем.

Жена Лугановича.

Шаповалова Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе. Рассказ А.П.Чехова " Человек в футляре"

В цикле рассказов о футлярной, узкой ограниченной мещанской жизни («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч») Чехов с прозорливостью писателя-реалиста раскрывает нравственное уродство мещан...

Конспект урока "Тайны текста"(по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре").

Урок в 10 классе - диалог - соразмышление после прочтения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».       В чём сложность анализа художественного текста литературного произвед...

Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"

Урок русской литературы  "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....

Мифопоэтический подтекст рассказа А. П. Чехова "Человек в футляре". Статья.

Предлагаю вашему вниманию статью "Мифопоэтический подтекст рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»", опубликованную в сборнике "Актуальные проблемы филологии и культурологии"  в 2010 г. В статье...

Урок по рассказу А.П.Чехова " Человек в футляре".

Урок по рассказу русского писателя"Человек в футляре". Раскрываются понятия, почему автор назвал так рассказ, в чем причины падения Героя....


 

Комментарии

Простите. А где литература?

Маслова Светлана Борисовна

Прощаю,потому что Вы, вероятно, не знакомы с технологией РКМЧП. Думаю, через некоторое время, набравшись опыта, Вы посмотрите на этот урок по-другому и увидите то, что не смогли увидеть при первом прочтении.

Да сама технология и убивает литературу. А развитие критического мышления через внимательное, вдумчивое чтение с остановкой на размышление существует со времен изобретения письменности. Да, размышление с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ использованием синквейна есть, а где слово Чехова? Над чем размышлять целый урок? Интересно, Белинскому и Лотману предлагали технологи от литературы использовать синквейн? Приемом, может и завлечешь. Но литературе не научишь. Да вы вспомните, сколько "приемов" прошло мимо нас с вами. Уйдет и мода на синквейн, не соответствующий нормам нормальной литературы.

Маслова Светлана Борисовна

Юлия Юрьевна! Где Вы нашли в моём уроке технологию чтения с остановками? (Кстати, это не технология, а стратегия).Вы урок внимательно читали? Где вы увидели размышление НА УРОКЕ? Объясняю Вам. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ проводился после прочтения учащимися дома трёх рассказов Чехова. До урока ребята не знали с каким из них будут работать(значит, читали все рассказы). Читали внимательно, отмечали материал о персонажах. Получив задание на уроке, они выбирали из текста слова, словосочетания, предложения для характеристики образа (каждая группа по своему заданию).
Это ли не работа со словом А. П. Чехова?
Урок был открытый. Поэтому учителя, которые не работают по технологии РКМЧП, могли ознакомиться с "приёмом" синквейн по схеме, написанной на доске.
Синквейны, представленные каждой группой, есть в приложении к уроку (и это ещё далеко не все ими написанные на этом уроке). Чтобы выполнить эту работу правильно, нужно хорошо уметь ориентироваться в прочитанном, постоянно возвращаться к тексту, так как приходится находить и подбирать нужное слово-характеристику в нём. Эта работа не очень простая, но интересная, ребята её любят. Дома учащимся было предложено написать эссе (схему его написания вспомнили на уроке). Я считаю, что дети были готовы к написанию эссе.
Ребятам на уроке было комфортно, интересно, все активно работали.
Коллеги высоко оценили этот урок. Почему же, по-вашему, это не литература?
Чтобы понимать и правильно применять технологию РКМЧП, нужно пройти специальную подготовку. Это не только чтение с остановками.
Литературе можно и нужно учить разными приёмами.
P.S. И ещё, если можно, будьте добрее к коллегам. Я Вам не навязывала свои методы преподавания. В любом уроке, если захочешь, можно найти для себя что-то полезное.

Если вы заметили. Светлана Борисовна, я спросила, где литература. Ведь в конспекте вы не отметили ничего из огромной "подводной" части открытого урока, которая, собственно, и была уроком литературы. Злы ко мне были вы, предложив посмотреть на урок....через некоторое время.

Белоусова Елена Ильинична

Мне кажется, синквейы, составленные учениками, продемонстрировали, что цель урока достигнута. В данном случае приём сыграл.

Белоусова Елена Ильинична

Мне кажется, синквейны, составленные учениками, продемонстрировали, что цель урока достигнута. В данном случае приём сыграл.

Белоусова Елена Ильинична

Извините, пыталась убрать повтор.

Маслова Светлана Борисовна

Большое спасибо,Елена Ильинична,за Ваш комментарий!