"Образ твой над Русью вознесенный сквозь века указывал нам путь..."
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Фролова Ольга Филипповна

 

Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства.

7 класс.

Цели урока:

Образовательная: Знакомство с древнерусской живописью во взаимосвязи с литературой, обучение изображению икон.

Воспитательная: Приобщение учащихся к духовным ценностям, воспитание чувства прекрасного.

Развивающая: Развитие творчества, личностного отношения к изображаемому в литературе и живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_tvoy_nad_rusyu.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

«Образ твой, над Русью

вознесенный, в тьме веков указывал нам след».

Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства.

7 класс.

Цели урока:

Образовательная: Знакомство с древнерусской живописью во взаимосвязи с литературой, обучение изображению икон.

Воспитательная: Приобщение учащихся к духовным ценностям, воспитание чувства прекрасного.

Развивающая: Развитие творчества, личностного отношения к изображаемому в литературе и живописи.

Оформление: репродукции картин с изображением Богоматери; выставка литературы по тематике;  на доске:

 Икона –

  Апокриф -

        Изограф –

                          Иконописец, богомаз -

        Литургия -

        Фреска –

                          Нимб –

        Мафория -

Подготовительный этап: экскурсия в храм Петра и Павла в селе Шаркан, заучивание наизусть стихотворений, доклады и сообщения, опережающее домашнее задание по группам.

Эпиграф: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». ( Евангелие от Иоанна).

1. Вступительное слово учителя литературы.

Слово – это Все, чем живет человек, да и человечество. В Слове человек выражал волнующие его вопросы о сути мира. В Слове искал он ответы на свои вечные «проклятые» вопросы. В Слове же ответы он находил.

Слово – это способность человеческой души проявлять и выражать свою внутреннюю жизнь, деятельность и настроение.

Слово – это дар, дар величайший, которым Господь наградил человека, отличив его от бессловесных тварей.

Слово, как  молния, выходит из человеческих уст, в среду людей, или приносит величайшую пользу окружающим нас, или же причиняет огромный вред.

Слово – это исток, начало Дела. Для русского человека Слово – это еще и итог, венец Дела. И вот когда Дело разрывало сердце и душу, только одно утешенье оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру, вновь и вновь рождало Любовь – все то же Слово, и особенно Слово христианское.

- Ребята, посмотрите внимательно на картины, вдумайтесь в слова эпиграфов к уроку и скажите, о чем мы с вами будем говорить?

- О слове, о боге, о вере.

- Верно. Значит, урок наш сегодня необычный, а значит, и слова будут необычные. Какие же слова станут ключевыми на нашем уроке? (Работа в группах: Бог, Богоматерь, душа, вера, благодать, Божья Матерь, икона,  молитва, Отец Небесный, Лик, скорбный, тревожный, одаренный надеждой, добро, красота, обрести, роптать и т.д.)

Учитель записывает слова на доске.

- Эти слова мы будет использовать сегодня на уроке.

   

2.Беседа о храме. Учитель изобразительного искусства.

- А где, ребята, можно встретиться с Богом?

- В храме, церкви, соборе.

- Что же такое храм? Почему люди идут в храм?

-Храм – место, где человек общается с Богом…

Чтение стихотворения учеником:

 «Кто я? Откуда я пришел?

                                        Куда я ухожу,

        На этом свете что нашел

        И чем я дорожу?

        Что делать мне с душой моей

        Коль мучится она,

        И просто с жизнею своей

        Какая мне дана?

- Для большинства современных людей храм-церковь представляется чем-то загадочным и непонятным. Между тем в архитектуре храма, в его внутреннем убранстве отразилась история христианства.

Так давайте же, ребята, войдем сегодня в храм.

Что же мы с вами там увидим?

- Иконы, святых, свечи…

- А что такое икона?

 Слово «икона» по-гречески означает изображение, образ. Иконопись – особый вид живописи. Икона отличается от картины или портрета. У нее свое содержание, свой «язык», свое назначение. Иконы говорят людям о Боге, о вечном.

Посмотрите внимательно на изображения, есть ли на них что-то общее?

(Работа с иллюстрациями)

- Изображена Богоматерь.

- Итак, сегодня мы будем говорить о Богоматери и создадим ее изображение.

Искони Богородица считается покровительницей Руси. Во время нашествия врагов ее молили о победе и мире. Девушки обращались к Ней с просьбами помочь в замужестве, избежать сватовства за нелюбимого, даровать чадородие.

Изображений Богородицы очень много. Но мы сегодня обратимся к одной из них – Владимирской. Приблизимся к древнему творению и останемся с ним наедине.

- Что изображено на иконе Владимирской Богоматери?

 - Ребенок нежно ласкается к матери, а она бережно держит его на руках.

- Есть немало картин, на которых художники изображали мать с ребенком. Но на иконе Богоматерь с Христом.

Как вы определили, что здесь не простые люди, а святые?

 Мы узнаем об этом по золотым сияниям над головами (нимбам).

Одежда Христа светлая, как  бы струящаяся золотым сиянием – это тоже знак Божественного. Богоматерь изображается в темно-вишневом покрывале – мафории, украшенном тремя звездами и золотой каймой с кистями, это говорит о царственном достоинстве. А всмотритесь в Лик Богоматери, тоже особый иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы.

Искусствовед М.В.А…….. так написал об иконе Владимирской Богоматери: «Растроганная лаской младенца, Мария своими широко открытыми, грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания Сына».

3. Учитель литературы.

- Биография «Владимирской Богоматери удивительна, как и ее гениальное изображение. В русских летописях, сказаниях, легендах, стихах и песнях запечатлено множество эпизодов, связанных с Богородицей.

Если бы она могла также говорить, как она умеет смотреть, ее рассказы напомнили бы нам о событиях отечественной истории, о трагических, и печальных, и торжественных…

Сколько раз в прежние века глядевшим в ее глаза людям вспоминалось мрачное библейское пророчество: «…будет скорбь великая, какой не бывало от начала мира…» Но – увы! – уста Владимирской плотно сомкнуты, и мы должны сами попытаться приподнять завесу над тайнами ее жизни.

- Что же нам известно об истории знаменитой иконы?

(Сообщение учащегося, приложение 1.)

Чтение и анализ стихотворения «Владимирская Богоматерь». _ Замечательный русский поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин (1877 – 1932) увидел икону в Московском музее. Тогда ее только недавно реставрировали: сняли с нее темные слои копоти и открыли под ними прекрасную древнюю живопись. Волошин так был потрясен этим произведением искусства, что несколько дней подряд приходил на свидание с иконой в музей и подолгу смотрел на нее. Репродукция иконы с тех пор стояла на столе Волошина.

Прочитаем стихотворение поэта «Владимирская Богоматерь» и подумаем: как поэт описывает икону? Что говорит он об истории произведения древней живописи? (стихотворение читает учитель под музыку «Аве Мария»).

 - Какое впечатление произвела икона на автора? В каких словах это выражено?

- «Немею….Нет ни сил , ни слов на языке». Он заворожен, удивлен настолько, что не может найти слова, чтобы объяснить свое чувство.

 - На что большее вниманье обращает автор: на описание внешности, или что-то другое?

 - На чувства матери и ребенка.

- Почему «Лик каждый миг меняет выраженье» и на лице Богоматери запечатлено скорбное волненье?

- Может быть, Царица небесная уже заранее знает, что предстоит испытать ее Сыну. Она растрогана лаской младенца.

- О каких «злых днях гонения икон» говорит автор?

-В 8 веке византийские императоры запрещали почитание икон, заставляли сжигать иконы. И только Владимирская Богоматерь уцелела «в костре самосожжений посреди обломков и руин».

- О чем идет речь в строках: «Ты, покинув обреченный Киев,

                                                     Унесла великокняжий стол.

                                                    И ушла с Андреем в Боголюбов…»?

(Сообщение ученика, приложение 2.) 

- Кто такой Хромец Железный, о котором идет речь в произведении? (Сообщение ученика, приложение 3).

- Что значит «слепой народ в годину гнева отдал сам ключи своих твердынь»?

- Когда в 1917 году к власти пришли большевики, начались гонения на православие. Большевики грабили и уничтожали храмы, вместо церквей открывались клубы, зерносклады, а священнослужители отправлялись на каторги и ссылки, или даже расстреливались. Произошла подмена жизненных ценностей: вместо духовного – материальное благополучие.

- Почему Владимирская Богоматерь названа Ликом самой России?

-  Потому что она вместе с русским народом прошла весь исторический путь. В самые трудные минуты русский человек вспоминал о ней и просил помощи.

- И поэтому она названа « Откровеньем чистой красоты».

Какова же основная мысль данного стихотворения? Что хотел сказать автор этого произведения?

- Можно сказать, что это гимн, воспевающий Царицу Небесную. Автор говорит о том, что русский человек не может прожить без веры, что вера, православие – это фундамент, на котором стоит наша земля российская.

-Сегодня, на рубеже 20 и21 столетия человечество снова возвращается к вере. Рубеж веков как обычно характеризуется разными катаклизмами, страшными событиями. В наш железный 21 век страшно то, что человек перестает узнавать и самых близких людей: соседа, брата, а порой и своих детей и родителей. В 1851 году русский поэт Федор Тютчев написал стихотворение «Наш век». Послушаем и попытаемся определить актуальность его темы. (Чтение стихотворения наизусть «Наш век», приложение 4, читает ученик).

- Ребята, а как человек общается с Богом?

- С помощью молитвы

- Есть молитвы, с помощью которой человек просит о своем здоровье, о душевном успокоении, об успокоении души усопших и т.д. Но есть одна молитва, самая главная, которую знает каждый верующий человек. Это удивительная по своей силе и красоте молитва «Отче наш». Дома вам было задано сравнить эту молитву и стихотворения, в основу которых положена эта молитва. (Ответы по группам, сравниваются стихотворения А.С.Пушкина и А.Фета).

- Какой вывод?

- Очень светло и красиво. Но все же есть разница. А.С.Пушкину и Фету удалось сохранить все религиозное, каноническое содержание этой молитвы и в то же время показать свое, личное доверие и любовь к Небесному Отцу, тем самым введя особую авторскую интонацию в произведение. Поэтому молитва «Отче наш» мы относим к религиозной литературе, а стихотворения поэтов к произведениям светской литературы, в которых использованы религиозные мотивы. Но следует отметить. Что такие светлые, чистые, пронзительно добрые стихи моли быть написаны только глубоко верующими людьми. И эта вера, безусловно, влияла на их творчество, на отношение к истинным и ложным ценностям, к людям, жизни.

- Сегодня вновь человек обратил свой взор в Храм Божий, строятся новые храмы, реставрируются старые церкви, часто по телевидению слышим речь священника. Мировая цивилизация не заменила духовную пищу. Все есть у человека: хороший дом, машина, богатые украшения…Но если нет в душе веры – нет у него и счастья. Только вера питала и будет питать жизнь православного человека. И только через молитву он найдет успокоение своей мечущейся неспокойной души.

(Чтение стихотворения наизусть «Блажен…», зажигается свеча.)

(Музыкальное исполнение «Молитвы» М.ЮЛермонтова, поет ученица 10 класса.)

Домашнее задание на выбор: 1. Выучить предложенные учителем или на свой выбор  стихи на религиозные мотивы.( приложение 4.)

2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Почему людям нужна вера?»

4. Учитель изобразительного искусства.

Древнерусская живопись сохранила нам немногие имена художников. Искусство Средневековья на Руси безымянно, анонимно. Бессчетное число храмов, икон. Фресок и как подарок нам, потомкам, вдруг мелькнет в летописях имя мастера. А рядом «сотоварищи». О каких же мастерах дошла молва до наших времен?

(Сообщения об иконописцах, приложение 5.)

- Какой вывод мы можем сделать из прослушанных сообщений?

- Иконы почитались драгоценностью. Изображали на иконах сюжеты из жизни Христа.

- Похожи ли иконы на другие картины художников?

- Нет, не похожи.

- Они изображались по определенным канонам, т. е. правилам.

Иконопись – искусство символическое. Символичны здесь, как сюжет, так и художественная форма. Каждая икона, помимо того, что она изображает легендарное событие или персонаж, имеет еще и подтекст, в котором раскрывается ее истинное содержание.

В иконописи выработалось высочайшее художественное мастерство, особое понимание рисунка, композиции, пространства цвета и света.

Композиция - особенно сильная сторона древнерусских икон. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Едва ли не каждая икона мыслилась как подобие мира, и соответственно этому в композиции всегда присутствует средняя ось. В верхней части высится небо, а внизу обычно обозначалась земля. Иногда под ней – преисподняя.

Гамма красок древнерусской живописи обширна. Наряду с чистыми открытыми цветами было множество промежуточных.

И сегодня в ваших изображениях пусть краски светятся, сияют, звенят, поют. Потому что мы выполняем не просто рисунок, а хотим показать чувства.

 

5. Практическая часть.

Изображение Богоматери с сыном.

На столах у детей заранее подготовленные листы бумаги с фоном, имитирующим дерево.

6. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.

Вывод, заключительные слова к уроку:

Ныне, как и века назад, перед великим творением останавливаются люди и пристально глядят в проникновенные глаза той, что столько вместила в своем скорбном и проницательном взоре.

Любуясь невыразимо прекрасным ликом, созданным гениальным творцом, припоминая бесчисленные события истории – трагические и возвышенные – вспомним сказанное поэтом: «Образ твой, над Русью вознесенный, в тьме веков указывал нам след».

Приложение 5.

Дионисий.

Примерно с середины 15 века доходит молва о Дионисии. Его личность загадочна. Очень знатного происхождения. Он стал, однако, иконописцем. Случай беспрецедентный в истории Руси. Дионисий не был монахом, как, например. Андрей Рублев. До конца дней он так и не принял сана, остался «в миру».

Дионисий, будучи скован непреложными канонами, смог выработать  ни на кого не похожий художественный язык.

С Дионисием парадное, праздничное, торжественное искусство Москвы стало на Руси ведущим. На него начали ориентироваться все города, ему начали всюду подражать.

При жизни мастера сравнивали с великим Рублевым. Это знак подлинной всерусской славы. Рублевские произведения почитались драгоценностью, иконы Дионисия – тоже.

Андрей Рублев.

К лику святых был причислен человек, не прославившийся ни чудесами, ни явлением нетленных мощей, ни особенными аскетическими подвигами.

Точный год рождения Рублева неизвестен. Предположительно – между 1360-1370гг.

Самые ранние сведения о нем содержатся в Московской Троицкой летописи 1405г. В 1408г. расписывал Успенский Собор во Владимире.

1425-1427гг. были сделаны росписи фресок и иконостаса (в т.ч. и входившая в него «Троица») в Троицком Соборе.

 29 января 1430 г. А.Рублев скончался и был похоронен в Спасском Соборе Андроникова монастыря. Только после смерти к Рублеву пришла подлинная слава.

В17-18 веках укрепляется слава А,Рублева, как местночтимого святого Троице-Сергиевой лавры, пострижеником которой он был.

Фрески и иконы работы Рублева сохранились фрагментарно. Основное собрание икон находится в Третьяковской галерее.

        Феофан Грек.

Работал в России во 2 половине 14 и начале 15 вв. Писал фрески, иконы, миниатюры.

Феофан Грек был византийцем по происхождению. В Россию прибыл в конце 14 века, видимо. Уже сложившимся мастером.

Первое время он работал в Новгороде, где в 1378 г. им был расписан Спасо-Преображенский Собор.

Святым Феофана присуща одна общая черта – суровая одухотворенность. Они непрестанно борются с обуревающими их страстями. Феофаном выполнен иконостас Благовещенского Собора Московского Кремля в 1405г.

Великий мастер чутко откликался на запросы русских людей и сумел проникнуться их чувствами и мыслями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МХК Образ женщины-матери сквозь века.

Материал представлен к уроку МХК (учебник Даниловой), содержит разработку урока и наглядный материал к нему....

Научно-исследовательская работа "Образ женщины-матери сквозь века"

Выполнила: Шапошникова Вероника Олеговна, ученица 10 класса Руководитель: Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы   Содержание І. Введение     Актуа...

конспект урока МХК "Образ матери сквозь века"

конспект урока МХК по программе Даниловой Г.И....

Образ женщины-матери сквозь века. "Венеры" первых художников земли

•ПАЛЕОЛЕТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ•«ШВАБСКАЯ ВЕНЕРА»•«ВЕНЕРА БРАССЕМПУЙСКАЯ»•«ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ»•«ВЕНЕРА ЛОССЕЛЬСКАЯ»•«ВЕСТОНИЦКАЯ ВЕНЕРА »•«Венера из КостЁнок»...

Образ женщины-матери сквозь века. "Священный лик Богоматери"

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широкого запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, ко...

презентация "Образ матери сквозь века".

4 основных типа изображения Богородицы  • Богоматерь Знамение(знаменующей рождение Спасителя, воплощение новой жизни) • Богоматерь Оранте(«молящаяся» с воздетыми к небу руками) • Б...

Сценарий урока по ИЗО в 8 классе тема: «Образ женщины – матери сквозь века»

Цели:1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.2 Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.3 Создать усло...