РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 4 четверть.
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Любовь Александровна Кирейшина

Презентации помогут учителю в проведении уроков литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 46 урок.И.С.Шмелёв. "Как я встречался с Чеховым.За карасями"671.4 КБ
Файл 69 урок.Н.Гумилёв "Орёл Синдбада", Лесьмян"Новые приключения Синдбада-морехода"1.08 МБ
Файл 47-48 уроки.Замятин "ОгненноеА", Куприн"Мой полёт"637.11 КБ
Файл 67-68 уроки.А.Линдгрен"Приключения Калле Блюмквиста"470.1 КБ
Файл 57-58 уроки.Интернет.В.Астафьев. "Васюткино озеро"826.09 КБ
Файл 49 урок. И.Шмелёв. "Лето Господне"."Мартовская капель".574.48 КБ
Файл 50-51,54 уроки.Красота природы в стихах и прозе. "Край ты мой, родимый край"2.64 МБ
Файл 59-60 уроки. Интернет.Туве Янссон."Последний в мире дракон".".2.55 МБ
Файл 61-62 уроки. Дефо."Робинзон Крузо".1.6 МБ
Файл 62 урок. Интернет-игра "Робинзон Крузо", дополнительно.2.13 МБ
Файл 63-64 уроки.Интернет.Эрих Распэ. "Приключения барона Мюнхаузена"831.2 КБ
Файл 65-66 уроки. Интернет. Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"1.31 МБ
Файл 55-56 уроки. Истоки патриотизма.А.Фатьянов, А.Твардовский, А.Ахматова,Р.Гамзатов1.97 МБ
Файл 55 урок. Интернет. "Я убит подо Ржевом"2.57 МБ
Office presentation icon 70 урок.М.Цветаева.Книги в красном переплёте.1.99 МБ
Файл 52-53 уроки. С.Есенин, В. Маяковский. О братьях наших меньших.2.95 МБ

Подписи к слайдам:

Иван Сергеевич Шмелев 1873-1950 гг. Цели урока: познакомиться с биографией И.С. Шмелева;показать, как создается Шмелевым образ Чехова;развить навыки анализа текста И.С. Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 г. в семье строительного подрядчика в купеческом районе Москвы Внешне Шмелев очень был похож на отца, да и характер у него был отцовский.Поэтому, говоря о жизни писателя, нельзя обойти вниманием детские воспоминания писателя, посвященные ему: «Отец с пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам. Покупал леса, гонял плоты и барки с лесом. После смерти отца занимался подрядами: строил мосты, дома, держал лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы. Кипел в делах. Дома его видели только в праздник». У каждого ребенка есть на земле свой любимый уголок детства, был он и у Шмелева. Писатель хорошо знал свой город (Москву) и любил его. Через много лет он будет вспоминать: «Весь кремль – золотисто-розовый, над снежной Москвой-рекой. Кажется мне, что там – святое. Окна розового дворца сияют. Белый собор сияет… Что во мне бьется так, наплывает в глаза туманом? Это мое, я знаю, и стены, и башни, и соборы… Будто во сне забытом…» Самые яркие впечатления будущий писатель получил во дворе: «Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой. Все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами» «Слов было много на нашем дворе – всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова» Писать Шмелев начал в детстве В гимназии преподаватель словесности, «незабвенный» Федор Владимирович Цветаев дал пятикласснику свободу творчества: «Пиши как хочешь!» После окончания юридического факультета Московского университета И.С. Шмелев пять лет работал налоговым инспектором в провинции Эти годы, по признанию писателя, позволили «узнать деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство». В 1907 г. Шмелев решает стать профессиональным писателем и уходит в отставку. Он издает 53 книги и восьмитомное собрание сочинений И.С. Шмелев с женой Ольгой Александровной и сыном Сергеем Дом-музей И.С. Шмелева в Крыму Давайте прочитаем, как описывает писателя его племянница Ю. Кутырина в своей книге «Иван Шмелев» ???Как вы думаете, почему Ю. Кутырина особое внимание уделяет описанию глаз писателя? «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Антон Павлович Чехов – известнейший русский писатель, в молодости публиковал свои рассказы под псевдонимом Антоша Чехонте. ???- Как вы думаете, почему рассказ носит двойное название? Карась бывает золотой,Хитёр и очень непростой,Готов он в иле полежать,Его не так легко поймать! М.Львовский


Подписи к слайдам:

Николай Степанович Гумилев (1886-1921)
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России
В 1903 году семья вернулась в Царское Село, и поэт поступил в 7-й класс Николаевской Царскосельской гимназии, директором которой в то время был и до 1906 года оставался известный поэт Иннокентий Федорович Анненский
Семейная жизнь
Первая мировая война
1914год(24 августа) -Н.С.Гумилёв записался добровольцем.Во время войны поэт смог побывать во многих странах Европы и Запада.
Гибель поэта
Обвинённый в антисоветском заговоре, Гумилёв был расстрелян, он погиб в творческом расцвете всеми признанный Поэт. И только 1987 году стало возможным открыто сказать о его невиновности.
«Орел Синдбада»
Следом за Синдбадом -МореходомВ чуждых странах я сбирал червонцыИ блуждал по незнакомым водам,Где, дробясь, пылали блики солнца. Сколько раз я думал о СиндбадеИ в душе лелеял мысли те же…Было сладко грезить о Багдаде,Проходя у чуждых побережий.
Но орел, чьи перья — красный пламень,Что носил богатого Синдбада, Поднял и швырнул меня на камень, Где морская веяла прохлада.Пусть халат мой залит свежей кровью, —В сердце гибель загорелась снами.
В чём идея стихотворения?
Я — как мальчик, схваченный любовьюК девушке, окутанной шелками.Тишина над дальним кругозором, В мыслях праздник светлого бессилья, И орел, моим смущенный взором,Отлетая, распускает крылья.
БолеславЛесьмян
Лесьмян (Leśmian) Болеслав
1877, Варшава, - 1937, польский поэт, член Польской академии литературы (1933). Окончил юридический факультет Киевского университета (1903). В 1911 основал в Варшаве экспериментальный Художественный театр.Начав творческий путь как представитель польского символизма, Л. стал одним из оригинальных польских лириков 20 в.
Л. принадлежит обработка мотивов народных сказок "Сказания о Сезаме" (1913), "Приключения Синдбада-Морехода" (1914).
Увлекательность сюжета и простота изложения наделяют книгу прелестью для юного читатели и слушателя. Но в ней существует как бы второй пласт, пронизанный юмором и иронией, и приключения, захватывающие младших, становятся мудрыми и притчами для взрослых.


Подписи к слайдам:

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЗАМЯТИН (1884-1937)
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЗАМЯТИН
Всесторонне развитая личностьАктивная жизненная позицияБеспокоился о будущем Увлекала жизнь детей и подростковХотел видеть вас любознательными
Роль мечты в жизни человека
сказка, 1918 годЖанры/поджанры: реализм Место действия: наш мир/Земля (Россия/СССР/Русь )Время действия: 20 век Возраст читателя: любой
Аннотация
Подарили мальчику книжку про марсиан. Потрясен был мальчик — может, они нам сигналы подают, а мы не замечаем. А что если им сигнал подать? Собрались четыре второклассника, и задумали сами марсианам просигналить!
Чтение – стр. 113-115
Вопросы – стр.115
Александр Иванович Куприн
«Мой полёт»Роль жизненного опыта
КУПРИН Александр Иванович (1870-1938), русский писатель
Одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других.
Очерк – жанр эпоса, в котором сочетаются вымысел и авторская позиция, реальные факты и свидетельства очевидцев.Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.
Миф о Дедале и Икаре
«…Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу».
«Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?» И ему захотелось сделать себе крылья
Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря. Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.
«…люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах».
Чтение очерка
Беседа по вопросам, стр.120
Выполни дома
Чтение – И.С.Шмелёв «Лето Господне»(1 глава) или «Мартовская капель».


Подписи к слайдам:

100-летнему юбилею со дня рожденияАСТРИД ЛИНДГРЕН посвящается
Составила: Кашникова Ю.В. Учитель начальных классовTallinna Хismдe Vene Lьtseum
Астрид Анна Эмилия (полное имя писательницы) родилась 14 ноября 1907 года в Швеции в городке Виммербю в семье фермера Самуэля Августа Эрикссона и его жены Ханны.
В семье росло четверо детей: старший брат Гуннар и три сестры — Астрид, Стина и Ингегерд. Отец Самуэль Август и мама Ханна обожали своих детей. В доме обитала любовь. Здорово было зимой вместе с братом и сёстрами до изнеможения валяться в снегу, летом лежать на нагретых солнцем камнях, вдыхать запах сена и слушать пение коростеля. А потом играть, играть с утра до самого вечера. «… вокруг нас разыгрывалось всё, что могла выдумать наша фантазия. Мы играли, играли и играли до того, что удивительно, как это мы не заигрались до смерти, – вспоминала писательница. - Хорошо было ездить в гости и дома рассказывать о встретившемся в городе чудовище – "аттемобиле". Хорошо было поглазеть на конские ярмарки в Виммербю, карабкаться на крышу дома, прятаться в чём угодно, лезть в воду, не умеяплавать.»
В 1914 году Астрид пошла в школу. Она хорошо училась, а особенно давалась девочке-выдумщице литература. Одно из ее сочинений было даже опубликовано в газете ее родного городка. После этого Астрид стали поддразнивать, называя "Сельмой Лагерлеф из Виммербю". (Ты помнишь, Сельма Лагерлеф написала сказку о путешествии Нильса с дикими гусями). Если бы те, кто посмеивались над девочкой, знали, что их насмешки станут предсказаниями и что Астрид станет даже более популярной, что ее соотечественница Лагерлеф!  
В 24 года Астрид вышла замуж за Стуре Линдгрен и стала Астрид Линдгрен.
У них было 2 ребёнка: сын Ларс и дочь Карин. Вот тогда-то Астрид Линдгрен и поняла, что сочинять для детей — её призвание.
Карин
Кадр из фильма «Пеппи Длинный Чулок»
Именно благодаря дочери Карин в 1945 году появилась на свет книга «Пеппи Длинный Чулок». В 1941 году Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды Карин заказала историю про Пеппи Длинный Чулок — это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять истории о весёлой рыжеволосой девочке, которая не подчиняется никаким условиям. За свою долгую жизнь Астрид Лингрен написала более ста произведений, включая повести, рассказы, пьесы и поэтические сборники. Ее работы были переведены на десятки языков. По мотивам произведений снято более сорока фильмов. «Почему я пишу для детей? В моей груди, несмотря на годы, бьётся сердце семилетнего ребёнка.» Кто из мальчишек в детстве не мечтал быть Шерлоком Холмсом? Калле Блюмквист тоже очень хочет стать сыщиком – причем настоящим сыщиком, а не просто поиграть в него. В поисках приключений Калле с друзьями рыскают по всей округе и случайно становятся свидетелями преступления...
Калле Блюмквист играет (1946)Калле Блюмквист рискует (1951)Калле Блюмквист и Расмус (1953) Мио, мой Мио! (1954)
Эта повесть - настоящая сказка. С заколдованным замком, со злым рыцарем, с долгими поездками по лесам в поисках того, с кем надо сразиться.
Карлсон, который живёт на крыше (1955)Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел (1962)Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять (1968) В городе Стокгольме в лучшем в мире домике на крыше живетлучший в мире Карлсон. В этом совершенно уверен его друг Малыш. Убедитесь в этом сами, прочитав три повести знаменитойшведской писательницы Астрид Линдгрен. Карлсон, толстяк иобжора, всегда весел, полон выдумок и фантазий. Повесть о трёх ребятах – брате Йонасе и сёстрах Миа-Марии и трёхлетней Лотте.
Дети с улицы Бузотеров (1958) Лотта с улицы Бузотеров (1961) Бюллербю – совсем-совсем маленькое селение, где всего три усадьбы. И живут там всего шестеро детей: 2 сестры – Бритта и Анна, девочка Лиса (которая и ведёт рассказ) с братьями Лассе и Буссе, мальчик Улле. Множество глав рассказывают об этих детях, о дне рождения Лисы, о том, как дети ходят в школу, проводят летние каникулы, встречают Новый год, едут в гости, продают вишни. Они, начитавшись сказок, фантазируют, играют и в свою будущую жизнь. Все события излагаются от имени семилетней девочки Лисы, и её искренность и непосредственность часто вызывают улыбку! Мы все из Бюллербю (1947)Снова о детях из Бюллербю (1949)Весело живётся в Бюллербю (1951)


Подписи к слайдам:

900igr.net
Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй.
В восемь лет он потерял мать, при живом отце оказался в детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал, воровал… единственной радостью были книги, которые подросток читал запоем.
Работал на станции Базаиха Красноярской железной дороги. Участник Великой отечественной войны (в армии с октября 1942 года до октября 1945 года). Был рабочим в г. Чусовой (Урал), журналистом газеты "Чусовский рабочий".
Астафьев продолжал работать до последнего дня, из под его пера выходили новые «Затеси», военные рассказы. Они были опубликованы в 2000 году в книге под названием «Пролетный гусь», которая оказалась последней книгой писателя. В ноябре 2001 года В.П. Астафьева не стало…
Автор сценариев к художественным фильмам "Дважды рожденный", "Звездопад" и др. Лауреат премии «Триумф», Герой Социалистического труда.
Экспозиция.1. 2. Завязка. Развитие действия.1. 2. 3. Кульминация. Развязка.1. 2. Эпилог.
*
Экспозиция.1. Рассуждение об озерах и их названиях.2. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.Развитие действия.1. Страх и отчаяние Васютки.2. Решительные действия по своему спасению.3. Просвет в пути.Кульминация. Появление бота и возвращение героя. Развязка.1. Васютка дома.2. Путь к озеру и его освоение.Эпилог. Пятнышко на карте — «Васюткино озеро».
*
Вопросы:Какое событие лежит в основе сюжета рассказа? Какие чувства испытал мальчик после того, как он понял, что потерял затеси? За что ругает себя Васютка? Какое решение принимает Васютка?
*
«Васюткино озеро». Худ. С.Сюхин.1990
Обсуждению рассказа
Вопросы:Васютка бодрится, но... легко ли ему? Как передает писатель состояние мальчика, когда тот понял, что заблудился? И тут Васютка стал вспоминать... Что вспоминать? Что делает Васютка?О чем он тревожится?
*
Вопросы:Что пытается найти Васютка среди тайги?Куда решает идти Васютка? Почему? Почему Васютка так обрадовался, когда нашел утку, подстреленную вечером? Какие трудности стоят на пути домой у Васютки?
*
Вопросы:Почти пять дней шел Васютка по тайге один, без помощи. Каким вы себе представляете этого мальчика? А каким вы представляете себе автора?Почему стали это озеро называть Васюткино озеро? Только потому, что его нашел Васютка?
*


Подписи к слайдам:

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЁВ (1873-1950)
«Лето Господне» (1927—1948)
Роман русского писателя И. С. Шмелёва. Самое известное произведение автора. Издан в полном варианте в Париже в 1948 г. Состоит из трёх частей: «Праздники», «Радости», «Скорби».
«Лето Господне»
Полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, неизменных из века век. Роман стал энциклопедией жизни русского православного человека.
«Лето Господне»
"В ней, - говорил Шмелев о своей книге, - я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце".
Работа над романом заняла у писателя около 14 лет
Основа романа «Лето Господне» - устный рассказ И. С. Шмелева о русском Рождестве своему семилетнему крестнику в декабре 1927 г. в Севре.
«Мартовская капель»
Это не самостоятельное произведение, а маленькая капелька большой и интересной книги Шмелева “Лето Господне”.
«Мартовская капель»
«...кап... кап-кап... кап... кап-кап-кап... Засыпая, всё слышу я, как шуршит по железке за окошком, постукивает сонно, мягко - это весеннее, обещающее - кап-кап... Это не скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю: это весёлая мартовская капель. Она вызывает солнце. Теперь уж везде капель: Под сосенкой - кап-кап... Под ёлочкой - кап-кап...»
Выполни дома
Поэтический образ Родины в стихах и прозе.Творческая работа «Наша школа», «Наш класс».


Подписи к слайдам:

Край ты мой, родимый край!
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ — изображение … ?
Пейзажи в лирике
Приём «психологического параллелизма» - ?
Александр Блок
« На лугу»Весна идет сторонкой,Да где ж сама она?Чу, слышен голос звонкий,Не это ли весна?Нет, это звонко, тонкоВ ручье журчит волна...
И.А.БУНИН
«Сказка»
Константин Бальмонт « Снежинка»
Светло-пушистая,Снежинка белая,Какая чистая,Какая смелая!
Что объединяет и отличает стихи?
Жанр?Общие образы?Общие черты лирического героя?Различия и общие черты в изображении пейзажа?
Сергей Есенин
«Пороша»
МАСТЕРСТВО СЛОВА ПОЭТА
Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойПовязалася сосна.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Богатство пейзажной лирики» ( проверка д/з)
«Черёмуха»
Черемуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые,Что кудри, завила.
ИНВЕРСИЯ-?
Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.
А рядом, у проталинки,В траве, между корней,Бежит, струится маленькийСеребряный ручей.
Черемуха душистаяРазвесившись, стоит,А зелень золотистаяНа солнышке горит.
Ручей волной гремучеюВсе ветки обдаетИ вкрадчиво под кручеюЕй песенки поет.<1915>
ЧТЕНИЕ ДРУГИХ СТИХОТВОРЕНИЙ
Чем понравилось стихотворение?Что испытывает лирический герой?Как описан пейзаж?
НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ
Оттепель после метели.Только утихла пурга,Разом сугробы оселиИ потемнели снега.
Дм.Кедрин
Скинуло кафтан зеленый лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу рыжую одета, По лесам с метелкою прошлась, Чтоб вошла рачительной хозяйкой В снежные лесные терема Щеголиха в белой разлетайке –Русская румяная зима!
Николай Рубцов
В горнице моей светло.Это от ночной звезды.Матушка возьмет ведро,Молча принесет воды...
Что объединяет и отличает стихи?
Жанр?Общие образы?Общие черты лирического героя?Различия и общие черты в изображении пейзажа?
Выполни дома
СТР.133-136, худ.ср-ва, вопросы .


Подписи к слайдам:

Всё о Муми-троллях
Туве Янссон Туве Янссон финская писательница и художница, писавшая на шведском языке. Создание Муми-тролля Существует несколько легенд о том, как возник образ Муми-тролля, однако все они сходятся на том, что его графическое воплощение появилось, самое раннее, в 1930 г. Впервые изображение муми-тролля было опубликовано в карикатуре в финском журнале Garm в 1940 г. Первая книга из серии работ о муми-троллях вышла из печати в 1945 г. («Маленькие тролли и большое наводнение»), однако популярность завоевала её вторая повесть «Муми-тролль и комета» (1946 г.), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей, ставшей местом действия большинства последующих историй. Следующая книга — «Шляпа волшебника» (1949 г.) — дала толчок «муми-буму» во многих странах мира. Туве Янссон сама придумала муми-троллей и сама же их нарисовала Было написано 11 книг про семейство Муми-троллей В городке Наантали построен парк муми-троллей. Парк работает только летом, так как зимой муми-тролли спят В парке установлен памятник главному герою – Муми- троллю Муми-тролли так популярны, что люди делают игрушки этих милых существ Создаются комиксы, марки Существуют мультфильмы про муми-троллей Известная певица Бьорк написала песню про семейку муми-троллей А российская группа взяла название в их честь По всему миру читают книги Туве Янссон, в то числе и «Историю про последнего в мире дракона»


Подписи к слайдам:

1. Какова специальность Д.Дефо?2. Почему Д.Дефо не стал священником?3. За что Д.Дефо посадили в тюрьму и выставляли к позорному столбу? Почему это стало не позором, а триумфом Д.Дефо?4. Каким по счету был роман о Робинзоне Крузо в творчестве Д.Дефо? В каком году этот роман вышел?5. Как приняла публика этот роман Д.Дефо?6. Какие произведения теперь называют робинзонадами?7. О чем мы узнаем, читая роман Д.Дефо?
900igr.net
Мастерская отца
Харчевня
Парусник, XVII век
Пираты и их пленники
Захват судна пиратами

Галера, XVII век

Морской бой

Галера, XVII век






Сбор урожая
Чтение Библии
Календарь

Спасение


Остров Александра Селькирка

История Александра Селькирка
История Робинзона Крузо
1. Родился в 1711 году.
1. Родился в 1632 году.
2. Родился в Ларго (Шотландия).
2. Родился в Йорке (Англия).
3. После пленения пиратами сам стал пиратом.
3. После пленения пиратами был продан в рабство, бежал через несколько лет.
4.Отправился в плавание боцманом за золотом.
4. Отправился в плавание совладельцем судна за невольниками.
5. На остров попал по своей воле из-за вражды с капитаном корабля.
5. На остров попал после кораблекрушения.
6. Прожил на острове 4,5 года.
6. Прожил на острове 28 лет.
7. Был спасен случайно зашедшим кораблем.
7. Был спасен кораблем, захваченным пиратами (помог капитану вновь овладеть своим кораблем).
8. Через несколько лет вновь поступил на службу и погиб.
8. Стал богатым человеком, принял решение остаться жить в Англии.


Д/з: подготовить устные ответы на вопросы и задания учебника (стр. 121 – 123) № 2 – 4, 6 – 8, 10, 11, 13 – 15.На перспективу: прочитать и принести на урок текст баллады Ф.Шиллера «Ивиковы журавли» в переводах Н.А.Заболоцкого и В.А.Жуковского.



Подписи к слайдам:

Игра-соревнование по роману Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо» Даниэль Дэфо (1660-1731), английский писатель
Роман «Робинзон Крузо» написал Даниэль Дэфо, книга вышла из печати в 1719 году.Эпоха Просвещения вызвала к жизни нового героя – деятеля, соединяющего в себе практицизм и романтику
Представление команд 7А7Г7Д «Пропуск на остров» На какую уловку попался Робинзон Крузо, отправляясь на корабле в Лондон? Бесплатный проездСколько лет Робинзон Крузо пробыл в плену у мавританского султана? 2 годаЧем занимался Робинзон Крузо, попав в Бразилию? Плантацией сахарного тростника
Что должен будет сделать Ксури, чтобы капитан, купивший его у Робинзона Крузо, дал ему свободу? Принять христианство В какой момент Робинзон Крузо пожалел о том, что продал Ксури?Расширил плантации, нет рабочих рук Какую услугу оказали Робинзон Крузо и Ксури дикарям, живущим на острове?Убили дикого зверя
Необитаемый остров. Инструкция по применению
Домашнее задание: Определите период пребывания Робинзона на острове
11-й год
Первая ночь после крушения
1-й год
Вперед, географы! Домашнее задание: Найти в романе описание места нахождения острова Отчаяния. Постараться проследить путь корабля, на котором герой попал на остров. Остров Робинзона Крузо Описать географическое положение и климатические особенности острова Исследуем флору и фауну Описать флору и фауну острова, пользуясь текстом романа. Назови эпизод романа
Творческий конкурс Как в начале знакомства общаются «Робинзон Крузо» и «Пятница»? Представление иллюстраций к роману Подсчет выживших!


Подписи к слайдам:


МОУ «Янтиковская средняя общеобразовательная школа»Янтиковского района Чувашской Республики
Янтиково, 2010
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (в мундире кирасира). Г.Брукнер, 1752
Мюнхгаузен, Иероним Карл Фридрих фон
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен - 11 мая 1720 Боденвердер — 22 февраля 1797 там же) — немецкий барон, потомок древнего нижнесаксонского рода Мюнхгаузенов, ротмистр русской службы, историческое лицо и литературный персонаж. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории.
Иероним Карл Фридрих был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. Отец умер, когда мальчику было 4 года, и воспитывала его мать. В 1735 г. 15-летний Мюнхгаузен поступает пажом на службу к владетельному герцогу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому Фердинанду Альбрехту II. В 1737 г. в качестве пажа отъезжает в Россию к молодому герцогу Антону Ульриху, жениху, а затем мужу принцессы Анны Леопольдовны. В 1738 г. участвует с герцогом в турецкой кампании. В 1739 году поступает в чине корнета в Брауншвейгский кирасирский полк. В начале 1741 г. он получает чин поручика и командование лейб-кампанией. Несмотря на репутацию образцового офицера, Мюнхгаузен получил очередной чин (ротмистра) только в 1750 г., после многочисленных прошений. В 1744 г. он командует почетным караулом, встречавшим в Риге невесту цесаревича — принцессу Софию-Фридерику Ангальт-Цербстскую (будущую императрицу Екатерину II). В том же году женится на рижской дворянке Якобине фон Дунтен.
С 1752 г. до самой смерти Мюнхгаузен живет в Боденвердере, общаясь по преимуществу с соседями, которым рассказывает поразительные истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России. Такие рассказы обычно проходили в охотничьем павильоне, построенном Мюнхгаузеном и увешанном головами диких зверей и известном как «павильон лжи»; другим излюбленным местом для рассказов Мюнхгаузена был трактир гостиницы «Король Пруссии» в соседнем Геттингене. Один из слушателей Мюнхгаузена так описывал его рассказы: «Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал все выразительнее, крутил на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии».
Литературный образ Мюнхгаузена был неоднократно воплощен уже в конце XVIII и начале XIX века. Отчасти рассказы самого Карла Мюнхгаузена, а отчасти приписываемые ему баснословные приключения послужили к созданию цикла Мюнхгаузиад.
Рудольф Эрих Распе был человеком известным в научных и литературных кругах того времени, был профессором древней истории, археологом, библиотекарем королевской библиотеки в Ганновере, хранителем древних ценностей и коллекции монет у одного известного ландграфа.
В 1785 Рудольф Распе анонимно издает в Лондоне на английском языке «Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России», составленную на основе историй «Путеводителя», с добавлением множества других, в том числе, в угоду вкусам «нации мореплавателей», выдуманных Распе «морских» приключений. Известна также книга «Продолжение приключений Мюнхгаузена» Генриха Шнорра (1794—1800) (эта книга вызвала особую ярость Мюнхгаузена из-за массы реальных бытовых подробностей, касающихся его жизни). Еще одним известным вариантом книги о Мюнхгаузене стало сочинение Карла Леберехта Иммерманна (1839). Первый перевод (точнее вольный пересказ) книги о Мюнхгаузене на русский язык принадлежит перу Н. П. Осипова и вышел в 1791 г. под заглавием: «Не любо — не слушай, а лгать не мешай». В русскую массовую культуру образ Мюнхгаузена проник благодаря детскому пересказу, принадлежащему Корнею Чуковскому, который, очевидно для удобства русских детей, упростил фамилию в «Мюнхаузен».
Барон Мюнхаузен нанизывает сразу нескольких уток на приманку
Барон возвращается домой по воздуху
Барон замечает оленя с большим вишневым деревом между рогов
Барон смиряет необъезженную лошадь и, чтобы показать свое мастерство, гарцует на столе, не разбив ни одной чашки или блюда
Барон видит, почему его лошадь никак не может напиться
При осаде турецкого города барон решает попасть туда верхом на ядре; решив, что обратно он не выберется живым, он перепрыгивает на ядро, летящее навстречу, и возвращается в свой лагерь
Желая перепрыгнуть через болото, барон вынужден вытянуть себя (с лошадью) за волосы, чтобы не утонуть
На Цейлоне на барона нападает лев
Барон между львом и крокодилом
Барон, будучи между львом и крокодилом, отпрыгивает в сторону; прыгнув, лев застревает в пасти крокодила
Купаясь в Средиземном море, барона проглатывает большая рыба. Вскоре ее вылавливают и барон может вылезти
Барон встречает великана, способного поднимать ветер ноздрями
Корабль барона Мюнхгаузена проглатывает огромная рыба
Барон держит медведя за передние лапы, пока тот не умирает от голода
Рассказы Эриха Рудольфа Распе
Отрывок из «Приключений барона Мюнхгаузена»
Эпизоды картинки из мультфильмов


Подписи к слайдам:

«РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»
Алексей Иванович Фатьянов
Русский советский поэт, автор многих популярных в 1940—1970 годах песен.«СОЛОВЬИ»
ГЕРОИ ФАТЬЯНОВА
Его герои — простые парни и девушки, молодые, благородные и романтичные, крестьянского происхождения, пришедшие учиться и работать из деревни в город либо демобилизовавшиеся.
История создания песни
Соловьев-Седой работал в Москве над опереттой «Верный друг», дверь номера гостиницы распахнулась, и на пороге вырос Алексей Фатьянов. Поэт приехал с фронта, ему дали отпуск специально, чтобы он написал с Соловьевым-Седым две песни. Тексты песен готовы, их Фатьянов сложил под грохот канонады,— «Ничего не говорила» и «Соловьи».
История создания песни
Василий Павлович сел за пианино, музыка родилась быстро, а потом композитор и поэт позвали к себе соседей по гостинице и спели им новые песни. Одобрение было полным, а генерал из соседнего номера даже стал их «соавтором», предложив заменить в «Соловьях» одно слово: «Пусть солдаты (а не «ребята», как было сначала) немного поспят».
В чём идея стихотворения?
Пришла и к нам на фронт весна,Солдатам стало не до сна. Не потому, что пушки бьют, А потому, что вновь поют, Забыв, что здесь идут бои, Поют шальные соловьи. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят.
Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Вечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство А.Т.Твардовский
ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н. Н. Бурденко. Этот госпиталь посещал Александр Твардовский.
ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ
Случилось так, что мать показала Твардовскому извещение о смерти сына и рассказала историю, приключившуюся с ними. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев…
ИзвещениеВаш сын, красноармеец Бросалов Владимир Петрович, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1942 года. Похоронен на восточной окраине дер. Бершево Зубцовского района Калининской области
Боец был завален глиной, погребен заживо, но подошло подкрепление, а на него отправлена похоронка… Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога. - Да он шевелится! - закричал солдат. Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней. Потом он был тяжело ранен. Солдата из фронтового госпиталя переправили в Москву, а мать получила похоронку о его гибели подо Ржевом. Случилось так, что мать и сын оказались в одном городе. Врачи разыскали мать. Счастливая, она с похоронкой в руках пришла в госпиталь и после свидания с сыном случайно встретилась с Александром Трифоновичем
Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва И не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки.
Я убит и не знаю — Наш ли Ржев наконец? Удержались ли наши Там, на Среднем Дону?
Наши войска оставили Ржев 14 октября 1941 года, и лишь 3 марта 1943 года город был освобождён. Воин погиб летом 1942 года.
Кто рассказчик?
Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» ведётся от имени погибшего воина. Эту особенную форму автор счёл "наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле»"
Я вам жить завещаю — Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать — горделиво, Не клонясь головой. Ликовать — не хвастливо В час победы самой. И беречь ее свято, Братья, — счастье свое, — В память воина-брата, Что погиб за нее.
«РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ…»


Подписи к слайдам:

Автор: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категорииМОУ Новомансуркинской СОШ Похвистневского района Самарской областиФаткуллина Рузалия Музагитовна
1. Продемонстрировать восприятие войны А.Т.Твардовским, на примере стихотворения « Я убит подо Ржевом» показать, как все уровни текста помогают выразить чувства и переживания солдата на войне (композиция, лексика, выбор средств художественной выразительности и т.д.);2. Способствовать развитию мыслительных процессов учащихся;3. Способствовать воспитанию патриотических, гражданских чувств; воспитывать внимательное отношение к слову. Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство .. А.Т.Твардовский
Стихотворение написано на реальной основе. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н. Н. Бурденко. Этот госпиталь посещал Александр Твардовский. Случилось так, что мать Бросалова показала Твардовскому извещение о смерти сына и рассказала историю, приключившуюся с ними. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев ИзвещениеВаш сын, красноармеец Бросалов Владимир Петрович, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1942 года. Похоронен на восточной окраине дер. Бершево Зубцовского района Калининской области Ржев - важнейший железнодорожный узел, открывавший путь к Москве; за город шли ожесточенные бои. Полку, в котором служил Бросалов, было приказано любой ценой взять высоту. Приказ был выполнен ценой огромных потерь - от полка осталось полтора десятка бойцов. Не сумев выбить наших солдат с ходу, фашисты бросили на подмогу "юнкерсы". Перед очередным заходом пикировщиков Бросалов приметил бревенчатый накат с толстым слоем земли и бросился туда. Но в это мгновение внезапный разрыв оборвал сознание..
Боец был завален глиной, погребен заживо, но подошло подкрепление, а на него отправлена похоронка… Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога. - Да он шевелится! - закричал солдат. Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней. Потом он был тяжело ранен. Солдата из фронтового госпиталя переправили в Москву, а мать получила похоронку о его гибели подо Ржевом. Случилось так, что мать и сын оказались в одном городе. Врачи разыскали мать. Счастливая, она с похоронкой в руках пришла в госпиталь и после свидания с сыном случайно встретилась с Александром Трифоновичем Ржевская битва 1941-1943 гг. Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками. На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят - немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции. Я убит подо РжевомЯ убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва И не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки
Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» ведётся от имени погибшего воина. Эту особенную форму автор счёл "наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле»" (Твардовский А. Статьи и заметки о литературе. С. 208). Герой произведения близок автору своей остротой восприятия событий, преданностью Родине, верой в победу.
Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облаком пыли Ходит рожь на холме. Я — где крик петушиный На заре по росе; Я — где ваши машины Воздух рвут на шоссе. Где — травинку к травинке — Речка травы прядет, Там, куда на поминки Даже мать не придет.
Анафора усиливает эмоциональность строфы. Выразительны строки "...с облачком пыли // Ходит рожь на холме..." Здесь и богатство звучания, и оригинальность метафоры – "ходит рожь". Необычна рифмовка первой и третьей строк: слепые – пыли. Хотя рифмуются слова с нетождественными звуками, но они близки по звучанию: слепые – пыли.Герой стихотворения с горечью поведал, что прах убитых разбросан по полям, дорогам, местам проживания людей:Я – где крик петушиныйНа заре по росе;Я – где ваши машиныВоздух рвут на шоссе... Удачно сравнение "Фронт горел... как на теле рубец". Оно-то говорит, что герою стихотворения знакома всегда напоминающая о себе боль от неокрепшего ещё рубца. По всей вероятности, он был ранен и вновь вернулся в строй. Считанные слова дают представление о тяжёлых боях под Ржевом: "Фронт горел, не стихая...". Наши войска оставили Ржев 14 октября 1941 года, и лишь 3 марта 1943 года город был освобождён. Воин погиб летом 1942 года.
Я убит и не знаю — Наш ли Ржев наконец? Удержались ли наши Там, на Среднем Дону? Ушедший из жизни боец хорошо понимает значение исхода сражения на Дону. Он находит весомые слова, чтобы выразить свою мысль: "месяц был страшен"; "было всё на кону". Неужели до осени Был за н и м уже Дон И хотя бы колесами К Волге вырвался о н?
Невыносимо даже предположение, что к Волге вырвался враг. Поверить в это мучительно трудно: Нет, неправда. ЗадачиТой не выиграл враг!Нет же, нет! А иначеДаже мёртвому – как? Волнение передано незавершёнными предложениями и трижды повторенным словом нет. И оно звучит как заклинание, как мольба к находящимся в строю бойцам стоять до последнего:Вы должны были, братья,Устоять, как стена... Я вам жить завещаю — Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать — горделиво, Не клонясь головой. Ликовать — не хвастливо В час победы самой. И беречь ее свято, Братья, — счастье свое, — В память воина-брата, Что погиб за нее. Беречь Родину – лучшая память о павших в боях: ...Беречь её свято,Братья, счастье своё –В память воина-брата,Что погиб за неё.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Подписи к слайдам:

МИР НАШИХ БРАТЬЕВ МЕНЬШИХ
Родился в1895 году в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии, жил в семье деда.
С отличием закончив четырехклассное училище , Есенин продолжил обучение в учительской школе, стал "учителем школы грамоты".
Летом 1912 переехал в Москву, служил в мясной лавке у отца.После конфликта с ним ушел , работал в книгоиздательстве, затем в типографии.
С детства слагал стихи Есенин Печатается с 1914 г.Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком.
В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, санитар ( военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны). На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован ,происходит его встреча с царской семьей.
Первый сборник стихов Есенина -"Радуница" (1916) -восторженно приветствуется критикой: свежая струя, юная непосредственность и природный вкус автора.
нежность и сострадание«понимает» «души» животных , их «переживания».
История о собаке, потерявшей своих щенят. Стихотворение датировано автором в 1915 г., а опубликовано лишь в 1919-м.Чтение и обсуждение.
В отдаленном сарае нашлаКем-то брошенный рваный халат,Терпеливо к утру родилаДорогих непонятных щенят.Стало счастливо, тихо теперьНа лохмотьях за старой стеной,И была приотворена дверьВ молчаливый рассветный покой.От востока в парче из светилПроходили ночные цари.Кто-то справа на небе чертилБледно-желтые знаки зари.1913
Сравните первые две строфы стихотворений Г. Анфилова и С. Есенина. В чем сходство и различия?Какова интонация первых двух строф?Прочитайте третью строфу. Какие слова второй строфы повторяются и как меняется их интонация?
Никто до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.Душевную тонкость в этом есенинском шедевре высоко ценил выдающийся актер Василий Иванович Качалов.
Почему стихотворение С. Есенина называется «Песнь о собаке», а не«Собака», как стихотворение Г. Анфилова?
Песнь - 1. Эпическое произведение на историческую или героическую тему, например «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина. 2. Название главы (части) поэмы па историческую или мифологическую тему, например , «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
"Я поэт. Этим и интересен".
Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Грабь.Гроб.Груб.-Ветром опита,льдом обутаулица скользила.Лошадь на крупГрохнулась…
«Гр» придает стиху выразительность, эта аллитерация напоминает хруст снега под лошадиным копытом. Падение лошади очень сильное и больное, что передается с помощью слова «грохнулась», вызывает у толпы сначала возглас: «Упала лошадь!» — а потом звенящий и звякающий смех…Смеется весь Кузнецкий. Не переживает за лошадь никто, кроме героя… ПОЧЕМУ?
Лошади больно оттого, что над ней смеются, и не поднимается она именно от этого унижения. «Звериная тоска» лошади передается и герою. Он чувствует ее боль и пытается утешить.
Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.
Желание пересилить тоску и справиться с ситуацией возобладало и у лошади. Ведь результатом дружеской поддержки становится то, что она поднимается и идет.
История лошади - это предлог рассказать о том, как необходимы сердечность, чуткость, отзывчивость в жизни. Если уж животное нуждается в этом, то человек - тем более.
Выучить наизусть стихотворение «Песнь о собаке».Письменный ответ « О чём хотел сказать В. Маяковский в своём стихотворении?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»  И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК

Сегодня необычайно актуальна проблема грамотного использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе. При их использовании в системе школьного образования главным оказывается требование н...

Статья "Использование электронной доски Miro на уроках литературы"

В данной статье приводится вариант (один из многочисленных) использования электронной доски miro на уроках литературы....