"Дом построить. Это трудно?" По повести М.Л.Халфиной "Мачеха"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Астраханцева Екатерина Алексеевна

В 2013 г. исполняется 105 лет со дня рождения замечательного человека, писателя, педагога М.Л.Халфиной. Но как же современны ее произведения сегодня! Как актуальны они сейчас, когда нам так не хватает в жизни доброты, сочувствия, понимания. Ее мысли о внимании к ближним, теплоте в отношениях между людьми, взаимопомощи  доходят до самого сердца."Спешите делать добро!" Этот девиз любила М.Л.Халфина. Он всегда был ее жизненной программой, его светом согреты души героев повести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astrahanzeva-ppt.rar208.66 КБ

Подписи к слайдам:

Халфина Мария Леонтьевна(1908-2008)
«Я всегда преклонялась перед колдовской способностью писателя волновать, будоражить сознание человека, заставлять его думать. Но мне никогда не приходило в голову , что мой рассказ, мое слово, обращенное к читателю, может заставить его плакать, переоценивать свои поступки, понять что-то, что раньше не доходило до его сознания»
Произведения М.Л. Халфиной
1958 – «Татуня»1962 – «Мои соседи», «Два слепых сердца»1963 – «Зайка», «Собрание считать продолженным»1964 – «Милочка»1965 – «Безотцовщина»1966 – «Мачеха», «Простая повесть»1967 – «Баба Груня»1968 – «Одиночество», «Сон без сновидений», «Игорь», «Враг умный и беспощадный», «Безжалостное сердце»1971 – «Виктория», «Ульяна Михайловна»1974 – «Расплата»
Миссия мужчины:
Строить Заботиться Уважать Добывать
5
8
Миссия женщины:
Хранить Рожать Воспитывать Создавать
9
Шура - замечательная хозяйка
Новая квартира
Здоровые, ухоженные дети
Заботливая бабушкаАнфиса Васильевна
Благополучиесемьи
Передовик производства
Ответственный,внимательныйчеловек
Комфорт и уют
Любовь и понимание
Павел – любящий муж и Заботливый отец
3
13
4
Письмо
«…Может быть, ты, Павел Егорович, посчитаешь, что мое дело сторона, но я все же должен тебя известить, что Наташа неделю назад скоропостижно умерла и осталась после нее дочь Светлана, семи лет. Когда мы приехали на место, Наташа моей жене призналась, что в тягости уже на пятом месяце. Здесь у нас Светка и родилась: фамилия у нее Наташина, а отчество Павловна. Обличьем вылитый твой портрет, и не только обличьем, но, более того, характером: такая же серьезная и башковитая; училась нынче в первом классе на одни пятерки… Я бы Светку взял, да не надеюсь на здоровье да и своих ребят навалом. А в детский дом отдать при живом отце руки не поднимаются. Да и перед Наташей грех. Так что решай, Павел Егорович, как тебе совесть подскажет. Ответ будем ждать две недели: коли не ответишь, придется решать судьбу дочери твоей чужим людям.»
Шура - замечательная хозяйка
Новая квартира
Здоровые, ухоженные дети
Заботливая бабушкаАнфиса Васильевна
Благополучиесемьи
Передовик производства
Ответственный,внимательныйчеловек
Комфорт и уют
Любовь и понимание
Павел – любящий муж и Заботливый отец
Главные выводы отца:
Моей дочери не мачеха нужна, а мать… У законных моих детей все имеется: и отец, и мать, и бабушка, и дом родной! А у той никого. Я один. Дочь свою я к вам не привезу… Поскольку жена дочери моей матерью стать не может, приходится мне другой выход искать. Приходится со своей бедой в люди идти. Дочку я к сестре, к Варе, увезу… Из совхоза я увольняюсь. Буду в Барин колхоз переводится, чтобы около дочери быть: квартиру получу – приеду за Александрой…
3
Шура меняет свое решение:

«Сама я с ним за Светкойпоеду!»
«Никуда тыне поедешь,потому что я ее все равноне приму!»
4
Светлана
1) «Светка прижимала к животу старую, потрепанную сумочку. Не поднимая опущенных глаз, она молча подала руку…»2) «Небольшая комнатка, не то чтобы грязная, а какая-то запущенная, серая. И все в ней было серое, даже шторка на окне не белая, а какого-то серенького ситчика. И наволочки на плоских подушках, и старенькое одеяло на железной кровати»3) «У Светки не оказалось никаких игрушек»4) «Наталья Светку любила, но растила строго и очень уж была неласкова»5) «Жили бедно…От людей отгораживались»6) «К работе приучала без всякой жалости»
Сирота. Приблуда!Поганка черномазая!Немтырьтолстогубый!
Положительные качества Светланы
Трудолюбие Старательность Упорство Тактичность Сумела сохранить память о маме Вежливость
Мир в доме – забота женщины
Шура старается найти общий язык со Светланой Организует совместные дела Помогает Павлу стать отцом для Светы
5

Жалость к Юрке («…смуглое, большеротое, скуластое ее лицо было искривлено жалкой, плаксивой гримасой»)Успехи в школе («К учению ребенок способный, сноровка во всяком деле, как у большой. И не сгрубит никогда, не своевольничает»)«Первый раз … взглянула Шуре в лицо»«Впервые Светка плакала, как плачут в горе все восьмилетние девчонки…»Помогает купать Аленку, играет с ней«За последнее время лексикон ее обогатился»«Это мой папа!»«Ты моя, моя доченька…» (Сцена бурана)
«Потихоньку все налаживается»
Личностный рост героев
Сирота Шурка, Шурена, Шура дочь Александра Николаевна
Александра – «победительница»
Сохранила семью Создала условия для Светы Боится не сплетен, а людского суда Научила Павла быть отцом для Светы Сумела стать для Светы мамой
СчастьеЛюбовьПонимание
Благополучие семьи
5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник строительных профессий "Что нам стоит дом построить"

 Праздник является  заключительным мероприятием недели профессий и проводится  в актовом зале для всего коллектива учащихся....

Классный час: “Дом, который построим МЫ”. (6 класс)

Цель: создание атмосферы теплоты и доверия, радостных ожиданий. Задачи: -способствовать сплочение классных коллективов, -определить ценностные ориентации коллектива, -помочь осмыслить значимость л...

"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).

Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...

Как построить свой дом??? (По повести А.Лиханова «Высшая мера»)

Цель урока: создать условия для формирования ключевых компетенций школьников посредством технологии развития критического мышления через чтение  и письмо.Задачи: 1) осмыслить идейное содержание п...

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...