Занятие интегрированного элективного курса "Словом, цветом, звуком..." ("Обед довольно прихотливый" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")
элективный курс по литературе (9 класс) по теме

Подрезова Ирина Ивановна

Занятие интегрированного элективного курса посвящено анализу "кулинарных" глав романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока в рамках элективного курса

 «Словом, цветом, звуком…»

Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 36

9 класс

Тема урока: «Обед довольно прихотливый…» (кулинария «онегинской» эпохи)

                                                                                        …Обед довольно прихотливый,

                                                                                         Бутылка светлого вина,

                                                                                         Уединенье, тишина:

                                                                                          Вот жизнь…

                                                                                                            А.С.Пушкин  

Цели урока:

  1. развивать навыки сопоставительного анализа текстовых фрагментов, стимулировать исследовательскую деятельность учащихся;
  2. повышать общий интеллектуальный уровень развития учащихся, пробуждать интерес к чтению художественной литературы;
  3. формировать коммуникативную компетентность учащихся, расширять их словарный запас;
  4. развивать творческие способности школьников.

Оборудование: роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», карточки с названиями блюд, сборники рецептов русской, английской, французской кухни, презентация к уроку «Обед довольно прихотливый …».

Словарная работа: кулинария (от латинского culina – кухня, искусство приготовления пищи).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

        Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» даёт возможность ярко, зримо представить культуру, быт России XIX века. Поражает удивительная осведомлённость автора в вопросах современной ему кухни: в названиях блюд, в деталях их приготовления, кулинарной лексике.

А.С.Пушкин очень точно использует кулинарный антураж для создания правдивой и полной картины российского дворянства.

        Сегодня на занятии мы проанализируем несколько специальных «кулинарных» отступлений в романе и убедимся в том, что для Пушкина кулинария это один из компонентов жизни.

                                  …Обед довольно прихотливый,

                                       Бутылка светлого вина,

                                       Уединенье, тишина:

                                       Вот жизнь… - пишет Пушкин в романе «Евгений Онегин».

        Обратимся к конкретным эпизодам романа и рассмотрим, как Пушкин, знаток кулинарного дела, точно изображает кулинарные пристрастия своих героев.

2. Работа с карточками

        Итак, на несколько минут окунёмся в блистательный XIX век и посетим знаменитый петербургский ресторан «Talon». А.С.Пушкин подробно описывает в романе меню ресторана «Talon».

        -Ребята, вспомните, какие блюда входили в состав меню? Вам предлагаются карточки с названиями блюд. Расположите их в таком порядке:

  1. холодные блюда (закуски)
  2. горячие блюда
  3. десерт
  4. напитки

Ваша задача будет осложнена тем, что среди этих ресторанных блюд будут кушания и напитки, подаваемые в семействе Лариных.  

       карточки:

  1. шампанское «Вино кометы»
  2. шипучее вино «Цимлянское»
  3. трюфли
  4. жаркое
  5. бланманже
  6. страсбургский пирог
  7. бифштекс
  8. ростбиф
  9. лимбургский сыр
  10. ананас
  11. брусничная вода
  12. кофе
  13. котлеты на косточке
  14. чай с ромом

Проверим составленные вами меню. Для этого обратимся к необходимым эпизодам романа «Евгений Онегин».

Откройте, пожалуйста, первую главу романа (XVI – XVII часть, XXXVII часть).

…и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток,

               Пред ним roast-beef окровавленный,

     И трюфли, роскошь юных лет,

         Французской кухни лучший цвет,

      И Страсбурга пирог нетленный

           Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

Ещё бокалов жажда просит

    Залить горячий жир котлет

…не всегда же мог

            Beef-steaks и страсбургский пирог

            Шампанской обливать бутылкой…

… Потом за трубкой раскалённой,

Как мусульман в своём раю,

   С восточной гущей кофе пью.

(Правильный ответ: холодные блюда: лимбургский сыр, ростбиф, страсбургский пирог; горячие блюда: трюфли (тушёные грибы), котлеты, бифштекс; десерт: ананас; напитки: кофе, шампанское «Вино кометы»).

А теперь вопросы знатокам кулинарного искусства.

        -Почему ростбиф назван окровавленным, а страсбургский пирог нетленным? (Звучат различные предположения)

Послушаем сообщения ребят, которые познакомят вас с рецептами приготовления этих необычных блюд.

3. Сообщения учеников

Сообщение № 1(приготовление ростбифа)

        Ростбиф – это холодное английское блюдо, бычья вырезка, зажаренная в печи или на вертеле таким образом, чтобы её внутренняя часть осталась полусырой, «окровавленной», кроваво-розовой. Подавалось на блюде, гарнированное цельным картофелем, изжаренным во фритюре, с цветной и брюссельскою капустою, зелёным горошком, луком-шарлот, каштанами, морковью.

Сообщение № 2 (приготовление страсбургского пирога)

        Пирог мог подаваться и холодным, и горячим. Это блюдо было популярно благодаря одному незаменимому качеству: правильно приготовленный пирог не портился более недели. Именно поэтому А.С.Пушкин награждает его эпитетом «нетленный».

        Страсбургский пирог представлял собой запеченный в слоёном тесте паштет, приготовленный из телячьей печени, или из гусиных печёнок. В фарш могли положить свежий шпик, трюфеля, мускатный орех, омлет, французскую булку. Сверху тесто обсыпали тёртым пармезаном или швейцарским сыром.

        Рассмотрим оставшиеся карточки. (Информация из презентации).

4. Работа с текстом

        -В какой из глав романа вы встречали описание этих блюд? (В пятой главе, эпизод «Именины Татьяны»).

…Но целью взоров и суждений

В то время жирный был пирог

(К несчастию, пересолённый);

Да вот в бутылке засмолённой,

Между жарким и бланманже,

Цимлянское несут уже…

…     Оставя чашку чая с ромом

…На столик ставят вощаной

          Кувшин с брусничною водой.

        Конечно, вы почувствовали лёгкую иронию автора. Она видна в этих комментариях: (пирог «жирный», «пересоленный»; брусничная вода, которая может «наделать вреда»).  Сравним два фрагмента, а именно блюда в ресторане и на именинах Татьяны.

Составление таблицы

Ресторан «Talon»

Именины Татьяны

«нетленный страсбургский пирог»

«жирный пересолённый пирог»

«окровавленный ростбиф»

«жаркое»

«золотой ананас»

«бланманже»

шампанское «Вино кометы»

донское шипучее вино «Цимлянское»

        Казалось бы, на именинах всё, как в ресторане: пирог, горячее мясное блюдо,  десерт, напитки, но как будто в кривом, ироничном отображении.

        -Как вы думаете, к чему или к кому относится эта ирония? (Праздничный стол семейства Лариных автор показывает глазами недовольного Евгения Онегина, знатока изысканных блюд. Ирония автора, конечно, направлена на гостей). Как мог чувствовать себя Онегин, попав «на пир огромный»? Ленский уверял Онегина, что будет тёплое семейное торжество, а тут собрались все соседи, «…никто не слушает, кричат, смеются, спорят и пищат», «довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом…». Подобные развлечения надоели Онегину ещё в Петербурге, увидеть ещё раз грубое отражение «праздничного обеда» он не в силах.

        Таким образом, автор романа с помощью кулинарного фона показывает психологическое состояние Онегина на «весёлом празднике именин» Татьяны, когда нарастающее раздражение Евгения выливается в будущую трагедию.

        Здесь, в пятой главе, А.С.Пушкин первый и единственный раз на протяжении всего романа употребляет глагол «кушать».

        - Подберите  возможные синонимы к этому слову. Почему именно его употребляет автор в данном контексте?

Кушать – есть, питаться, принимать пищу, лакомиться, подкрепиться, жевать.

        Во времена Пушкина  «кушать» было лакейское слово, его произносили слуги, приглашая к столу: «Кушать подано». Употребляя именно это слово, автор вновь иронично описывает собравшееся провинциальное общество, называя его «жужжащей толпой».

        Обратим внимание, что ирония автора направлена прежде всего на определённых персонажей, а не на традиции русской кухни. В «деревенских» главах романа поэт не раз с симпатией вспоминает  о «русских блинах», «душистом чае», «квасе».

                                                  …Они хранили в жизни мирной

                                                      Привычки милой старины;

                                                      У них на масленице жирной

                                                       Водились русские блины…- читаем во второй главе, посвящённой жизни семейства Лариных.

        Русские блины – блюдо традиционной русской кухни. Существовало предание, что чем больше их будет съедено во время масленицы, тем более урожайным будет год.

5. Ролевая игра.

        Сегодня, соблюдая традиции русской кухни, мы проведём чаепитие с русскими блинами (совсем как в семье Лариных). Помните, как писал об этой семье Пушкин: «Простая, русская семья, к гостям усердие большое…». Девочки приготовили блины по старинным рецептам XIX века. Представим, что Татьяна Ларина приглашает нас к столу отведать угощение. (Девочка в длинном платье приглашает всех к столу, рассказывает о том, как выпекали блины, каких правил придерживались).

        Выпекали блины, придерживаясь определённых правил и традиций. Поднявшееся тесто лили на маленькие раскалённые сковородки, которые, принимаясь печь блины, никогда не мыли водою, а протирали крупной солью. Соль насыпали на горячие сковородки и поливали небольшим количеством жира.

        Чай пили из самовара. Заваривали китайский чай из такого расчёта: чайная ложечка на 4 человека. Давали самовару закипеть, закрывали крышкой, ждали, пока вода перестанет кипеть, только тогда заваривали. Пили чай с сырыми сливками, молоком, лимоном, фруктовым сахаром, клюквенным морсом, с вином, с ромом.

Рецепты приготовления блинов

Блины гурьевские

Около 5 стаканов пшеничной муки растереть с 8 желтками и 200 г. сливочного масла. Непрерывно размешивая лопаткой, развести простоквашей (около 0,8 литра) до надлежащей густоты. Вымесить тесто, добавить 8 взбитых в крепкую пену белков, осторожно перемешать и испечь тонкие блины.

Блины славянские

4 стакана муки соединить с 1 стаканом сметаны, посолить по вкусу, размешать, вбить постепенно 10 желтков, затем добавить 10 взбитых в пену белков, осторожно перемешать. Печь блины на раскалённой, смазанной маслом сковороде. Готовые блины подать с вареньем или желе.

Блины яблочные

5 кислых яблок испечь и протереть сквозь сито. Поставить опару из 2,5 стаканов пшеничной муки, 30г. дрожжей и небольшого количества тёплого молока. Когда тесто поднимется, положить протёртые яблоки, 100г. растопленного сливочного масла, размешать, добавить 2,5 стакана пшеничной муки, 4 яйца, цедру с половины лимона, развести сливками до нужной густоты и испечь блины.

6. Заключительное слово учителя

        Кулинарные истины познаются на вкус, а литературные  - в процессе чтения. Проведя небольшое «кулинарное исследование», вы увидели, что по всему произведению рассеяны точные сведения о различных блюдах и напитках. Обычный приём пищи под пером А.С.Пушкина обретает звучание важной художественной детали, расширяющей представление читателя о характерах и вкусах героях. Чувствуется, что поэт разбирается в кулинарии как настоящий знаток. Вероятно, он упоминает свои любимые или традиционные блюда «онегинской эпохи». Предлагаю продолжить дальше «кулинарное исследование» и дома составить сборник рецептов «Любимые блюда А.С.Пушкина и Е.Онегина».

Литература

  1. Долинина Н.Г. Почитаем «Онегина» вместе; Печорин и наше время. - Мн.: ООО «Попурри», 1996. – С. 92-98.
  2. Итоговые работы по литературе, 5-11 класс/ - М.: Аквариум, 1997. – С. 111-135.
  3. Тинькова Г.Н. По рецептам бабушек. Блюда старинной кухни. – М.: «Московская правда», 1990.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по литературе "Словом, цветом, звуком..."

Интегрированный элективный курс "Словом, цветом, звуком..." построен на основе культурологического анализа романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". В.Г.Белинский назвал роман "Евгений Онегин"  "энцик...

Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть)....

Интегрированный урок химии и биологии "Обед под микроскопом. Минеральные вещества"

Урок с применением презентации. Комбинированный. Используются элементы самостоятельной, исследовательской работы, проблемного обучения. На уроке даётся физиологическое обоснование правил гигиены питан...

9 класс. А.С.Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин". 1 урок. Презентация.

  Презентация служит иллюстративным материалом к первому уроку по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...

Роман в стихах "Евгений Онегин"

Материалы к урокам по роману "Евгений Онегин"...

Урок литературы в 9 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой "Им овладело беспокойство" ( по роману А. Пушкина "Евгений Онегин")

Урок-анализ  причин, под влиянием которых изменился Евгений Онегин -герой романа А.Пушкина "Евгений Онегин"....

Интегрированное занятие по теме «Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах» в рамках интегрированного элективного курса: «Математика. Искусство. Графика».

Интегрированное занятие по теме«Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах»в рамках интегрированного элективного курса:«Математика. Искусство. Графика»....