Пояснительная записка к тематическому планированию по литературе для 6 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Погребицкая Екатерина Михайловна

Пояснительная записка составлена для курса литературы в 6 классе по программе "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа по литературе соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

   Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» и составляет вместе с ней описание непрерывного курса «Чтение и литература». В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую  приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов.  Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

   Цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познавания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

   Компетентность читателя предполагает:

  1. Способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры
  2. Готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст
  3. Овладение системой знаний, умений и навыков по предмету
  4. Освоение через предмет литературы представлений о мире

   В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.  Цель литературного образования определяет его задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению.
  2. Обеспечивать общее    литературное развитие школьников.
  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний.
  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства
  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия художественного текста.
  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности.
  7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать умения и навыки работы с текстом).
  8. Развивать чувство языка.

   В программе для 6 класса выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет избежать перегрузок учащихся, при этом учитывается значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается,  что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, а произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте.

   Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения учащихся. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения.  Кроме этого, для самостоятельного домашнего чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. Тексты, выносимые для домашнего чтения, необязательны для прочтения каждым учащимся, но возможно организовать их обсуждение на уроках.

   Содержание программы определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными  стандартами по литературе.  В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

  1. Соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования
  2. Эмоциональная ценность произведения
  3. Опора на читательский опыт учащихся
  4. Национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению
  5. Способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся
  6. Психологические и интеллектуальные возможности

6 класс – очередной этап литературного образования школьников,  характеризующийся:

  1. Постепенным переходом от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства
  2. Обеспечением непрерывности системы литературного образования в начальной и средней школе
  3. Чтением учащимися приключенческой, фантастической, детективной, мистической, исторической литературы
  4. Увлечением  учащимися  произведениями  о своих сверстниках, животных, природе
  5. Получением представлений о литературных родах и жанрах.

Основные учебные цели:

  1. Формирование личностного отношения к  прочитанному.
  2. Осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

В программе тексты русских писателей «соседствуют» с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявит общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в  содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения.  Снятие идеологических оценочных клише, представление различных позиций – такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение – проблемным.

 В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», в котором обозначено основное содержание работы по развитию речи. Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100», что находит свое отражение через межпредметные связи:

предметы

задачи

виды работ (направления)

Русский язык

  1. овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал
  1. Переложение авторского текста.
  2. Читательская интерпретация художественного текста.
  3. Устные развернутые высказывания.
  4. Сочинения на литературную и морально-этическую тему.
  5. Письменные творческие работы в разных жанрах.

Литературы

  1. обучение восприятию чужого высказывания,
  2. переложение авторского текста
  3. составление собственного высказывания в устной и письменной форме

Риторика

  1. обучение эффективному и результативному общению
  2. освоение речевых жанров

В соответствии с «Требованиями к уровню  подготовки выпускников»  программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

  1. видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения
  2. определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения
  3. воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности
  4. воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики
  5. давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия

– воспринимать и характеризовать произведение как художест- венное целое, с учетом его специфики;
– давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
– понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8–11-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.);
– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
Предлагаемая программа может быть использована как в общеобразовательных школах, так и в профильных школах, школах с углубленным изучением литературы. Программа позволяет реализовать идею профильного обучения: для старшей школы предложены курсы общеобразовательного (для непрофильных классов – 2 ч в неделю) и углубленного уровня (для гуманитарного профиля – 3–5 ч в неделю).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и тематическое планирование по музыке для 3 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Пояснительная записка и тематическое планирование по музыке для 3 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5–9 КЛАССОВ

Обучение английскому языку по курсу «Enjoy English» в основной школе обеспечивает преемственность с начальной школой, развитие и совершенствование сформированной к этому времени коммуникативной компет...

Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии 2 класс 1

Пояснительная запискак тематическому планированию по технологии2 класс1.Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направле...

Адаптированная рабочая программа по музыке. 6 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа  разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Сб. 1 -М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС...