Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"
методическая разработка по литературе по теме

Боровко Светлана Михайловна

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Боровко Светлана Михайловна

МБОУ СОШ № 50

350031 г. Краснодар, пос. Берёзовый, ул. Целиноградская 1.

Учитель

русского языка и литературы

18 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики».

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

В современной школе существует противоречие между определяющим значением деятельности в развитии личности и преобладанием в массовой школе репродуктивных методов обучения.

Возникает необходимость перехода к межпредметной интеграции и внедрению мультимедийных технологий и проектных методик в общую систему преподавания предметов.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы.

Разнообразные филологические проекты организуют воспитывающее внеурочное пространство, способствующее включению ученика в долговременную проектную деятельность. Создание интегративной среды «Литература – Русский язык – МХК – История - ИКТ» влияет на формирование методологического аппарата познавательной и практической деятельности, являющегося основой становления мировоззрения личности. Целесообразно организованная деятельность по подготовке и проведению научно-практических конференций, организации творческих мастерских, опыт творческой, поисковой деятельности способствует созданию условий для формирования общекультурной, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.

3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

В основе концепции лежит ориентация на личностно-смысловое отношение учащихся к учению, на развитие интеллектуальной, рефлексивной и коммуникативной культуры, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации. Становление субъективной позиции ребенка с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения – основа содержания воспитательного процесса. Развитие личности в деятельности обуславливается не только характером деятельности, но и отношением личности к ней. В процессе проектной деятельности учащиеся самостоятельно анализируют, синтезируют, преобразовывают информацию; учатся оформлять, защищать, оценивать собственный проект и проекты одноклассников.

Приоритетными становятся компоненты, связанные с опытом поисковой, творческой деятельности, с приобретением методологической системы знаний.

Реализация интеграционных и мультимедийных образовательных технологий при создании проектов дает возможность продемонстрировать результаты научно-практической, творческой деятельности учителя и учащихся.

Форма публичного выступления во время презентации может служить средством формирования коммуникативной компетентности учащихся, а также диагностикой их личностного роста и развития.

4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Владение учителем современными образовательными технологиями:

Умение анализировать и проводить мониторинг развития каждого ученика.

Реализация данной методики возможна учителями литературы, истории, МХК.

5.Результат изменений

Внешние результаты: учащиеся  являются победителями и призерами всероссийских и международных предметных конкурсов. Выпускники стабильно имеют высокий процент качества знаний по литературе.

Критерием внутренней результативности опыта является высокая степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации учащихся. Развитие абстрактного мышления, активизация познавательной деятельности.

6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

III. Описание инновационного опыта учителя        

Современность характеризуется все большим внедрением компьютерных технологий в нашу жизнь. Для школьника стало нормой общение, получение информации через интернет. Стало привычным использование различного рода медиапродуктов. Ребенок легче воспринимает материал, полученный привычным для него способом. В этой связи навязывание ребенку устаревших форм и методов преподавания приводит к естественной реакции – сопротивлению.

Одним из вариантов решения сложившейся проблемы может стать использование компьютера на уроках литературы, которое многие учителя рассматривают скептически.

Однако опыт нескольких лет работы в данном направлении показал желание учеников систематически работать с компьютером, который интересен не только как предмет изучения, но и как средство обучения на уроках, способствующее улучшению качества образования.

Представляемый опыт дает учителю возможность осуществить личностно-ориентированное преподавание предмета, учитывая индивидуальные склонности и возможности учащихся. Представляется оптимальным организовать изучение предмета как чередование традиционной методики преподавания и самостоятельной работы учащихся, осуществляемой посредством метода моделирования и проектирования:

        Таким образом, в процессе работы по данному направлению решаются важные задачи современного образования:

Результатом работы ребенка является защита проекта – представление изученного литературного материала в виде компьютерных презентаций.

Система оценки включает в себя оценивание с трех позиций:

  1. Самооценка
  2. Оценка учащихся
  3. Рецензия преподавателя.

          Организованная подобным образом деятельность учащихся имеет ряд преимуществ перед традиционными методиками:

  1. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.
  2. Моделирование и визуализация изучаемого материала.

Часто встречающиеся в учебной практике доклады и сообщения учеников даже при хорошей подготовке, как правило, имеют малую эффективность в силу того, что материал, воспринимаемый только на слух, запоминается трудно. Если тот же самый доклад представить в виде компьютерной презентации, то материал усваивается эффективнее.

  1. Формирование методологического аппарата познавательной и практической деятельности.

При подготовке презентаций ученик отбирает и систематизирует материал, выделяет главное, вырабатывает определенный алгоритм размещения слайдов. Демонстрация такой презентации носит и обучающий характер: учит конспективно записывать сложный теоретический материал.

  1. Создание и вторичное использование информационных банков.

Все презентации, созданные учащимися, хранятся в компьютере и могут быть использованы учителем и учениками на уроках повторения или в других классах.

  1. Организация творческого подхода.

        Оформление презентации, цветовое и звуковое, подбор фотографий и иллюстраций          воспитывает эстетический вкус учащихся.

  1. Индивидуализация процесса обучения.

     Форма компьютерной презентации позволяет составлять и предъявлять учебные задания, соответствующие индивидуальным особенностям обучаемого и уровню его учебной деятельности в данный момент; то есть средство разумной дифференциации работы учащихся в зависимости от уровня подготовленности и познавательных интересов.

  1. Совершенствование умений и навыков работы обучаемых с компьютерными и Интернет технологиями.
  2. Форма публичного выступления во время презентации проектов может служить средством формирования коммуникативной компетентности учащихся.
  3. Создание интегративной среды «Литература – Русский язык – МХК – История - ИКТ».

       Показателем результативности опыта является высокая степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации учащихся. Развитие абстрактного мышления, активизация познавательной деятельности.

Подобным образом организованная деятельность позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции: социокультурные, коммуникативные, информационные. Ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

IY. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны



Предварительный просмотр:

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Боровко Светлана Михайловна

МБОУ СОШ № 50

350031 г. Краснодар, пос. Берёзовый, ул. Целиноградская 1.

Учитель

русского языка и литературы

18 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики».

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

В современной школе существует противоречие между определяющим значением деятельности в развитии личности и преобладанием в массовой школе репродуктивных методов обучения.

Возникает необходимость перехода к межпредметной интеграции и внедрению мультимедийных технологий и проектных методик в общую систему преподавания предметов.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы.

Разнообразные филологические проекты организуют воспитывающее внеурочное пространство, способствующее включению ученика в долговременную проектную деятельность. Создание интегративной среды «Литература – Русский язык – МХК – История - ИКТ» влияет на формирование методологического аппарата познавательной и практической деятельности, являющегося основой становления мировоззрения личности. Целесообразно организованная деятельность по подготовке и проведению научно-практических конференций, организации творческих мастерских, опыт творческой, поисковой деятельности способствует созданию условий для формирования общекультурной, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.

3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

В основе концепции лежит ориентация на личностно-смысловое отношение учащихся к учению, на развитие интеллектуальной, рефлексивной и коммуникативной культуры, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации. Становление субъективной позиции ребенка с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения – основа содержания воспитательного процесса. Развитие личности в деятельности обуславливается не только характером деятельности, но и отношением личности к ней. В процессе проектной деятельности учащиеся самостоятельно анализируют, синтезируют, преобразовывают информацию; учатся оформлять, защищать, оценивать собственный проект и проекты одноклассников.

Приоритетными становятся компоненты, связанные с опытом поисковой, творческой деятельности, с приобретением методологической системы знаний.

Реализация интеграционных и мультимедийных образовательных технологий при создании проектов дает возможность продемонстрировать результаты научно-практической, творческой деятельности учителя и учащихся.

Форма публичного выступления во время презентации может служить средством формирования коммуникативной компетентности учащихся, а также диагностикой их личностного роста и развития.

4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Владение учителем современными образовательными технологиями:

Умение анализировать и проводить мониторинг развития каждого ученика.

Реализация данной методики возможна учителями литературы, истории, МХК.

5.Результат изменений

Внешние результаты: учащиеся  являются победителями и призерами всероссийских и международных предметных конкурсов. Выпускники стабильно имеют высокий процент качества знаний по литературе.

Критерием внутренней результативности опыта является высокая степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации учащихся. Развитие абстрактного мышления, активизация познавательной деятельности.

6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

III. Описание инновационного опыта учителя        

Современность характеризуется все большим внедрением компьютерных технологий в нашу жизнь. Для школьника стало нормой общение, получение информации через интернет. Стало привычным использование различного рода медиапродуктов. Ребенок легче воспринимает материал, полученный привычным для него способом. В этой связи навязывание ребенку устаревших форм и методов преподавания приводит к естественной реакции – сопротивлению.

Одним из вариантов решения сложившейся проблемы может стать использование компьютера на уроках литературы, которое многие учителя рассматривают скептически.

Однако опыт нескольких лет работы в данном направлении показал желание учеников систематически работать с компьютером, который интересен не только как предмет изучения, но и как средство обучения на уроках, способствующее улучшению качества образования.

Представляемый опыт дает учителю возможность осуществить личностно-ориентированное преподавание предмета, учитывая индивидуальные склонности и возможности учащихся. Представляется оптимальным организовать изучение предмета как чередование традиционной методики преподавания и самостоятельной работы учащихся, осуществляемой посредством метода моделирования и проектирования:

        Таким образом, в процессе работы по данному направлению решаются важные задачи современного образования:

Результатом работы ребенка является защита проекта – представление изученного литературного материала в виде компьютерных презентаций.

Система оценки включает в себя оценивание с трех позиций:

  1. Самооценка
  2. Оценка учащихся
  3. Рецензия преподавателя.

          Организованная подобным образом деятельность учащихся имеет ряд преимуществ перед традиционными методиками:

  1. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.
  2. Моделирование и визуализация изучаемого материала.

Часто встречающиеся в учебной практике доклады и сообщения учеников даже при хорошей подготовке, как правило, имеют малую эффективность в силу того, что материал, воспринимаемый только на слух, запоминается трудно. Если тот же самый доклад представить в виде компьютерной презентации, то материал усваивается эффективнее.

  1. Формирование методологического аппарата познавательной и практической деятельности.

При подготовке презентаций ученик отбирает и систематизирует материал, выделяет главное, вырабатывает определенный алгоритм размещения слайдов. Демонстрация такой презентации носит и обучающий характер: учит конспективно записывать сложный теоретический материал.

  1. Создание и вторичное использование информационных банков.

Все презентации, созданные учащимися, хранятся в компьютере и могут быть использованы учителем и учениками на уроках повторения или в других классах.

  1. Организация творческого подхода.

        Оформление презентации, цветовое и звуковое, подбор фотографий и иллюстраций          воспитывает эстетический вкус учащихся.

  1. Индивидуализация процесса обучения.

     Форма компьютерной презентации позволяет составлять и предъявлять учебные задания, соответствующие индивидуальным особенностям обучаемого и уровню его учебной деятельности в данный момент; то есть средство разумной дифференциации работы учащихся в зависимости от уровня подготовленности и познавательных интересов.

  1. Совершенствование умений и навыков работы обучаемых с компьютерными и Интернет технологиями.
  2. Форма публичного выступления во время презентации проектов может служить средством формирования коммуникативной компетентности учащихся.
  3. Создание интегративной среды «Литература – Русский язык – МХК – История - ИКТ».

       Показателем результативности опыта является высокая степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации учащихся. Развитие абстрактного мышления, активизация познавательной деятельности.

Подобным образом организованная деятельность позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции: социокультурные, коммуникативные, информационные. Ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

IY. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического инновационного опыта "Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения"

Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений учащимися является собственная познавательная деятельность ребенка. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача...

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии.

Уроки географии с ТРИЗ – «это уроки мудрости, счастья и творчества». В ходе таких уроков у учащихся появляется мотивация и желание развивать свое мышление....

Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"

В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...

2016 год. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»

В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, фор...

"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии посредством инновационных технологий"

quot;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии посредством инновационных технологий"Конспект урока в 6 классе на тему "Жизнь рек"Видеофрагмент https://y...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством ИКТ

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, п...

Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».

Обобщение педагогического опыта«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии  с использованием технологий деятельностного типа»....


 

Комментарии

Боровко Светлана Михайловна

очень хорошо