Ф.И.Тютчев. "Есть в осени первоначальной..." Музыка стиха.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Проект урока по литературе в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_po_tyutchevu_fgos_no2.docx46.59 КБ
Office presentation icon proekt_uroka_literatury_v_5_klasse.ppt1.92 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

.  

                                                                     Проект урока литературы  в 5 классе.

Тема урока:     Ф. И. Тютчев.  «Есть в осени первоначальной…»  Музыка стиха».

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Рефлексия

8 ) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению           

Цель  урока: 

1. Учебные
- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст
- закрепить полученные  умения определять тропы в художественном тексте;
- отметить  музыкальность стихотворений Ф. И. Тютчева;

2. Развивающие
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- творческие способности.

3.Воспитывающие
- привлекать  учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе


1.
Учебное пособие: Литература.5 класс.Учебник для общеобраз.учреждений. В 2 частях./автор –составитель  В.Я. Коровина.               -М.: Просвещение, 2008г.


ТСО:
DVD, записи: музыкальная композиция «Времена года.Осень» А.Вивальди,  А .Смирнов «Есть в осени первоначальной…»

                               Этапы, содержание урока

Врем.

                                        УУД

1.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Первые минуты нашего урока я предлагаю посвятить осенней музыкальной композиции. А.Вивальди «Времена года»

 -Какое настроение передаёт эта композиция?

-На что вы в первую очередь обратили внимание?

Слайд№1

3 мин

 Данный этап предполагает:

-предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);

- мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”);

- актуализация знаний учащихся.

2.

Создание положительной мотивации. 
Вопросы к беседе по выявлению первичного восприятия:


- Ребята, какую музыку вы услышали: медленную или быструю?

-Грустную или весёлую?

-Что нарисовала нам музыка?

-Как бы мы озаглавили эту композицию?


-А  какой осенний пейзаж нарисовали бы вы под эту музыку?

 (Устное словесное рисование).

Слайд№4,.5

10 м

Метапредметные УУД:регулятивные.   Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

 - актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Коммуникативные УУД:

-построение речевых высказываний.

3.

4.

Эвристическая беседа по картине И.И.Левитана:

 Рассмотрим репродукцию картины  И. И. Левитана «Золотая осень»

Слайд№2

-Какую музыку вы слышите?

 -Какие краски, детали изображения вам бросаются в глаза?

- Какие эпитеты и метафоры вы бы подобрали, описывая этот пейзаж в своих стихотворениях ?

Как мы выяснили, окружающий нас мир музыкален и поэтичен. Он наполнен красками, звуками, мелодиями.  

-Ребята, как же будет звучать тема нашего урока?

-Какие цели мы поставим перед собой?

 На этом уроке мы познакомимся с «осенней» лирикой Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

 

Эпиграф нашего урока:


Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь и есть язык…  Ф. И. Тютчев


Установка на восприятие текста:


-Прослушивание аудиозаписи «Есть в осени первоначальной…» (А. Смирнов).

( + слайд№2 )

10 м

Познавательные УУД.

Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.

КоммуникативныеУУД:

-планирование учебного сотрудничества

-построение речевых высказываний

Метапредметные УУД:- регулятивные (целеполагание).На данном этапе учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока.


Выявление первичного восприятия:

Поделитесь своими впечатлениями:*(запись в тетрадь)


- опишите настроение произведения

- опишите свои ощущения


Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно).


- При чтении, пожалуйста, отметьте для себя поэтические слова или выражения, передающие настроение природы.

Метапредметные УУД: познавательные действия( умение слушать). Коммуникативные УУД:(владение монологической речью)

Основная цель данного этапа - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий,);

- предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

- выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения

Предметные УУД:

средства для построения нового знания (с помощью чего?) – выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта(тропы, поэтический синтаксис и т.д);

-выразительно читать наизусть лирическое стихотворение; понимание русского слова в его эстетической функции.

5.

6.

7.

8.

6.

7.

Первичная проверка понимания( анализ произведения)
Эвристическая беседа:

  1. Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим?
  2. Назовите художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная  картина

  1. эпитеты
  2. олицетворение
  3. метафора


Объясните смысл  строчки «Короткая, но дивная пора»

  1. Какие ассоциации вызывает  слово «хрустальный»?


-Назовите  художественный прием.

  1. «где бодрый серп гулял» – «теперь уж пусто всё -  простор везде»

На какие размышления наводят нас эти противопоставления?

 Слайд№8

 Природа у Тютчева динамична, изменчива  Она неповторима, многолика, насыщена звуками, красками, запахами.  Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Давайте теперь вслушаемся в стихотворение.

-Что можно услышать?

-Не правда ли все эти слова необычайно певучи, звучат?!

-А о какой музыке свидетельствуют длинные фразы в строке (до 7 слов)?

-Давайте запишем эпитеты о музыке этого стихотворения.


- А как вы думаете, о чём свидетельствуют многоточия в конце двух предложений этого стихотворения? Тире?

Итак, подведём итоги:

После того, как учащиеся подвели итог самостоятельно, обращаю их внимание на слайд№9

Первичное закрепление.

Ученикам  предлагаются выполнить собственные зарисовки:


-выразительное чтение своих работ

Рефлексия


«Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, – любоваться многообразными проявлениями жизни природы…» (Из очерка «Поэзия Тютчева»).В.Я.Брюсов
И пусть каждый из вас теперь, ещё раз прочитав эпиграф к уроку,  добавит к этому сообщению своё: «Тютчев – в своих стихах об осенней природе…»,
Или «Осенняя природа в стихах Тютчева (представлена, заставляет нас…)»

Слайд№11

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть «Есть в осени первоначальной…» И одно на выбор (творческое).
а).Нарисовать красочные пейзажи осени с помощью: акварели или гуаши, слов (в своём стихотворении) или музыки ( если кто-то из вас уже пробовал себя в роли композитора и занимается в музыкальной секции).
слайд№12

10 м

Предметные УУД: определение изобразительно-выразительных средств языка

-отвечать на вопросы по прочитанному и прослушанному тексту

-работа с литературоведческими терминами

Метапредметные УУД:

-на основе анализа стихотворения уметь формулировать вывод

-умение самостоятельно организовывать свою собственную деятельность

Общеучебные УУД(осознанное построение речевого высказывания).

КоммуникативныеУУД(умение выражать свои мысли)

Устная рефлексия:обнародывание своей позиции

Метапредметные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата

РегулятивныеУУД:

Коррекция и осознание того,что усвоено

-осознание качества и уровня усвоения

-оценка результатов работы

Сегодня я узнал…

Мне материал понятен…

Я доволен своей работой…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект урока литературы в 5 классе .

Слайд 2

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» . Музыка стиха.

Слайд 3

Цель урока: Учебные - познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева; -формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении; - закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте; - отметить музыкальность стихотворений Ф. И. Тютчева; 2. Развивающие - развивать навыки выразительного чтения; - совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся, - творческие способности. 3.Воспитывающие - привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева; -воспитывать любовь и уважение к родной природе; -утвердить значимость и ценность каждого слова; - передать красоту и музыкальность поэтической речи; - пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе

Слайд 4

№ Этапы, содержание урока Врем. УУД 1. Организационный момент. ( Демонстрация музыкальной зарисовки ) - Какое настроение передаёт эта композиция? -На что вы в первую очередь обратили внимание? 3 мин Данный этап предполагает: -предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания); - мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”); - актуализация знаний учащихся.

Слайд 5

2. Создание положительной мотивации. Просмотр. Вопросы к беседе по выявлению первичного восприятия: - Ребята, какую музыку вы услышали: медленную или быструю? -Грустную или весёлую? -Что нарисовала нам музыка? -Как бы мы озаглавили эту композицию? -Что изменилось бы в нашем восприятии, если бы музыки не было? -А какой осенний пейзаж нарисовали бы вы под эту музыку? (Устное словесное рисование). 10 м Метапредметные УУД:регулятивные. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: - актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность Коммуникативные УУД:построение речевых высказываний .

Слайд 6

Эвристическая беседа по картине И.И.Левитана: Рассмотрим репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень» -Какую музыку вы слышите? -Какие краски, детали изображения вам бросаются в глаза? - Какие эпитеты и метафоры вы бы подобрали. Познавательные УУД. Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. КоммуникативныеУУД: -планирование учебного сотрудничества -построение речевых высказываний Метапредметные УУД:- регулятивные (целеполагание).На данном этапе учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока.

Слайд 7

4. Изучение нового материала . Не то, что мните вы – природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь и есть язык… Ф. И. Тютчев Установка на восприятие текста: Прослушаем один из осенних шедевров Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Прослушивание аудиозаписи А.Смирнова «Есть в осени первоначальной…» - Выявление первичного восприятия: Поделитесь своими впечатлениями:*(запись в тетрадь) - опишите настроение произведения - опишите свои ощущения Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно). - При чтении, пожалуйста, отметьте для себя поэтические слова или выражения, передающие настроение природы. 10 м Познавательные УУД. Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. КоммуникативныеУУД: -планирование учебного сотрудничества -построение речевых высказываний Метапредметные УУД:- регулятивные (целеполагание).На данном этапе учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока. Метапредметные УУД: познавательные действия( умение слушать).ЛичностныеУУД, Коммуникативные УУД: Основная цель данного этапа - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий,); - предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить; - выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения Предметные УУД: средства для построения нового знания (с помощью чего?) – выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта(тропы, поэтический синтаксис и т.д); -выразительно читать наизусть лирическое стихотворение; понимание русского слова в его эстетической функции.

Слайд 8

Первичная проверка понимания( анализ произведения) Эвристическая беседа: Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим? Назовите художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная картина: -эпитеты олицетворение метафора объясните смысл строчки «Короткая, но дивная пора» Какие ассоциации вызывает слово «хрустальный»? -Назовите художественный прием. «где бодрый серп гулял» – «теперь уж пусто всё - простор везде» На какие размышления наводят нас эти противопоставления? 7 мин Предметные УУД: определение изобразительно-выразительных средств языка -отвечать на вопросы по прочитанному и прослушанному тексту -работа с литературоведческими терминами Метапредметные УУД: -на основе анализа стихотворения уметь формулировать вывод -умение самостоятельно организовывать свою собственную деятельность

Слайд 9

Итак, подведём итоги: Каждое слово или выражение значимы, имеют в стихотворении глубокий смысл, выражают авторское восхищение родной природой осенью и вместе с тем вызывают в нас различные ассоциации, ощущения, образы. Тютчев не рисовал каких-то фантастических, неземных красот. Он изображал только то, что не однажды видел всякий человек. Но в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку. Вслед за автором каждый из нас в своём воображении нарисовал осенний пейзаж. 10 м Устная рефлексия:обнародывание своей позиции

Слайд 10

Первичное закрепление. Ученики предлагают собственные зарисовки: -выразительное чтение 8 мин Метапредметные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата КоммуникативныеУУД: Точно выражать свои мысли .

Слайд 11

Рефлексия « Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, – любоваться многообразными проявлениями жизни природы…» (Из очерка «Поэзия Тютчева»). В. Я. Брюсов И пусть каждый из вас теперь, ещё раз прочитав эпиграф к уроку, добавит к этому сообщению своё : «Тютчев – в своих стихах об осенней природе…» «Осенняя природа в стихах Тютчева (представлена, заставляет нас…)» 5мин РегулятивныеУУД: Коррекция и осознание того, что усвоено: -осознание качества и уровня усвоения -оценка результатов работы Сегодня я узнал… Мне материал понятен… Я доволен своей работой…

Слайд 12

Домашнее задание. 1. Выучить наизусть «Есть в осени первоначальной…» И одно на выбор (творческое). а).Нарисовать красочные пейзажи осени с помощью: акварели или гуаши, слов (в своём стихотворении) или музыки ( если кто-то из вас уже пробовал себя в роли композитора и занимается в музыкальной секции). 10 м 8м 2м 2м Пр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вариант урока по теме "осень" с использованием стихов французских поэтов.

Цель: уйти от стандартного начала урока;максимально оптимизировать процесс обучения;через знакомство с французской поэзией воспитывать у учащихся чувство прекрасного....

" Стихи и песни об осени"

Литературно-музыкальная композиция "Стихи и песни об осени"...

Пословицы, поговорки, стихи об осени, сказка "Листопаднички".

Входят пословицы, поговорки, стихи об осени и сказка "Листопаднички". Данный материал подойдёт для проведения "Осеннего бала"....

Подборка стихов к празднику "Золотая осень"

Подборка стихов к празднику "Золотая осень"...

Конспект урока литературы Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..." Тонкий лиризм поэзии

Урок одного стихотворения. Задача учителя - показать красоту поэтического слова Тютчева. Развивать творческие способности учащихся....