Открытый урок "Истоки поэзии С. Есенина".
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Тимошина Алла Игоревна

Открытый урок " Истоки поэзии С. Есенина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_k_eseninu.rar9.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Приложение № 3

Урок по литературе в 11 классе

 Тема: “Сергей Есенин как национальный поэт.

             Истоки творчества С.Есенина.”

Цели урока: 1. образовательная - знакомство с личностью поэта, с особенностями его творческого метода; выяснить истоки поэзии С.Есенина; обучение анализу лирического  произведения;

                       2. развивающая - развитие творческого и логического мышления учащихся, расширение их кругозора, развитие устной и письменной речи; личная оценка творчества С.Есенина;

                       3. воспитательная - воспитание любви к родному языку, к родному краю через восприятие поэзии С.Есенина; культу-

ра общения, воспитание гуманных и патриотических чувств к Родине, любви к прекрасному, нравственных идеалов; пробуждение

эстетических переживаний;

                        4. познавательная – обогащение словарного запаса

учащихся, углубленное изучение русской литературы 20 века

(поэзии) через понимание ее красоты, богатства и истории, через музыку и живопись, художественную фотографию.

Фамилия    Тимошина                                 Саткинский муниципальный район

Имя            Алла                                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

Отчество    Игоревна                                 средняя общеобразовательная школа № 40

Оборудование: портреты и фотографии Есенина, запись песни

«Отговорила роща золотая», презентация «По есенинским местам»,

Стихотворения С. Есенина, выставка книг о Есенине, на доске

записаны эпиграфы к уроку.

Методические приемы: лекция-диалог учителя и учащихся;

выразительное чтение и анализ стихотворений школьниками; индивидуальная, творческая и исследовательская работа.

Эпиграфы к уроку:

                                        Родился с песнями в травном одеяле.

                                        Зори меня вешние в радугу свивали.

                                                                                         С.Есенин

                                      Какой же слиток таланта метнул Творец

                               в эту избу, в это сердце  деревенского драчливого

                               парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столькое

                               для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за око-

                               лицей - красоты, которую тысячу лет топчут и не

                               замечают? ...

                                             А.И.Солженицын «На родине Есенина»

                   

Фамилия    Тимошина                                 Саткинский муниципальный район

Имя            Алла                                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

Отчество    Игоревна                                 средняя общеобразовательная школа № 40

         Ход урока:

  1. Объяснение новой темы.

  1. Вступительное слово учителя: С. Есенин! Наверное, у каждого, кто

услышит это имя, дрогнет и зазвенит в душе какая-то струна. И вспомнятся

любимые строки: « Там, где капустные грядки красной водой поливает восход, клененочек маленький матке зеленое вымя сосет». Это одно из

первых стихотворений ( 1910г.) поэта. Даже в самом его имени слышится

что-то по - весеннему радостное, звонкое и вместе с тем тревожное, грустное,

«от осени что-то». Недаром говорят, что слово имеет свой цвет и запах.

Скажешь: «Есенин»,- и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут

весенними прическами березы, запахнет « черемуха душистая», как будто

сама фамилия поэта создана для выражения и сути России с ее пейзажами и

до сих пор никем не разгаданным народом. А глаза Есенина - бездонные,

лучистые,  добрые – в них отражена вся  «голубая Русь»!

Сообщения 2 уч-ся о жизни и творческом пути Есенина

(дидактическая  задача:  в ходе лекции уч-ся создают конспект на основе

 рассказов одноклассников).

2.Попробуем войти в думы и жизнь С.Есенина, представить, что он чувствовал. Сейчас мы совершим путешествие по есенинским местам –

В село Константиново, на Рязанщину, на берег реки Оки – и вспомним

дорогие сердцу стихотворения.

Обратите внимание на то, какую палитру использует поэт в своем творчестве?

Фамилия    Тимошина                                 Саткинский муниципальный район

Имя            Алла                                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

Отчество    Игоревна                                 средняя общеобразовательная школа № 40

Какое значение имеет цвет у Есенина?

Какую роль играют образы-символы?

Каков лирический герой поэта?

3. Творческие работы учащихся.

Презентация « По есенинским местам» с музыкальным сопровождением

(романс на стихи С.Есенина» Отговорила роща золотая…»)

Уч-ся читают наизусть стихотворения поэта и делают их краткий анализ:

  1. « О пашни, пашни, пашни…»
  2. «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
  3. «Весенний вечер»
  4. «За горами, за желтыми долами…»
  5. «Разбуди меня завтра рано…»
  6. «Наша горница…» «Изба крестьянская…»
  7. «В хате»
  8. «Привет тебе, жизни денница!»
  9. «Я по-прежнему такой же нежный…»
  10. «Приехали. Дом с мезонином…»
  11. «Я иду долиной. На затылке кепи…»
  12. «Я посетил родимые места…»
  13. «Эх вы, сани! Что за сани!»
  14. «Гой ты, Русь, моя родная…»
  15. «Дымом половодье…»
  16. «Сыплет черемуха снегом…»
  17. «Край любимый…»
  18. «Вяжут кружево…»
  19. «За темной прядью перелесиц…»
  20. «О Русь! Малиновое поле…»
  21. «Тебе одной плету венок…»

Фамилия    Тимошина                                 Саткинский муниципальный район

Имя            Алла                                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

Отчество    Игоревна                                 средняя общеобразовательная школа № 40

  1. Закрепление изученного (практическая работа):

1. любимые изобразительные средства Есенина – развернутые метафоры,

олицетворения, сравнения ( ребята приводят примеры);

  1. постоянные цвета: голубой и синий – небо, вода, покой и тишина,

бескрайние просторы Руси;

красный и его оттенки (розовый, рыжий, багряный, алый, малиновый,

сиреневый) – красота окружающего мира, яркость, утро и вечер;

зеленый – цветущая земля, радость жизни;

золотой, желтый – солнце, спеющая  пшеница;

белый  – цветение, чистота;

серебристый  – красота ночи, лунное сияние, вечерние сумерки;

  1. образы – символы: цветущий сад – поэзия; листья –слова;

ягненок- месяц; старуха – изба; береза- Русь, девушка; ива – печаль,

грусть, тревога;  клен – лирический герой Есенина; яблоня и вишни –

люди;

  1. Лирический герой Есенина автобиографичен, исповедален, ощущает

кровную связь с Родиной,  открыт миру и людям.

  1. Обобщение изученного:

                           

                              ИСТОКИ ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА

              Отчий дом-------семейный очаг--------материнская любовь

              народно-песенная основа----------историческая память

                 русская природа --------Родина ---------ЧЕЛОВЕК

                                          ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ

Фамилия    Тимошина                                 Саткинский муниципальный район

Имя            Алла                                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

Отчество    Игоревна                                 средняя общеобразовательная школа № 40

  1. Итоги  урока. Заключительное слово учителя:

С.Есенин- истинно национальный поэт. Один японский турист после

посещения дома-музея Есенина в Константинове сказал: « Что русскому-

Константиново, то японцу - сакура и Фудзияма».

Поэт – наше достояние, более трехсот стихотворений Есенина

положено на музыку. Романс «Отговорила роща золотая» сопровождал

нашу презентацию. Есенин - «поэзии российский Моцарт…»

(заключительное стихотворение С.Островского «Я пою тебя живого»

читает ученик).

  1. Объявление оценок. Домашнее задание:

прочитать любовную лирику Есенина, выучить стихотворение (по выбору)

и проанализировать его.

 

 

Фамилия    Тимошина                                 Саткинский муниципальный район

Имя            Алла                                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

Отчество    Игоревна                                 средняя общеобразовательная школа № 40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по теме " С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина.

С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина. Цель: обзорное знакомство с поэзией С. Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, углубить творческие спо...

Презентация к уроку "Истоки поэзии С. Есенина"

Презентация к уроку "Истоки поэзии С. Есенина"...

Презентация "Природа художественного образа в поэзии С. Есенина"

Данная презентация поможет разобраться в поэзии С. Есенина, раскрыть художественные образы в его творчестве....

Презентация "Тема Родины в поэзии Сергея Есенина"

Данная презентация содержит слайды - иллюстрации к стихам Сергея Есенина о Родине, о природе....

Литературно-музыкальная композиция "Тема Родины в поэзии С.Есенина"

Литературно-музыкальная композиция "Тема Родины в поэзии Сергея Есенина" содержит материал к одноименной презентации....

Урок русского языка на тему "Своеобразие поэзии С.Есенина"

Задача урока-ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии С.А. Есенина, показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта....

"Древесные мотивы поэзии С. Есенина" - презенитация

Природа у Есенина  антропоморфна:  березки  уподобляются  девушкам, клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ  природы  строится  на ассоциациях из дерев...