Литературная игра «По страницам художественных произведений…»
презентация к уроку (литература, 7 класс) по теме

Чепкасова Марина Валерьевна

 

Авторский медиапродукт:. Литературная игра «По страницам художественных произведений…». Презентация Power Point Office 2007.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Цели игры:

- воспитание интереса к чтению, повышение общей и читательской культуры;

- развитие умения работать в группе (коллективное обсуждение проблемы, проработка вариантов ответа, взаимопомощь)

- совершенствование навыков умственной деятельности в условиях ограниченного времени.

Правила игры:

1. В игре участвуют две команды. В каждой команде 5-6 человек, которые выбирают на слайде тему вопроса.

2. Право первым начать представление команды  предоставляется той команде, которая правильно ответит на вопрос ведущего.

3. Критерии оценки.  Все туры оцениваются по 4-бальной системе, за каждый правильный  ответ присуждается один балл. Пятый тур оценивается так, если команда отвечает с 1- го задания – 4 балла, если со второго – три, если с третьего – два балла.  Домашнее задание и конкурс красноречия оценивается по пятибалльной системе.

Авторские комментарии.

Игра состоит из семи туров:

  1. «Теория… Теория…».
  2. «Что в имени тебе моем?»
  3. «Место событий».
  4. «Толковый словарь».
  5.  «Кто есть кто?»
  6. «Слова, слова…».
  7. «Блиц-турнир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iqra7klass.rar1.93 МБ

Подписи к слайдам:

Авторы: Мельникова Людмила, Мясников Денис, Юркова Антонида, учащиеся 7 класса МБОУ ООШ с. ЗипуновоРуководитель Чепкасова Марина Валерьевна
Старт
1. Теория
2. Что в имени тебе моём?…
4. Толковый словарь
5. Кто есть кто?
6. Слова, слова…
3. Место событий
7. Блиц-турнир
Какому портрету Александр Сергеевич Пушкин посвятил строки?И я смеюся над могилой,Ушед навек от смертных уз.Себя, как в зеркале, я вижу,Но это зеркало мне льстит…
Кто из русских писателей писал «о необходимости так освещать историческое прошлое, чтобы народ и события «были непременно живы» …, чтобы народсохранял «свой мир, свои краски, чтобынарод со своими подвигами проносилсяярко, в таком точно виде и костюме,в каком был он в минувшие времена»?
Кто из писателей назвал крепостное право своим злейшим врагоми поклялся бороться с ним до конца?
«Родовая фамилия писателя восходитк орловскому селу, где жили и служили священниками его прапрадед,прадед и дед…Он объездил всю Россию и написал Много произведений родным языком,Не замусоренным иностранными словечками». С. Романовский
Его детские годы прошли в поместьебабушки, где он слышал народные песни,неторопливые рассказы об Иване Грозном,о волжских разбойниках…Он написал единственное в своём роде оригинальное произведение, написанное в духе народных былин, привезенное им из ссылки с Кавказа.
О творчестве какого писателя М. Горький сказал:«В каждом из юмористических рассказов…я слышу тихий, глубокий вздох чистого,истинно человеческого сердца. <…>Никто не понимал так ясно и так тонко …трагизм мелочей жизни, никто до негоне умел так беспощадно правдиво нарисоватьлюдям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины».
Это было больше ста пятидесяти лет тому назад в Петербурге. Шел дождь. У дверей сидел худой юноша. Только что его прогнали с квартиры, потому он не мог за нее заплатить.В этот вечер его приютили нищие…Шли годы. Он жил и трудился в Петербурге почти 40 лет. Редактор журнала «Современник». Когда он умер, за его гробом шли тысячи людей. Они провожали в последний путь дорогого и любимого человека. Кто же был этот человек?
Кого называли «прокурором русскойобщественной жизни»?Был вице-губернатором в Рязани и в Твери, «не давал в обиду мужика».Сотрудник некрасовского «Современника»и журнала «Отечественные записки»
Как сходилися, собиралисяУдалые бойцы московскиеНа Москву-реку, на кулачный бой,Разгуляться для праздника, потешиться.И приехал царь со дружиною,Со боярами и опричниками,И велел растянуть цепь серебряную, Чистым золотом в кольцах спаянную.Оцепили место в двадцать пять сажень,Для охотницкого бою, одиночного.
«Прямо дороженька: насыпи узкие,Столбики, рельсы, мосты.А по бокам-то всё косточки русские…»
На необитаемом острове. «С одной стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось всё то же безграничное море».
На базарной площади, около дровяного склада.«Из лавок высовываются сонные физиономии,и скоро у дровяного склада, словно изземли выросши, собирается толпа».
«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее.<…> Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки <…>Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. <…> Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. <…> Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали… »
И грянул бой…В огне, под градом раскалённым,Стеной живою отражённым,Над падшим строем свежий стройШтыки смыкает. Тяжкой тучейОтряды конницы летучей,Браздами, саблями звуча,Сшибаясь, рубятся сплеча.
В приземистом одноэтажном доме «окрашенном грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученнымиокнами <…> внутри его, в маленьких полутемных комнатах, было тесно <…> и всюду стоял едкий незнакомый запах.Двор был тоже неприятный: весь завешен огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою».
«И нагнулся старый атаман и сталотыскивать в траве свою люльку, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома».
В руках московских палачей. В крови, при тщетных отрицаньях,На дыбе, корчась в истязаньях…
«От моего Ермолая и от другихя часто слышал рассказы о лесникеБирюке, которого все окрестные мужики боялись, как огня».
«Подъехав к Калиновому лесу, мы нашли линейку уже там и, сверх всякого ожидания, ещё телегу и одну лошадь».
«Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе делоделают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь».
«Сидит грозный царь Иван ВасильевичПозади его стоят стольники,Супротив его всё бояре да князья,По бокам его всё опричники…».
«За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником».
В синем кафтане – почтенный лабазник,Толстый, присадистый, красный, как медь.Едет подрядчик по линии в праздник,Едет работы свои посмотреть.
«Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. <…> А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..»
«Ну да, простого мужика… какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!»
«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – жгучая подлая правда, она не издохла по сей день».
«А что мне отец, товарищи и отчизна? …Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты! Вот моя Отчизна!».
«Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
Благое дело нам приспело;Борьбы великой близок час.Без милой вольности и славыСклоняли долго мы главыПод покровительством Варшавы,Под самовластием Москвы.Но независимой державой Украйне быть уже пора:И знамя вольности кровавойЯ подымаю на Петра…
«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?»
«И жил я по закону Господнему:Не позорил я чужой жены,Не разбойничал ночью темною,Не таился от свету небесного…Не шутку шутить, не людей смешитьК тебе вышел я теперь, бусурманский сын, Вышел я на страшный бой, на последний бой!»
Ресурсы Литература. Начальный курс. 7 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях./ Под ред. Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2001. В презентации использованы иллюстрации к произведениям и репродукции картин:Бем Е.М. «Бирюк».Бубнов. Тарас и его сыновья в степи. 1951-1954.Васнецов В.М. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897.Герасимов А. Тарас Бульба. 1952. Деньер А. Фотография И.С. Тургенева.Дудин А. Иллюстрации к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». 2001.Заболоцкий Н.Е. Портрет М.Ю.Лермонтова. 1837.Крамской И.Н. Полесовщик. 1874. Крамской И.Н. Портрет Н.А.Некрасова.1877.Крамской И.Н. Портрет писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина. 1879.Кузьмин Н.В. Иллюстрации к сказу Н.С. Лескова «Левша».Моллер Ф. Н.В.Гоголь. 1841.Савицкий К. Ремонтные работы на железной дороге. Семенов В. Иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Серов В.А. Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Полтава». 1949.Серов В.А. Портрет писателя Н.С. Лескова. 1894.Интернет-ресурсы.http://www.diary.ru/~ritter06/?from=580http://pohodd.ru/gal/main. Макет Запорожской Сечи (Исторический музей) http://poi.gps-club.ru/users/Tatka/photos/90/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "По страницам прочитанного..."

Литературная игра "По страницам прочитанного..." проводится в конце 2 полугодия в 7 классе. Класс делится на 4-5 групп, ответы записываются на листочках и отдаются ведущему. произведения, которые испо...

Литературная игра "По страницам прочитанного..."

Литературная игра "По страницам прочитанного..." проводится в конце 2 полугодия в 7 классе. Класс делится на 4-5 групп, ответы записываются на листочках и отдаются ведущему. произведения, которые испо...

Русский язык: по страницам художественных произведений.

Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе....

Литературная игра "По страницам "Алых парусов"

Викторина для 7 класса по произведению А.С.Грина "Алые паруса"...

«За страницами художественных произведений» (исследовательский проект по романам Вальтера Скотта «Айвенго» и Александра Дюма «Три мушкетера»).

«За страницами художественных произведений»(исследовательский проект по романам Вальтера Скотта «Айвенго» и Александра Дюма «Три мушкетера»)....

Литературная викторина "По страницам прочитанных произведений". 6 класс.

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 6 классе, в конце учебного года, либо в 7 классе, в начале учебного года. Также представленный материал будет интересен на внеклассных меро...