"История в художественных образах"
элективный курс по литературе (9 класс) по теме

Писала магистерскую диссертацию: элективный курс был приложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_el._kursa.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Программа элективного курса «История в художественных образах»

Пояснительная записка

Профильное обучение в соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования», подразумевающее получение среднего общего образования с углубленной подготовкой по дисциплинам, определяющим специфику профиля (в нашем случае гуманитарного), позволяет изучать элективный курс «История в художественных образах». Этот курс интегрирует знания учащихся 9 классов по истории и литературе и ликвидирует разрыв в изучении образовательных дисциплин, что помогает формировать разносторонне развитую личность.

История, как и литература, относятся к дисциплинам, на которых лежит особая ответственность за формирование системы жизненных ценностей личности. Подача исторического материала через художественные образы в этом случае кажется оправданной и целесообразной именно потому, что слово в художественном произведении воздействует прежде всего на эмоциональную сферу и формирует личностное отношение к событиям, без которого невозможно становление и развитие человека. С этой точки зрения в художественном тексте ценным является авторское, субъективное отражение событий, его взволнованный, неравнодушный взгляд на историю своей страны, что помогает формированию такой же позиции у учащихся. 

Специфика школы с многопрофильным обучением как нельзя лучше соответствует выбору данного курса, позволяет углублённо изучать две дисциплины в их взаимосвязи. Данный курс также готовит школьников к обучению в10-11 классах гуманитарного профиля.

Цели:

  1. Ознакомление учащихся с разными трактовками исторических личностей и событий в художественных произведениях в зависимости от авторской задачи.
  2. Стимулирование интереса к изучению истории и литературы.
  3. Развитие умений самостоятельной работы с исторической, справочной, художественной литературой.

Задачи:

  1. Развивать умение анализировать художественный текст, выявляя авторское отношение к событиям и героям, исследуя способы и приёмы создания образа.
  2. Развивать способность различать литературный вымысел и историческую действительность.
  3. Научить выделять и аргументировать  разные точки зрения  на одну историческую личность.
  4. Совершенствовать умения формулировать и отстаивать свое мнение и вести дискуссию.

Тематика и характер курса определяют следующие особенности его изучения:

- использование исторических источников наравне с художественными текстами;

- проблемное изложение и изучение материала;

- часть времени отводится на самостоятельную работу;

- в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Программа рассчитана на 22 часа лекционно-практических занятий. Курс предназначен для учащихся 9 класса.

Актуальность данного гуманитарного курса определяется важностью формирования у учащихся ценностных ориентаций, интереса к истории своей страны, расширения эстетического кругозора.

Тематическое планирование курса

Учебно-тематический план курса

№ занятия

Часы

Темы практических занятий и лекций

Виды деятельности

1

1

Введение в курс.

Запись лекции, участие в планировании деятельности, обсуждение тем самостоятельных работ.

2

2

Былины как один из первых исторических источников.

Запись лекции, работа с текстом былин по группам

3

2

Житие и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории.

Запись лекции, заполнение таблицы. Сообщения учащихся.

4-5

3

Иван Грозный как реальное историческое лицо и как литературный герой.

Запись лекции,  ролевая игра, дискуссия.

6

2

Портрет Бориса Годунова глазами историка и поэта А.С. Пушкина.

Беседа, ответы на вопросы учителя.

7-8

3

Личность Петра I: за и против.

Круглый стол. Творческая работа.

9

1

Крепостное право в России и его освещение в художественной литературе.

Запись лекции, ответы на проблемные вопросы.

10

2

Восстание декабристов: его предпосылки и последствия.

Запись лекции, сообщения учащихся.

11

2

Историческая драма российского самодержца Александра II

Исследовательская работа по группам

12

2

Революция и падение Российской империи.

Круглый стол.

13

2

Итоговый урок.

Семинар, викторина. Подведение итогов курса.

Содержание курса

  1. Введение в курс. Знакомство с программой курса. Постановка целей и задач. Отличие научного и художественного подходов к изображению исторических персонажей и эпох. Литературные приемы создания исторической личности: историческая конкретность, исторические реминисценции, комментарии, типизация и индивидуализация характера, художественные тропы.
  2. Былины как один из первых исторических источников. Отражение в былинах быта Древней Руси. Владимир Красное Солнышко – былинный герой и историческая личность. Князь Владимир: язычник и христианин. Исторические прототипы богатырей Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца.
  3. Житие и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории. Жанр жития в древнерусской литературе. Князья Борис и Глеб: «Повесть временных лет» о гибели братьев. Святой Сергий Радонежский. Реальная биография и  житие.
  4. Иван Грозный как реальное историческое лицо и как литературный герой. Историки об эпохе Ивана Грозного (Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский). Ролевая игра «Суд над Иваном Грозным». Образ Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова и в драме «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого.
  5. Портрет Бориса Годунова глазами историка и поэта А.С. Пушкина. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». История создания пьесы. Духовная драма Годунова. Конфликт власти и народа. Феномен самозванства в России. Нравственный смысл истории.
  6. Личность Петра I: за и против. Положительное и отрицательное в исторической деятельности Петра I и в его личности. Роль петровских преобразований для страны и для народа. Эволюция образа Петра I в произведениях А.С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». Отбор литературных эпизодов произведений для иллюстраций.
  7. Крепостное право в России и его освещение в художественной литературе. История крепостного права в России. Этапы закрепощения крестьян. Ужасы крепостного права, отраженные в литературе «Записки охотника» И.С. Тургенева и поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  8. Восстание декабристов: его предпосылки и последствия. Восстание декабристов через призму исторических реалий и литературных произведений. Ход восстания и причины его неудачи. Анализ литературного творчества декабристов К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева-Марлинского, В.Ф. Раевского, С.И. Муравьева-Апостола, Ф.Н. Глинки.
  9. Историческая драма российского самодержца Александр II. Реформы Александра II и их последствия. Противостояние: Александр II и идеологическая оппозиция в лице народничества. Анализ произведений Н. Г. Чернышевского «Письма без адресата», А.И. Герцена «Письма Александру II», лирики В.А. Жуковского, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Либерал».
  10. Революция и падение Российской империи. Революция: причины, этапы, события, явления, исторические личности. Русская интеллигенция и революция. Статьи И.А. Бунина «Окаянные дни» и Блока «Интеллигенция и революция».
  11. Итоговый урок. Семинар по теме «Историко-культурная обусловленность литературных героев как выразителей духа времени». Итоговая викторина. Подведение итогов.

Изучив курс, учащиеся должны уметь:

  1. Интерпретировать художественные произведения методом сопоставительного анализа.
  2. Сравнивать исторических деятелей, эпохи, определять и обосновывать собственное отношение к историческим личностям.
  3. Обосновывать выбор автором произведения художественных средств изображения исторической личности.
  4. Понимать социально-историческую, нравственно-философскую, этическую проблематику произведения.
  5. Грамотно выражать мысли и формулировать вопросы по темам курса для закрепления материала.

Система контроля и оценки знаний учащихся

На вводном занятии учащиеся знакомятся с основными формами работы и отчета за усвоенный материал. На этом же занятии учащиеся начинают планировать собственную деятельность по данному курсу. Система оценки может быть следующей:

 - участие в круглых столах, ролевой игре и викторинах;

- лекционные записи по всем темам;

- защита докладов хотя бы на одном из занятий;

- участие в обсуждении-дискуссии на итоговом занятии.

Следует отметить и довести до сведения учащихся, что положительная оценка не может быть выставлена, если не выполнено хотя бы одно обязательное задание.

Отличная оценка выставляется за успешное выполнение всех обязательных заданий, а также за активную работу на практических занятиях, выполнение дополнительных заданий, за творческий подход к представлению доклада, а также за активное участие на итоговом занятии.

Такой подход стимулирует, с одной стороны, осознанное отношение к занятиям, а с другой – избавляет от случайностей и необъективности.

Данная программа элективного курса не сковывает инициативы учителей и учащихся и способствует их сотворчеству.

Литература для учащихся

  1. Большая Российская энциклопедия. Том 1 – 9, М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2005.
  2. История Отечества с древнейших времен до наших дней. Энциклопедический словарь/ Сот.: Б.Ю. Иванова, В.М. Карев, Е.И. Куксина, А.С. Орешников, О.В. Сухарева. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000.
  3. Карамзин Н.М. История Государства Российского. – М.: «Эксмо», 2007.
  4. Ляур А.С.  Жизнь и творчество А.С. Пушкина. // М.: Детская литература, 1979.
  5. Творогов О.В. Древнерусская литература /Хрестоматия для 5-9 классов.– М.: Просвещение, 1998.
  6. Семенко И. Поэты пушкинской поры. М., 1970.
  7. Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. М., 1955.

Литература для учителя

  1. Базанов В.Г.   Поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский.  М.-Л..1950.
  2. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож. лит., 1987. 
  3. Коровина В.Я. Фольклор и литература. – М.: Скрин, 1996.
  4. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим /Дидактический материал. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях главнейших ее деятелей. — М.: Эсмо, 2007.
  6. Ключевский В.О. О русской истории. – М.: Просвещение, 1993г.
  7. Обернихина Г.А. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе. – М.: Владос, 2001.
  8. Пушкин в школе. Пособие для учителей. // М.: Просвещение, 1978.
  9. Скатов Н.Н. Пушкин – русский гений. – М.: Классика, 1999.
  10. Соколов А.  История русской литературы конца XIX- начала XX века. –М., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Пути постижения художественного образа

Это вторая глава учебно-методического пособия для учителей гуманитарно-эстетического цикла и классных руководителей"Художественный образ как основание художественного общения школьников в дискурсном п...

Методическое пособие "Художественный образ как основание общения на уроке

Этот материал является заключительным  в учебно-методическом пособии. В опубликованной уже главе "Приёмы эстетического восприятия художественного образа" проиилюстрированы некоторые методические ...

Мастер-класс "Кросскультурные связи в постижении художественного образа"

Организовать диалог с художественым образом  на уроке не всегда предоставляется возможным. Какие выбрать для этого приёмы, как структурировать материал и какими воспользоваться методиками - об эт...

История в художественных образах: Сергий Радонежский/Дмитрий Донской

Сергий Радонежский Жизнь и чудеса Преподобного Сергия РадонежскогоМ.Нестеров.Христос благословляет ВарфоломеяНестеров М. В. «Святое видение отроку Варфоломею», 1890Нестеров Михаил Васильевич.Отрок Вар...

Презентация по мировой художественной культуре на тему "Художественные образы в музыке" (8 класс)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. А так же объединяет живое созерцание и абстрактное мышление, объективное отобр...

Виды художественных техник и их использование в создании художественного образа

Разработка операционных карт, используемых в ходе занятий...