Урок – мастерская по литературе в 10 классе «Интеллигенция, ее сущность и роль в современном мире»
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

 

Предлагаемая  методическая  разработка содержит материал  для  анализа вопроса  о  месте  и  роли  интеллигенции  в  контексте  времени. Урок  построен  в форме  диалога,  предполагающего  наличие аргументированной,  конструктивной  позиции участников. На  уроке  ведется  наблюдение  за  позицией писателя, его  отношением  к  затронутой  проблеме.  Отрабатываются навыки  анализа  художественного  текста, систематизации  и  выделения  главного  в  работе  с  художественным  произведением. Для мотивации  учащихся, продуктивного  усвоения  ими  предлагаемого  материала использован  исследовательский  подход: сформулированы  вопросы  на  выявление  личного  восприятия. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.p.mezhenina.rar921.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа № 9 поселка Чульман,  Нерюнгринского района

Урок – мастерская по литературе
в 10 классе

«Интеллигенция,

ее  сущность  и  роль  в  современном  мире»                                    

подготовила

учитель русского языка и литературы

Меженина Елена Поликарповна

п. Чульман

 2012

Аннотация: Предлагаемая  методическая  разработка содержит материал  для  анализа вопроса  о  месте  и  роли  интеллигенции  в  контексте  времени. Урок  построен  в форме  диалога,  предполагающего  наличие аргументированной,  конструктивной  позиции участников. На  уроке  ведется  наблюдение  за  позицией писателя, его  отношением  к  затронутой  проблеме.  Отрабатываются навыки  анализа  художественного  текста, систематизации  и  выделения  главного  в  работе  с  художественным  произведением. Для мотивации  учащихся, продуктивного  усвоения  ими  предлагаемого  материала использован  исследовательский  подход: сформулированы  вопросы  на  выявление  личного  восприятия.  

Задачи:

  1. Обратиться к значимым  для  учащихся темам культуры;
  2. Создать условия  освоения  учащимися различных  способов  понимания  текста: порождение  смысловой  версии текста; понимание логической  основы  текста; авторской  позиции.
  3. Углублять   версии  понимания  художественного  текста  за  счет  коммуникации  со  сверстниками, развивать умения  построить  выход из  ситуации  непонимания.
  4. Способствовать  привлечению  личного опыта учащихся для  анализа  и интерпретации  текста, обогащению  мировоззрения, углублению  эстетического  переживания  текста.

 Цели: Приглашение к диалогу об интеллигенции   и   ее  роли в нашей истории; о месте Д.С.Лихачева в исторической и культурной жизни нашей страны; формирование жизненных ориентиров, мировоззренческой позиции, философского подхода к жизни, самооценки и  самокоррекции.

 Используемые технические средства:

  1. персональный компьютер;
  2. мультимедийный  проектор;

Программные средства:

  1. Microsoft Power Point.

Содержательный  компонент.

  1. Знакомство  с «Письмами  о  добром  и  прекрасном» Д.С.Лихачева.
  2. Применение  знаний  и  умений  анализа  и  интерпретации  художественного  текста.
  3. Обобщение  и систематизация  знаний,  интегрирование знаний  по  культуре.

Тип  урока:  мастерская.

Форма  проведения: исследовательская  работа  в  группах.


 Ход мастерской.

  1. Индуктор. В качестве индуктора предлагаю слово ИНТЕЛЛИГЕНТ.

Прошу каждого из участников мастерской написать свои ассоциации, связанные с этим словом. Они могут быть выражены словом, словосочетанием, выражением, цитатой.

На эту работу дается 2-3 минуты. Затем участники мастерской обмениваются своими ассоциациями.

Ассоциативный ряд:                - образованность,                                                                                                                                                   - ум,

- доброта,                          - культура,                                                     - добродетель,                                                                                                                                                        - дипломатичность,                                          - этикет, - личность,                                          - честность,                                                                - пунктуальность,                                                                                                                                                      - эрудиция,

- самосовершенствование,                        - самосознание,                                     - воля,

- библиотека,                                                

- вежливость,                                            

 - моральные ценности,                              

 - духовность,                                            

Д.С. Лихачев, А.Д. Сахаров и др.

Все ассоциации записываются на доске по мере их называния. Каждый участник мастерской дополняет свой личный ряд теми словами, которые привлекли его внимание.

  1. Социализация.

-Подумать над смыслом выписанных слов.

Участники мастерской высказывают свое мнение.

  1. Затем слово берет руководитель мастерской:

Создавая ассоциативный ряд, мы с вами считали, что та часть общества, которой присущи такие черты, как образованность, духовная культура, высокий интеллект, тактичность, ум, воспитанность и есть интеллигенция.
Думается, что не случайно в этот ряд попало имя Д.С. Лихачева. В 1963г. Правительство Болгарии наградило его орденом Кирилла и Мефодия  I степени за большие заслуги перед славянской культурой. Вскоре после награждения к Дмитрию Сергеевичу обратилась редакция болгарского еженедельника «Антени» с предложением подумать о книге в форме писем - писем о добром и   прекрасном,  обращенных напрямую к детям. Лихачев вначале категорически отказался, сославшись на то , что такая идея представляется ему совершенно невыполнимой. Но журналисты не отставали: « Напишите для ребят хоть что-нибудь о том, что считаете самым важным для человека, только-только вступающего в большую жизнь.» В конце  концов  их уговоры подействовали, в первый же отпуск Дмитрий Сергеевич принялся за работу. Так родились «Письма о добром и прекрасном ».
Слайд 1.
                                

Портрет

Д.С. Лихачева.

   «Я буду счастлив, если читатель, к какому бы

  возрасту  он  ни  принадлежал, найдет в моих письмах

    хотя бы часть того, с чем он может согласиться», -

   говорил Д.С.Лихачев.

З.Групповое творческое задание.

Группам по 5-6 человек дается задание: пользуясь ассоциативным рядом и своими представлениями об интеллигентности, выбрать наиболее существенное с вашей точки зрения в данных отрывках из «Писем о добром и прекрасном». Найти опорные моменты и высказаться о них публично. Диалог предполагает наличие аргументированной, конструктивной позиции.

4.Работа  с  информацией.

Каждая группа получает материал. Материалы к мастерской. Слайд 2.

Каждый человек обязан  (я подчеркиваю - обязан)  заботиться о своем интеллектуальном   развитии.  Это его обязанность перед обществом,   в котором  он живет, и перед самим собой.

Основной способ интеллектуального развития - чтение.

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца других людей. Словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо часто именно в мелочах кроется самое главное. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, произведение вам нравится; вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем поделиться и он умеет это делать.

Слайд 3.

Искусство слова - самое сложное, требующее от человека большой внутренней культуры, филологических знаний и филологического опыта. Приведу примеры того, как важно филологическое понимание значения слов. Новое значение возникает из сочетания слов, а иногда и из их простого повторения. Вот несколько строк из стихотворения «В гостях» хорошего российского поэта Николая Рубцова:

И все торчит.

В дверях торчит сосед,

Торчат за ним

Разбуженные тетки,

Торчат слова,

Торчит бутылка водки,

Торчит в окне бессмысленный рассвет!

Опять стекло оконное в дожде,

Опять туманом тянет и ознобом...

Если бы не было в этой строфе последних строк, то и повторения «торчит», «торчат» не были бы полны смысла. Но объяснить эту магию слов может только филолог...

Дело в том,  что литература - это искусство преодоления слова, приобретения словом особой легкости от того, в какие сочетания входят слова.

Слайд 4.

Культура человечества движется вперед не путем перемещения в «пространстве времени», а путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые  (если старые действительно настоящие), а присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня. Поэтому ноша  культурных  ценностей - ноша особого рода. Она не утяжеляет шаг вперед, а облегчает его. Чем большими ценностями мы овладели, тем более утонченным и острым становится наше восприятие иных культур. Каждая из культур прошлого становится для интеллигентного человека «своей  культурой» - глубоко личной и своей в национальном аспекте, потому что познание своего сопряжено с познанием чужого.

Слайд 5.

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю, увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку.

Можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и  в близком. Большая цель добра начинается с малого-с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Слайд 6.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого.  Она проявляется в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно)  помочь другому, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать-тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Что тренировка физических сил способствует долголетию - это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это и долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Главная идея, к которой в итоге дискуссии приходят участники  мастерской,- идея восприятия  интеллигенции  прежде всего как носителя и хранителя духовных ценностей общества, а Д.С.Лихачева как ярчайшего ее представителя.

Напряженная интеллектуальная работа участников мастерской требует эмоциональной разрядки, смены видов деятельности. Кроме того, в процессе разговора неоднократно прозвучало слово «интеллигентность», которое требует комментария и определения.

5.Работа в группах.

Группам предлагается следующее задание: рассказать друг другу о случаях из жизни, в которых проявилось такое качество, как интеллигентность. Ведущий мастерской цитирует слова Д.С.Лихачева, который в одном из своих выступлений сказал, что человек может прикинуться добрым, умным, заботливым, но нельзя прикинуться интеллигентным. Рассказы в группах способствуют снятию интеллектуального напряжения, создается доверительная обстановка, сближающая членов групп. После обмена рассказами предлагается выбрать в группе самый яркий пример проявления интеллигентности в жизни и театрализовано  представить его для всех участников мастерской. Как правило, у слушателей и зрителей возникают проблемы в оценке предложенных ситуаций: проявилась в них интеллигентность участников или нет? Стоит ли называть интеллигентностью элементарную вежливость, деликатность, порядочность?

  1. Возникающие проблемы формулируются и записываются на доске.

Во время этой работы участники мастерской выходят в своих размышлениях на важнейшие социальные, нравственные ориентиры.

6. Рефлексия.

Каждый участник мастерской пытается осознать свой личный опыт,  свои открытия, которые он сделал, отвечая на предложенные вопросы руководителя:

-Что я сегодня в мастерской открыл нового для себя?

-Что я испытал на каждом этапе мастерской?

Логичным  продолжением   разговора об интеллигентности и  интеллигенции как   носителе  этого качества будет работа с материалами книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и  прекрасном».

Каждая группа получает не полный текст материала, а только какую-то одну его часть ( в количестве экземпляров по числу членов в группе) и работает над этой частью.

Например:

Письмо 30  « О   человеческом в искусстве».

Письмо 36 « Природа  России и Пушкин».

Письмо 39 « Память  культуры».

Письмо 41 « О  памятниках  прошлого».

Письмо 38 « Торжество   доброты ».

Мастерская рассчитана на  2 академических  часа. Проводится в 10 классе в начале изучения курса  «Литература и духовная культура».


Использованная литература:

1.О.В.Орлов «История Отечества XX век. Педагогическая мастерская». - С.-Петербург, «Паритет», 2003. 2.Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном», газета «Искусство», 1999г.

- Интеллигентность (11 письмо);

- Любите читать.(20)

- О русской пейзажной живописи».(32)

- О человеческом в искусстве.(30)

- Природа России и Пушкин. (36)

- О памяти. (37)

-Торжество доброты.(38)

- Память культуры.(39)

- Красота городов и сел. (40)

- О памятниках прошлого. (41)

- Искусство слова. (42)

- Сады и парки. (35)

Используемые технические средства:

- персональный компьютер;

- мультимедийный  проектор;

- программные средства Microsoft Power Point.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская по литературе по картине М.В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Урок развития речи. Работа над описанием картины М.В.Нестерова "Видение отроку Варфоломею". урок проводится после изучения жанра жития, после прочтения произведения Б.Зайцева "Житие Сергия Радонежског...

Урок-мастерская по литературе на тему "Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя"

Материалы урока-мастерской позволяют совершенствовать навыки анализа текста, учиться писать сочинение-рассуждение....

Урок-мастерская по литературе "За чашкой чая в Сайгоне" для 10-11 классов

Урок - мастерская "За чашкой чая в Сайгоне?" - это один из уроков цикла, посвященного образу Петербурга. Старшеклассники знакомятся с современной рок-поэзией, где представлен очень ярко образ Пе...

Урок-мастерская по литературе для 6 класса по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»

Урок  литературы по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело..." проводится в форме мастерской. Эта технология позволяет организовать и провести урок, запланировав как груп...

Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века. Цели и задачи:-развивать умение анализировать художественное произведение;-прийти к поним...

Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)

Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)Цели урока:1) Образовательная: познакомить учащихся с поэм...