Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Рагулина Лариса Владимировна

Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время на научной базе школьного литературного музея. Организуя проектную деятельность, рекомендуются  ПРАВИЛА УСПЕШНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, а каждая группа, участвующая в проекте, получает ПЛАН УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ и АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЕКТЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_rolevoy_igry_proekt.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Ролевая игра

Составление экскурсии экспозиции литературного музея

«Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник»

Литературно-исследовательский

творческий проект

Научное обоснование  Хочу напомнить, что темой моего исследовании и рабочей гипотезой является «Воспитание гражданственности и патриотизма на примере литературы Курского края». Вчера мне посчастливилось продемонстрировать пример моей урочной деятельности. Это был разговор о поэтическом взгляде на родной край курского поэта Юрия Асмолова. Сегодня я предлагаю вашему вниманию литературно-исследовательский проект, посвященный творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который проводится во внеурочное время на научной базе школьного литературного музея.

Методика организации проекта привычна:

  1. Планирование работы над проектом
  1. высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов
  2. обсуждение возникших идей
  3. формулирование темы проекта
  1. Аналитический этап (исследовательская работа)
  2. Этап обобщения (систематизация полученных данных)
  3. Презентация полученных результатов. У нас она будет проходить в форме ролевой игры

Организуя проектную деятельность, я предлагаю «Правила успешной проектной деятельности», и каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий в проекте»

Правила успешной коммуникации (выполнения проекта):

  1. В команде нет лидеров, все члены команды равны
  2. Команды не соревнуются
  3. Все члены команды должны получить удовольствие т общения друг с другом и от того, что они вместе получают проектное задание
  4. Каждый должен получить чувство уверенности в себе
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнёров.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

«Алгоритм действий в проекте (по группам)»

  1. Внимательно прочитать задание, определить цель выполнения работы 
  2. Выдвинуть гипотезу – предположение
  3. Вдумчиво отнестись к изучению найденного материала
  4. Систематизировать материал, отобрав наиболее необходимые сведения, более точно отвечающие выдвинутой гипотезе
  5. Полученный результат предложить для коллективного прослушивания и оценивания
  6. Защитить результат в коллективе. Получить общую оценку результатов

Принцип распределения ролей в группах

  1. Экскурсовод. Проводит экскурсию, логически связывая части проектных исследований - 1
  2. Группа фотохудожников. Систематизирует  фотоматериалы, соотносит их с литературной прозой -2
  3. Группа живописцев. Подбирает текст к иллюстрациям, выполненным Е. Носовым -2
  4. Группа декламаторов. Подбирает стихи Е.Носова, предлагает их к прослушиванию – 4
  5. Индивидуальное задание – слово от «собратьев по перу» - 1

ИТОГО: 10 человек

Слово ведущего (Я): 1. Разработка проектного задания.

2. Выбор темы. Мы составляем текст тематической экскурсии. Подбираем материал к стендам. Их у нас 3:

  1. Мастер фотографии
  2. Мастер живописи
  3. Мастер слова
  4. от собратьев по перу

Для успешного выполнения проекта – составления текста тематической экскурсии - нам понадобится разбиться на группы…

3.Работа по систематизации.

4. Оформление результатов.

 5. Презентация.

6. Рефлексия. Выводы о проделанной работе. Ответ на проблемный вопрос.

        Из-за нехватки времени мы показываем только две последние части работы – оформление результатов и презентация проекта

Группа фотохудожников

Задание: подберите фотографии, иллюстрирующие цитаты из произведений. Выразительно прочитайте отрывки.

  1. «Краски земли». Нам, курянам, досталась по наследию Курская земля… Бунин назвал эту местность сдержанным, но всё-таки удивительным словом: подстепье… Закрываю глаза, и - трепетно обмирает сердце  – вот она, родимая! Взгорья и ложбины, и опять холмы…
  2. «Дёжка». Мне же подавай небеса от края и до края, всю их устоявшуюся погожую синь или всю уймищу облаков, которые вдруг появятся у горизонта…
  3. «Покормите птиц». Кормушку я повесил на оконную раму… Забавные минутки доставили мне воробьи… Сначала один Чив слетел, потом рядом сел второй, и пошли нанизываться пушистым шашлычком… Сидят рядком, бок о бок, душа в душу…

  1. «Белый гусь». Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан воды…


Группа живописцев

Задание: соотнесите иллюстрации с отрывками  из произведений. Выразительно прочитайте отрывки.

  1. Не бывает на свете стран слаще крыльца отчего дома… С навеса бегло, спеша успеть, срывались бесконечными чётками слепящая капель и била в выдолбленную ледышку у порога… - «Аз-буки…»

  1. Тонконогие берёзки застенчиво толпятся у опушки, о чём-то перешёптываясь сразу всеми своими листьями… - «Лесной хозяин»

  1. На рассвете меня будили журавли. Я просыпался в пепельном полусвете северного утра… Он, казалось, истекал отовсюду: светились серенькое и ровное будто натянутая воглая холстина, небо, светились из морёных глубин тихие озёра… - «Бежин луг»


Группа декламаторов

Задание: соотнесите иллюстрации со стихами Мастера. Подготовьте выразительное чтение вслух

  1. *   *   *

Ухожу я в мир природы,

в мир спокойствия, свободы,

в царство рыб и куликов,

 на свои родные воды,

на простор степных лугов,

в тень прохладную лесов

и в свои младые годы…

  1. *   *   *

Голубо и весело:

солнце – целый день!

Над оградой свесилась

майская сирень.

Струи тонкой пряности

в воздухе текут,

 будто где-то пряники

к празднику пекут…

  1. *   *   *

Умчались зимние метели,

и снова выси посветлели…

и тянет к дальним берегам,

где волны ластятся к ногам,

желтеют вымытые дюны,

и облака чисты и юны, и где, быть может, у воды

я отыщу твои следы…

  1. *   *   *

Лесная тишина. Лишь дальний крик сорок.

У наших ног пылает костерок.

Снежинки робкие на ворсе тёплой шубы,

ладошки тёплые, простёртые к огню,

и детски радуются выпавшему дню

её зардевшиеся губы…

Экскурсовод

Задание: внимательно прочитайте предложенные Вам тексты, помогающие создать общую логическую конву экскурсии. Распределите, в каком порядке Вы будете освещать экспозицию, согласуйте свой выбор с видео-техником и смело приступайте к рассказу о выдающемся земляке.

  1. О Мастере. Евгений Иванович был Мастером воистину во всём – он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи… Он оставил нам своё наследие – в каждой работе живёт душа, в каждой живописной его работе и фотографии – его любимые просторы, холмы, речки…

  1. Мастер фотографии. Он умел великолепно фотографировать, его фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам! Мастер воспринимал природу не просто зрением и слухом, а и своим щедрым, мудрым сердцем…

  1. Мастер живописи. Он рисовал полные тончайшей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родной Курщины. Он говорил, что пейзажи в рассказах как бы писал сначала красками, а уже потом подбирал к ним слова…

  1. Мастер слова. Есть в архиве Мастера и стихи, с которыми мы тоже хотим вас познакомить.


Проектируемый результат

  1. О Мастере. Евгений Иванович был Мастером воистину во всём – он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи… Он оставил нам своё наследие – в каждой работе живёт душа, в каждой живописной его работе и фотографии – его любимые просторы, холмы, речки…

  1. Мастер фотографии. Он умел великолепно фотографировать, его фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам! Мастер воспринимал природу не просто зрением и слухом, а и своим щедрым, мудрым сердцем…

  1. Мастер живописи. Он рисовал полные тончайшей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родной Курщины. Он говорил, что пейзажи в рассказах как бы писал сначала красками, а уже потом подбирал к ним слова…

  1. Мастер слова. Есть в архиве Мастера и стихи, с которыми мы тоже хотим вас познакомить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по экспозиции: «Красота, которую не сберегли»

Экскурсия по экспозиции: «Красота, которую не сберегли»...

Проект. «Высочайший юноша вселенной» М. Ю. Лермонтов – поэт, художник, музыкант.

Творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы.Материал может приго...

Урок - ролевая игра "Творческая мастерская" для 8 - 9 классов по теме "Искусство древнего мира"

Данный урок является заключительным в изучении темы "Искусство древнего мира" для  8 или 9 классов. Он представляет собой ролевую игру, в которой ученики становятся "художниками", "сульпторами", ...

Обзорная экскурсия по экспозиции этнокультурного центра "СКАЗ"

экскурсия по школьному этнографическому музею...

Урок- ролевая игра "Экскурсия по Лондону"

Данная разработка  открытого урока по теме " Лондон" в 5 классе может представлять интерес учителям,  работающим  по УМК " ENJOY ENGLISH" под редакцией М.З.Биболетовой....


 

Комментарии

Рагулина Лариса Владимировна

Представленная работа являлась в 2010 году основой проведения мастер-класса на областном конкурсе "Учитель года - 2010".
Рагулина Лариса Владимировна

Представленная работа являлась в 2010 году основой проведения мастер-класса на областном конкурсе "Учитель года - 2010".