И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Предложенный фрагмент урока литературы в 11 классе представляет собой анализ рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Диалог учащихся с учителем и писателем поможет  пониманию произведения, осознанию его актуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gospodin_iz_san-francisko.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагменты урока литературы в 11 классе.

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».

                                                    Твой труд переживёт тебя, поэт,

                                                    Переживут творца его творенья,

                                                    Живого не утратит выраженья

                                                    С тебя когда-то списанный портрет –

                                                    И станешь ты незримый, бестелесный,

                                                    Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.

  Так о поэте, творце говорил И.А.Бунин. Но эти слова можно отнести и к самому Ивану Алексеевичу.

- Почему?

(Его произведения не оставляют равнодушными, будят мысли.)

   В бунинских произведениях всё имеет глубинный смысл, нет ни одного лишнего слова, точки, запятой.

   Бунин говорил: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной». И это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.

 - Вслушайтесь в названия произведений Бунина: «Тёмные аллеи», «Баллада», «Поздний час», «Холодная осень», «Тишина», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь».

 - В чём, по-вашему, их особенность?

(  В названиях ощущается особый лиризм; слышна затаённая грусть, тоска по ушедшему.  Они поэтичны, музыкальны).

 - Переданы ли эти чувства в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

 (Нет).

 - В чём причина?

(Речь идёт о жизни, в которой нет места прекрасному).

 - Коротко перескажите содержание рассказа.

 - Случайно ли ослаблен сюжет? Почему достаточно нескольких предложений, чтобы его передать?

 (   Бунина не интересует, что делает герой, автор пытается понять, почему он так действует).

Почему автор не называет своего героя по имени?

(Имя – индивидуальная отличительная особенность человека, выделяющая его из множества людей. Для ниже его стоящих он и так Господин, а из равных себе он выделяться не хочет. Он строит свою жизнь по чужому образцу. Нет индивидуальности).

 - Прочитайте описание портрета главного героя. Кого напоминает этот персонаж?

(Божество, идол, болван).

- Какое чувство возникает у читателя?

(Золотой идол, бездушный, мёртвый, существо, кукла, действующая  по заданной программе).

   Бунин очень внимателен к детали. Мы успели это заметить.

 - Что понимает герой под словами «наслаждаться жизнью»? Найдите «говорящие» детали.

 - В чём суть  наслаждений?

(материальное благо, плотские утехи).

 - Как строил свою жизнь Господин?

 - Как автор относится к такой жизни?

(Горькая ирония).

 - В каком году   Бунин пишет этот рассказ? Какое событие повлияло на настроение автора?

(1915 год, идёт Первая мировая война).

 - Таким образом проявляется гражданская позиция Бунина: он считает, что эта война «отрезвит людей и многое изменит в их жизни к лучшему». Рассказ, в котором показан вопиющий мир фальши и эгоизма, бездуховности и равнодушия, должен заставить людей взглянуть на мир другими глазами.

 - Приглядимся повнимательнее к обществу на пароходе.

 - Что оно собою представляет?

  -Какое средство художественной выразительности помогает автору в описании?

     (антитеза, контраст, противопоставление)

 - Чем интересен образ капитана?

(Это человек, от которого сейчас почти всё зависит. В его руках жизни пассажиров. Он незаменим).

 - Как чувствует себя герой во время путешествия?

 - Почему он так мало говорит?

 - Прочитайте его реплики.

(Господин живёт по определённому порядку, который нельзя прервать. Всё сводится к телесным чревоугодным наслаждениям. Он купил эту жизнь).

 - Однако… У Бунина возникает это однако.

-Что нарушает заведённый на корабле порядок? Что мешает Господину жить по заданной программе?

(Природа, она устанавливает свои законы и порядки, её нельзя купить).

 - Природа и человек вступают в противоборство. Кто победит? Почему?

Докажите, что природа победила.

 - Природа сотворила чудо: она превратила Господина в человека. Как теперь называют Господина?

(Старик)

 - В чём теперь он видит наслаждение?

(в ложке супа, глотке вина; оказывается, человеку так мало надо).

 - Какие мотивы усиливаются в рассказе?

(трагизм, ощущение катастрофы).

 - Прочитайте второй портрет героя. Кого мы теперь видим?

Природа сотворила чудо: она превратила Господина в человека. Это уже не идол золота, а больной старик, который цепляется за жизнь, долго и неохотно уходит из жизни. Теперь он понимает, что в жизни ничего нельзя откладывать на будущее, потому что его может просто не быть.

 - В чём видит «истинное наслаждение жизнью»   Бунин?

 - На протяжении рассказа нас сопровождают символы. Попробуем их «расшифровать».

 - Корабль «Атлантида» - катастрофа (погибший материк).

Господин – идол золота, «золотой болван».

Корабельный трюм – преисподняя, чистилище, ад.

Капитан – держатель судеб. Начальник над трюмом. Властитель Господ.

Кольцевая композиция подчеркивает бессмысленность движения, обречённость.

Дьявол, следящий за кораблём. Корабль велик, он создан гордыней. Он – дьявол.

Господин = идолы золота

«Атлантида» = рок

Капитан = держатель  судеб

Трюм = чистилище, ад

Смерть Господина = крушение идола

Деньги = пустяки

Ящик из-под содовой

Трюм

Господа- бал

«Атлантида» - гибель

Капитан – дьявол

Трюм – ад – ящик из-под содовой

 - О чём этот рассказ? Какова его идея?

Это рассказ-предостережение. Попытка разобраться, для чего человек живёт,  что по-настоящему  ценно на земле; действительно ли всё можно купить или есть что-то важнее богатства.

 - Подведём итог разговора. Жизнь и существование по Бунину…

(обобщают учащиеся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. И.А.Бунин. "Господин из Сан-Франциско"

Данный материал содержит историю создания,  определение темы, идеи, проблемы произведения, а также помогает в выявлении особенностей композиции, рассматривает образ героя, выделяет символику расс...

ВОПРОСЫ К РАССКАЗАМ И.А.БУНИНА "СОЛНЕЧНЫЙ УДАР", "ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО", "ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК", "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"

Вопросы к рассказам И.А.Бунина даются учащимся при подготовке к семинару, обобщающему творчество данного автора. Это помогает учащимся обобщить свои знания по теме и провести аналитическую работу...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...

Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...

Конспект урока по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов....