Урок-презентация " ...Вы как целая эпоха"(Жизнь и творчество Л.К.Чуковской)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Айзятова Фидания Мидехатовна

Творчество Л.К.Чуковской – великолепного мастера художественного слова 20 века – незаслуженно было обойдено школьной программой по литературе. Богатство, изящество, простота языка, временами эмоционального до экспрессии и образного до предметности, всегда воссоздающего дух и колорит эпохи, многообразие и глубина проблем (социальных, нравственных, психологических, философских), рассматриваемых в произведениях неодномерность образов героев, гуманизм и правдоискательство автора, должны стать предметом обязательного изучения в школе. Знакомство с творчеством писательницы в национальной школе можно начать в 9 классе с повести «Память детства», перед изучением которой нужно восстановить в памяти учащихся знания об отце писательницы Корнее Чуковском, вспомнить его произведения и плавно перейти к творчеству его дочери. Знакомство с произведениями Л.К.Чуковской – это большая радость и для учителя, и для учащихся. В произведениях «Прочерк», «Спуск под воду», «Софья Петровна» продолжается тема «маленького человека», которая была начата еще А.С.Пушкиным. Книгу «Записки об Анне Ахматовой» нужно рассмотреть при изучении творчества А.А.Ахматовой, которая даст большой дополнительный материал о жизни и творчестве поэтессы. Возможен вариант урока, где параллельно рассматривается повесть «Софья Петровна» и поэма «Реквием». Страницы публицистики Л.Чуковской можно использовать при изучении творчества А.И.Солженицына и И. Бродского. О последнем программа национальной школы располагает очень скудным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prezentaciya.docx56.2 КБ
Файл urok_prezentaciya.docx56.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – презентация  «…Вы как целая эпоха» (по страницам  жизни и   творчества Лидии Корнеевны Чуковской)

Айзятова Фидания Мидехатовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Старокакерлинская сош» Дрожжановского района Республики Татарстан

   Творчество Л.К.Чуковской – великолепного мастера художественного слова 20 века – незаслуженно было обойдено школьной программой по литературе. Богатство, изящество, простота языка, временами эмоционального до экспрессии и образного до предметности, всегда воссоздающего дух и колорит эпохи, многообразие и глубина проблем (социальных, нравственных, психологических, философских), рассматриваемых в произведениях  неодномерность образов героев, гуманизм и правдоискательство автора,  должны стать предметом обязательного изучения в школе.

Знакомство с творчеством писательницы  в национальной школе  можно начать в 9 классе  с повести «Память детства», перед изучением которой нужно восстановить в памяти учащихся знания  об отце писательницы Корнее Чуковском, вспомнить его произведения и плавно перейти к творчеству его дочери. Знакомство с произведениями Л.К.Чуковской – это большая радость и для учителя, и для учащихся. В произведениях  «Прочерк», «Спуск под воду», «Софья Петровна»  продолжается  тема «маленького человека», которая была начата еще  А.С.Пушкиным. Книгу «Записки об Анне Ахматовой» нужно рассмотреть при изучении творчества А.А.Ахматовой, которая даст большой дополнительный материал о жизни и творчестве поэтессы. Возможен вариант урока, где параллельно рассматривается повесть «Софья Петровна» и поэма «Реквием». Страницы публицистики Л.Чуковской можно использовать при изучении творчества А.И.Солженицына и И. Бродского. О последнем  программа национальной школы располагает очень скудным материалом.

Цели урока:

- сформировать представление о личности Л.К.Чуковской и о значении  ее произведений;

- выяснить особенности  повествовательной манеры автора;

- пробудить интерес к творчеству писателя;

- развивать умения строить устные и письменные высказывания;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, развивать навыки интерпретации прозаического текста;

  -воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми,  перед своей страной; способность противостоять силе  зла, уважение к людям, кто и в трудных жизненных ситуациях оставался человеком.

Форма проведения: устный журнал

Средства обучения:

1.Презентация о жизни и творчестве Л.К.Чуковской.

2. Выставка книг писательницы.

3. Мультимедийный проектор.

4.Экран

Опережающее  домашнее  задание:  1 группа – составить презентацию и подготовить сообщение  о жизни и творчестве писательницы, 2 группа – судьба книги «Софья Петровна», 3 группа –  жизнь и творчество Л.К.Чуковской в 50 – 90  годы.

Ход урока.

 1 страница. « Лидия Чуковская все еще далеко впереди,  она дожидается нас в иной,   человечной и умной России».

                                            /С.А. Лурье/

Эмоциональный настрой урока. Звучит стихотворение Л.М.Мартынова  «След» в исполнении ученика.

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые, и в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, солнцем залитые,

 Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос  даря в ответ,

Скажи,

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый, прочный след

В чужой душе на много лет?

 Учитель. Как вы понимаете это стихотворение?

Ученик. След – это наши поступки и слова, которые всегда, так или иначе, отражаются на жизни людей. И каждому необходимо стараться оставлять только чистый след в сердцах людей, в их памяти, в жизни.

Учитель. Действительно, ребята, как сказал Н.А.Островский: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы…» Сегодняшний урок мы  решили посвятить изучению жизни и творчества Лидии Корнеевны Чуковской, которая оставила после себя прочный след в  литературе и в жизни общества.  Современный человек имеет весьма общее представление или вообще не имеет представления о  «заслугах» этой мужественной женщины перед русской литературой. Ее книги с каждым годом привлекают к себе все больше читателей.  Жизнь Л.К.Чуковской – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, «по велению своего сердца».   В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник

 Лидию Корнеевну называли ангелом-хранителем, совестью русского народа. Чуковская — лауреат международных и российских премий: «Премия свободы» (Французская Академия, 1980 год), премия имени академика А. Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя» (1990 год), Государственная премия (1995 год).

2 страница.   Детство Л.К.Чуковской.

 Сообщение группы  учащихся - биографов.

  Ученик. ЧУКОВСКАЯ, ЛИДИЯ КОРНЕЕВНА (1907–1996), русский советский поэт, прозаик, критик. Родилась 24 марта (7 апреля) 1907 года в Петербурге в семье писателя К.И.Чуковского. В воспитании Чуковской большую роль сыграла творческая атмосфера родительского дома в Петербурге и в дачном поселке Куоккала (ныне Репино), широкий круг знакомств отца, включавший в себя многих выдающихся деятелей культуры и искусства. Она выросла в семье, где бывали Владимир Короленко и Леонид Андреев, Владимир Маяковский и Илья Репин. Детство ее прошло в Финляндии, в Куоккале. После февральской революции семья переехала в Петроград.


     
 Учитель. Интересны воспоминания самого Корнея Чуковского о дочери, опубликованные им в «Дневнике». В них он совсем маленькую дочь называет «врожденной гуманисткой». Вспоминает, что самыми любимыми ее детскими книгами были «Каштанка» и «Березкины именины», которые она читала по 3 раза в день. Маленькая Лида мечтала о том, чтобы «все люди собрались вместе и решили, чтобы больше не было бедных». И, как пишет Корней Чуковский, он «первый раз понял, какая рядом с ним чистая душа».

     Ученица. Странно, но до сих пор есть люди, которые о ней не слыхали, не знают, при том что, кажется, нет ни одного читающего по-русски, кто был бы незнаком с творчеством Корнея Чуковского. Так вот, для тех, кто о Чуковской не слышал: Лидия — старшая дочь Корнея Чуковского, тесными узами связанная с отцом, но с иной человеческой и литературной судьбой. Оба были людьми исключительно талантливыми, но было в характере дочки нечто такое, чему не мог не удивляться сам мудрый и многознающий отец. Дочка была, при всей хрупкости своего сложения, словно из стали выделана, целеустремленная, мужественная, несгибаемая…

3 страница.  Вся жизнь – в литературе.

Ученица. Лидия Чуковская училась сперва в Таганцевской гимназии, позднее в Тенишевском училище, затем в Институте Истории Искусств. Летом 1926 года, еще студенткой 2-го курса, она была арестована и выслана в Саратов, откуда вернулась через одиннадцать месяцев благодаря заступничеству отца.
В 1928 году Чуковская поступила на работу в Ленинградское отделение Детиздата, главою которого в то время был С.Я.Маршак.

Ученик. С тех пор Лидия  Чуковская работала в литературе всю жизнь, работала в разных жанрах – была редактором, выступала с критическими статьями, издавала дневники Миклухо-Маклая. Ее перу принадлежат книги «В лаборатории редактора», «Былое и думы Герцена», «Декабристы – исследователи Сибири».

Одновременно с этой работой для советских издательств она всегда писала в стол, без надежды и без расчета на печатание. Случилось так, что именно ее вещи, камерные и потаенные, со временем проложили дорогу к читателю.

4 страница.     «Мы должны знать,  как это произошло, чтобы никто и никогда не мог    выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение будущего, его гарант».

Евгений Евтушенко.

         Учитель. За последние десятилетия прошлого века вышло много книг, правдиво рассказывающих о Сталине и сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений – Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. Годы, когда у власти стоял И.В.Сталин, принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени – репрессии. Тысячи людей были арестованы и сосланы на поселения, в лагеря. Тысячи незаконно осужденных людей. А что творилось  « на воле»  «в мрачные годы ежовщины»?  Люди жили  в страхе. По-видимому, основной целью   тоталитарного режима было стремление поселить в людях страх, чтобы не думали. Не анализировали. Но ведь без этого человек – уже не человек.

      Ученик. В августе 1937 года был арестован муж Л.Чуковской — Матвей Петрович Бронштейн, физик-теоретик, астрофизик. В сентябре была разгромлена редакция Маршака, многие редакторы и авторы арестованы. Л.Чуковская была выгнана с работы и лишь случайно избежала ареста.    После ареста мужа пришли арестовывать и Лидию Корнеевну  -  как жену "врага народа". К счастью, ее не оказалось дома. Она тут же покинула Ленинград и смогла вернуться домой лишь через год с лишним. В ту пору, когда в стране царила помесь слепого энтузиазма с леденящим душу ужасом, она написала "Софью Петровну", которая, как  и "Реквием" Ахматовой, послужит в библейском смысле оправданием нашей литературы тех лет. Ведь написать тогда - даже в стол! - такую повесть было смертельно опасно. Но, как сказано в Писании, не погибнет город, в котором есть праведники.

     Учитель. Лидия Корнеевна - эта необыкновенная женщина, одна из тех бесчисленных жен, матерей, чьих  мужей смололо колесо сталинских репрессий. Одна из многих. Но есть отличие. Она, писательница Лидия Чуковская, уже в ту пору, в сюрреалистическом 1937 году, пыталась понять механизм происходящего. И со скрупулезностью летописца почти 50 лет спустя описала “хождение по мукам” жены арестованного и сгинувшего в недрах Большого Дома человека, своего мужа Матвея Петровича Бронштейна, талантливого физика-теоретика, “Мити”, как зовется он в книге.

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу…

Но все, что было, не забыто,

Не шито – крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток

И только правда ко двору.

А.Твардовский.

     Ученик. При всех мыслимых достоинствах будущих  повестей и рассказов, – писала Лидия Чуковская, - написаны они окажутся уже в иную эпоху, отделенную от 1939 года десятилетиями. Моя же повесть писалась по свежему следу только что происшедших событий. В этом ее отличие от произведений, которые будут посвящены 1937 -1938  годам, когда бы то ни было. В этом я вижу ее право на внимание читателей».

«Можешь не писать – не пиши»,   завещал нам Лев Толстой. Я не писать не могла. Повесилась бы, если бы вольно или невольно не закрепила на бумаге пережитое. Покончила бы с собой, как кончают предатели. Надеялась ли я   тогда, зимою, 39-40-года, схватясь за перо, что мои соотечественники когда-нибудь прочтут и поймут?».

Ученица.  « Вот что говорил друг, которого она считала одним из самых талантливых критиков, кто, как когда-то ее отец, возвращал критику в литературу - Самуил Лурье:
  "Мне кажется, что Лидия Корнеевна Чуковская была в этом нашем довольно безумном мире и в безумной истории как бы воплощением нормы. Вот она была воплощением нормального сознания, для которого такие вещи, как правда, человеческое величие, обладали реальным смыслом. Она в самом деле верила, что бывают великие люди, и Ахматову считала великим человеком. Она в самом деле верила, что это очень важно, чтобы речь, например, Ахматовой или наоборот - скверное выступление скверного человека, донос какой-нибудь, - был записан, вспомнен, не забыт... Потому что ей казалось, что правда играет в человеческих делах и в человеческой истории очень большую роль».

5 страница.  Судьба книги «Софья Петровна»

Эпиграф: « Не хочу мести, не хочу суда.  Хочу, чтобы люди знали и помнили, как все это было».

Акмал  Икрамов Камил, писатель, расстрелян в 1938 г.

Сообщение группы – литературоведов

       Учитель.  Память – самое дорогое, что есть в сердцах людей. Но в жизни бывают моменты, которые невозможно вспоминать без слез. Трагические события откладывают большой отпечаток на жизни и судьбы людей, нации, поэтому эти страницы истории надо изучать с особым вниманием. Политические репрессии – одна из самых трагических страниц нашей истории. Но это наша история, и изучение ее – знак памяти и дань уважения невинно пострадавшим. Знание всех фактов нашего прошлого, особенно трагических, дает нам полное представление о нас самих, о современности. – В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю. Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа. Чем же примечательна повесть «Софья Петровна»?

 Ученица. До настоящего времени повесть Лидии Корнеевны так и осталась единственной уцелевшей книгой о том, что творилось «на воле» «в мрачные годы ежовщины», написанной по горячему следу. Больше не появилось  ни повестей, ни романов, написанных тогда, в конце тридцатых годов с той же беспощадной простатой и глубиной понимания действительности.

Ученик.  «Софья Петровна» - это повесть   исповедь, спасение, боль и ее преображение, воплощение памяти, послание нам.

 Ученица. Зимой 1939/40 года по следам событий Чуковская написала повесть «Софья Петровна». Позже она охарактеризовала эту вещь как повесть об обществе, поврежденном в уме.

 «Отношением к сталинскому прошлому нашей истории, вцепившемуся когтями в наше настоящее,   писала Лидия Корнеевна в статье "Не казнь, но мысль, но слово",   определяется сейчас человеческое достоинство писателя и плодотворность его работы". "Я хочу,   писала она там же,   чтобы винтик за винтиком была исследована машина, которая превращала полного жизни, цветущего деятельностью человека в холодный труп. Чтобы ей был вынесен приговор. Во весь голос. Не перечеркивать надо счет, поставив на нем успокоительный штемпель "уплачено", а распутать клубок причин и следствий, серьезно и тщательно, петля за петлей, его разобрать..."

     Учитель.  О том, чтобы опубликовать в ближайшем будущем произведение, приравнивающееся к документу о 37-м, нельзя было и помыслить. Чуковская писала "Софью Петровну" больше для себя, чем для читателей. Что  вам  удалось узнать о судьбе этой книги?

         Ученица. Рукопись повести чудом уцелела в блокадном Ленинграде. Тетрадку с рукописью взял на хранение Исидор Моисеевич Гликин. Обладавший крепким здоровьем Исидор Гликин погиб в блокаду, но за два дня до смерти передал тетрадь тяжело больной сестре, сердечнице, приговоренной врачами еще в детстве. Чего в этом поступке больше   судьбы или чистой случайности, промысла или предчувствия? Розалия Гликина умерла в середине 50-х, известие о смерти пришло в Москву с опозданием. В старой коммуналке Л. Чуковская задает соседям вопрос об имуществе покойной. На дне старой корзины под стареньким, но аккуратно сложенным бельишком лежала тетрадь. Она чудом уцелела в блокадном Ленинграде и оказалась единственным свидетельством современника о том, что творилось на воле, запечатленным по живому следу событий.

 Ученик. В то тяжелое время Лидия Корнеевна  была  чуть ли не единственным человеком - из оставшихся в живых! - кто нашел в себе силы не опошлиться и не сдаться, - вспоминает Самуил  Лурье. - Она испытывала почти детское недоуменное отвращение ко злу, жестокости и лжи. Забытые сегодня слова "принципы" и "страсть" были для нее слиты воедино

 Ученица.  После ХХII съезда партии, в сентябре1962 года, повесть была предложена московскому издательству «Советский писатель» и подготовлена к изданию. Однако после выступлений Н.С.Хрущева против художников-абстракционистов и его встреч с интеллигенцией издание книги было остановлено. Но путь рукописи к читателю остановить уже не удалось. Повесть была подхвачена Самиздатом и  через четверть века после написания – в «Новом журнале»(1966,№83, №84, США) под верным заглавием и без перемены имен опубликована по-русски и в парижском издательстве «Пять континентов» под  другим названием ( «Опустелый дом», 1965) и с переменой имен некоторых героев (например, Ольга Петровна вместо Софья Петровна) вышла  тоже по-русски. После этого книга выходила в переводах на многие языки.

Учитель.  В очерке «Процесс исключения» Л.Чуковская написала:

«Однако, испытывая благодарность, утоления не чувствую. Жду одного, хочу одного:  увидеть мою книгу напечатанной в Советском Союзе.

У меня на родине. На родине Софьи Петровны.

Жду терпеливо тридцать четыре года.

Я хотела бы подвергнуть повесть одному-единственному суду моих сограждан, молодых и старых, в особенности старых, переживших то же, что выпало на долю пережить мне и столь непохожей на меня женщине, которую я выбрала героиней своего повествования – Софье Петровне, одной из тысяч, виденных мною вокруг».

В каком году была опубликована повесть в нашей стране?

Ученик.  Лидия Корнеевна  дожила до издания своей повести в России в1988 году – через пятьдесят(!) лет после того как она была написана. Это становится первой публикацией Лидии Чуковской после исключения из Союза писателей в 1974 г.

 Учитель. Бывший редактор известного литературного журнала "Нева" Самуил Лурье, рассказал,  что, когда в самом начале перестройки к печати готовилась "Софья Петровна", цензура, которая в то время еще правила в литературе, вычеркнула из текста два слова. Чуковская не пошла на компромисс даже в таком, казалось бы, незначительном моменте и не согласилась на новый вариант издания: "Пятьдесят лет ждала - и еще пятьдесят подожду!"

Ребята, вы знакомы с содержанием  произведения. Что вы можете сказать о главной героине повести?

6 страница. «У нас зря не посадят»

         Ученица. Один из читателей сказал: «Ваша повесть – измерительный прибор. С помощью этого прибора каждый может измерить, сколько в нем самом живет еще рабьего, тупого, глухо-слепо-немого».

Софья Петровна – наивная женщина, это обобщенный образ тех, кто всерьез верил в разумность и справедливость происходящего. «У нас зря не посадят», - повторяет она, хотя и верит, что ее сын ни в чем не виноват.

 Вдова успешно практиковавшего врача, Софья Петровна Липатова, поступает на службу не только от нужды, она сердцем принимает справедливость порядка, при котором все должны трудиться. Тем более всей душой принимает новый порядок ее сын Николай. Он объясняет матери, сколь правомерно уплотнение – то, что они живут уже не в трех комнатах, как при отце, а вдвоем в бывшей детской. Что уж говорить о директоре издательства, где служит Софья Петровна, или о тамошнем парторге. Они для Софьи Петровны – столпы новой жизни, ее творцы и носители. Парторга она, правда, чуть побаивается, но на директора Захарова глядит с восхищением.

Учитель. Сохранился единственный письменный отзыв о «Софье Петровне», относящийся к довоенной поре. Отзыв принадлежит Корнею Чуковскому. В открытке из Москвы в марте 1940 года он писал дочери: «Ты точно определила содержание своей повести: разложение личности под влиянием нелепости сущего. Личность была неказистая, но нормативно цельная. В повести мне больше всего понравился тон, вскрывающий в тебе матерого, подлинного беллетриста.

Крепко целую тебя – поздравляю с 33-летием.»

Еще  в каких произведениях Лидия Корнеевна затронула тему террора?

7 страница. «…Вы как  целая эпоха».

Сообщение группы – исследователей.

Ученик .  В повести «Спуск под воду» — та же трагическая судьба русской женщины, потерявшей мужа в сталинских чистках 30-х годов, но только здесь события происходят уже в послевоенные годы, в гнетущей атмосфере уже сформировавшегося и окостеневшего полицейского государства, в атмосфере всеобщей покорности и молчания, лжи, страха, подозрительности и недоверия.

 Ученица.  Как и другие произведения Чуковской ("Софья Петровна", "Спуск под воду"), "Прочерк" осязаемо воссоздает атмосферу тех страшных лет - безнадежности, бессилия, безысходности, снова возвращает читателя к уже забываемой, но так и не постигнутой трагедии нашей страны. Между тем, "Прочерк" - повесть автобиографическая, как всякая жизнь, она пестра и сбивчива. Именно поэтому в ней наряду с трагедией, Л. К. Чуковская позволила себе вспомнить о ее кануне, вместившем жизнь, еще не изувеченную насилием. Эта жизнь, обобщенная на страницах книги в короткое воспоминание - соответственно месту в судьбе автора, - позволила нам, читателям, узнать Лидию Корнеевну с непривычной стороны. Для понимания творчества писателя необходимо знать его биографию - это факт, давно известная, порядком избитая истина. Для понимания творчества Чуковской мало знать ее судьбу - нужно знать грани ее личности, различные ипостаси.

Учитель. Ребята, а что вы можете сообщить о дальнейшем творчестве этой смелой женщины?

Ученик.  Конец «оттепели» прошел для Чуковской в хлопотах по освобождению Иосифа Бродского, будущего Нобелевского лауреата, в ту пору осужденного за «тунеядство». Многочисленные письма в защиту молодого поэта открыли в Чуковской новый дар — дар публициста, который оказался насущно необходим российской общественности в условиях наступившей реакции. Мужественные и страстные статьи Чуковской «Михаилу Шолохову, автору “Тихого Дона”» (1966), «Гнев народа» (1973), «Не казнь, но мысль. Но слово» (1976) распространялись в «самиздате», их передавали зарубежные радиостанции. Они знаменовала собой новый этап нашего правозащитного движения, были написаны в традиции герценовской публицистики (недаром писательница столько лет отдала изучению Герцена) и свидетельствуют о высоком чувстве ответственности за страну и историю.
     

 Учитель. Это хорошо понимали и на Западе. В книге «Русские» (1976) бывший корреспондент газеты «Нью-Йорк Таймс» Хедрик Смит писал, что Чуковская, как петроградский ординар, отмеряет уровень нравственности русского общества. Человек со стороны сумел на удивление точно определить масштабы ее личности. Впрочем, и в Москве понимали значение Чуковской. После появления статьи «Гнев народа» ее исключили из Союза писателей (январь 1974); печатать же перестали еще раньше, и она не публиковалась на родине 16 лет. Ребята, что вы можете рассказать о дружбе Лидии Корнеевны с поэтессой Анной Ахматовой?

8 страница. Л.К.Чуковская и А.А.Ахматова.

Ученица. Еще в 1938-м году, в длинных очередях у ворот тюрьмы сложилась дружба Анны Ахматовой, у которой был арестован сын, и Лидии Чуковской, которой долго не сообщали о расстреле мужа. «Колеблясь между страхом обыска и необходимостью записывать каждое ее слово, я начала вести дневник наших встреч. Разговоры я записывала, стихи, творимые ею, запоминала наизусть (в том числе «Реквием»)», за который, согласно «могильному» юмору тех лет, полагалось 25 лет расстрела», - вспоминала Лидия Корнеевна.

Ученик.   В 1964 году Чуковская помогала Анне Ахматовой составить ее последний сборник «Бег времени». В 1966-м, после кончины Ахматовой Чуковская начала приводить в порядок свои дневниковые записи о ней, которые вела на протяжении многих десятилетий. Напечатать их на родине было невозможно. «Записки об Анне Ахматовой» вышли на Западе в издательстве «YMCA-Press»: том первый — в 1976 году, том второй — в1980-м. «Записки» переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, польский и голландский языки.

         Учитель. Прозаик, драматург Ирина Чайковская пишет:  «Недаром Ахматова, старшая подруга Лидии Корнеевны, предмет ее деятельной заботы и обожания, героиня ее интереснейших “Записок…”, в некоторые моменты словно побаивалась своей слишком принципиальной и нелицеприятной собеседницы. Но здесь следует сделать одно уточнение. Речь идет вовсе не о “железной женщине”, подчиняющей всех своей воле, не о даме — надзирательнице, выговаривающей нерадивым ученикам, а о личности с тонкой душевной организацией, не мыслящей себя без поэзии, для которой культура потребна как воздух, а сочинение стихов — естественное состояние».

9 страница. Автор  замечательных  стихов.

Ученица. Читателю может показаться неожиданным что  «Стихотворения» вошли в отдел «Отрывки из дневника», однако именно так назвала Лидия Чуковская  свой первый стихотворный сборник. Большинство этих стихов действительно писалось на страницах дневника  и представляет собой лирический дневник автора на протяжении многих десятилетий.

Ученик.   Да, Лидия Корнеевна является автором замечательных стихов. Послушайте стихотворение «Внутри зари».

I
Когда я думаю об этом городе
Помню: горе.
Когда я думаю об этом городе
Вижу: зори.
Когда я думаю об этом городе
Чую: море.

Город зорь.
Ветра морского,
Горя людского -
И моего.
Мой город.

II

Он расположен где-то
Внутри зари.
Город боли и света -
Боли, гори!

Он расположен где-то
Внутри меня,
Память пронзая светом
И леденя.

III

Река не золотые сны
Колеблет - золотые шпили.
Как будто я лежу в могиле
Откуда ангелы видны.

Л.К. Май, 1965

10 страница.   «…человек и писатель, одна из немногих настоящих писателей, оставшихся в России»

         Ученик. После смерти отца Чуковская написала повесть «Памяти детства: Воспоминания о Корнее Чуковском » (1971). Повесть в Советском Союзе также не была напечатана.
В своем очерке литературных нравов «Процесс исключения » (1978) Чуковская рассказала о судьбе литературы и литераторов в 70-е годы, а в очерке «Предсмертие» (1981) — о Чистополе в августе 1941 года, где она познакомилась с Цветаевой за несколько дней до ее гибели.

Учитель. Она была не просто верна своим друзьям, она воплощала собой само понятие этой верности. Если находила чей-то поступок или высказывание по отношению к ним неблаговидным, то давала об этом знать в четкой формулировке, недвусмысленно. В первую очередь тому, кто так поступил, если то был ее знакомый, и это означало прекращение знакомства, после чего, не скрывала своей позиции и от любого, кто принадлежал к общему кругу. Начиная с какого года стали печататься произведения Лидии Чуковской в нашей стране?

Ученик.  В 1987-м году запрет с имени Лидии Чуковской был снят, после чего все ее произведения напечатаны в России.

Учитель.  Особо нужно отметить роль Лидии Чуковской в спасении романа Бориса Житкова «Виктор Вавич». Уникальное произведение  о русской революции после убийственной рецензии Александра Фадеева было запрещено к печати, готовый набор рассыпан, ни одна книга так и не вышла из издательства… Лидия Корнеевна Чуковская сохранила один  экземпляр романа, и именно благодаря ее усилиям этот роман увидел свет в начале 90х годов. Что вы узнали о последних годах жизни и деятельности писательницы?

 Ученица. Последние годы Лидия Чуковская жила в Москве, на Тверской улице, в престижном  шумном  районе  рядом с Кремлем. Но Москву она так и не полюбила, ей был дорог поневоле оставленный Ленинград. Город, где она родилась, училась, где работала в слаженном  творческом коллективе  детской редакции Маршака, где встретилась с Матвеем Бронштейном и где его потеряла. В «Прочерке» она признается, что Митя-призрак, Митя-тень является ей через много десятилетий после разлуки — во сне и наяву. Только возвращается он всегда в Ленинград.

         Ученик. Леонид Романков вспоминает: «Работала регулярно, ежедневно, превозмогая усталость, сердечную боль, тоску. Несколько раз дорабатывалась до того, что напрочь лопались кровеносные сосуды глаз, а то случались микроспазмы головного мозга, мгновенные потери сознания. На Люшины и мои уговоры дать себе отдых была непреклонна - "Я еще не все долги отдала, я должна еще много успеть до смерти…" В жару в Москве она изнывала и мучалась; пока была в силах ездить - спасало Переделкино, где одну зиму перед его высылкой под этой же крышей жил и работал Александр Исаевич Солженицын. Тамошний чистый воздух, сосны в саду, память об отце, действовали благотворно, даже несмотря на "топтунов" за окном. (… "Обшарпаны стены, топтун у ворот/ Опасная стерва в том доме живет", как написала Инна Лиснянская). Переделкинский дом, неофициальный тогда музей Корнея Чуковского, эпическая борьба за его сохранение с власть предержащими - это тема для отдельного рассказа. В последние годы Лидия Корнеевна  практически безвыездно жила в Москве и летом с нетерпением ждала зимних холодов.

Ученица.   «Спасибо Вам, Лидия Корнеевна,   за то, что Вы,  человек и писатель, одна из немногих настоящих писателей, оставшихся в России» .  Эту надпись Лидия Чуковская  считала своим орденом. Она нашла ее на кладбище рядом с могилой отца.

Умерла Лидия Чуковская в Москве 7 февраля 1996 года, и была похоронена на Переделкинском кладбище рядом с отцом. 

11 страница. Эпилог.

            Учитель.   И так случилось превращение героизма в гениальность, сострадания и верности мертвым -  в бессмертные книги. «Софья Петровна», «Спуск под воду», «Процесс исключения», «Записки об Анне Ахматовой», «Памяти детства» - классическая проза, ясновидение правды, сага о человеческом достоинстве. Это книги, отторгающие жестокость и низость как нечто непостижимое, потустороннее,- а понятно и нормально благородство, а подлинной реальностью обладают лишь творчество и  любовь.

       Эти книги свидетельствуют,  что по крайней мере в одном человеке на нашей  Земле соединились бесстрашный характер, непреклонная воля, великодушное сердце и ясный ум - и стали неотразимой рыцарской речью.

Жизнь Лидии Чуковской наполнял каждодневный труд, труд каторжный, вдохновенный, обезболивающий. Много дел у нее и после смерти. Об одном из них она сказала сама:

"Ну, а если умру я, а дом твой останется жить, 
Я с ближайшего облака буду его сторожить».

Не менее важное ее дело - помогать  нам  смотреть на жизнь широко открытыми глазами, смело и строго, и подчиняться внутреннему голосу правды. И поэтому Лидия Чуковская с нами, с теми, кому довелось или еще предстоит соприкоснуться с ее жизнью, с ее книгами, с ее свидетельством.

Домашнее задание. Прочитать повесть «Софья Петровна» и подготовить ответы на вопросы:

1. О  чем эта книга?

2.На какие смысловые части можно разделить повесть?

3.Как Л. К. Чуковская относится к своей героине?

4.Как меняется поведение главной героини в продолжение  романа?

5. Какое общее ощущение осталось от книги?

                        Использованная литература.

1.Лидия Чуковская. Сочинения в 2 томах.  Том 1. Повести. Воспоминания. Москва  2000.

2. Лидия  Чуковская. Сочинения в 2 томах. Том 2. Дневники. Письма. Москва 2000.

3.  Сайт «Отдав искусству жизнь без сдачи»  http://www.chukfamily.ru/

4. Анатолий Разумов.  Памяти юности Лидии Чуковской.

5.Павел Крючков.  Владелица луча.

6. Владимир Корнилов.  "…Вы как целая эпоха…"

7. Самуил Лурье.  Остров РЛ: эпилог.

8. Самуил Лурье.  Прописные буквы.
9. Самуил Лурье
.  Некролог.
10. Самуил Лурье.
  Линия жизни.
11. Александр Солженицын.
  Слово прощания.
12.  Геннадий Горелик.
  Памяти Лидии Чуковской





Предварительный просмотр:

Урок – презентация  «…Вы как целая эпоха» (по страницам  жизни и   творчества Лидии Корнеевны Чуковской)

Айзятова Фидания Мидехатовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Старокакерлинская сош» Дрожжановского района Республики Татарстан

   Творчество Л.К.Чуковской – великолепного мастера художественного слова 20 века – незаслуженно было обойдено школьной программой по литературе. Богатство, изящество, простота языка, временами эмоционального до экспрессии и образного до предметности, всегда воссоздающего дух и колорит эпохи, многообразие и глубина проблем (социальных, нравственных, психологических, философских), рассматриваемых в произведениях  неодномерность образов героев, гуманизм и правдоискательство автора,  должны стать предметом обязательного изучения в школе.

Знакомство с творчеством писательницы  в национальной школе  можно начать в 9 классе  с повести «Память детства», перед изучением которой нужно восстановить в памяти учащихся знания  об отце писательницы Корнее Чуковском, вспомнить его произведения и плавно перейти к творчеству его дочери. Знакомство с произведениями Л.К.Чуковской – это большая радость и для учителя, и для учащихся. В произведениях  «Прочерк», «Спуск под воду», «Софья Петровна»  продолжается  тема «маленького человека», которая была начата еще  А.С.Пушкиным. Книгу «Записки об Анне Ахматовой» нужно рассмотреть при изучении творчества А.А.Ахматовой, которая даст большой дополнительный материал о жизни и творчестве поэтессы. Возможен вариант урока, где параллельно рассматривается повесть «Софья Петровна» и поэма «Реквием». Страницы публицистики Л.Чуковской можно использовать при изучении творчества А.И.Солженицына и И. Бродского. О последнем  программа национальной школы располагает очень скудным материалом.

Цели урока:

- сформировать представление о личности Л.К.Чуковской и о значении  ее произведений;

- выяснить особенности  повествовательной манеры автора;

- пробудить интерес к творчеству писателя;

- развивать умения строить устные и письменные высказывания;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, развивать навыки интерпретации прозаического текста;

  -воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми,  перед своей страной; способность противостоять силе  зла, уважение к людям, кто и в трудных жизненных ситуациях оставался человеком.

Форма проведения: устный журнал

Средства обучения:

1.Презентация о жизни и творчестве Л.К.Чуковской.

2. Выставка книг писательницы.

3. Мультимедийный проектор.

4.Экран

Опережающее  домашнее  задание:  1 группа – составить презентацию и подготовить сообщение  о жизни и творчестве писательницы, 2 группа – судьба книги «Софья Петровна», 3 группа –  жизнь и творчество Л.К.Чуковской в 50 – 90  годы.

Ход урока.

 1 страница. « Лидия Чуковская все еще далеко впереди,  она дожидается нас в иной,   человечной и умной России».

                                            /С.А. Лурье/

Эмоциональный настрой урока. Звучит стихотворение Л.М.Мартынова  «След» в исполнении ученика.

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые, и в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, солнцем залитые,

 Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос  даря в ответ,

Скажи,

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый, прочный след

В чужой душе на много лет?

 Учитель. Как вы понимаете это стихотворение?

Ученик. След – это наши поступки и слова, которые всегда, так или иначе, отражаются на жизни людей. И каждому необходимо стараться оставлять только чистый след в сердцах людей, в их памяти, в жизни.

Учитель. Действительно, ребята, как сказал Н.А.Островский: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы…» Сегодняшний урок мы  решили посвятить изучению жизни и творчества Лидии Корнеевны Чуковской, которая оставила после себя прочный след в  литературе и в жизни общества.  Современный человек имеет весьма общее представление или вообще не имеет представления о  «заслугах» этой мужественной женщины перед русской литературой. Ее книги с каждым годом привлекают к себе все больше читателей.  Жизнь Л.К.Чуковской – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, «по велению своего сердца».   В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник

 Лидию Корнеевну называли ангелом-хранителем, совестью русского народа. Чуковская — лауреат международных и российских премий: «Премия свободы» (Французская Академия, 1980 год), премия имени академика А. Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя» (1990 год), Государственная премия (1995 год).

2 страница.   Детство Л.К.Чуковской.

 Сообщение группы  учащихся - биографов.

  Ученик. ЧУКОВСКАЯ, ЛИДИЯ КОРНЕЕВНА (1907–1996), русский советский поэт, прозаик, критик. Родилась 24 марта (7 апреля) 1907 года в Петербурге в семье писателя К.И.Чуковского. В воспитании Чуковской большую роль сыграла творческая атмосфера родительского дома в Петербурге и в дачном поселке Куоккала (ныне Репино), широкий круг знакомств отца, включавший в себя многих выдающихся деятелей культуры и искусства. Она выросла в семье, где бывали Владимир Короленко и Леонид Андреев, Владимир Маяковский и Илья Репин. Детство ее прошло в Финляндии, в Куоккале. После февральской революции семья переехала в Петроград.


     
 Учитель. Интересны воспоминания самого Корнея Чуковского о дочери, опубликованные им в «Дневнике». В них он совсем маленькую дочь называет «врожденной гуманисткой». Вспоминает, что самыми любимыми ее детскими книгами были «Каштанка» и «Березкины именины», которые она читала по 3 раза в день. Маленькая Лида мечтала о том, чтобы «все люди собрались вместе и решили, чтобы больше не было бедных». И, как пишет Корней Чуковский, он «первый раз понял, какая рядом с ним чистая душа».

     Ученица. Странно, но до сих пор есть люди, которые о ней не слыхали, не знают, при том что, кажется, нет ни одного читающего по-русски, кто был бы незнаком с творчеством Корнея Чуковского. Так вот, для тех, кто о Чуковской не слышал: Лидия — старшая дочь Корнея Чуковского, тесными узами связанная с отцом, но с иной человеческой и литературной судьбой. Оба были людьми исключительно талантливыми, но было в характере дочки нечто такое, чему не мог не удивляться сам мудрый и многознающий отец. Дочка была, при всей хрупкости своего сложения, словно из стали выделана, целеустремленная, мужественная, несгибаемая…

3 страница.  Вся жизнь – в литературе.

Ученица. Лидия Чуковская училась сперва в Таганцевской гимназии, позднее в Тенишевском училище, затем в Институте Истории Искусств. Летом 1926 года, еще студенткой 2-го курса, она была арестована и выслана в Саратов, откуда вернулась через одиннадцать месяцев благодаря заступничеству отца.
В 1928 году Чуковская поступила на работу в Ленинградское отделение Детиздата, главою которого в то время был С.Я.Маршак.

Ученик. С тех пор Лидия  Чуковская работала в литературе всю жизнь, работала в разных жанрах – была редактором, выступала с критическими статьями, издавала дневники Миклухо-Маклая. Ее перу принадлежат книги «В лаборатории редактора», «Былое и думы Герцена», «Декабристы – исследователи Сибири».

Одновременно с этой работой для советских издательств она всегда писала в стол, без надежды и без расчета на печатание. Случилось так, что именно ее вещи, камерные и потаенные, со временем проложили дорогу к читателю.

4 страница.     «Мы должны знать,  как это произошло, чтобы никто и никогда не мог    выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение будущего, его гарант».

Евгений Евтушенко.

         Учитель. За последние десятилетия прошлого века вышло много книг, правдиво рассказывающих о Сталине и сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений – Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. Годы, когда у власти стоял И.В.Сталин, принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени – репрессии. Тысячи людей были арестованы и сосланы на поселения, в лагеря. Тысячи незаконно осужденных людей. А что творилось  « на воле»  «в мрачные годы ежовщины»?  Люди жили  в страхе. По-видимому, основной целью   тоталитарного режима было стремление поселить в людях страх, чтобы не думали. Не анализировали. Но ведь без этого человек – уже не человек.

      Ученик. В августе 1937 года был арестован муж Л.Чуковской — Матвей Петрович Бронштейн, физик-теоретик, астрофизик. В сентябре была разгромлена редакция Маршака, многие редакторы и авторы арестованы. Л.Чуковская была выгнана с работы и лишь случайно избежала ареста.    После ареста мужа пришли арестовывать и Лидию Корнеевну  -  как жену "врага народа". К счастью, ее не оказалось дома. Она тут же покинула Ленинград и смогла вернуться домой лишь через год с лишним. В ту пору, когда в стране царила помесь слепого энтузиазма с леденящим душу ужасом, она написала "Софью Петровну", которая, как  и "Реквием" Ахматовой, послужит в библейском смысле оправданием нашей литературы тех лет. Ведь написать тогда - даже в стол! - такую повесть было смертельно опасно. Но, как сказано в Писании, не погибнет город, в котором есть праведники.

     Учитель. Лидия Корнеевна - эта необыкновенная женщина, одна из тех бесчисленных жен, матерей, чьих  мужей смололо колесо сталинских репрессий. Одна из многих. Но есть отличие. Она, писательница Лидия Чуковская, уже в ту пору, в сюрреалистическом 1937 году, пыталась понять механизм происходящего. И со скрупулезностью летописца почти 50 лет спустя описала “хождение по мукам” жены арестованного и сгинувшего в недрах Большого Дома человека, своего мужа Матвея Петровича Бронштейна, талантливого физика-теоретика, “Мити”, как зовется он в книге.

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу…

Но все, что было, не забыто,

Не шито – крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток

И только правда ко двору.

А.Твардовский.

     Ученик. При всех мыслимых достоинствах будущих  повестей и рассказов, – писала Лидия Чуковская, - написаны они окажутся уже в иную эпоху, отделенную от 1939 года десятилетиями. Моя же повесть писалась по свежему следу только что происшедших событий. В этом ее отличие от произведений, которые будут посвящены 1937 -1938  годам, когда бы то ни было. В этом я вижу ее право на внимание читателей».

«Можешь не писать – не пиши»,   завещал нам Лев Толстой. Я не писать не могла. Повесилась бы, если бы вольно или невольно не закрепила на бумаге пережитое. Покончила бы с собой, как кончают предатели. Надеялась ли я   тогда, зимою, 39-40-года, схватясь за перо, что мои соотечественники когда-нибудь прочтут и поймут?».

Ученица.  « Вот что говорил друг, которого она считала одним из самых талантливых критиков, кто, как когда-то ее отец, возвращал критику в литературу - Самуил Лурье:
  "Мне кажется, что Лидия Корнеевна Чуковская была в этом нашем довольно безумном мире и в безумной истории как бы воплощением нормы. Вот она была воплощением нормального сознания, для которого такие вещи, как правда, человеческое величие, обладали реальным смыслом. Она в самом деле верила, что бывают великие люди, и Ахматову считала великим человеком. Она в самом деле верила, что это очень важно, чтобы речь, например, Ахматовой или наоборот - скверное выступление скверного человека, донос какой-нибудь, - был записан, вспомнен, не забыт... Потому что ей казалось, что правда играет в человеческих делах и в человеческой истории очень большую роль».

5 страница.  Судьба книги «Софья Петровна»

Эпиграф: « Не хочу мести, не хочу суда.  Хочу, чтобы люди знали и помнили, как все это было».

Акмал  Икрамов Камил, писатель, расстрелян в 1938 г.

Сообщение группы – литературоведов

       Учитель.  Память – самое дорогое, что есть в сердцах людей. Но в жизни бывают моменты, которые невозможно вспоминать без слез. Трагические события откладывают большой отпечаток на жизни и судьбы людей, нации, поэтому эти страницы истории надо изучать с особым вниманием. Политические репрессии – одна из самых трагических страниц нашей истории. Но это наша история, и изучение ее – знак памяти и дань уважения невинно пострадавшим. Знание всех фактов нашего прошлого, особенно трагических, дает нам полное представление о нас самих, о современности. – В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю. Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа. Чем же примечательна повесть «Софья Петровна»?

 Ученица. До настоящего времени повесть Лидии Корнеевны так и осталась единственной уцелевшей книгой о том, что творилось «на воле» «в мрачные годы ежовщины», написанной по горячему следу. Больше не появилось  ни повестей, ни романов, написанных тогда, в конце тридцатых годов с той же беспощадной простатой и глубиной понимания действительности.

Ученик.  «Софья Петровна» - это повесть   исповедь, спасение, боль и ее преображение, воплощение памяти, послание нам.

 Ученица. Зимой 1939/40 года по следам событий Чуковская написала повесть «Софья Петровна». Позже она охарактеризовала эту вещь как повесть об обществе, поврежденном в уме.

 «Отношением к сталинскому прошлому нашей истории, вцепившемуся когтями в наше настоящее,   писала Лидия Корнеевна в статье "Не казнь, но мысль, но слово",   определяется сейчас человеческое достоинство писателя и плодотворность его работы". "Я хочу,   писала она там же,   чтобы винтик за винтиком была исследована машина, которая превращала полного жизни, цветущего деятельностью человека в холодный труп. Чтобы ей был вынесен приговор. Во весь голос. Не перечеркивать надо счет, поставив на нем успокоительный штемпель "уплачено", а распутать клубок причин и следствий, серьезно и тщательно, петля за петлей, его разобрать..."

     Учитель.  О том, чтобы опубликовать в ближайшем будущем произведение, приравнивающееся к документу о 37-м, нельзя было и помыслить. Чуковская писала "Софью Петровну" больше для себя, чем для читателей. Что  вам  удалось узнать о судьбе этой книги?

         Ученица. Рукопись повести чудом уцелела в блокадном Ленинграде. Тетрадку с рукописью взял на хранение Исидор Моисеевич Гликин. Обладавший крепким здоровьем Исидор Гликин погиб в блокаду, но за два дня до смерти передал тетрадь тяжело больной сестре, сердечнице, приговоренной врачами еще в детстве. Чего в этом поступке больше   судьбы или чистой случайности, промысла или предчувствия? Розалия Гликина умерла в середине 50-х, известие о смерти пришло в Москву с опозданием. В старой коммуналке Л. Чуковская задает соседям вопрос об имуществе покойной. На дне старой корзины под стареньким, но аккуратно сложенным бельишком лежала тетрадь. Она чудом уцелела в блокадном Ленинграде и оказалась единственным свидетельством современника о том, что творилось на воле, запечатленным по живому следу событий.

 Ученик. В то тяжелое время Лидия Корнеевна  была  чуть ли не единственным человеком - из оставшихся в живых! - кто нашел в себе силы не опошлиться и не сдаться, - вспоминает Самуил  Лурье. - Она испытывала почти детское недоуменное отвращение ко злу, жестокости и лжи. Забытые сегодня слова "принципы" и "страсть" были для нее слиты воедино

 Ученица.  После ХХII съезда партии, в сентябре1962 года, повесть была предложена московскому издательству «Советский писатель» и подготовлена к изданию. Однако после выступлений Н.С.Хрущева против художников-абстракционистов и его встреч с интеллигенцией издание книги было остановлено. Но путь рукописи к читателю остановить уже не удалось. Повесть была подхвачена Самиздатом и  через четверть века после написания – в «Новом журнале»(1966,№83, №84, США) под верным заглавием и без перемены имен опубликована по-русски и в парижском издательстве «Пять континентов» под  другим названием ( «Опустелый дом», 1965) и с переменой имен некоторых героев (например, Ольга Петровна вместо Софья Петровна) вышла  тоже по-русски. После этого книга выходила в переводах на многие языки.

Учитель.  В очерке «Процесс исключения» Л.Чуковская написала:

«Однако, испытывая благодарность, утоления не чувствую. Жду одного, хочу одного:  увидеть мою книгу напечатанной в Советском Союзе.

У меня на родине. На родине Софьи Петровны.

Жду терпеливо тридцать четыре года.

Я хотела бы подвергнуть повесть одному-единственному суду моих сограждан, молодых и старых, в особенности старых, переживших то же, что выпало на долю пережить мне и столь непохожей на меня женщине, которую я выбрала героиней своего повествования – Софье Петровне, одной из тысяч, виденных мною вокруг».

В каком году была опубликована повесть в нашей стране?

Ученик.  Лидия Корнеевна  дожила до издания своей повести в России в1988 году – через пятьдесят(!) лет после того как она была написана. Это становится первой публикацией Лидии Чуковской после исключения из Союза писателей в 1974 г.

 Учитель. Бывший редактор известного литературного журнала "Нева" Самуил Лурье, рассказал,  что, когда в самом начале перестройки к печати готовилась "Софья Петровна", цензура, которая в то время еще правила в литературе, вычеркнула из текста два слова. Чуковская не пошла на компромисс даже в таком, казалось бы, незначительном моменте и не согласилась на новый вариант издания: "Пятьдесят лет ждала - и еще пятьдесят подожду!"

Ребята, вы знакомы с содержанием  произведения. Что вы можете сказать о главной героине повести?

6 страница. «У нас зря не посадят»

         Ученица. Один из читателей сказал: «Ваша повесть – измерительный прибор. С помощью этого прибора каждый может измерить, сколько в нем самом живет еще рабьего, тупого, глухо-слепо-немого».

Софья Петровна – наивная женщина, это обобщенный образ тех, кто всерьез верил в разумность и справедливость происходящего. «У нас зря не посадят», - повторяет она, хотя и верит, что ее сын ни в чем не виноват.

 Вдова успешно практиковавшего врача, Софья Петровна Липатова, поступает на службу не только от нужды, она сердцем принимает справедливость порядка, при котором все должны трудиться. Тем более всей душой принимает новый порядок ее сын Николай. Он объясняет матери, сколь правомерно уплотнение – то, что они живут уже не в трех комнатах, как при отце, а вдвоем в бывшей детской. Что уж говорить о директоре издательства, где служит Софья Петровна, или о тамошнем парторге. Они для Софьи Петровны – столпы новой жизни, ее творцы и носители. Парторга она, правда, чуть побаивается, но на директора Захарова глядит с восхищением.

Учитель. Сохранился единственный письменный отзыв о «Софье Петровне», относящийся к довоенной поре. Отзыв принадлежит Корнею Чуковскому. В открытке из Москвы в марте 1940 года он писал дочери: «Ты точно определила содержание своей повести: разложение личности под влиянием нелепости сущего. Личность была неказистая, но нормативно цельная. В повести мне больше всего понравился тон, вскрывающий в тебе матерого, подлинного беллетриста.

Крепко целую тебя – поздравляю с 33-летием.»

Еще  в каких произведениях Лидия Корнеевна затронула тему террора?

7 страница. «…Вы как  целая эпоха».

Сообщение группы – исследователей.

Ученик .  В повести «Спуск под воду» — та же трагическая судьба русской женщины, потерявшей мужа в сталинских чистках 30-х годов, но только здесь события происходят уже в послевоенные годы, в гнетущей атмосфере уже сформировавшегося и окостеневшего полицейского государства, в атмосфере всеобщей покорности и молчания, лжи, страха, подозрительности и недоверия.

 Ученица.  Как и другие произведения Чуковской ("Софья Петровна", "Спуск под воду"), "Прочерк" осязаемо воссоздает атмосферу тех страшных лет - безнадежности, бессилия, безысходности, снова возвращает читателя к уже забываемой, но так и не постигнутой трагедии нашей страны. Между тем, "Прочерк" - повесть автобиографическая, как всякая жизнь, она пестра и сбивчива. Именно поэтому в ней наряду с трагедией, Л. К. Чуковская позволила себе вспомнить о ее кануне, вместившем жизнь, еще не изувеченную насилием. Эта жизнь, обобщенная на страницах книги в короткое воспоминание - соответственно месту в судьбе автора, - позволила нам, читателям, узнать Лидию Корнеевну с непривычной стороны. Для понимания творчества писателя необходимо знать его биографию - это факт, давно известная, порядком избитая истина. Для понимания творчества Чуковской мало знать ее судьбу - нужно знать грани ее личности, различные ипостаси.

Учитель. Ребята, а что вы можете сообщить о дальнейшем творчестве этой смелой женщины?

Ученик.  Конец «оттепели» прошел для Чуковской в хлопотах по освобождению Иосифа Бродского, будущего Нобелевского лауреата, в ту пору осужденного за «тунеядство». Многочисленные письма в защиту молодого поэта открыли в Чуковской новый дар — дар публициста, который оказался насущно необходим российской общественности в условиях наступившей реакции. Мужественные и страстные статьи Чуковской «Михаилу Шолохову, автору “Тихого Дона”» (1966), «Гнев народа» (1973), «Не казнь, но мысль. Но слово» (1976) распространялись в «самиздате», их передавали зарубежные радиостанции. Они знаменовала собой новый этап нашего правозащитного движения, были написаны в традиции герценовской публицистики (недаром писательница столько лет отдала изучению Герцена) и свидетельствуют о высоком чувстве ответственности за страну и историю.
     

 Учитель. Это хорошо понимали и на Западе. В книге «Русские» (1976) бывший корреспондент газеты «Нью-Йорк Таймс» Хедрик Смит писал, что Чуковская, как петроградский ординар, отмеряет уровень нравственности русского общества. Человек со стороны сумел на удивление точно определить масштабы ее личности. Впрочем, и в Москве понимали значение Чуковской. После появления статьи «Гнев народа» ее исключили из Союза писателей (январь 1974); печатать же перестали еще раньше, и она не публиковалась на родине 16 лет. Ребята, что вы можете рассказать о дружбе Лидии Корнеевны с поэтессой Анной Ахматовой?

8 страница. Л.К.Чуковская и А.А.Ахматова.

Ученица. Еще в 1938-м году, в длинных очередях у ворот тюрьмы сложилась дружба Анны Ахматовой, у которой был арестован сын, и Лидии Чуковской, которой долго не сообщали о расстреле мужа. «Колеблясь между страхом обыска и необходимостью записывать каждое ее слово, я начала вести дневник наших встреч. Разговоры я записывала, стихи, творимые ею, запоминала наизусть (в том числе «Реквием»)», за который, согласно «могильному» юмору тех лет, полагалось 25 лет расстрела», - вспоминала Лидия Корнеевна.

Ученик.   В 1964 году Чуковская помогала Анне Ахматовой составить ее последний сборник «Бег времени». В 1966-м, после кончины Ахматовой Чуковская начала приводить в порядок свои дневниковые записи о ней, которые вела на протяжении многих десятилетий. Напечатать их на родине было невозможно. «Записки об Анне Ахматовой» вышли на Западе в издательстве «YMCA-Press»: том первый — в 1976 году, том второй — в1980-м. «Записки» переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, польский и голландский языки.

         Учитель. Прозаик, драматург Ирина Чайковская пишет:  «Недаром Ахматова, старшая подруга Лидии Корнеевны, предмет ее деятельной заботы и обожания, героиня ее интереснейших “Записок…”, в некоторые моменты словно побаивалась своей слишком принципиальной и нелицеприятной собеседницы. Но здесь следует сделать одно уточнение. Речь идет вовсе не о “железной женщине”, подчиняющей всех своей воле, не о даме — надзирательнице, выговаривающей нерадивым ученикам, а о личности с тонкой душевной организацией, не мыслящей себя без поэзии, для которой культура потребна как воздух, а сочинение стихов — естественное состояние».

9 страница. Автор  замечательных  стихов.

Ученица. Читателю может показаться неожиданным что  «Стихотворения» вошли в отдел «Отрывки из дневника», однако именно так назвала Лидия Чуковская  свой первый стихотворный сборник. Большинство этих стихов действительно писалось на страницах дневника  и представляет собой лирический дневник автора на протяжении многих десятилетий.

Ученик.   Да, Лидия Корнеевна является автором замечательных стихов. Послушайте стихотворение «Внутри зари».

I
Когда я думаю об этом городе
Помню: горе.
Когда я думаю об этом городе
Вижу: зори.
Когда я думаю об этом городе
Чую: море.

Город зорь.
Ветра морского,
Горя людского -
И моего.
Мой город.

II

Он расположен где-то
Внутри зари.
Город боли и света -
Боли, гори!

Он расположен где-то
Внутри меня,
Память пронзая светом
И леденя.

III

Река не золотые сны
Колеблет - золотые шпили.
Как будто я лежу в могиле
Откуда ангелы видны.

Л.К. Май, 1965

10 страница.   «…человек и писатель, одна из немногих настоящих писателей, оставшихся в России»

         Ученик. После смерти отца Чуковская написала повесть «Памяти детства: Воспоминания о Корнее Чуковском » (1971). Повесть в Советском Союзе также не была напечатана.
В своем очерке литературных нравов «Процесс исключения » (1978) Чуковская рассказала о судьбе литературы и литераторов в 70-е годы, а в очерке «Предсмертие» (1981) — о Чистополе в августе 1941 года, где она познакомилась с Цветаевой за несколько дней до ее гибели.

Учитель. Она была не просто верна своим друзьям, она воплощала собой само понятие этой верности. Если находила чей-то поступок или высказывание по отношению к ним неблаговидным, то давала об этом знать в четкой формулировке, недвусмысленно. В первую очередь тому, кто так поступил, если то был ее знакомый, и это означало прекращение знакомства, после чего, не скрывала своей позиции и от любого, кто принадлежал к общему кругу. Начиная с какого года стали печататься произведения Лидии Чуковской в нашей стране?

Ученик.  В 1987-м году запрет с имени Лидии Чуковской был снят, после чего все ее произведения напечатаны в России.

Учитель.  Особо нужно отметить роль Лидии Чуковской в спасении романа Бориса Житкова «Виктор Вавич». Уникальное произведение  о русской революции после убийственной рецензии Александра Фадеева было запрещено к печати, готовый набор рассыпан, ни одна книга так и не вышла из издательства… Лидия Корнеевна Чуковская сохранила один  экземпляр романа, и именно благодаря ее усилиям этот роман увидел свет в начале 90х годов. Что вы узнали о последних годах жизни и деятельности писательницы?

 Ученица. Последние годы Лидия Чуковская жила в Москве, на Тверской улице, в престижном  шумном  районе  рядом с Кремлем. Но Москву она так и не полюбила, ей был дорог поневоле оставленный Ленинград. Город, где она родилась, училась, где работала в слаженном  творческом коллективе  детской редакции Маршака, где встретилась с Матвеем Бронштейном и где его потеряла. В «Прочерке» она признается, что Митя-призрак, Митя-тень является ей через много десятилетий после разлуки — во сне и наяву. Только возвращается он всегда в Ленинград.

         Ученик. Леонид Романков вспоминает: «Работала регулярно, ежедневно, превозмогая усталость, сердечную боль, тоску. Несколько раз дорабатывалась до того, что напрочь лопались кровеносные сосуды глаз, а то случались микроспазмы головного мозга, мгновенные потери сознания. На Люшины и мои уговоры дать себе отдых была непреклонна - "Я еще не все долги отдала, я должна еще много успеть до смерти…" В жару в Москве она изнывала и мучалась; пока была в силах ездить - спасало Переделкино, где одну зиму перед его высылкой под этой же крышей жил и работал Александр Исаевич Солженицын. Тамошний чистый воздух, сосны в саду, память об отце, действовали благотворно, даже несмотря на "топтунов" за окном. (… "Обшарпаны стены, топтун у ворот/ Опасная стерва в том доме живет", как написала Инна Лиснянская). Переделкинский дом, неофициальный тогда музей Корнея Чуковского, эпическая борьба за его сохранение с власть предержащими - это тема для отдельного рассказа. В последние годы Лидия Корнеевна  практически безвыездно жила в Москве и летом с нетерпением ждала зимних холодов.

Ученица.   «Спасибо Вам, Лидия Корнеевна,   за то, что Вы,  человек и писатель, одна из немногих настоящих писателей, оставшихся в России» .  Эту надпись Лидия Чуковская  считала своим орденом. Она нашла ее на кладбище рядом с могилой отца.

Умерла Лидия Чуковская в Москве 7 февраля 1996 года, и была похоронена на Переделкинском кладбище рядом с отцом. 

11 страница. Эпилог.

            Учитель.   И так случилось превращение героизма в гениальность, сострадания и верности мертвым -  в бессмертные книги. «Софья Петровна», «Спуск под воду», «Процесс исключения», «Записки об Анне Ахматовой», «Памяти детства» - классическая проза, ясновидение правды, сага о человеческом достоинстве. Это книги, отторгающие жестокость и низость как нечто непостижимое, потустороннее,- а понятно и нормально благородство, а подлинной реальностью обладают лишь творчество и  любовь.

       Эти книги свидетельствуют,  что по крайней мере в одном человеке на нашей  Земле соединились бесстрашный характер, непреклонная воля, великодушное сердце и ясный ум - и стали неотразимой рыцарской речью.

Жизнь Лидии Чуковской наполнял каждодневный труд, труд каторжный, вдохновенный, обезболивающий. Много дел у нее и после смерти. Об одном из них она сказала сама:

"Ну, а если умру я, а дом твой останется жить, 
Я с ближайшего облака буду его сторожить».

Не менее важное ее дело - помогать  нам  смотреть на жизнь широко открытыми глазами, смело и строго, и подчиняться внутреннему голосу правды. И поэтому Лидия Чуковская с нами, с теми, кому довелось или еще предстоит соприкоснуться с ее жизнью, с ее книгами, с ее свидетельством.

Домашнее задание. Прочитать повесть «Софья Петровна» и подготовить ответы на вопросы:

1. О  чем эта книга?

2.На какие смысловые части можно разделить повесть?

3.Как Л. К. Чуковская относится к своей героине?

4.Как меняется поведение главной героини в продолжение  романа?

5. Какое общее ощущение осталось от книги?

                        Использованная литература.

1.Лидия Чуковская. Сочинения в 2 томах.  Том 1. Повести. Воспоминания. Москва  2000.

2. Лидия  Чуковская. Сочинения в 2 томах. Том 2. Дневники. Письма. Москва 2000.

3.  Сайт «Отдав искусству жизнь без сдачи»  http://www.chukfamily.ru/

4. Анатолий Разумов.  Памяти юности Лидии Чуковской.

5.Павел Крючков.  Владелица луча.

6. Владимир Корнилов.  "…Вы как целая эпоха…"

7. Самуил Лурье.  Остров РЛ: эпилог.

8. Самуил Лурье.  Прописные буквы.
9. Самуил Лурье
.  Некролог.
10. Самуил Лурье.
  Линия жизни.
11. Александр Солженицын.
  Слово прощания.
12.  Геннадий Горелик.
  Памяти Лидии Чуковской




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

Презентация "Жизнь и творчество Л.К.Чуковской"

Устный журнал «…Вы как целая эпоха» (по страницам жизни и творчества Лидии Корнеевны Чуковской)...

Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой

11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...

Презентация по жизни и творчеству К.И.Чуковского

В презентации рассказывается о жизни и творчестве К.И.Чуковского...

Научно-исследовательская работа "Главная цель в жизни и творчестве Ф.А.Абрамова - увеличить добро на земле"

Работа представляет собой реферат с использованием библиографических данных о жизни и творчестве писателя....