Основатель Санкт-Петербурга и строительство города в изображении А.С. Пушкина и А.Н. Толстого
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Любовь Александровна Кирейшина

 

Интерес к теме возник в связи с изучением романа «Петр Первый» А.Н.Толстого, рассказа «День Петра», пьесы «На дыбе», ранее прочитанных произведений А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_razvitiya_rechi_v_11.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 11-м классе.

Тема: «Строительство Санкт-Петербурга и его основатель в изображении А.С. Пушкина и А.Н. Толстого».

Цели урока:

  1. взаимообучение учащихся навыкам литературоведческого анализа цитат о строительстве СПб и Петре, аргументация высказываемого;
  2. развитие способностей аналитического мышления, устной и письменной речи, навыков написания небольшой творческой работы по схеме мастерской письма;
  3. воспитание внимания к слову, русской истории и культуре, любви к Санкт- Петербургу.

Тип урока: нетрадиционный урок р/р, урок обобщения ранее полученных знаний, материала, прочитанного самостоятельно.

Методы и приемы: беседа, литературная дискуссия, сообщение, выборочное чтение, мастерская творческого письма, мультимедиапрезентация.

Д/з к уроку: 

1) выбрать произведения А.С. Пушкина и А.Н. Толстого, в которых описаны строительство СПб и его основатель; выписать контрастные цитаты;

2) разделившись на «пушкинистов утверждающих»,  « пушкинистов отрицающих» и «толстовцев утверждающих» и «отрицающих», подготовить анализ цитат;

3) группе «мыслителей, наблюдателей, слушателей» подготовить цитаты, слушая учеников, быть готовыми анализировать их ответы, подвести итог- роль Петра и СПб в истории России.

Оборудование: видеоаппаратура, мультимедиапроектор, листы словаря мастерской письма, таблица со словарной работой по прочитанным произведениям.

Ход урока

1.

Вступительное слово учителя, вхождение в тему.

- Здравствуйте, ребята, сегодня мы проведем урок развития речи, посвященный СПб, а точнее – его строительству. Но прежде давайте вспомним некоторые исторические факты.

- В/ф «Санкт-Петербург».

2.

Сообщение темы урока, работа над нею.

Тема урока: «Строительство СПб и его основатель в изображении А.С. Пушкина и А.Н. Толстого».

Основные вопросы урока:

  1. «Здесь будет город заложен…»

(Роль места для строительства СПб).

  1. «Я виноват? Всех обобрал?»

( Цена и цель строительства города. Роль Петра I).

- Первым в русской литературе двуличие СПб и самого государя показал А.С. Пушкин. Это и позволило дать вам следующее д/з: выбрать контрастные цитаты о строительстве СПб и его строителе Петре I; проанализировав их, разделиться на «пушкинистов» и «толстовцев», утверждающих и отрицающих.

Итак, слева от меня сидят:

- «пушкинисты»,утверждающие, что город СПб был необходим России и место выбрано удачно, Петр I – «надежа -государь»,

- «пушкинисты отрицающие»;

 - справа – «толстовцы утверждающие и отрицающие». 

 -Главная задача урока: «погружение» в слово автора, составление словаря для мастерской творческого письма «Петра творенье».

Для этого вам розданы листы, которые вы самостоятельно заполняете в течение урока.

3.

«Здесь будет город заложен».

  1. .«Толстовцы отрицающие» должны доказать, что место выбрано неверно.

(недолговечны!)

( «царский город»!)

2). «Толстовцы утверждающие» докажут обратное.

3).Мыслители - о дискуссии толстовцев.

4).«Пушкинисты отрицающие»

5). «Пушкинисты утверждающие»

«Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».

(Трудно утверждать, что место хорошее.)

6). «Мыслители» (вывод, оценка ответов).

1). «…Сырой ветер гнал сильный туман с моря…Сдувало гнилую солому с изб и клетей, завывало в холодных печных трубах.»

2).«В грязи , в жёлтом тумане возникали каждый день новые амбары, длинные бараки, гошпитали, частные дома переселяемых бояр.»

3).«Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки ещё новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами - народ не знал.»

 «…желанное, возлюбленное здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белёсом и тёплом, добытом великими трудами, хорошо на Белом море ...но не равняться им с морем Балтийским- широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам. Здесь и сердце бьётся по-особенному, и у мыслей распахиваются крылья, и сил прибывает вдвое…»

- Убедительнее мнение «толстовцев утверждающих».

     «Медный всадник»

  1. «народ зрит божий гнев и казни ждет»,
  2. «багряницей уже прикрыто было зло»,
  3. «мятежный шум Невы и ветров»,
  4. «Ужо тебе!»
  5. «Печален, смутен вышел он и молвил: «С божией стихией царям не совладать». Он сел и в думе скорбными очами на злое бедствие глядел».

«История Петра I»

  1. «Оппозиция негодует на построение СПб, чищение рек и строение каналов.»

  1. Пред ним широко река неслася, бедный челн по ней стремился одиноко.

  1. По мшистым топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца…

  1. И лес, неведомый луч

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал Он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен.

- Пётр прав в назначении города.

3.

«Я виноват? Всех обобрал?»

(Цена и цель строительства города. Роль Петра I).

  1. . «Толстовцы отрицающие»

*Дыба (в старину) – орудие пытки, на котором растягивали человека (поднять, вздернуть  на дыбу).

(Пьеса утверждает гибель дела Петра, побеждает стихия, а не человек).

Ө смерть

Ө голод

Ө болезни

  1. Толстовцы утверждающие.

  1. Мыслители.

  1. Пушкинисты отрицающие.

*А.С. Пушкин внимательно изучал историю Петра, работал в архивах, составил интересные заметки, но завершить работу не удалось.

  1. Пушкинисты утверждающие.

  1. .Мыслители.

«День Петра» (1917)

  1. «…Россия не вошла нарядная и сильная на пир великих держав. А подтянутая им за волосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния, предстала новым родственникам в жалком и неравном виде-рабого»
  2. «…сидя на пустонгах и болотах, одной своей страшной волей укреплял государство, перестраивал землю»,
  3. «глаза, словно горевшие безумием»,
  4. душа «жадная, лихая, неуспокоенная, голодная».

«На дыбе» (28 г.)

  1. «Двадцать лет стену прошибаю. Для кого сие? Миллионы народу я перевел…Много крови пролил. Умру – и они как стервятники кинутся на государя».
  2. «…Дома плывут…Леса плывут…Животные…Люди…гиб-нут … вода прибывает…Страшен конец..»

«Петр Первый», книга 3, разговор большебородого мужика с Петром:

«- Я виноват, всех обобрал? Так?

- Конечно, в старопрежние годы народ жил много легче. Даней и поборов не было…Конечно, государь, тебе виднее ,что к чему…

- Это верно, что мне виднее! –жестко проговорил Петр Алексеевич».

- Книга 1, гл.7. Плотник Ренсен (работал на верфи в Воронеже, сбежал) встретил Петра , побледнел: «напомнил что-то такое страшное – защемило сердце…в памяти раскрылось: летящий снег, зарево и вьюгой раскачиваемые трупы русских рабочих…»

  1. «Кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт»,
  2.  « с востока потянулись бесчисленные обозы, толпы рабочих, колодников…»,
  3. «на берегу стояли шалаши и землянки, дымили костры, стучали топоры, визжали пилы»,
  4. «сюда, на край земли, шли и шли рабочие без возврата»,
  5. «не хватало хлеба»,
  6. Петр писал князю Кесарю, прося слать еще людей, «зело здесь болеют, а многие и померли».

  1. «Широкая дорога к дивным городам, богатым странам»,
  2. «Ветер рвет флаг на крепостном бастионе»,
  3. «из тонких берегов торчат сваи»,
  4. «повсюду ходят люди в трудах и заботах»,
  5. «стоит город как город, еще не велик, но уже во всей обыкновенности».

«Царский город», но это «широкая дорога к дивным городам, богатым странам»,

 вспыльчивость, необузданность национальной гордости,

+стремление преобразить Россию, «Город пышный, город бедный»,

«Железной волею Петра преображенная Россия» (предисловие к «Арапу Петра I»).

       «История Петра»

  1. Разорительные подати.
  2. Жестокость и невежество судей.
  3. Перемена русского платья.
  4. Немецкие обычаи.
  5. Народ почитает Петра антихристом.
  6. «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра и временными его указами…

Первые – суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости,вторые – нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом.

Первые – для вечности,

вторые вырвались у нетерпеливого властного помещика».

 

    «История Петра»

  1. «годовой расход его двора не превышал 60 тысяч»,
  2. «строитель чудотворный».

      « Медный всадник»

  1. «отсель грозить мы будем шведу»,
  2. «здесь будет город заложен на зло надменному соседу»,
  3. Природой здесь нам суждено

            В Европу прорубить окно,

            Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

             Все флаги в гости будут к нам.

Ө Деятельность Петра покоилась на укреплении крепостничества,

Ө горячностьПетра,

Ө  преклонение перед европейской культурой.

+ Патриотизм,

+чувство

+вселял людям любовь к знаниям,

+  демократизм «царя-варваров»,

+ полководческий талант,

+ настойчивость, мудрость и дальновидность.

3.

Мультимедиапрезентация «Что в имене тебе моем?»

«Имя - предзнаменование», - говорили в Древнем Риме.

Петр – имя рыбака Симона из Вифсаиды, данное Христом, так как он решил, что Симон – основатель его церкви.

Санкт – Петербург – название соединило 3 языка:

 латынь, (sanctus - святой),

греческий (petros - камень),

 немецкий (burg - крепость), следовательно, «СВЯТАЯ КАМЕННАЯ КРЕПОСТЬ».

Два образа: апостола Петра и царя Петра.

Поэтические имена Санкт – Петербурга:

- Северная Пальмира,

- Петрополь.

Дружески простое название – Питер.

Просмотр, запись отдельных фраз, слов.

4.

Мастерская творческая письма «Петра творенье».

  1. Работа со словарем мастерской. (*При наличии времени – 2-3 слова своих ассоциаций).
  2. Подчеркнуть по слову в каждой графе, «теплых».
  3. Написать мастерскую.
  4. Чтение сочинений.
  5. Рефлексия: «Я узнал, что…»,

« Хотелось бы…», «Мне было интересно…»

- Общий вывод урока?

Письменная работа по схеме мастерской творческого письма.

Чтение работ.

Запись фразы и её продолжения.

- Санкт - Петербург, как и Пётр, имеет 2 лика, но всё-таки это достояние России, её гордость!

5.

Итог урока.

- Спасибо всем за работу на уроке (выставление оценок за индивидуальное д/з).

-Сочинения будут проверены.

- Надеюсь, что знания, приобретенные на уроке, помогут вам в дальнейшей жизни.

 

Мастерская творческого письма «Петра творенье»

Существитель-ное

Прилагательное,

причастие

глагол

наречия

короткие цитаты

«Петра творенье»

Грязь

Туман

Деревца*

Мука

Наметчина

Пот

Кровь

Пузырь

Победа+

Голод

Хозяин*+

Досада

Ревность

Антихрист

Дань

Поборы

Чахлые

Желтые

Болотный

Темно-красный

Свинцовый

Желанное+

Возлюбленное+

Человеческая воля*+

Лихое

Изкуренные

Всеобъемлющее*+

Тянулись

Не знал

Гибли

Повисло

Разлился

Металась

Облизить*+

Мер

Опустошало

Вытаскивать

Обламывать

Драться

Праздновали+

Раздал+

Простил+

Наскоро

Нетерпеливо

Жестко

Пышно*+

Горделиво*+

На зло

Царский город*+

Дивный город+

Широкая дорога-+

К дивным городам, заморским* странам

Народ зрит божий гнев

Град Петров

Природой здесь нам суждено

Строител

Полный представитель своей страны+

Святая каменная крепость*

Петрополь

Северная Пальмира

Питер

Красота*

Гордость

Вознесся

«Петра творенье»

Дивный город построен на берегу Невы и Финского залива. Петр I,«державец полумира», основал его, рассчитывая на победную защиту родного государства, на благо общего дела, не ради своей прихоти.

Благоговение, неописуемую гордость испытывал русский человек, глядя на «Петра творенье». Гибкость улиц, стройность каналов, созданных по указу властелина, поражают каждого, кто приезжает в Санкт – Петербург. «Слово и дело» - девиз Петра, исполненный им в облике царского города. «Первобытная свежесть» молодого государя, которого многие считали «горделивым истуканом» за способность «перевешать, перепороть», позволила Росси прорубить не просто «окно в Европу», а в новую жизнь. Тяжкое бремя выпало на долю простых строителей Петербурга: голод, болезнь, смерть. Обреченность на «страшный конец», который черен как ночь, заставляла видеть в Петре антихриста, а не «надежу – государя», который сам постигал жизнь, впитывал её, не жалея живота своего.

Чинный, дивный город стоит на Неве, «Петра творенье»… Без Петра нам не удалось бы его возвести…  

«Петра творенье»

«Царский город» - так назвал Санкт – Петербург А. С. Пушкин. Многие из его (да и наших) современников считали и считают именно так. Почему?

Из холодного, мрачного тумана благодаря необычной мудрости Петра вознесся юный град, пышно, горделиво, построенный «железной волею Петра». Окровавленная, «гнилая» Россия перестраивалась, к ней потянулись заморские суда, начала развиваться торговля, казалось, все худшее кануло в лета без возврата, страна вырвалась из глубокого, отягощающего сна. Но понимали ли это, осознавали самые простые русские люди? Нет.. «Горделивым истуканом», достойного «божьего гнева», считали царя крестьяне, те, ради кого должно было развиваться государство. Перемены, такие непонятные, несуразные, не радовали народ, а сулили еще большие бедствия. Не «надежу-государя» видели люди в Петре, а «царя - антихриста», жестко расправляющегося с каждым, кто не поддерживал его.

Мы, потомки Петра и его эпохи, с гордостью думаем о «строителе чудотворном», который,  пусть и страшной волею, сумел построить великий город на берегу Финского залива. «Светел сердцем» тот человек, кто чувствует, как «защемило сердце» при виде роста могущества государства Российского. Всеобъемлющая душа Петра не знала покоя, строя «город пышный, город бедный».

Без возврата.

Железная, страшная воля царя, разорительные подати, огромные перемены в государстве Российском, строительство «царского города» на берегу Невы, «города пышного, города бедного» - все это отличало Россию XVIII века.

Прозорливость, мудрость Петра I позволили выйти государству из тумана, который окутывал его целые века. Потянулись к нам караваны иностранных судов, защемило сердце у русских купцов, вырвалась страна из вековой кабалы, зависимости от соседей, «прорубив окно в Европу». Бедствия народа, казалось, должны б прекратиться, но гнилая сущность государства не хотела перемен, не желала «перестраиваться». В царе узрели антихриста, а не «надежу - государя», хоть и был он « светел сердцем» и с душой всеобъемлющей. Жестокость Петра, горделиво возвышавшегося над людьми, окровавленная им Россия – дорогая цена за реформы. Строитель чудотворный, навлекший «божий гнев» на свой город и его жителей, «горделивый истукан», не повинующийся законам природы, - вот каким предстает Петр I. Без возврата ушли те времена, когда за короткий срок на севере страны возникла новая столица - Северная Пальмира, «полнощных стран краса и диво». Но и без возврата ушел Петр – человек, сумевший построить город, не имеющий аналога в мире, - Санкт – Петербург…

«Петра творенье»

Санкт – Петербург…Царский город, великий град Петров… Он открыл широкую дорогу к дивным, заморским странам, сблизил всеобъемлющей волей Петра народы мира. Стоит сей град «пышно, горделиво», под постоянным взором своего хозяина и основателя.

«Святая каменная крепость» - так называли Санкт – Петербург в старину; его красота поражает, удивляет каждого приезжающего. Из тьмы лесов, из топи блат вознесся он, сначала как чахлое, тоненькое, слабое деревцо, но все желаннее делала его человеческая воля. Гибли люди, строя город на краю земли, божий гнев не раз переживая, но стоит град Петра и радует взор наш. Простил народ царя – антихриста, увидев в нем «надежу - государя».

Самоанализ урока развития речи в 11 классе

Тема: «Строительство Санкт – Петербурга и его основатель в изображении А.С.Пушкина и А.Н. Толстого».

Цели: 

1) обучение и  взаимообучение учащихсяся навыкам литературоведческого анализа цитат, аргументации высказываемого;

  1. развитие способностей аналитического мышления, устной и письменной речи, навыков написания небольшой творческой работы по схеме мастерской;
  2. воспитание внимания к слову, русской истории и культуре, любви к Санкт – Петербургу.

Тип урока: нетрадиционный урок р/р, урок – обобщения ранее полученных знаний, материала, прочитанного самостоятельно.

Интерес к теме возник в связи с изучением романа «Петр Первый» А.Н.Толстого, рассказа «День Петра», пьесы «На дыбе», ранее прочитанных произведений А.С. Пушкина.

Методы и приемы: беседа, дискуссия, сообщение, выборочное чтение, мастерская творческого письма; мультимедийная презентация, выполнение двумя учащимися (индивидуальное д/з).

Д/з к уроку: «пушкинисты» и «толстовцы» должны были выписать контрастные цитаты по описанию строительства СПб и его основателя. Защитить своё мнение - «утверждающие» или «отрицающие». «Мыслители» –внимательно слушают ответы, подводят итоги, оценивают ответы учащихся.