презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Орлова Людмила Анатольевна

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_politerature_l.n._tolstoy_v_9__klasse.ppt2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Великий писатель, мыслитель, гуманист.

Слайд 2

Повесть «Хаджи-Мурат» (1904) Предупреждение писателя И c грустью тайной и сердечной Я думал : Жалкий человек, Чего он хочет! Небо ясно, Под небом места много всем, Н о беспрестанно и напрасно Один воюет он – зачем ? М.Лермонтов

Слайд 3

Словарь Газават – «священная война» мусульман против «неверных», т.е. немусульман. Джигит – искусный и отважный наездник. Мюрид – послушник, последователь, ученик, воспитываемый в духе беспрекословного подчинения. Имам – титул верховного правителя у мусульман. Наиб – заместитель начальника или духовного лица. Мечеть – мусульманский храм. Мулла – служитель религиозного культа.

Слайд 4

Портрет в литературе – изображение внешности героя (черты лица, фигура, поза, мимика, жесты, одежда) как одно из средств его характеристики. Образ в литературе – явление, творчески воссозданное в художественном произведении (часто действующее лицо или литературный герой ) . Деталь художественного произведения – выразительная подробность, несущая смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Композиция – расположение частей произведения в определенной последовательности.

Слайд 5

«Чудный малиновый цветок…» Я…заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называют «татарином». Я…принялся срывать цветок. Но это было очень трудно : он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна… Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своём месте, и бросил его. «Какая, однако, энергия и сила жизни, - подумал я. – Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь».

Слайд 6

Вступление Дорога к дому шла паровым, только что вспаханным чернозёмным полем. Я шёл наизволок по пыльной чернозёмной дороге. Вспаханное поле было помещичье, очень большое, так что с обеих сторон дороги и вперёд в гору ничего не было видно, кроме чёрного, ровно взборождённого, ещё не скороженного пара. Пахота была хорошая, и нигде по полю не виднелось ни одного растения, ни одной травки, - всё было чёрно. «Экое разрушительное, жестокое существо человек, сколько уничтожил разнообразных живых существ, растений для поддержания своей жизни,» - думал я, невольно отыскивая чего-нибудь живого среди этого мёртвого чёрного поля.

Слайд 7

Власть Хаджи-Мурат всегда верил в своё счастье. Затевая что-нибудь, он был твёрдо уверен в удаче, - и всё удавалось ему… Он представлял себе, как он с войском, которое ему даст Воронцов, пойдёт на Шамиля и захватит его в плен, и отомстит ему, и как русский царь наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечнёй, которая покорится ему…(Гл. 4) … Я связан, и конец верёвки у Шамиля…(Гл. 13)

Слайд 8

Толстой о своих героях «Меня здесь занимает не один Хаджи-Мурат с его трагической судьбой, но и крайне любопытный параллелизм двух главных противников той эпохи – Шамиля и Николая, представляющих вместе как бы два полюса властного абсолютизма – азиатского и европейского». Л.Толстой

Слайд 9

Портрет Николая Длинное белое лицо с огромным покатым лбом, выступавшим из-за приглаженных височков,…было сегодня особенно холодно и неподвижно. Глаза его, всегда тусклые, смотрели тусклее обыкновенного, сжатые губы из-под загнутых кверху усов…придавали его лицу выражение недовольства и даже гнев… … Как ни привык Николай к возбуждаемому им в людях ужасу, этот ужас был ему всегда приятен… … Не согласиться с распоряжением Николая – значило лишиться всего того блестящего положения, которое он [ Бибиков ] приобретал сорок лет и которым пользовался. И потому он покорно наклонил свою чёрную седеющую голову в знак покорности и готовности исполнения жестокой, безумной и нечестной высочайшей воли.

Слайд 10

Портрет Шамиля … Бледное, окаймлённое подстриженной рыжей бородой лицо его с постоянно сощуренными маленькими глазами было, как каменное, совершенно неподвижно. (Гл. 19) … Он [ Хаджи-Мурат ] …видел перед собой…бледное, с рыжей бородой и прищуренными глазами, лицо врага своего Шамиля. (Гл. 25)

Слайд 11

Предупреждение писателя Недопустимо применение любого насилия, зла, жестокости и их высшего проявления - деспотической власти. .

Слайд 12

«Солдатство было как смерть…» … В тот самый день, когда Петруха Авдеев кончался в Воздвиженском госпитале, его старик отец, жена брата, за которого он пошёл в солдаты, и дочь старшего брата, девка-невеста, молотили овёс на морозном току… … Солдатство было как смерть… … « А ещё, милое моё дитятко, голубок ты мой Петрушенька, выплакала я свои глазушки, о тебе сокрушаючись. Солнушко моё ненаглядное, на кого ты меня оставил…» … Письмо это и деньги вернулись назад с известием, что Петруха убит на войне, «защищая царя, отечество и веру православную»…

Слайд 13

Предупреждение писателя Причины возникновения войн на почве религиозного фанатизма – неприятие чужой религии, отрицание её законов, возвышение законов своей веры над остальными.

Слайд 14

«О ненависти к русским никто не говорил…» Фонтан был загажен, очевидно, нарочно, так что воды нельзя было брать из него. Так же была загажена и мечеть, и мулла с муталимами очищал её… О ненависти к русским никто не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти… Перед жителями стоял выбор : оставаться на местах и восстановить с страшными усилиями всё с такими трудами заведённое и так легко и бессмысленно уничтоженное, ожидая всякую минуту повторения того же, или, противно религиозному закону и чувству отвращения и презрения к русским, покориться им…(Гл. 17)

Слайд 15

Реквием … Соловьи, смолкнувшие во время стрельбы, опять защёлкали, сперва один близко и потом другие на дальнем конце…

Слайд 16

Предупреждение писателя Созидание выше разрушения. Люди разных национальностей способны найти общий язык. Недопустимо ставить в вину национальную принадлежность, принадлежность к тому или иному вероисповеданию. Люди могут и должны быть едины в своём стремлении к добру. «Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…» А.С.Пушкин

Слайд 17

«…весь кустик переехан был колесом…» Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. Цветки…когда-то были красные, теперь же были черные… Видно было, что весь кустик был переехан колесом, …но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. «Экая энергия! – подумал я. – Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».

Слайд 18

Предупреждение писателя Толстой предупреждает о недопустимости разжигания войны по любым причинам, тем более войны на религиозной почве, жестокой и бессмысленной бойни ; Толстой проповедует уважение к человеку любой национальности и вероисповедания ; Толстой призывает к единению и мирному существованию.

Слайд 19

Без комментария…

Слайд 30

… Один воюет он – З А Ч Е М ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).

Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....

Презентация к уроку литературы по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"

Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 8 классе...

Презентация к уроку литературы по рассказу И.С.Тургенева "Муму"(5 класс).

Данная презентация дает представление учащимся об основных персонажах произведения и проблемах,поднятых в нем И.С.Тургеневым....

Презентация к уроку литературы по рассказу Н. С. Лескова "Старый гений"

Разработка урока литературы. Рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» обычно очень сложен для восьмиклассников. Определение идеи этого произведения им просто не под силу. За внешней непритязательностью и бе...

Презентация к уроку литературы по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб" 5 класс

Презентация к уроку литературы в 5 классе . Паустовский "Теплый хлеб"...