Интегрированный урок"Эстетическое восприятие пейзажной лирики"Сочинение и декламирование поэтических строчек. Рисование по теме "Зимний пейзаж".
методическая разработка по литературе по теме

Интересно совмещение разнообразного материала на уроке и творческой работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме

«Эстетическое восприятие пейзажной лирики.Сочинение и декламирование поэтических строчек.Рисование зимнего пейзажа».

        Ульянова Елена Евгеньевна,учитель начальных классов.

Цели:

Образовательные:

-научить описывать природу,время года

-учить рифмовать строки;

-учить излагать материал,в виде диалога с классом;

-учить делать выводы

Развивающие:

-развивать культуру речи учащихся;

-развивать умение работать самостоятельно и в группе

Воспитательные:

-воспитывать интерес к поэзии;

-воспитывать любовь к художественному слову

Оборудование: 1)иллюстрации;

                            2)термины-понятия;

                            3)приспособления для рисования;

                            4)карточки;

        5)мультимедиапроектор,слайды.

Ход урока.

1.Организационный момент

-Ребята,улыбнитесь друг другу,мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения,помните,что улыбка продлевает жизнь.

-Ребята,мне хочется загадать вам загадку,а вы скажите,какому времени года мы посвятим наш урок.

Ветви белой краской разукрашу

Брошу серебро на ёлку вашу.

Запорошу все дорожки.

Разрисую все окошки!

-Конечно же,о зиме! И сегодня мы с вами отправимся на зимнюю прогулку,попробуем сочинить стихотворение о зиме и своё настроение выразить в рисунке.

(звучит музыка «Зимняя дорога»)     (слайды 1-5)

-Хороша русская зима! Огромное снежное покрывало застелило всё вокруг.Ударят морозы,инеем,сказочными  узорами раскрасят они деревья и дома.Очарование снега,переливающийся всеми цветами радуги ещё раз подтверждает о красоте зимы.С каким волнением изображают зиму русские художники.Природа как бы находится в чудесном сказочном сне,в зимней сказке.

(ученик читает стихотворение)

Вышел на просторы

Погулять мороз.

Белые узоры

В косах у берёз.

Снежные тропинки.

Голые кусты,

Падают снежинки

Тихо с высоты.

В белые метели

Утром до зари,

В рощу прилетели

Стайки-снегири.

(слайды 6-10)

Ребята ,рассмотрите картины .Что вы чувствуете ,когда смотрите на эти иллюстрации?

-Какое у вас возникает настроение?

(прилив сил ,жизнерадостное настроение ,радость жизни)

-В картине художник выражает своё отношение к жизни ,а не просто копирует природу.

-Назовите предметы ,которые вас чем-то заинтересовали ,привлекли ваше внимание.

-Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче.(Ветки заснеженные ,деревья гордые, белоснежные ,снег белый ,сугробы высокие ,погода морозная ,снег блестящий ,иней искрящий ,небо синее ,воздух прозрачный).

-Подберём слова, которые будут передавать действия снежинок.

(Снежинки кружатся, вальсирует, тают, танцуют, сыплются)

-Что или кто ещё украшает зимний лес?

(Снегири,Рябинка красная)

-Ребята,а как  описывают зиму поэты в своих стихотворениях?

(Дети читают стихи)

-А вы хотели бы попробовать себя в поэтическом творчестве и написать пусть маленькое стихотворение о зиме.

-Давайте вспомним значение литературных терминов.

-Что такое стихотрорение?(Это звуковые совпадения в конце строк

       Буря мглою небо кроет

       Вихри снежные крутя.

       То как зверь она завоет,

       То заплачет как дитя

-Давайте придумаем рифмы на тему «Зима».Этим мы уже с вами на уроке занимались. (слайд 11)

Холод-голос

Сон-звон

Пушистая-чистая

Метелица-стелется

Снежок-пушок

Блеск-треск

Ёлки-иголки,волки

Снежинка-перинка,пушинка,льдинка

Морозы-берёзы

Ель-метель

Чудесный-прелестный

А теперь попробуем вместе дополнить строчки.Важно,чтобы соблюдался ритм стиха-чередование ударных и безударных слогов.

Наступила зима

Снегом всё занесла.

Летит снежинка пушистая

И белая,и чистая…

-Ребята,а сейчас попытайтесь сочинить и записать свои поэтические строчки на листках, которые мы назовём проба пера.

(Дети сочиняют.Записывают.Читают)

Поместим в нашу папку «Проба пера»,где они сохранятся на память.

-Ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен!Раскрой душу для красоты!

Природа вдохновляет и учит всех:поэта,музыканта,художника.У природы всегда разное настроение.Она может быть радостной или грустной,спокойной или грозной.

Ребята,какие цвета вы видите на иллюстрациях?

-Какого цвета небо?Деревья?Ели?Снег?

-На этих картинах преобладание каких тонов тёплых или холодных?

-А сейчас приготовьте лист бумаги.

Я попрошу вас передать своё отношение к зимней природе.выразить своё настроение.

(звучит музыка –время  года)

-Выбираем тона для фона синий,фиолетовый.Закрашиваем весь лист бумаги пышной кистью.

-А сейчас, ребята давайте отдохнём,проведём физминутку.

Физминутка(под музыку)

(пока сохнет)

Солнце землю греет слабо

По ночам трещит мороз

Во дворе у снежной Бабы

Побелел морковный нос

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

Вьюга злится,

Снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(Тихо сели)

Любой пейзаж начинается с линии горизонта.Возьмите тонкую кисть,обмакните в белую гуашь и проведите  линию горизонта(низ,сред.,выс.)

-Отвлекитесь,потренируем глазки(с одной снежинки-на др.снежинки;представим,как снежинки падают глазками сверху-вниз)

-Небо можно сделать красочней,взяв белую и розовую гуашь,смешать их с водой и местами нанести штрихи.Растушевать.

-Основания деревьев и ёлочек будут расположены в нижней части листа,т.е.на земле,учитывая,что деревья,которые находятся ближе,могут частично закрывать собою те,которые расположены дальше.Фломастером начните рисовать деревьяближнего и дальнего плана коричневой краской.Стволы ёлочек тоже.Берём тонкую кисть и обмакиваем в коричневый цвет гуаши,раскрашиваем стволы деревьев.

Потренируемся рисовать в воздухе ёлочки.Ёлочки сначала рисуем тёмно-зелёным фломастером,затем тонкой кистью раскрашиваем еловые ветки.

-Приготовьте кисточку.Покажите,какие в лесу сугробы.Какими вы их нарисуете?

Возьмите для рисования сугробов;земли;покрытой снегом пышную кисточку.Густыми мазками белого цвета затушуйте их.

-А теперь, ребята ,сделаем паузу.

На улице вьюга,метель.

При помощи дыхательных упражнений покажите как дует ветер;как воет вьюга.

-Сейчас нарисуем оттенки снега от сероватого до голубого.

На ветки деревьев и лапы елей накладываем снег смелыми мазками белого цвета.Выполним зарядку для пальчиков:

Рисовали,рисовали,

Наши пальчики устали,

Мы немножко отдохнём,

Снова рисовать начнём.

Можете добавить в свой рисунок изображение деревянного домика.Домик маленький,крыша в снегу,из трубы вьётся дымок.

А теперь последнее:берём пышную кисточку,обмакиваем сначала в воду, затем в белую гуашь и осторожно,как бы стряхиваем.Получается снегопад.Снегопад-это очень красивые  явления природы.Снежинки кружатся в воздухе,покрывая землю ажурной пеленой.Снег задерживается на ветках деревьев,ложится шапкой на крыши домов.От снега всё становится белым.

Ну а теперь,ребята,ждём,когда наш рисунок окончательно подсохнет.Красиво получилось?Молодцы.

Сегодня вы очень хорошо поработали.

(Оценка учителем детей).

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина

Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и обществ...

Конспект урока на тему "Пейзажная лирика Б. Пастернака"

Конспект урока по лирике Б.Пастернака. Литературоведческий анализ нескольких стихотворений: «Как бронзовой…», «Февраль», «Ты в ветре, веткой пробующем…»Цель: Выяснить, из чего складывается пейзаж...

Методическая разработка к уроку литературы в 11 классе "Система поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина"

Данная разработка представляет собой анализ поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина. Во вступлении работы говорится о том, что все богатство словесной живописи у Есенина подчинено одной ц...

Учебный исследовательский проект по литературе «Основная поэтическая тема пейзажной лирики Ф. И. Тютчева»

Проект выполнен ученицей 7 класса Наумовой Елизаветой. Задачи исследовательской работы: 1. Рассказать о художественных образах и средствах их создания в стихотворениях Ф. И. Тютчева2. Доказать или опр...

Интегрированный урок музыки, ИЗО и литературы в 6 классе "Поэтический образ русской зимы в искусстве"

Открытый интегрированный урок ИЗО, музыки и литературы в 6 классе по теме: "Поэтический образ русской зимы в искусстве". Проведённый на заседании районного методического объединения в МБОУ О...

Интегрированный урок «Международный день родного языка» в форме «Литературно-поэтической гостиной»в рамках духовно-нравственного воспитания в 7-9 классах

Интегрированный урок «Международный день родного языка» в рамках «Литературно-поэтической гостиной» в 7-9 классах, 16.02.202 по направлению Духовно-нравственного воспитания, по...