Урок-игра по литературе для 6-7 классов «Дом вести - не лапти плести».
план-конспект урока по литературе (6,7 класс) по теме

 

Задачи  урока:
1.образовательные:
                         - знакомство  с  памятником  средневековой  нравоучительной
литературы  книгой  «Домострой»
- формирование  умений  оценки  и   анализа  отдельных  глав
книги
-  формирование  умения  свободно  высказывать  свое   суждение
и  аргументировать  ответ
-  совершенствование  речи   учащихся
-  расширение  кругозора  учащихся
2.  развивающие :
-  развитие  эмоционального   восприятия  учащимися  предлагаемого
материала
-   развитие  творческих  способностей  учащихся
3.  воспитательные  :
-  воспитание  будущих   пап  и  мам , воспитание  семьянина
-  сплочение  детского   коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gc_shishmarevaev_konkursamo1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное   образовательное   учреждение  средняя

общеобразовательная   школа  №35  с  углубленным  изучением

английского  языка  Василеостровского  района  Санкт-Петербурга

               Урок-игра  по  литературе  для  6-7  классов

«Дом  вести   -  не  лапти  плести».

Санкт-Петербург

2011 год

Задачи  урока:

1.образовательные:

                         - знакомство  с  памятником  средневековой  нравоучительной

литературы  книгой  «Домострой»

- формирование  умений  оценки  и   анализа  отдельных  глав

книги

-  формирование  умения  свободно  высказывать  свое   суждение

и  аргументировать  ответ

-  совершенствование  речи   учащихся

-  расширение  кругозора  учащихся

2.  развивающие :

-  развитие  эмоционального   восприятия  учащимися  предлагаемого

материала

-   развитие  творческих  способностей  учащихся

3.  воспитательные  :

-  воспитание  будущих   пап  и  мам , воспитание  семьянина

-  сплочение  детского   коллектива

Оборудование : половик , полотенце  с  вышивкой , иконы  для

оформления  «красного  угла»  русской  избы , магнитофон  ,музыкаль

ные  диски  с  русскими  народными  песнями ,банки  с  крупой ,куклы

детское  белье ,ноутбук  , экран ,проектор ,предметы:кочерга , ухват ,

заслонка , лучина , светец ,веретено , прялка , каток  и  другие  пред-

меты , призы  для  участников   конкурса  , плакат  с  названием  темы

урока .

Ход     урока .

  1. Организационный   момент  -  1  минута

Дети  входят  в класс  под   веселую  русскую   народную  песню

в  класс  и  садятся  на  свои  места .  Стулья  стоят  полукругом ,

парты  убраны  . У  доски  сделана  ширма , за  которой приготовлен « красный  угол »  русской  избы   и  разложены  на  столах  предметы  для  конкурсов .

  1. Историческая    страница -  6  минут

Вступительное  слово   учителя .

(  На  экране  появляется  название  книги  « Домострой » ).

- Дети , прочитайте  название  этой  книги . Кто  слышал  что-нибудь

об  этой  книге ?

- Сколько  корней  в  этом  слове ? (  дом  ,  строить ).

«Домострой» - это  книга , которая  была  известна  и  популярна   в

15-17  веках  в  России  и  очень  много  раз  менялась, дополня-

лась , редактировалась. Давайте  посмотрим  на  содержание  глав

этой  книги , и  вы  скажете , о  чем  эта  книга .

( На  экране  изображаются  названия   глав  книги  - смотри   при-

ложение) .

-  Эта  книга  о  том ,  как  построить  свой  теплый,  уютный , ком-

фортный  дом  и  создать  крепкую  дружную  семью.

Итак , урок  наш  имеет  название :  «  Дом  вести – не  лапти плести» .

( Открывается ширма , и  на  доске  прикреплен  яркий  плакат с

пословицей).

- Как  вы  понимаете  смысл  этой  пословицы ?

Вот  мы  с  вами  сегодня  и попробуем  перенестись в   русскую деревню  17  века.  Посмотрите  небольшую  сценку .

  1. Сценка – поучение  -  8  минут.

Действие  переносится  в  17  век  в  крестьянскую  семью. Отец  спра-

шивает  сына  о  том , что  он  делал  в  течение  дня , и  наказывает  его

за  проступки , используя  реплики  из  «Домостроя».( Смотри  приложения,

глава «Как  детей  учить и  страхом  спасать»).

-  Вы  посмотрели  сценку ,согласны  ли  вы с  такими методами  воспитания

детей  и  почему ? Как  надо воспитывать  детей?

А  теперь  давайте  посмотрим ,как  учит  «Домострой»  воспитывать детей.

На  экране  изображается  текст  главы  «Как  детей  учить  и  страхом  спа-

сать». Учитель  читает  текст  с  остановками  и  задает  вопросы  ученикам

по  ходу  чтения ,  например :

-  Как  понять  эту  фразу: «Воспитай  детей  в  запретах  и  найдешь  в  них

покой  и  благословение»?  и   другие .

  1.  Конкурс  «Угадай  предмет» .- 10 минут .

- Давайте  посмотрим  на  устройство  русской  избы и  вспомним , что  же  было

главным  в  интерьере  дома ? ( « Красный угол» )

-  Объясните  смысл  этого  названия ?

« Красный  угол » - передний  угол  в  русской  избе , где стояли  иконы , т.к.  люди

были  верующие , почитали  Бога , законы  Божьи  , по  праздникам  зажигалась

лампадка  перед  иконами , освещая  лики  святых . Всякий  входящий  в дом

должен  был  помолиться на  иконы.

А  теперь проведем  конкурс  «Угадай  предмет».  На  столе  разложены  некоторые  предметы  обихода , которыми  пользовались  крестьяне  в  быту , ко-

торые  можно  найти  до  сих  пор  в  наших  деревнях. Ваша  задача  назвать предмет и  объяснить  назначение  этого  предмета.

В  конкурсе  участвуют  все  желающие ,побеждает  тот , кто сможет  больше

узнать предметов  и  объяснить  способ  применения .

Можно  для  конкурса использовать  следующие предметы: коромысло , кочерга,

ухват,  заслонка  для  печки, лучина, светец, веретено ,прялка ,каток (предмет для

прокатывания  льняного белья  после  стирки) и  другие.

Среди  предметов  найдите  «утюг» из  прошлого. Это  каток . Существовало  вы-

ражение  «покатать  белье»,которое  означало  погладить ,  помять  белье , т.к.             одежда    у  крестьян  была  из  грубого  домашнего  сукна , а  оно  после  стирки

становилось  еще  грубее.

После  конкурса  награждение  учащихся  призами.

  1. Конкурс  «Кто  быстрее…» -  10  минут.

В « Домострое»  особое место  отводилось  женщине .  Она  хозяйка  в  семье ,

но  муж  и  жена    составляют  «дом» . От  женщины  требовались  чистота и

послушание, но  без  жены  мужчина  не  является  социально полноправным

членом   общества.  В  каждой  семье  есть  «цветы  жизни»  -  дети . Давайте

сейчас   проведем  очень  веселый  конкурс  для  будущих  пап  и  мам . На

столах   лежат  большие  куклы  и  одежда  для  младенцев , вы  должны

одеть  «ребенка»  за   1  минуту ,используя  все  вещи .Особое  задание – покачь « ребенка»  и  спеть   колыбельную  песню.  Время  отсчитывают  песочные  часы.  Конкурс  сопровождается  веселой  музыкой. После  конкурса -  награждение  призами.

  1. Конкурс  для  хозяек  « Угадай  не  глядя» – 7  минут.

Все  вы  знаете  такую  пословицу  : «Щи  да  каша  - пища  наша ».Кашу  готовили  всегда  на  Руси , готовили  в  печке  , по всему  дому  шел  запах  душистой  каши.        Ваша  задача  -  угадать наощупь  крупу.  На  столе    расставлены  непрозрачные  банки с  крупой,  ученику  завязывают  глаза  и просят  наощупь  угадать название крупы: рис, пшено, манка, гречка,перловка,горох  и  др.

После  конкурса наградить  участников.

7. Итог  урока  - 2  минуты.

Сегодня  мы  познакомились  с  очень важной  и  нужной  книгой  средних  веков, эта  книга  «Домострой». Многое  полезно знать и  нам , современным  жителям России  21  века, чтобы  не  забывать  свою  историю  и  культуру.

Домашнее  задание: составить  небольшой  свод  правил  о том, как  вести свой дом, полезные  советы  папам  и  мамам  21  века.

  1. Организационный  конец  урока – 1 минута.

Дети  организованно  под  музыку  выходят  из  класса.



 

Комментарии

Урок-игра по литературе для 6-7 классов «Дом вести - не лапти плести».