календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Локтионова Ольга Ивановна

планирование включает в себя темы уроков и требования к обученности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_7.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Календарно-тематическое планирование по литературе

в 7 «А» классе на 2011 – 2012 уч.  год

учитель:                         О. И. Локтионова


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки

Тип урока

ЗУН уч-ся

I

Введение. Изображение человека как важнейшая  идейно-нравственная проблема литературы

1

беседа

тестирование

Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям

II

Устное народное творчество

5

1.

Предания как поэтическая автобиография народа

1

урок-лекция

Исторические события в преданиях

2.

Былины. О собирании, значении былин. «Вольга и Микула Селянинович»

1

беседа, ИКТ

Представление о былине, особенности собирания и исполнения,

роль гиперболы,

интерес поэтов, композиторов, художников к историческому прошлому

3.

Киевский цикл. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл «Садко»

1

урок-игра

4.

Р/р Сочинение по картине В. Васнецова «Три богатыря»

1

урок развития речи, ИКТ

5.

Пословицы и поговорки

1

рассказ учителя, беседа

Понятие о новых жанрах фольклора

III      

Из древнерусской литературы

2

1.

«Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха...». Нравственные заветы Древней Руси

1

рассказ учителя, беседа

Жанр летописи, происхождение азбук

2.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1

ИКТ

Специфика повести

IV

Из русской литературы XVIII в.

1.

М. В. Ломоносов.

Краткий рассказ об ученом. Патриотизм. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина. «Ода...»

1

рассказ учителя, практикум

Роль Ломоносова в развитии русской литературы

2.

Г. Р. Державин «На птичку». Размышления о смысле жизни, о судьбе.

1

рассказ учителя, беседа

Новаторство Державина в стихотворческой деятельности

V

Произведения русских писателей  XIX в.

34

Александр Сергеевич Пушкин

8

1.

А. С. Пушкин. Поэма «Полтава»

1

рассказ учителя, презентации работ учащихся, ИКТ

Понятие поэмы

2.

 Отрывок из поэмы «Медный всадник»

1

беседа, ИКТ

Историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»

3.

«Песнь  о Вещем Олеге» и ее летописный источник

1

Навыки работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника

4.

Обучение выразительному чтению и анализу эпизода

1

урок-практикум

Схема анализа эпизода

5.

А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов» («Сцена в Чудовом монастыре)

1

урок развития речи

6.

«Станционный смотритель»

1

беседа, ИКТ

Представление о реминисценции, понятие «маленького человека» в литературе

7.

Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

1

урок-практикум

8.

Проверочный тест по творчеству А. С. Пушкина

1

урок контроля

М. Ю. Лермонтов

6

1.

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

рассказ учителя, беседа, презентации работ учащихся, ИКТ

Биография поэта

Картины быта людей, их значение для понимания идеи поэмы

2.

Внутренний мир и поступки героев (анализ 2 части)

1

беседа, практикум

3.

«Песня про купца Калашникова…» (анализ 3 части). Подготовка к сочинению «Можно ли считать поединок между Калашниковым и Кирибеевичем дуэлью?»

1

эвристическая беседа

4.

Лирика М. Ю. Лермонтова

1

практикум, ИКТ

Анализ лирического произведения

5.

Обучение выразительному чтению. Анализ лирического произведения

1

урок-практикум

6.

Проверочный тест по творчеству М. Ю. Лермонтова

1

урок контроля

Н. В. Гоголь

4

1.

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Повесть «Тарас Бульба»

1

урок-лекция, ИКТ

Биография писателя

Представление о различии между исторической истиной и художественными задачами

Характеры персонажей, их развитие

2.

Запорожская сечь. Жизнь в сечи. Анализ 2 – 8 глав

1

обучение устному рассказу

3.

«Тарас Бульба». Анализ 9 – 12 глав

1

беседа, ИКТ

4.

Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. Сравнительная характеристика братьев

1

творческий практикум, ИКТ

И. С. Тургенев

3

1.

Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»

1

рассказ учителя, ИКТ

Навыки анализа текста,

гуманистический пафос,

Нравственность и человеческие взаимоотношения,

особенности жанра стихотворения в прозе

2.

Художественные особенности рассказа «Бирюк»

1

беседа, практикум

3.

Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

1

урок развития речи

Н. А. Некрасов

3

1.

Короткий рассказ о писателе. Поэма «Русские женщины»

1

урок-размышление,  ИКТ

Работа со стихотворным текстом, с научно-популярными текстами

Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь

Некрасовская муза

2.

«Размышления у парадного подъезда»

1

урок внеклассного чтения

3.

Обучение анализу. Выразительное чтение наизусть

1

урок развития речи

А. К. Толстой

1

1.

Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

1

урок внеклассного чтения

М. Е. Салтыков-Щедрин

2

1.

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

рассказ, беседа

Анализ сказки; понятие о гротеске

2.

Внеклассное чтение «Дикий помещик»

1

урок-игра, ИКТ

Мастерство писателя в обличении социальных пороков

Л. Н. Толстой

3

1-2.

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др.

2

рассказ, беседа

автобиографическое художественное произведение,

герой повествователь (развитие понятий)

2.

Проверочный тест по творчеству Л. Н. Толстого

1

урок контроля

А. П. Чехов

2

1.

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон»

1

рассказ, беседа

«Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики

2.

«Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

Жанр рассказа

1

урок внеклассного чтения

Многогранность комического в рассказах Чехова

И. А. Бунин

1

1.

Краткий рассказ о писателе. Рассказы «Цифры», «Лапти»

1

рассказ, беседа

Сложность взаимопонимания детей и взрослых

VI

Край ты мой, родимый край!

1

1.

Стихотворения русских поэтов о родной природе (с использованием краеведческого материала)

1

урок-практикум, ИКТ

Выражение собственного настроения, миросозерцания

VII

Из русской литературы ХХ века

19

Максим Горький

4

1.

Краткий рассказ о писателе. «Детство». I глава повести

1

рассказ, беседа

Противоречивая позиция Горького в советской литературе

Понятие об автобиографии, художественной биографии

Расширение понятия

2 – 3

Главы из повести (2-6 главы). Главы из повести (7-12)

2

беседа

4.

М. Горький «Легенда о Данко»

1

практикум

 В. В. Маяковский

2

1.

Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение …»

1

 

рассказ, беседа, ИКТ

Опережающее представление о футуризме

2.

«Хорошее отношение к лошадям»

1

урок внеклассного чтения

Понятие о звукописи

Л. Н. Андреев

1

1.

Л. Н. Андреев «Кусака»

1

рассказ, беседа

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим

А. П. Платонов

2

1.

А. Платонов «Юшка»

1

рассказ, беседа

своеобразие языка прозы

«В прекрасном и яростном мире»

1

урок внеклассного чтения

Б.Л. Пастернак

1

1.

Лирика Б. Л. Пастернака

1

урок-практикум

своеобразие лирики

А. Т. Твардовский

1

1.

Поэзия А. Т. Твардовского. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…»

1

урок-концерт

Навыки анализа лирического текста

Ф. А. Абрамов

1

1.

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».

1

рассказ, беседа, ИКТ

Литературные традиции

Е. И. Носов

1

1.

Е. И. Носов «Кукла». «Радуга» –  сюжет, завязка, развязка. «Живое пламя»

1

рассказ, беседа, практикум

Сила внутренней духовной красоты человека

Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе

Ю. П. Казаков

1

1.

Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка

1

рассказ, беседа

Особенности характеров героев – сельского и городского  мальчиков, понимание окружающей природы

VIII

Стихи поэтов XX в. «Тихая моя Родина»

1

1.

Стихи поэтов XX в. о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (с использованием краеведческого материала)

1

практикум, ИКТ

Навыки выразительного чтения, понимания лирического бессюжетного стихотворения

Д. С. Лихачев

1

1.

«Земля родная». Духовное напутствие молодежи

1

урок внеклассного чтения, ИКТ

Публицистика, мемуары как жанр публицистики

М. Зощенко

1

1.

Слово о писателе. «Беда»

1

рассказ, беседа

IX

На дорогах войны…

1.

Песни на стихи русских поэтов XX в. Стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова. А. Вампилов. «Свидание». Сценка из нерыцарских времен

1

практикум

Представление о ВОв, изображенной в стихах; теория драмы, навыки работы со справочным материалом, навыки выразительного чтения

X

Из зарубежной литературы

6

Роберт Бернс

1

1.

«Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью!» (Р. Бернс «Честная бедность»)

1

рассказ, беседа

Навыки устной речи, выразительного чтения, понятие о рефрене

Джордж Гордон Байрон

1

1.

«Ты кончил жизни путь, герой…»

1

практикум

Понятие о романтизме

Японские хокку

1

1.

Японские хокку (хайку) (трехстишия)

1

практикум

Своеобразие японской поэзии

О. Генри

1

1.

«Дары волхвов». Сила любви и преданности

Рей Дуглас Бредбери

1

1.

«Каникулы».

1

урок внеклассного чтения

Чувство любви и преданности

1.

Итоги года «Человек в литературе»

1

урок-конференция

систематизация знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...