Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
план-конспект урока литературы (10 класс) на тему

Четвернина Ольга Григорьевна

Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".

Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального характера, проблему истинного и ложного патриотизма.

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, развивать монологическую речь учащихся, работать с текстом романа. проследить "мысль народную" в романе "Война и мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Seminar._10_klass.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар « Мысль народная» и воля истории в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

                                 10 класс

Четвернина Ольга Григорьевна, учитель русского языка и литературы

Цели: обобщить знания учащихся по роману « Война и мир».

 Учащиеся должны знать содержание романа,

 понимать проблему национального характера,

проблему истинного и ложного патриотизма.

           Воспитывать у учащихся чувство патриотизма,

         развивать монологическую речь учащихся,

         работать с текстом  романа, проследить « мысль народную»

        в романе « Война и мир».

Ход урока: 1.Орг. момент.

                   2. Работа над темой.

                                                               Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал!...

                                                                  Всем народом навалиться хотят…

                                       План

  1. Причины войны 1812 года.
  2. Кутузов как воплощение мысли народной и нравственных идеалов Л. Толстого.
  3. Бородинское сражение.
  4. Роль Бородинского сражения.
  5. Истинный патриотизм русского дворянства.
  6. Пьер Безухов.
  7. Воля истории и воля народа в романе  Л.Н.Толстого.

Вступительное слово учителя.

Толстого волнуют основные вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях дворянства и народа, о роли личности в истории. Лев Николаевич считал, что ответить ему на эти вопросы помогут великие исторические события, к которым он относит Отечественную войну 1812 года и восстание декабристов. Об этом он и решает написать произведение. Работать над новым произведением он начинает в 1863 году, работа продолжается 6 лет. Новое произведение получило название « Война и мир». Народ  как носитель нравственных ценностей занимает всё большее место в произведении.

Развитие событий в романе связано движением самой  истории,  все действующие лица участвуют в историческом процессе, судьбы отдельных героев связаны семейной хроникой, картинами природы, сценами сражений. И весь этот огромный материал связан единой мыслью, которую писатель определил как « мысль народную»

Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года,  показать роль народа и личности в истории, понять и показать характер русского народа, характер, особенно проявившийся в острый исторический момент – вот к чему стремился в своём произведении Толстой.

Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

1.Первый вопрос, на котором мы остановимся: причины  войны 1812 года.

Сообщение уч-ся.

Т.3.ч.1. гл. 1.

Вывод. Итак, исходя из причин войны 1812 года, мы можем сказать, какой характер войны 1812 года для русских? (Да, справедливый, оборонительный характер, освободительный. ).

Для русских это вынужденное, единственно возможное в сложившихся условиях спасение родной земли, национального достоинства и независимости.

2.Война началась. Кто же будет главнокомандующим в русской армии?

Сообщение уч-ся. Видео «Совет в Филях». .

Вывод.

Царь был против назначения  Кутузова главнокомандующим, но по требованию народа он назначил его главнокомандующим. Кутузов  как воплощение « мысли народной» и нравственных идеалов Л.Толстого.(т.3. ч. 2 гл.22., т.3. ч.3. гл.4., т.4. ч.4. гл 5, т.4. ч.2. гл.3) Народное представление о величии Толстой подчёркивает  в образе Кутузова, который является для него нравственным идеалом: « Для нас нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Кутузов не претендует на роль всесильного и всезнающего полководца. Он стремится к главному, с точки зрения Толстого, – руководить  «духом армии»,  от которого зависит исход сражения, который составляет главный нерв войны.

Правота Кутузова в споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне « дедушки» ( Кутузова )симпатии крестьянской девочки Малаши.

Кутузов всегда скромен и прост    и потому не только обаятелен, но и значителен.

Думал о народе, о России.

Москву сдали,  чтобы спасти Россию, армию, собраться с силами.

Кутузов возвеличивается как полководец, умеющий подчинять все мысли и действия народному чувству.

Кутузов и Наполеон  противопоставлены в романе. Оба полководца  покидая страницы  роман а,

сопровождаются народным судом:

Кутузов – всеобщим одобрением на смотре под Красным, а Наполеон  - разговором солдат: «А кабы на мой обычай, я   бы его изловимши да в землю закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил. Всё одно конец сделаем, не будет ходить».

 (Не бездействует.  Мудрость, доброта,  « голубчик», простота). Видео «Спасена Россия». 

Образ борющегося народа наиболее раскрывается в главах, а их 21, посвящённых Бородинскому сражению.  Бородинская битва решает участь России и наполеоновской Франции.

Сообщение уч-ся.

3 Посмотрим, как Толстой показывает Бородинское сражение. Т.3. ч.2. гл. 30, 38.

Для чего было дано Бородинское сражение?   « требование народного сражения…» гл. 19. Т 3., гл.21.

Вид Бородинского поля в начале сражения.  Красота панорамы выражает «торжественность минуты». (гл.30)

«Страшный вид поля сражения…»Осуждение Наполеона, который отрёкся « от правды и добра, и от всего человеческого» (гл.38).

Видео «Бородинское сражение».  

4. Какое значение имела Бородинская битва?

Сообщение уч-ся.

Рисуя войну 1805 – 1807 годов, Толстой объясняет поражение русских именно тем, что солдатской массе неясен был смысл этой войны, чужды цели. В войне 1812 года цели ясны каждому солдату, каждому крестьянину.

Бородинская битва становится не просто военной операцией, а решающим народным сражением, в котором русский народ неминуемо должен одержать победу. Эту мысль о народном характере предстоящего сражения , об его исключительном значении Толстой выразил словами простого солдата: « Нынче не то , что солдат, а и мужичков видал!.. Всем народом навалиться хотят».

Лев Толстой глубоко понимает значение Бородинского сражения в народной войне 1812 года: « Не та победа, которая  определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знамёнами, и тем пространством. На котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная , та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии, которая была одержана русскими под Бородиным».

Писатель убедительно показывает, что эта победа определила весь ход войны 1812 года: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия  и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».

Это стало возможным благодаря тому, что в Бородинском сражении проявился  народный характер войны 1812 года.

Вывод. Бородинская битва выявляет нравственное превосходство русских над врагом, она решает

участь России и Франции.

5. А чем же в это время занимается дворянство? (т.4.ч.1.гл.4., т.3. ч. 3.гл. 24).

Сообщение уч-ся.

В годину  тяжких испытаний для Отечества « делом народным», всеобщим становится защита Родины. Л.Толстой обращает особое внимание на то, что дворянство, в отличие от народа, не едино в выражении патриотических чувств.

Только лучшие представители дворянства в состоянии постигнуть  дух народа и подняться до нравственной высоты патриотизма и героизма.  

Такова Наташа Ростова. Перед вступлением французов в Москву, одушевлённая  патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых.                                    

 Петя Ростов идёт на войну. Княжна Марья, сдержанная в своих чувствах, гневно отвергает предложение француженки Бурьен покориться и остаться  под властью Наполеона.

Пьер отдаёт тысячу людей и средства на их содержание. Это истинные патриоты, они в тяжёлую минуту для своей Родины, встают на её защиту, происходит единение людей, у которых одна общая  цель.

Деятельность исторических лиц проверяется всё той же « мыслью народной». В нескольких сценах в полной мере раскрывается комизм и жестокость Растопчина, не имеющего ни  малейшего представления о том народе, которым он вздумал управлять.

А в салоне А.П.Шерер меж тем занятия другие? Какие?

Вывод.

Таким  образом , истинный патриотизм в понимании Л.Н.Толстого есть высшее проявление нравственной силы и духа народа.

Толстой показывает нам тех, кто кровно связан с Россией народной, кто встаёт на защиту своего Отечества.

6.Это можно сказать о Пьере.

Сообщение уч-ся. Видео « Пьер на Бородинском поле».

Вывод.

Истинные патриоты – это русские  люди, чувствующие общность, когда Отечество в опасности.  Недаром в труднейший период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле, приходит к убеждению, что истинное счастье в слиянии с народом: «Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом».

Переходим к следующему вопросу, который волновал писателя.

7.Воля истории и воля народа.

Сообщения уч-ся. Т.3. ч.3. гл.1.

Вывод.

.Какая сила движет народами?

 Л.Толстой большие исторические события рассматривает как результат движения масс, а не деяния различных царей, полководцев и министров.

Т.4.ч.3. гл.1.3.

« Что касается  исторической  деятельности, то свободным субъектом и свободной причиной этой деятельности  может быть только народ в целом, а не отдельное лицо, на какой бы ступени власти оно ни  стояло, чтобы оно ни думало об историческом значении  своих дел – и что бы об этом значении ни думали другие  - современники, историки, философы».

Отсюда и « царь есть раб истории». Толстой отрицает волю и власть одного лица.

Человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. Он справедливо  развенчивал

Преувеличенные представления о роли личности в истории, а временами готов  был отрицать вообще эту роль.

Великосветское общество считало, что царь и история одно и то же. От воли и усилий простых и обыкновенных людей зависит исход исторических событий. На войне, как и вообще в истории человечества, деятельность людских масс, связанных единством чувства и стремлений, определяет ход событий.

История доказывает правильность суждений Л.Н.Толстого о роли  личности в истории.

(Великая Отечественная война 1941 – 1945 ).

Вывод.

Самое дорогое для Толстого – любовное  единение людей, жизнь которых подчиняется общей цели.  Поэтому, как показывает писатель,

именно в годину всенародного бедствия проявились лучшие   национальные черты  русского человека, происходит единение людей, жизнь которых подчинена единой цели.

Оценка человека в романе определяется его близостью с народом.

В  « Войне и мире» воплощена подлинная народность  - величайшее завоевание русской классической литературы.

О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего народа, который является по существу главным героем его произведения.

Д/З стр. учебника « Мысль народная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"

Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....

Урок-семинар по литературе в 11 классе Добро и зло в художественном осмыслении М.А.Булгакова (по роману « Мастер и Маргарита»).

Добро и зло… Бог и дьявол… Свет и тьма… Именно об этом спорят Берлиоз и Воланд в первой главе романа. Давайте и мы включимся в этот спор и порассуждаем о добре и зле в «закатном» романе Михаила Булгак...

Урок-семинар по роману А.А.Фадеева «Разгром». XI класс

Конспект открытого урока по литературе. Новый взгляд на нестареющую классику.  Урок- семинар. Для классов гуманитарного профиля...

Урок-семинар на тему «Как стоит жить по справедливости или по человечности» по роману Достоевского «Преступление и наказание»

laquo;Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, то тебя бы уже давно не было.. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение»....


 

Комментарии

Четвернина Ольга Григорьевна

Урок проводится после изучения романа" Война и мир" в 10 классе.