Фома Гордеев-"чужой среди своих"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Алексеева Лариса Валерьевна

Урок литературы в 11 классе - групповая форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Urok.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:»Фома Гордеев –«чужой среди своих».

/ По роману А.М. Горького «Фома Гордеев»/ 2ч

Цель: исследовать характер Фомы; посмотреть, под влиянием кого и как происходит процесс формирования , развития человеческой личности; продолжить работу по развитию творческих способностей и монологической речи,выразительного чтения обучающихся.

1.Слово учителя.

На прошлом занятии мы вели речь о купцах-первонакопителях и выяснили, что их мир жесток, а потому главными их принципами являются давление и разрушение.

На смену отцам приходят дети. Богатство достается как наследство:

- Фоме

- Любе и Тарасу Маякиным

- Африкану Смолину

Чтобы проследить, как же происходит процесс формирования и развития человеческой личности (Фомы), необходимо проследить весь его путь – от самого рождения и до зрелых лет.

Работать мы сегодня будем в группах, материал  распределен по определенным периодам жизни .

Iгруппа-Детство

IIгруппа-Школа

IIIгруппа- «Дело»

Кроме того я предлагаю индивидуальное задание в паре. Анализ финальной сцены«На пароходе «Илья Муромец»( обличение Фомы).

Цель: проследить, как эта сцена связана с предыдущим и последующим повествованием ,представить размышления и выводы.

Начинаем работу.

Iгруппа.Детство   (1-2 главы)

А)Жизнь в доме Маякиных  («День Фомы был длинен, однообразен…»)

Б)Воспитание тетки Анфисы

Вывод: Привила ему любовь к народному творчеству. И даже отец (Игнат) казался Фоме сказочным героем. Он называет его разбойником (текст).

В) Путешествие Фомы по Волге

- открывает для себя мир.

Вывод: Фома, любуясь рекой, оценил ее простоту; где-то звучит песня – все это порождает лирическое настроение у героя.

Он (Фома) – романтик.

Г) Но постепенно /по мере продвижения парохода/ романтические представления о мире у Фомы сталкиваются с реальностью.(текст)

- Что это за реальность? – все в мире одинаково.

Д) Если раньше Фоме отец казался сказочным разбойником, то теперь Фома понимает, что отец – это хозяин, купец. (случай с Яковом Петровичем).

И вот именно в этот момент жизни Фомы появляется горьковское резюме (краткий вывод):

« Он /Фома/ все еще жил в мире сказок, но безжалостная рука действительности уже ревностно рвала красивую паутину чудесного, сквозь которую мальчик смотрел на все вокруг него».

- случай с Ефимом.

Снова /уже в который раз/ возвращает героя к реальности, к действительности. А на отца уже смотрел «с боязнью в глазах».

Е) «Уроки» Игната.(текст)

- ты тому помогай , кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса.

- жалеть людей надо. Только надо жалеть с разумом. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь- сильный, способный  к делу- жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо (пример с 2 досками: гнилая и хорошая).

Реальной жизни и тому, как выжить в этом мире, учит Игнат  сына. Как жить, кому помогать, кого пожалеть- вот вопросы, на которые пытается дать ответ Игнат. И вся его философия свелась к тому, что … продолжите.

(- помогать и жалеть нужно сильного)

- А как считаете вы?(ответы)

Вывод: - каким предстает перед нами Фома в детстве? (добрый, любит людей, природу, музыку, сказки + резюме Г.)

IIгруппа: Школа (III глава)

На доске: Какие уроки преподаст Фоме школьная жизнь?

1)Знакомство с Африканом  Смолиным и Ежовым;

2) тетка Анфиса: « Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них».

Игнат: « Сам со всяким обидчиком старайся управляться».

3) Совет Игната

« Старайся дружить с теми, кто лучше, умнее тебя…Около хорошего человека потрешься – как медная копейка о серебро – и сам за двугривенный сойдешь…».

4)«Разбойничьи набеги»(текст)

Вывод: а  что сам за себя отвечаешь – это хорошо…Ты в грехе…ты в ответе .

Игнат все время пытается учить сына тому, как в этом жестоком мире следует жить, как найти себя . Но как ни странно, то ,чему он и крестный пытались учить Фому, - это зачастую оказывалось неприемлемым  для характера Фомы.

Игнат: иной человек вот так же, как сова днем, мечется в жизни. Ищет, ищет свое место, бьется, бьется, - только перья летят от него, а все без толку. Изобьется, изболеет, облиняет весь, да с размаха ткнется куда попало. Лишь бы отдохнуть от маяты своей». Ох, беда таким людям, беда брат! .

 Вывод: так день за днем, медленно развертывалась жизнь Фомы, не богатая волнениями, мирная, тихая,

…просидев в уездном училище 5 лет, Фома с грехом  пополам окончил 4 класса и вышел из него бравым, черноволосым парнем, со смуглым лицом, густыми бровями и темным пухом над левой губой. Большие, темные глаза его смотрели задумчиво и наивно, и губы были по-детски полуоткрыты…

« Он начинал познавать  прелесть одиночества и сладкую отраву мечтаний».

IIIгруппа-«Дело».

На доске: Влился ли Фома в дело, которому его так упорно учили? Нашел ли себя Фома?

  1. Отец терпеливо и осторожно вводил его в круг торговых дел, брал с собой на биржу, рассказывал  о поставках и подрядах, о своих сотоварищах, как вышли в люди. Фома быстро усвоил дела относясь ко всему серьезно и вдумчиво. (текст)
  2. «Ему нравилось бывать на бирже,  ему льстило почтение, с которым здоровались с ним почтенные люди, разговаривали с ним…В нем было много честолюбивого стремления – казаться взрослым и деловым человеком, НО  жил он одиноко, как раньше, и не чувствовал стремления иметь друзей».  Почему?

-Чужой.  

 «ему не нравилось в них то, что они кутят, развратничают тихонько от отцов, на деньги, украденные  из отцовских касс или взятые под долгосрочные векселя  и большие проценты.(текст)

-Почему Фома не смог сойтись с Любой Маякиной и Африканом Смолиным?

-был чужой (не образован), не мог поддержать разговор, не читал, не было ничего общего (мне нигде нет места)

Индивидуальное Д/З:

 I – «горячее дело»

Цель: анализ эпизода

- выводы и уроки отца 

Любит отца  => никому не разрешит плохо говоритьть о нем.

Люба о Маякине: А я очень не люблю… Твой отец лучше.

Фома: (гордо)Еще бы!

III. Более самостоятельным Фома становится тогда, когда умирает Игнат. Отец перед смертью дает такой (наказ) совет (4 гл.):

« Живи честно и твердо … Чужого не желай, свое береги крепко … На людей не надейся, многого от них не жди…Мы все для того живем, чтобы взять, а не дать…»

4)В делах Фоме стал помогать Яков Маякин. И не только в делах. Он тоже его пытается научить, как можно больше  получить денег, как следует жить в этом мире (купле-продажи).

«… Ты же выдвигайся вперед, чтоб всяк тебя видел и чтоб ежели сделал ты на пятак, - на целковый тебя воздали…»

- Что же уяснил для себя Фома?

« Однообразные речи стариков скоро достигли того, на что были рассчитаны: Фома вслушивался в них и уяснил себе цель в жизни. Нужно быть лучше других

Все  учения Якова, Игната были направлены на то, как  бы вложить в Фому рационализм, практичность. Однако душа Фомы не приемлет этого. / Сказалось воспитание тетки Анфисы,любовь к народному творчеству/

- вспомните эпизоды, в которых ярко раскрывается душа Фомы.  

- Фома – купец. Однако он не гнушается работы/ вместе с рабочими поднимает затонувшую баржу/и при этом ощущает радость ( 9 гл.)

Вспомним отца: горела бы душа к работе

- Откликается на прекрасное.

Однажды он услышал пение / эпизод, когда  поют Саща и мужик Степан/ ( 8 гл.)

Оно слишком подействовало на Фому:

« Он чувствовал, что сейчас у него хлынут слезы, в горле у него  щипало и лицо вздрагивало».

Почему так он реагирует?

( Романтик)

Обращение к проблемному вопросу.

- Нашел ли себя Фома? Влился ли в «дело», которому его так долго учили?

- Нет.

Вывод:

Фома: « Я хочу жить свободно… чтобы самому все знать … Я буду искать жизнь себе …А то, что я? Арестант? Вы возьмите все это… к черту все! Какой я купец! Не люблю я ничего!»

Мне нигде нет места. (текст)

Душа у меня болит. И оттого болит, что не мирится.

 « одни люди – черви, другие – воробьи».

На  что Маякин ему ответит:

- А знаешь, как я с тобой могу поступить?..

…Приеду в город и буду хлопотать, чтобы признали тебя умалишенным и посадили в сумасшедший дом».

До ссоры с Маякиным Фома кутил от скуки, полуравнодушно – теперь стал озлобленным, почти отчаянным, полным мстительного чувства и какой-то дерзости.

- эпизод в финале произведения.

Индивидуальное задание: анализ эпизода/( 13гл.)

Это ключевая сцена.

Фома постоянно бунтует ,и вершиной этого бунта является сцена на пароходе: был задуман праздник, как торжество купцов, а его-то и испортил Фома. Он произносит гневный, обличительный монолог (текст) ,которым он срывает маску с купцов , развенчивает их . Тогда купцы понимают ,насколько опасен Фома для них и связывают его.

Символичен финал: когда-то в детстве он гонял сову (мы вспоминали этот эпизод). Так и Фома: я пропал …знаю только – не от вашей силы…, а от слабости своей, да! Вы тоже черви перед богом. Я увидал много и ослеп…как сова… (текст)

В качестве итога я предлагаю вам творческую работу -проблемный вопрос,он отражен в теме урока

- Почему Фома – чужой среди своих?(5минут)

Вывод:отвечают обучающиеся,а затем  обобщает учитель:

- Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства , инстинктивно он тянется к красоте, правде, справедливости, не хочет и не умеет фальшивить.( сказывается воспитание т.Анфисы)

« песню хорошую поют – плачешь ты, … подлость человек делает – бьешь его… С женщинами прост, не нахальничаешь над ними…Ну, и удалым можешь быть».

Фома проходит путь, согласно которому он должен принять мораль отцов вместе с богатством. Однако Фома приходит к идее неприятия своего клана.

Мир собственнических отношений для него «тюрьма»:

« душно мне. Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит, что не мирится!».

Фома- здоровый человек, который хочет свободы жизни. Он упорно «выламывается» из мира хозяев и в этом , по моему мнению, Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настает время её изменить. Но Фома не знает путей изменения жизни , далек от народа, хотя в душе к нему тянется.

Горький постоянно подчеркивает неразвитость натуры Фомы ( ничего не видел, не читал), общество умных и образованных людей его отпугивает. « Пусть голодные учатся, мне не надо».

Хотя купеческий уклад наложил на него свою печать, в его голове рождается главное:

« Неужто затем человек рождается, чтобы поработать, денег заработать, дом выстроить , детей народить и умереть? Нет, жизнь что-нибудь означает собой…Толку нет в жизни нашей. Одни работают, а другие только командуют и потеют. А получают за это больше…»

В конце романа Фома повержен и уничтожен, маякинский мир торжествует победу / «ваша взяла»/, над бунтарями. Победу над слабым, запутавшимся человеком, но не над читателем , которому писатель раскрыл мерзость царства щуровых, маякиных и им подобных.

Д.З творческая работа / уровневая/ ( задания, проблемные вопросы уровневые).

I уровень:  Представьте себе, что ЯковМаякин и Игнат Гордеев оказались в XXI веке. Насколько бы жизненными были их характеры? Обоснуйте свой ответ.

II уровень: Яков Маякин скажет: « Мы –хозяева жизни». Это бесит Фому. Почему?

III уровень: Мое отношение к Фоме Гордееву.

На этом урок окончен.Спасибо всем за работу.

 

   

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Свой среди чужих и чужой среди своих"

Сообщение по теме: "Одаренные дети"...

Проблемный урок по повести М.Горького «Фома Гордеев»

Целевая аудитория: 11 класс.Тип разработки: проблемный  урок по литературе , групповая форма работы (две группы).Цель урока:- нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горьког...

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

Презентация к уроку Е.И. Носова "Чужие среди своих" по рассказу "Тёпа"

Урок рассчитан на восприятие материала старшеклассниками, развивает чувство собственного достоинства, личную нравственную позициюи вырабатывает качества, которые помогают выжить в современном мире....

Урок в 10 классе "Чужой среди своих"

Урок по теме "Население". Урок интегрированный,  трех часовой проект....

Конспект урока по географии "Чужой среди своих"

Пример использования технологии критического мышления, сотрудничества, проектной технологии, проблемного мышления...