МОДЕРН, ПОЗДНЕЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ, НЕОРУССКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ И ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЛИКА УЛИЦЫ БОЛЬШОЙ ПОКРОВСКОЙ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
статья по краеведению (10 класс)

Завьялова Александра Арефьевна

Экскурсия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svzavyalova_aazavyalova.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

С.В.Завьялова, А.А.Завьялова

МОДЕРН, ПОЗДНЕЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ, НЕОРУССКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ И ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЛИКА УЛИЦЫ БОЛЬШОЙ ПОКРОВСКОЙ ГОРОДА

НИЖНЕГО НОВГОРОДА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Завьялова Светлана Владимировна – преподаватель, филиал СамГУПС в г. Нижнем Новгороде, кандидат исторических наук, e-mail: zavyalova_sv@mail.ru

Завьялова Александра Арефьевна учитель истории, МБОУ «Школа 60», г. Нижний Новгород, e-mail: zavialova_a@mail.ru

В статье рассказывается об архитектурных стилях зданий центральной улицы Нижнего Новгорода в начале XX века и их влиянии на исторический облик города.

Ключевые слова: экскурсия, г. Нижний Новгород, улица Большая Покровская, архитектурные стили, XX век.    

Экскурсия проводится в ходе изучения главы «Нижегородская губерния в конце XIX - начале XX века. Образование и культурная жизнь Нижнего Новгорода губернии в начале XX века» (9 класс) или может быть использована работниками музеев. Экскурсия начинается на улице Большая Покровская от дома № 52 с небольшого рассказа об этой улице. Улица Большая Покровская – главная улица Нижнего Новгорода, заповедная архитектурная зона, уникальный фрагмент старинной городской среды. На этой улице, ведущей к древнему кремлю, как ни странно, прекрасно уживаются здания самых различных архитектурных стилей. Особенным образом на исторический облик улицы повлияли архитектурные преобразования начала XX века.

Учебная задача: какие архитектурные стили оказали влияние на формирование исторического облика улицы Большой Покровской и почему?

Цель экскурсии: формирование знаний об архитектурных стилях зданий центральной улицы Нижнего Новгорода в начале XX века и их влиянии на исторический облик города.

Задачи экскурсии:

  1. Образовательные. Обеспечить в ходе урока усвоение: терминов: доходные дома, архитектурные стили модерн, неоклассицизм, поздняя эклектика, портик, ризалит, пилястры; актуализация ранее изученного материала по теме «Архитектура XIX века, архитектурные стили»; формирование представления об архитектурных стилях города начала XX века; проведение поиска информации по тексту учебника и дополнительным источникам, вычленение главного по вопросам темы для проведения экскурсии и выступления в роли рассказчика-экскурсовода (подготовка осуществляется за две недели до экскурсии по теме выбранного сообщения); изложение суждений об архитектуре зданий.  

2. Развивающие: изучение, систематизация и обобщение информации в форме «портфель экскурсовода»; развитие умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, ресурсами интернета и группировать информацию по ключевым вопросам сообщений; раскрывать смысл и значение понятий урока, связанных с нижегородской культурой; на основе текста учебника и ресурсов интернета составлять описание памятников архитектуры.

3. Воспитательные: формирование интереса к изучению истории родного края, традициям и ценностям Нижегородской земли; воспитывать патриотизм.

Планируемые результаты.

Личностные: уважение к культуре и традициям прошлых поколений нижегородцев и россиян в целом, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию. 

Метапредметные: способность сознательно  регулировать и организовывать свою учебную деятельность; владеть умениями работать с учебной информацией: анализировать, обобщать факты, формулировать выводы, использовать интернет – ресурсы при сборе информации о культурных достижениях нижегородцев; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования своей деятельности, владение устной и письменной речью; способность выполнять задачи, представляя результаты в форме плана-конспекта.

Предметные: овладение знаниями о культурной жизни края в начале XX века; усвоение понятийно – терминологического аппарата, способность применять его для раскрытия сущности культурного развития края в начале XX века; готовность применять исторические знания для сохранения исторических и культурных памятников своего родного края.

Характер экскурсии: городская экскурсия – прогулка исторического характера для обучающихся 9-10 классов, для тех, кто интересуется архитектурой XX века.

Основные разделы экскурсии:  

1.Модерн в архитектуре доходных домов улицы Большой Покровской.

2.Здание государственного банка - выдающийся памятник архитектуры неорусского стиля.

3.Здание Городской думы начала XX века - показательный пример поздней эклектики.

Перед началом ознакомления учащихся с архитектурой зданий необходимо актуализировать их знания об архитектурном стиле «модерн»: когда и где модерн появился и получил распространение? Назовите основные  черты модерна. Какие факторы экономического развития повлияли на возникновение модерна?

Доходные дома на улице Большая Покровская в стиле «модерн».

На примере зданий доходных домов М.И. Сизовой, Д.Н. Колчина учащиеся знакомятся с архитектурным стилем модерн. Здания типичны для модерна начала XX века. Главный дом мещанки М.И. Сизовой и купца А.А. Хохлова 1907-1908 г.г., объект культурного наследия регионального значения, Большая Покровская, д. 52, архитектор С.А. Левков. Ярким образцом декоративного модерна, шедевром нижегородского зодчего С. А. Левкова является доходный дом макарьевской мещанки Матрены Ивановны Сизовой. В 1910 году в нем был открыт один из первых в Нижнем Новгороде кинематограф «Талисия». В 1999 году здание реконструировано архитектором А. В. Степовым в стиле неомодерн. Доходный дом купца Д.Н. Колчина 1914-1915 г.г., объект культурного наследия регионального значения, Большая Покровская, д. 57., архитектор С.А. Левков, считается ярким образцом модерна.

Нижегородское отделение Государственного банка, объект культурного наследия Федерального значения, на Большой Покровской 26, архитектор В.А. Покровский.

Неорусский стиль — направление в русской архитектуре конца XIX в.  - 1910 х гг., также широко использовавшее мотивы древнерусского зодчества в целях возрождения национального своеобразия русской культуры, создания  русского национального стиля. Посмотрите на здание банка и найдите в нем черты неорусского стиля, элементы русской средневековой архитектуры. (Часть здания напоминает русские теремные княжеские хоромы, крыльцо с шатровой кровлей вынесено вперед здания).

Архитектурной жемчужиной улицы Большая Покровская является здание Государственного банка. Это выдающийся памятник архитектуры неорусского стиля, объект культурного наследия Федерального значения, построенный в 1911-1913 гг. в честь 300-летия царствования Дома Романовых. Архитектурный ансамбль в неорусском стиле образуют главное здание, жилой дом для служащих, ограда кованая с воротами. Главное трехэтажное здание имеет операционный зал, обращенный своими окнами на улицу Большая Покровская. Второй, меньший корпус располагается по Грузинской улице и соединен с главным переходом, устроенным над арками больших ворот. Весь комплекс скомпонован как древнерусские хоромы в подражание архитектуре XVII века.  Здание имеет облик сказочного средневекового европейского замка-крепости и одновременно русских теремных княжеских хором с вынесенным вперед крыльцом с шатровой кровлей. Полукруглые башни, выступ на северном фасаде ассоциируются с оборонным сооружением типа крепости или замка, а основной объем здания - с огромными боярскими палатами. Здание Госбанка усиливает представительный столичный облик улицы и становится одним из наиболее выразительных архитектурных объектов. Все здание и внутри, и снаружи щедро насыщено разнообразными видами декоративного искусства. Официальное открытие отделения Госбанка состоялось 17 мая 1913 года в присутствии царской семьи во главе с Николаем II. Здание используется по первоначальному назначению — в нём находится главное управление Центрального банка РФ по Нижегородской области.

Здание Городской думы, Б. Покровская, д. 1, архитектор В.П. Цейдлер.

Здание Городской думы выполнено в стиле поздней эклектики, фасады здания стилизованы под «Древнюю Русь», но присутствуют элементы модерна. Здание представляет сложный шатер, из плоскости стены здания выступают эркеры (выступ в стене здания, застекленный или имеющий несколько окон), увенчанные башенками. Для декоративного убранства фасадов здания Городской думы характерными типами являются: растительный (в виде акантовых и дубовых листьев, гирлянд, ветвей), ордерный (в виде завитков волют, заимствованных из барочной архитектуры, пилястр и балясин – из классики), зооморфный (олень на гербе, морские раковины). Влияние модерна видно в форме окон, имеющих в верхней части арки; в декоре, где имеется тема бегущей волны (орнамент из завитков морских волн); в композиции боковых фасадов, которые утрачивают равномерное членение и приобретают ритм вертикальных членений, нарастающий к главному фасаду; в утрате плоскостности фасадов и появлении активных объемов в виде эркеров.  Можно сказать, здание является парадным входом в город со стороны площади Минина на улицу Большая Покровская. Оно построено в 1904 году по проекту архитектора из Петербурга Владимира Петровича Цейдлера. Строительство здания  финансировал нижегородский купец старообрядческого мировоззрения  Николай Александрович Бугров, который предварительно выкупил старый театр, стоявший на этом месте.

Заключение. Рефлексия. Вопросы учителя для повторения:

-Какую роль играла улица Большая Покровская в жизни Нижнего Новгорода в начале XX века? О каких представителях нижегородских деловых людей узнали вы сегодня? Чем было вызвано появление стиля «модерн»? Назовите архитекторов модерна и здания, построенные по их проектам. На примере одного из зданий расскажите об особенностях стиля модерн. Что представляет неорусский стиль? Какое здание построено в неорусском стиле? Какой стиль представлен в архитектуре здания Государственной думы начала XX века? Какой личный вклад в развитие города внес Н.А. Бугров?

Таким образом, архитектурный стиль модерн в Нижнем Новгороде равноправно вместе с другими стилями - неорусским, поздней эклектикой, участвовал в создании своеобразного облика главной улицы города - Большой Покровской в начале XX века. Каменная летопись города рассказывает об особенностях развития города начала XX века и выдающихся его деятелях, интересных личностях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бубнов Е.Н, Орельская О.В. Архитектура города Горького. Горький, 1986 г. С. 6-7, 177-178.

3.Музеи и архитектурные памятники Горьковской области под ред. О. Наумова. Горький, 1968 г. С. 253.

4. Орельская О. В. Нижегородская  архитектура ХХ века как отражение российского и зарубежного зодчества. Автореферат, Нижний Новгород, 2009 г. [Электронный ресурс]. – URL: dissers.ru›avtoreferati-dissertatsii-arhitektura (дата обращения: 07.09.2020 г.).

5. В.К. Романовский, Ф.А. Селезнев, Э.С. Иткин, Б.Л. Гинзбург История Нижегородского края XX – начала XXI века: Н. Новгород, НИРО, 2015 .

6. Худин А. А. Эклектика в архитектуре Нижнего Новгорода XIX – начала XX вв. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-культурного наследия. Автореферат, Нижний Новгород, 2010 г. [Электронный ресурс]. – URL: tekhnosfera.com›eklektika-v-arhitekture…xix…xx-vv (дата обращения: 07.09.2020 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме "Архитектурные стили"

Полный сценарий урока в 11 классе по теме "Архитектурные стили" в профильном классе....

бионика как архитектурный стиль

бионика как архитектурный стиль...

бионика как архитектурный стиль

бионика как архитектурный стиль...

Архитектурные стили

Презентацию "Архитектурные стили" к уроку в 8 классе  подготовил учитель изобразительного искусства и черчения Чуб Елена Николаевна....

план-конспект урока английского языка в 11 классе по теме "Архитектурные стили"

План-конспект составлен по учебно-методическому комплекту Афанасьевой О.В., Михеевой О.В. English XI. его можно использовать в заключительной части проработки урока № 2 "Город и его архитектура". Данн...

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...

Примерная рабочая программа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» для 9 класса «САРАТОВСКОЕ ПОВОЛЖЬЕ В XIX – начале XX ВЕКА»

Примерная рабочая программа составлена на основе действующего УМК по региональной истории и соотвествует требованиям ФГОС основного общего образования и историко-культурного стандарта, а также региона...