Интеллектуальная игра «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (героический подвиг защитников города Ленинграда)
методическая разработка по краеведению (9, 10, 11 класс)

Шибанова Вероника Владимировна

 

Методическая разработка классного часа «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (героический подвиг защитников города Ленинграда)  в 10 классе,  выстроенная  в формате мозаики интеллектуальных игр.

Во время мероприятия используются такие виды интеллектуальных игр, как: «Интеллектуальный марафон», спортивная версия игры «Что? Где? Когда?», «Ворошиловский стрелок», Брейн-ринг.

Каждый тур имеет свою тематику, так:

 1-й тур - «Ленинград - город стойкости»,

 2-й тур - «Жизнь и героизм блокадного Ленинграда»,

 3 -й тур -  «А музы не молчали…», финальный бой между командами - «Был город фронт, была блокада»,

4-тур - «Живая память».

В современной системе обучения каждый ребенок приучается надеяться на собственные знания и способности. Конференции, конкурсы исследовательских работ, олимпиады, большинство состязаний направлены на выявление индивидуальных талантов. В то е время, как умение работать в команде во взрослой жизни часто ценится не меньше, чем блестящее знание математики и навык работы с научной литературой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_uroki_pobedy.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 411 "Гармония"

с углубленным изучением английского языка

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка классного часа  на тему:

«Ленинградцы. 900 дней во имя жизни»

(героический подвиг защитников города Ленинграда)

 

Адресат: обучающиеся 14-17 лет

               Автор, разработчик, составитель: Шибанова Вероника Владимировна

учитель музыки, истории и культуры Санкт-Петербурга,  МХК,

 классный руководитель 10 а класса, методист

                                                                                        Консультант:  Бескоровайная Юлия Викторовна                                  

                                                                         зав. метод. отделом ГБУ ДО Дом детского творчества

Петродворцового района

Санкт-Петербург

 2019г.

Оглавление

Пояснительная записка ………………………………………………..………………..2

Интеллектуальная игра «Ленинградцы.

900 дней во имя жизни», посвященная увековечению

 памяти о Победе в Великой Отечественной войне …………………………………..6

1-й тур  -   «Ленинград город стойкости»

формат тура - Интеллектуальный марафон ……………………………..……………..7

2-й тур - «Жизнь и героизм блокадного Ленинграда»

формат тура - спортивная версия игры «Что? Где? Когда?» …………………………8

3 -й тур -  «А музы не молчали…»

формат тура – «Ворошиловский стрелок» …………………………………………….10

4 -й тур - Конкурс капитанов «Живая память»  

формат тура «Брейн-ринг»………………………………………………………………14

 Список литературы ……………………………………………………..……………….17

Приложение 1. Памятка игры «Интеллектуальный марафон»…………………………18

        Памятка спортивной версии игры "Что? Где? Когда?»……………….19

        Памятка игры «Ворошиловский стрелок»……………………………..20

        Памятка игры «Брейн-ринг»…………………………………………….21


Пояснительная записка

«Великая Отечественная война дала ключ к пониманию того, как беда, обрушившаяся

 на страну, делала обывателя - гражданином, гражданина - патриотом, патриота - героем» 

А.А. Падерин — к. и. н., член-корреспондент РАЕН,

полковник в отставке, ветеран Института военной истории МО РФ.

Мы заряжаем, но не в винтовки,

И стреляем, но не по мишеням!

Наше главное оружие – это знания и интеллект,

А побеждает в нашей игре тот, кто применяет его первым!

лозунг интеллектуальной игры  «Ворошиловский стрелок»

Одна из самых важных для нас задач в настоящее время – задача максимального сохранения Памяти о Великой Отечественной войне, и прежде всего – свидетельств ее участников. Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше наши дети знают о прошедшей войне.

Этому есть причины:

  • недостаточное количество часов по истории отводится на изучение событий минувшей войны;
  • параграфы учебников перегружены событиями, фактами, цифрами, которые не  затрагивают эмоциональную сферу обучающихся;
  • почти не осталось в живых очевидцев тех событий;
  • многие родители не разговаривают с детьми на эту тему, а передачи о войне, которые демонстрируются по ТВ, учащиеся не смотрят.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что  нам необходимо воспитывать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни «…потому что на Земле доброй мы живем и за себя, и за того парня…». Нельзя оставаться равнодушными, глядя на героизм людей, оборонявших и защищавших Ленинград, стоящих насмерть, только бы не пропустить врага. Нельзя забывать о тех страшных событиях «…что-то с памятью моей стало, всё, что было не со мной, помню».

Тема Великой Отечественной войны всегда будет актуальна.

В настоящее время особенно важно и актуально помочь ученикам понять, что для истории очень необходима и свята человеческая память о тяжелом прошлом, почувствовать гордость за историю Родины и будущее Отечества.

В концепции модернизации российского образования заложены и сформулированы важнейшие задачи воспитания учащихся: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к социализации в обществе.

Перед каждым современным учителем, который собирается говорить с детьми о блокаде Ленинграда, встают три основных вопроса.

Первый: зачем я собираюсь рассказывать о блокаде?

Второй: сколько лет детям, с которыми я собираюсь разговаривать, и что важно знать о блокаде в этом возрасте?

Третий: что и как я могу рассказать детям?

Ответы на эти вопросы дает методическая разработка классного часа «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (героический подвиг защитников города Ленинграда)  в 10 классе,  выстроенная  в формате мозаики интеллектуальных игр.

Во время мероприятия используются такие виды интеллектуальных игр, как: «Интеллектуальный марафон», спортивная версия игры «Что? Где? Когда?», «Ворошиловский стрелок», Брейн-ринг.

Каждый тур имеет свою тематику, так:

 1-й тур - «Ленинград - город стойкости»,

 2-й тур - «Жизнь и героизм блокадного Ленинграда»,

 3 -й тур -  «А музы не молчали…», финальный бой между командами - «Был город фронт, была блокада»,

4-тур - «Живая память».

В современной системе обучения каждый ребенок приучается надеяться на собственные знания и способности. Конференции, конкурсы исследовательских работ, олимпиады, большинство состязаний направлены на выявление индивидуальных талантов. В то е время, как умение работать в команде во взрослой жизни часто ценится не меньше, чем блестящее знание математики и навык работы с научной литературой.

Участвуя в таких мероприятиях, обучающиеся учатся действовать сообща, мотивировать команду, распределять нагрузку, собирать ответы со всех участников, устраивать общий брейнсторм и создавать рабочие группы. У каждого из ребят есть свои сильные и слабые стороны; есть и темы, в которых кто-то разбирается лучше; кто-то быстрее реагирует; кто-то может организовать слаженную работу в короткий срок. Во время очной игры против других команд школьники учатся слушать и слышать друг друга, распределять компетенции команды как можно более эффективно. Однако, конечно, понятие личности не размывается - в конкурсе капитанов или любой другой разновидности индивидуального соревнования.

Цель проведения классного часа:

  1.  Создание условий для более глубокого ознакомления старшеклассников  событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины, повышение исторической грамотности молодежи, воспитание  российской идентичности школьников.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, патриотических чувств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества;
  2. Повышение у обучающихся интереса к военной истории, литературе, музыкальному, литературному и изобразительному творчеству военных лет;
  3. Воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;
  4. Использование интеллектуальных игр с целью создания благоприятных условий для развития каждой личности, способной к достижению результативности в интеллектуальном труде, оперативно адаптироваться к ситуации, учить работать в команде и эффективно взаимодействовать;
  5. Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД в рамках требований ФГОС.
  6. Развивать творческую активность детей.
  7. Способствовать формированию коммуникативных навыков, моделей ролевого поведения в социально-групповой работе.

Участники: возраст участников 14-17 лет, родительская общественность, ветераны - Жители Блокадного Ленинграда.

Адресная аудитория:  Данная методическая разработка классного часа рассчитана на классных руководителей, педагогов дополнительного образования, учителей истории и краеведения, искусства, педагогам-организаторам, родителям. Сценарий игры может быть использован в урочной и внеурочной деятельности, в летнем оздоровительном лагере.

Содержание учебного материала занятия:
        
Данный классный час актуален тем, что направлен на формирование универсальных учебных действий, необходимых для гармоничного развития личности ребенка, ориентации его в современной информационной среде, приобретения практических навыков. Игровая форма занятия для данных целей является наиболее целесообразной.

Классный час  может проводиться как интеллектуальная игра внутри одного класса (класс делится на команды), так и между классами одной параллели, например, в рамках тематической недели. Подобранный методический материал направлен на развитие культурных ценностей, однако при необходимости можно изменить цели личностных результатов, путем подбора других тематических заданий (например,  города-герои).

Современная реформа образования ведёт к уменьшению количества творческих заданий. В интеллектуальных играх сочетаются алгоритмические и творческие подходы, это та форма командной работы, без которой не достигается результата. При этом важно отметить, что настоящий интеллект, широкая эрудиция воспитываются в первую очередь на межпредметном  материале. Данная методическая разработка носит социально-педагогическую и интеллектуальную направленность.

Уровень освоения: общекультурный

Технологии: игровая, групповая, сотрудничество.

Формы организации работы: фронтальная, самостоятельная, в группах.

Формы и методы диагностики метапредметных результатов обучающихся на занятии: обсуждение, практикум (решение заданий), групповая работа, исследование, заполнение бумажных бланков для ответов, заполнение учащимися (жюри) таблиц результатов.

Оборудование для работы учителя: мультимедийный проектор; мультимедийный экран; компьютер; мультимедийная презентация к занятию, раздаточный материал, оценочные листы для жюри.

Методические советы организаторам и постановщикам

В ходе игры у Знатоков есть возможность проявить приобретённые на уроках и во внеурочной деятельности знания. Кроме того, как показывает практика, конкретные знания, полученные в ходе игры и имеющие эмоциональную окраску, являются наиболее устойчивыми.

Когда идет подготовка к  игре, то важно  помнить, что она тематическая. Это обстоятельство требует от будущих участников игры специальной подготовки, чтения дополнительной литературы. Общая эрудиция - это великолепно, но победить в тематических интеллектуальных играх опираясь на общую эрудицию - невозможно.

Игра  рассчитан на участие минимум двух команд, лучше 4-х команд. В предварительную работу входит: решение вопроса о единой форме или едином элементе одежды, выборы капитана и распределение обязанностей внутри команды, придумывание названия команде. От команд требуется определенный уровень согласованных действий, а так же хорошее знание правил игры и обозначений. От ведущего требуется виртуозная ориентация в вопросах. В качестве пожелания можно предложить ведущему заранее выписать все вопросы на отдельные карточки, сложить карточки в отдельные стопки в зависимости от темы и сложности вопросов, а кроме того, вопросы для одной и для другой команды расположить слева и справа от себя соответственно. Подобная предварительная подготовка ведущего значительно облегчит его работу во время игры.

В играх, рассчитанных на несколько команд, всегда существует опасность того, что командам достанутся разные по степени сложности вопросы. Нужно предусмотреть и распределить вопросы по степени похожести, одинаковости. Педагогам обязательно  надо самим изучить правила игры и, еще лучше, составить письменное описание правил максимально приближенное к речи ведущего, к тексту его выступления перед игроками в начале игры во время объяснения правил предстоящего интеллектуального сражения.

Алгоритм пошаговой подготовки:

  1. Обязательно надо  разработать и выложить  для подготовки ученикам общий Регламент турнира! Непременно решить, кто будет следить за его выполнением. Выбрать двух-трех старшеклассников, членов  жюри (желательно опытных игроков).

2. Подготовить бумажные бланки для ответов - по числу команд, и еще несколько про запас.

3. Если планировать использование микрофона или включать музыку – обязательно назначьте ответственного за звуковое сопровождение и проведите с ним несколько тренировок.

4. Если среди коллег есть умеющие вести репортажную съемку – отлично! Когда еще можно запечатлеть для истории командную работу мозга.

5. Надо продумать, чем награждать победителей. Лучше использовать для награждения много маленьких призов, чем один большой. Можно давать призы за самый быстрый ответ, за лучшую командную форму, лучший ответ капитана, и т.д. и т.п.

6. Заранее отправить участникам памятку  о времени и месте турнира.

7. Придумать свои звуковые сигналы  между этапами.

8. Обязательно продумать красивое оформление, дети прекрасно реагируют  на паузу кофе-брейк.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха деятельности.
  •  Учиться проявлять самостоятельность
  •  Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  •  Учиться выражать свое мнение.
  •  Осознать важность морально-нравственных ценностей
  • Фиксировать индивидуальное затруднение в выполнении действий.
  •  Самостоятельно анализировать предложенный текст.
  •  Уметь выделять ключевые слова.
  • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  •  Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. произвольно

и осознанно владеть

общими приемами

решения интеллектуальных задач;

  • Устанавливать

аналогии;

  • Осознанно и

произвольно строить

сообщения в устной

речи.

.

Сценарий интеллектуальной  игры  «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни», 

посвященной увековечению памяти

о Победе в Великой Отечественной войне

 

Психолого-эмоциональный  настрой учащихся

Ученик 1:  Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. О мужестве блокадников слагались песни и снимались фильмы. Их были тысячи, а выжили - единицы. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде – это подвиг.

Ученик  2: Только вдумайтесь, что по городу с населением в 3 миллиона 385 тысяч человек противник выпустил свыше 150 тысяч артиллерийских снарядов, сбросил более 100 тысяч зажигательных и фугасных авиабомб. Сотни тысяч жителей этого красивейшего города погибли при обстрелах и авианалетах, умерли от голода. Ленинград выстоял дорогой ценой.

Ученик  3: Говоря о блокаде Ленинграда, мы, конечно, думаем о героизме его защитников. Сотни раз каждый из нас видел эти фотографии, слышал истории, читал книги. Но на самом деле, мы никогда не сможем в полной мере представить, насколько страшно было жить и трудиться в блокадном Ленинграде.

Ученик  4: Ежедневно ленинградцы демонстрировали не только невероятное мужество и героизм, но и силу человеческого духа. Самое страшное, что может произойти с народом – это потеря его культуры, исторической памяти и языка. Ленинград выстоял очень дорогой ценой.

Фрагмент фильма «900 дней мужества. Блокада Ленинграда» https://www.youtube.com/watch?v=6a2I21uAvgk

Ученик 5:

Мне кажется: когда гремит салют, погибшие блокадники встают.
Они к Неве по улицам идут, как все живые, только не поют.
Не потому, что с нами не хотят, а потому, что мертвые молчат.
Мы их не слышим, мы не видим их, но мертвые всегда среди живых.
Идут и смотрят, будто ждут ответ: ты этой жизни  стоишь или нет?


Ученик 6:

Мы это помним! Мы гордимся! Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.
( все встают, звуки метронома)

Ученик 7:

Живут нешумно ветераны,

Для них награда – тишина.

Еще гудит осколком рваным

В их сердце адская война.

Им ночью вспомнится такое,

Что жар души – не затушить…

Уже из сотни – только двое

Фронтовиков осталось жить.

Но тем, кто жив, не в униженье,

А в уваженье, как сыны,

За их и мудрость, и терпенье

Мы низко кланяться должны.

Ведущий: Добрый день уважаемые участники и гости сегодняшней игры! Мы начинаем игру, посвящённую героической странице периода Великой Отечественной войны – снятию блокады Ленинграда. Мы собрались здесь, чтобы посмотреть, как будут "сражаться" команды умных и эрудированных. Я хочу представить вам эти команды. (Представление команд)

Ведущий: Наша игра состоит из 4 туров, которые имеют смысловые названия.

1-й тур - «Ленинград - город стойкости», формат тура - Интеллектуальный марафон.

2-й тур - «Жизнь и героизм блокадного Ленинграда», формат тура – спортивная версия игры «Что? Где? Когда?».

3-й тур - «А музы не молчали…», формат тура – «Ворошиловский стрелок». Финальный бой между командами -победителями двух первых боёв пройдет на тему - «Был город фронт, была блокада».

4-й тур - Конкурс капитанов «Живая память», формат тура «Брейн-ринг».

Внимание. Сегодня у нас играет четыре команды: красные, желтые, зеленые, белые.

Команды, проходим за игровые столы и занимаем места.

1-й тур -  «Ленинград город стойкости»

формат тура - Интеллектуальный марафон

(см. Приложение 1. Памятка игры «Интеллектуальный марафон» )

Вопросы 1-го тура

Звучит звуковой сигнал к игре

1. 9 сентября 1941 г. Сталин вызвал Жукова к себе и сказал: “Очень тяжёлое положение сложилось сейчас под Ленинградом, я бы сказал, положение катастрофическое”. Жукову стало ясно, что Сталин явно клонил к тому, что ликвидировать ленинградскую катастрофу, наверное, лучше всего сможет он, Жуков. Понимая, что Сталин уже решил послать его на это…, Жуков сказал, что готов поехать командующим Ленинградским фронтом. Сталин, как бы пытаясь проникнуть в состояние Жукова, снова произнёс те же слова, внимательно при этом глядя на него:

- А если это…?

Жукова удивило такое повторение.

О чём подумал Жуков, а Сталин произнёс?

Ответ: Безнадёжное дело.

2. Прилетев в Ленинград и подъехав к Смольному, Жуков с удивлением обнаружил, что его не ждали, к тому же дежурный не пропускал его.

Чем дежурный объяснял то, что он не может пропустить Жукова?

Ответ: Нет пропуска.

3. Когда Жуков узнал, что в мастерской Мариинского театра делают “игрушки” для обмана немцев, то довольно скептически отнёсся к этой затее, но вместе с тем приказал за ночь сделать их не 50, а 100 штук.

Что за “игрушки” делали в мастерской Мариинского театра?

Ответ: Макеты танков.

4. 5 сентября 1941 г. фельдмаршалу фон Леебу, командующему группой армий “Север”, действующих в направлении на Ленинград, исполнилось 64 года. Гитлер поздравил его и подарил щедрый подарок – 250 тыс. марок. С этим известием к Леебу прибыл специальный офицер от Гитлера, который должен был поздравить фельдмаршала и первым передать Гитлеру важное сообщение.

Какое сообщение должен был сделать этот офицер?

Ответ: О взятии Ленинграда.

5. Фельдмаршал фон Лееб, писал Гитлеру, что Ленинград сильно укреплён и представляет собой уже не город, а настоящую крепость, и не просто сухопутную крепость, а …

В какую крепость был превращён Ленинград, по мнению Лееба?

Ответ: Сухопутно-морскую.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги первого тура, внимание на экран. Давайте проверим ваши ответы. (Приложение 2. Презентация с ответами 1-го тура )

Ведущий: Жюри объявляет результаты 1-го тура.

2-й тур - «Жизнь и героизм блокадного Ленинграда»

формат тура – спортивная  версия игры  «Что? Где? Когда?»

(см. Приложение 1. Памятка спортивной версии  игры "Что? Где? Когда?»)

Вопросы 2-го тура

Звучит звуковой сигнал к игре

1. Летом 1942 г. на стадионе им. Кирова состоялся футбольный матч. Ленинградцы считали, что этим матчем они нанесли сильнейший удар по немцам, даже сильнее бомбёжки.

На чём основывалось это мнение?

Ответ: Ход матча транслировался не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке (принимаются близкие ответы)

2. Из дневника Веры Ибнер: “Немецкий лётчик, раненый, придя в сознание, спрашивает, где он. Узнав, что в Ленинграде, в госпитале под знаком Красного Креста, умоляет, чтобы его перевели в другое место.

- Но ведь это госпиталь… Красный Крест.

- Вот именно поэтому. Это особенно опасно”

Чем немецкий лётчик аргументировал, что в госпитале опасно?

Ответ: “Наши лётчики специально бомбят русские госпитали”.

3. В то время как люди от голода умирали на улицах Ленинграда, руководители города, все приписанные к столовой Смольного, сотрудники НКВД получали нормальное питание. Во время блокады продолжала работать особая пекарня, где выпекались сдобные булки, пирожные, белый хлеб.

Чем объясняли такую ситуацию официальные работники?

Ответ: “Пекари даже в условиях блокады не должны терять своего мастерства”.

4. Почему в годы войны значительная часть сокровищ ленинградских музеев была спрятана в самом заметном для фашистских лётчиков и артиллеристов здании – Исаакиевском соборе?

Ответ: Купол Исаакиевского собора являлся идеальным ориентиром для пристрелки немецких орудий.

5. Наблюдения за оставшимися в Ленинградском зоосаде животными во время блокады дали весьма интересный результат. Так, например, лисиц, хорьков, горностаев, коршунов, грифов можно было накормить растительным фаршем, смочив его отваром из старых костей или сдобрив его незначительным количеством крови. Но уссурийские тигры, орлы, филины, совы такую смесь не ели. Работникам зоосада удалось найти способ накормить таких животных этой же смесью, прибегнув к действию сильных зрительных раздражителей. Какой приём придумали работники Зоосада, чтобы накормить животных?

Ответ: Смесью наполнялась и затем зашивалась пустая шкурка какого-либо зверька, например, кролика, и такую бутафорскую добычу хищник съедал всю.

6. Во что превратили жители блокадного Ленинграда площадь у Исаакиевского собора?

Ответ: Огород.

7. В ассоциации “Мир – детям мира!” при Советском комитете защиты мира возник вопрос: чьи имена могли бы осветить её ежегодные премии? Чьи жизни? Дети из разных стран назвали 3 имени, ставшие символами недетского мученичества, недетской отваги: Садако – варварское использование гениальных научных открытий в Хиросиме, Анна Франк – ужасы шовинизма… Назовите имя и фамилию девочки, дневник которой не позволяет нам забыть все ужасы блокады Ленинграда

Ответ: Таня Савичева.

8. Весной 1942 г. при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

Как их называли?

Ответ: “Подснежники”.

9. На “Невском пятачке” была особенная огневая точка. Внешне она ничем не отличалась от других, если бы не верёвка. Обыкновенная верёвка, не толще большого пальца, длиною метра в 2, переброшенная через перекладину жердяного навеса. Нижний её конец тлеет незаметным огоньком, распространяя чуть ощутимый аромат каких-то засушенных цветов.

Как бойцы называли эту точку за скромный, никогда не угасающий осадный огонёк, необходимый всем курильщикам, не обеспеченным спичками?

Ответ: “Дай прикурить”.

10. Было в блокадном Ленинграде и бесчувствие, была чёрствость, воровство, вырывали кусок хлеба, обирали умирающих.

Закончите высказывание, которое употребляли воры, обшаривая умирающих людей. “Умирать-то умирай, только…”

Ответ: «…карточки отдай»

11. Реальная действительность заставляла Сталина пересмотреть свою религиозную политику во имя борьбы с фашистской Германией. Прекратились аресты священнослужителей, открывались церкви, в государственных типографиях печатались послания митрополитов. Характерным фактом стало снятие в 1942 г., в первую военную Пасху, запрета на ночной крестный ход вне храма.

Чем регулярно снабжались православные приходы Ленинграда даже в голодную зиму 1941/1942 года для совершения одного из таинств?

Ответ: Вином и мукой. Для причащения верующих.

12. Нил Николаевич Беляев в своих воспоминаниях описывает, как однажды его уставшего, больного до дома довела женщина: “Она взяла меня под руку. Я обхватил её за плечо. Постепенно – постепенно, значит, добрели до дома. Подняла она меня, так сказать, по лестнице до третьей площадки. Позвонила”.

Как она могла позвонить, если не было электричества?

Ответ: “За дёргалку”

Ведущий:  Внимание.Жюри подводит предварительные итоги, а мы приглашаем на сцену юное дарованье. Музыкальный номер «Попурри на тему военных песен»- аккордеон

Жюри объявляет результаты 2-го тура. Итог за два тура.

Пауза кофе-брейк

3 -й тур-  «А музы не молчали…»

формат тура – «Ворошиловский стрелок»

(см. Приложение 1. Памятка игры  «Ворошиловский стрелок» )

Ученик 1. Внимание, внимание! Начинаем новое  состязание  умных и любознательных, находчивых и рассудительных!
Ученик 2. Теперь и у тебя есть шанс испытать себя! Только сегодня, здесь и сейчас состоится увлекательная игра…
Ученики (вместе). Интеллектуальное шоу «Ворошиловский стрелок»!
Ученик 1. Здесь стрелки не держат оружия, здесь сила – это их знания.
Ученик 2. Точность в движениях, точность в мыслях, точность в ответах. Перекрёстный огонь и игра на выбывание. 
Ученик 2. Поиск правильных решений, быстрота реакции, напряжение, с которым трудно справиться. Цена промаха или промедления – удаление участника из игры.

Ведущий: Сегодня в нашей игре принимают участие 4 команды. В составе каждой команды - 4 человека, один из которых капитан. В одном бое одна команда играет против другой. Сегодня мы увидим четыре боя. Сначала по итогам жеребьёвки сразятся 1 и 2, затем 3 и 4 команды. Затем будет бой за третье место между проигравшими в первом бою командами. В финальном бою встретятся победители двух первых боёв. Будут  задаваться вопросы на общую эрудицию  на тему «А музы не молчали…», посвященные блокадному Ленинграду.

Ведущий: Всем всё понятно? Тогда прошу остаться на сцене по итогам жеребьёвки первые две команды, а остальных участников игры пройти в зал.

Вопросы 3-го тура

Звучит звуковой сигнал к игре

Бой 1-й  и 2-й команды

1. Его темпом измерялись шансы выжить во время бомбежек и обстрелов… Только его ритмом звучал под бомбами и снарядами: быстрый означал воздушную тревогу, медленный – отбой… Какой прибор подававший сигнал в годы блокады считался «Сердцем Ленинграда» ?

Ответ:  Метроном

2. На долю этого театра выпала особая судьба - стать единственным театром, проработавшем в осажденном городе все 900 дней блокады. В декабре 1941 года здание театра пострадало во время бомбежки. Поэтому труппа стала выступать на сцене Александринского театра.  Кроме бомбежек, работа артистов была омрачена голодом и отсутствием отопления и электричества. Зимой 1942 года даже пришлось приостановить работу театра. Во время вынужденного перерыва актеры выезжали на фронт. Весной театр возобновил работу и выпустил сразу несколько премьер. В труппе было 291 человек, за время блокады погибло 64 человека: 56 от голода и 8 на фронте. Сегодня в театре чтят память об этих днях. В фойе театра можно прочитать весь блокадный репертуар и посмотреть фотографии тех времен.

О каком театре идет речь?

Ответ: Театр музыкальной комедии

3. Во время войны продолжало работать и еще одно место привычного досуга петербуржцев, несмотря на то, что в июле 1942 года в Свердловск было эвакуировано 1 миллион 200 тысяч из 2 миллионов экспонатов. Даже малая часть оставшихся шедевров, сырость и холод не могли остановить работу: проводились экскурсии, читались лекции, писались научные труды. «Пустые рамы! Это было мудрое распоряжение Орбели: все рамы оставить на месте. Эти рамы — от Пуссена, Рембрандта, Кранаха, от голландцев, французов, итальянцев. Благодаря этому музей восстановил свою экспозицию через восемнадцать дней после возвращения картин из эвакуации.  О каком музее идет речь?

Ответ: Эрмитаж

 4. Она была «голосом города» почти все девятьсот блокадных дней. превратилась в живой символ Ленинграда, и ее слава не была связана ни с премиями, ни с орденами, ни с тиражами. Всю блокаду в насквозь промерзшем, умирающем от истощения, заваленном трупами городе раздавался ее голос. Висящие на улицах черные тарелки репродукторов не выключались никогда, и ее стихи звучали, когда обессиленные люди спускались к замерзшей Неве за водой, во время артобстрелов, в самые тяжелые блокадные дни, когда дневную хлебную пайку иждивенцев урезали до 125 грамм. Её голос стал голосом Ленинграда - слабого, но не сдающегося. Кого называли «блокадной музой»?

Ответ: Берггольц Ольга Федоровна

Бой 3-й  и 4-й команды

5. С первого дня войны художники вместе со всеми ленинградцами строили оборонительные сооружения, трудились на лесозаготовках, проходили военное обучение в командах противовоздушной обороны. Более ста человек ушло на фронт. Многие сражались в народном ополчении. Все хотели защищать родной город с оружием в руках. Некоторые тогда решили, что профессиональные навыки художника во время войны никому не нужны. Но уже в конце июня 1941 года большую группу живописцев военное командование призвало выполнять работу. Какую работу в тяжелейших условиях выполняли блокадные художники?

Ответ: Художники  занимались маскировкой городских и военных  объектов  и  создавали  злободневные плакаты и карикатуры

На крышах цехов были возведены макеты зданий, создававшие иллюзию жилых кварталов.С высотными доминантами города — куполами и шпилями — поступали так: позолоченные путём гальванопластики (например, купол Исаакиевского собора), красили масляной серой краской в тон неба (с такой позолоты краску можно смыть), а покрытые сусальным золотом укрывали огромными чехлами.

6. Михаил Кураев, эвакуированный со своей матерью и братом в 1942 году, в своих воспоминаниях пишет: “Ленинград мама не защищала и потому, естественно, медали “За оборону Ленинграда”, в отличие от своих родственников, удостоена не была. До лестного звания “ЖБЛ” просто не дожила”.Что такое “ЖБЛ”?

Ответ: “Житель блокадного Ленинграда”.

7. Вопрос. В годы войны значительная часть сокровищ ленинградских музеев была спрятана в самом заметном для фашистских лётчиков и артиллеристов здании, архитектором  которого является Огюст Монферран.

Что это за здание, которое фашисты не обстреливали?

Ответ: Исаакиевский собор

Немецкие летчики старались не бомбить большие объекты. Они так ориентировались в городе. Чтобы их дезориентировать ленинградцы красили шпили, купола в серый цвет (краску потом можно было смыть без вреда для позолоты), чтобы они сливались с цветом ленинградского неба. Часть города укрывали специальной сеткой, которая превращала визуально, с высоты полета, какой-нибудь дом в парк.

8. Вопрос. Наступил 1942 г. Для учащихся 7­10­х классов ёлки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина (Александринском), Большом драматическом (БДТ) и Малом оперном театрах (Михайловском). Что стало для детей сюрпризом, кроме новогодних подарков?

Ответ:  Электричество (свет в театрах)

Бой за третье место между проигравшими в первом бою командами

9. Большинство послевоенных питерских котов имели ярославские или сибирские корни. С чем это было связано?

Ответ:  Были привезены кошки-крысоловы

В 1943 одним из самых дорогих товаров в Ленинграде были…. кошки. Как известно, почти всех кошек съели, и в городе развелись полчища крыс. В апреле вышло постановление о необходимости "выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек" (дымчатые считались лучшими крысоловами). Кошек расхватывали, моментально, за ними выстраивались очереди. Но Ярославские кошки полностью не справились с миссией, поэтому был объявлен второй "призыв". На этот раз котов собирали в Сибири.

10. О каком произведении искусства немцы говорили: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть..."

Ответ: Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича

11.Командующий фронтом Леонид Александрович Говоров поставил задачу:

"Во время исполнения симфонии ни один вражеский снаряд не должен упасть на Ленинград"... И пока шли репетиции музыкантов - военные проводили свои приготовления. 

Позже один из участников артиллерийского "концерта" артиллерист Николай Савков написал.

...и когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась
Над краем передним, как гром, величаво
Другая симфония началась, -
Симфония наших гвардейских пушек
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал...
И в городе - шквал,
И по фронту - шквал...
А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств
Бойцы опустили стволы орудий
Защитив от обстрела площадь Искусств...

Где произошло первое исполнение  Седьмой симфонии в Ленинграде?

Ответ: Большой зал филармонии

12. О.Берггольц в “Февральском дневнике” писала:

Когда немного посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий, тяжёлый, мерный гул:
То Армия рвала (
2 слова пропущены)
Вела огонь по нашему врагу.
Что рвала армия?

Ответ: Кольцо блокад.

Финальный  бой между командами  победителями двух первых боёв

 на тему - "Был город фронт, была блокада"

.

13. 17 января 1943 г. немецкое командование решило вывести свои войска из Шлиссельбурга. Наши части преградили им путь. Тысячи вражеских солдат и офицеров так и не смогли вырваться из мешка, в который их загнали.

Именно в это время волховчане захватили неизвестный ранее танк. Большая, мощная машина шла к Шлиссельбургу навстречу выходившим оттуда частям. Наши артиллеристы открыли по ней сильный огонь, но машина продолжала идти, снаряды не пробивали её броню.

Так и прорвался бы танк, но нервы механика-водителя не выдержали. Он свернул на заболоченное поле, машина стала вязнуть, погружаться в торфяную жижу.

Вскоре трофейную машину вытащили. Она очень заинтересовала наше командование. Редкий трофей отправили в Москву, где его внимательно изучили. С помощью таких танков Гитлер рассчитывал изменить ход войны.

Что это был за танк?

Ответ: “Тигр”

14. Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем – “Дорога Жизни”. Но немногие знают, что это название появилось позднее, а как называли этот путь в начале, когда он только начал действовать?

Ответ: «Дорога Смерти»

15. На самом берегу Ладожского озера, у Вагановского спуска, расположен один из памятников, посвящённых “Дороге Жизни”. Центральное сооружение памятника - выполненная в современной манере разомкнутая арка.

Как называется этот памятник?

Ответ: «Разорванное кольцо»

16. В январе 1943 г. Илья Эренбург писал, что немцы вошли в Париж, как в гостиницу, и так же хотели разместиться в Зимнем дворце или в “Астории”. Но советские воины их разместили в другом месте. Где?

Ответ: В земле.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги третьего тура, внимание на экран. Давайте проверим ваши ответы. (Приложение 3. Презентация с ответами 3-го тура )

Ведущий: Жюри объявляет результаты 3-го тура.

4 -й тур - Конкурс капитанов «Живая память»  

Капитаны играют в команде в формате «Брейн-ринг»

(см. Приложение 1. Памятка игры «Брейн-ринг»)

Вопросы 4-го тура

Звучит звуковой сигнал к игре

1..  Лейтенант Фридрих Буш, немецкий летчик и школьник Алёша Михайлов в один и тот же день получили награды: Буш – железный крест, а Лёша – медаль «За оборону Ленинграда» Летчик  уничтожил 12 зенитных установок в Ленинграде. А что именно  сделал мальчик в блокадном городе?

Ответ: Построил из снега зенитную батарею

2. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. После установления фашистами полной блокады Ленинграда в опустевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12­15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы дети могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки. Над рабочими местами были написаны детьми плакатики : «Не уйду, пока не выполню….»

Закончите эту фразу  одним (производственным словом)

Ответ: норму

3.Вопрос. 12 марта1941г. в  одном из детских домов Куйбышевского района Ленинграда весь персонал собрался в комнате мальчиков. Завдомом Васильева говорит: «Раньше бы меня за подобный случай сняли с работы, сейчас же мы, воспитатели, стояли, глядя на решение «принципиального мальчишеского вопроса», и радовались.  Ожили наши дети!»

Каким образом решался этот «принципиальный вопрос»?

Ответ: Драка

4. Как называется стихотворение Павла Булушева, фрагмент которого вы услышите?

Черное небо вспорото сабельным взмахом ракет.
Небо великого города окрашено в разноцвет.
Вьюжится, вьюжится, вьюжится, огненный снегопад.
В огненном вальсе кружится праздничный Ленинград.
И я – со товарищи – рядом, сбросив на снег шинель,
Развешиваю над Ленинградом праздничную шрапнель.

Ответ: Салют

Вопрос на выявление победителя среди капитанов

5.  Вопрос. Успенская церковь на малой Охте построена на месте старого блокадного кладбища. В её стенах 8 тысяч кирпичей, на каждом из которых есть надпись. Что это за надписи?

Ответ: Имена умерших в блокаду.

Ведущий: Итак, жюри просим подвести итоги.

 

Ученик 1. Смотрите, Город ликовал. Необычайной силы и яркости салют – первый салют в Ленинграде! – возвестил победу над врагом. Непривычно темные улицы города вновь залил свет, над Невой простер руку освобожденный от укрытия «Медный всадник», на Аничков мост торжественно «въехали» извлеченные из глубоких ям клодтовские кони.

Ученик 2. В родной город возвращались из эвакуации театры: Вернулись и многие уехавшие прежде художники. Начался новый этап в жизни героического Ленинграда– его восстановление. Приближалась незабываемая весна 1945 года. Приближалась Победа!

Исполняется хором песня Т.Гальперина «На площади у Смольного»

На площади у Смольного окончилась война.

На площади у Смольного – как будто вся страна.

Выводит медь военная с народом в унисон:

«Вставай, страна огромная», на смертный бой, огромная, и вальс «Осенний сон».

Я, шестилетний, маленький, спасённый всей страной,

Шарфом привязан маминым к решётке продувной.

Взлетает над объятьями цветной её платок.

– Мам, это всё знакомые? Мам, это всё знакомые? – Родные все, сынок!

Полуторки – эстрадами, сверкают ордена!

Но выше нет награды нам – окончилась война!

И мамы вальсом кружатся, и слёзы на глазах.

Победный май застуженный, победный бал заслуженный, а песни при слезах.

Ведущий: Внимание. Наш турнир подошел к концу. Просим членов жюри подвести итоги игры и приготовиться огласить результаты.

Ведущий: Ребята, каждый житель нашего города несет в себе память о той трагедии, о блокаде Ленинграда. В течение почти 900 дней горожане выживали в условиях оккупации и голода. Люди, собирая волю в кулак, проживали день за днем, и не просто проживали, но и заботились о памятниках культуры, обматывая брезентом сияющие шпили, закрашивая черной краской купола, продолжали играть и смотреть спектакли в местных театрах, сберегали уникальные виды растений.

Блокада Ленинграда занимает такое же важное место в Великой Отечественной войне, как битва под Москвой, Сталинградская битва и Курская дуга, но благодаря героической защите города сорвался план Гитлера по дальнейшему продвижению в глубь страны, по захвату Москвы. Войска Ленинградского и Волховского фронтов, а также Балтийского флота своим упорством и героизмом, активными действиями обескровили, измотали и накрепко приковали группу армий "Север", не дали фашистам своевременно перебросить под Москву новые силы. Так обо что же споткнулись фашистские войска, сделав свой первый шаг по территории нашей страны, что помешало им продвигаться вперёд привычными темпами?

Ответы учеников.

Историю Великой Отечественной войны можно изучать по-разному: читая книги, слушая лекции, просматривая фильмы. Сегодня у нас с вами появилась возможность познакомиться с жизнью и бытом ленинградцев, узнать о тяготах и подвигах блокадного города и его защитников. Наш интеллектуальный турнир был посвящён одному из основных сражений Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда нашла свое отражение в многочисленных памятниках, исследованиях, художественных книгах и кино.

Сегодня мы с вами выяснили, кто лучше из вас знает историю Великой Отечественной войны! Под торжественную музыку проходит награждение команд – победителя и призёров игры, а лучшим игрокам присваивается звания : «Самый эрудированный игрок», «Самый активный игрок».

Заключение. Пока жюри подводит итог, могут исполняться концертные номера. Они помогают снять напряжение, разрядить обстановку и просто поднять настроение и зрителям, и участникам игры. В каждом классе есть талантливые ученики. Также можно провести  конкурс кричалок, в котором участвуют болельщики команд.

Интеллектуальные игры - это игры  для ребят разных возрастов, есть только одно обязательное качество для игрока – желание учиться. Это игра для умных и целеустремлённых, для думающих и увлекающихся, это возможность узнать больше и увидеть мир другими глазами, открыть для себя много неизвестного.

Список литературы

  1. Блокада Ленинграда. 240 фото. Живой Журнал FotoHistory [сайт] https://foto-history.livejournal.com/4781050.html
  2.  Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н., Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. Учреждений сред.проф. образования. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
  3.  Интеллектуальная игра для учащихся 9–11-х классов, посвященная 60-летию снятия блокады Ленинграда [сайт]https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509315/
  4. Искусство маскировки [сайт] https://pikabu.ru/story/iskusstvo_maskirovki_5406877
  5. Коцелайнен С. Творчество в блокадном Ленинграде [сайт] http://gz.raz-vmeste.ru/2017/09/22/tvorchestvo-v-blokadnom-leningrade
  6. Ленинград. Победа. Летопись блокады [сайт] https://leningradpobeda.ru/blog 
  7.  Московский центр интеллектуальных игр «Сириус» [сайт] http://moskvasirius.ru/
  8.  Ольга Берггольц. Голос осажденного Ленинграда [сайт] https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43486344043/Olga-Berggolts.-Golos-osazhdennogo-Leningrada
  9. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176 с.  
  10. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 450 с.
  11.  Стихи о блокаде Ленинграда. Poemata.ru - стихи и поэмы [сайт] https://poemata.ru/poems/leningrad-blockade/
  12. Театральное искусство в блокадном Ленинграде [сайт] https://mikhaelkatz.livejournal.com/59266.html
  13. Хрустальная Сова-2. Интеллектуально-игровые программы турнира старшеклассников на призы Управления образованием мэрии. Новосибирск. 2000.

Приложение. 1.

ПАМЯТКА проведения игры «Интеллектуальный  марафон»

  1. В игре может принимать участие неограниченное число команд, имеющих название и капитана.
  2. Состав команды 4-6 человек.
  3. Перед началом игры определяется порядковый номер или цвет каждой команды с помощью жребия.
  4. Игру начинают команды с порядковым номером 1,2,3 и т.д. или красный, желтый,  зеленый, белый.
  5. Ведущий задаёт вопрос, подаёт сигнал "Время" и засекает время. На обсуждение и ответ командам даётся 60 секунд. Отвечает первой команда, которая первой изъявит желание отвечать*. В случае правильного ответа ей присуждается 4 очка. При неправильном ответе оставшиеся 2 команды имеют 5 секунд для ответа. Команда, которая второй изъявит желание отвечать*, за правильный ответ получает 3 очка. В случае если и её ответ будет неправильным, третья команда имеет возможность немедленного ответа, оцениваемого в 2 очка, четвертая попытка ответа приносит – 1 очко.
  6. Если в течение отведённого времени ни одна из команд не изъявила желание отвечать*, они не получают очков и игра переходит к следующему вопросу.
  7. В случае, если на конец отведённого 15-минутного времени две и более команды, претендующие на 1-3 места, имеют одинаковое количество очков, в расчёт принимается количество правильных ответов. Если равенство и по этому показателю, то команда, получившая по итогам предварительной жеребьёвки более поздний номер очереди, занимает место выше.

*"изъявить желание отвечать"- в зависимости от оснащения игры это может быть либо "зажечь лампу", либо поднять какую-то карточку и т.п. Конкретный способ определяется для каждой отдельной игры.

ПАМЯТКА спортивной версии  игры "Что? Где? Когда?»

  1. В игре может принимать участие неограниченное число команд (количество команд ограничивается только вместительностью помещения)
  2. Состав команды от 3 до 6 человек. Команда должна иметь название и капитана.
  3. Игра, как правило, состоит из 10 или 20 вопросов.
  4. Ведущий зачитывает вопрос, после команды "Время" команды могут приступать к обсуждению вопроса.
  5. На обсуждение командам дается одна минута. По ходу обсуждения вопроса ведущий вправе объявлять или не объявлять командам время оставшееся до конца обсуждения.
  6. Ответы записываются на специальных карточках с указанием названия команды, номера вопроса и одного варианта ответа.
  7. По окончании минуты команды имеют десять секунд для того чтобы записать ответ и принести карточку с ответом ведущему.
  8. Если у команды нет версии ответа, то сдаётся пустая карточка с названием команды и номером вопроса. За непредставление карточки могут предусматриваться штрафные санкции.
  9. По окончании десятисекундного отсчёта карточки с ответами не принимаются.
  10. В случае, если на карточке два или несколько вариантов ответа, хотя бы один из которых неправильный, не указано название команды или номер вопроса, то ответ считается неверным.
  11. В остальных случаях правильность ответа определяется ведущим (ведущими)
  12. Ведущий может на своё усмотрение привлекать или не привлекать к определению правильности ответа незаинтересованных лиц, оставляя за собой исключительное право окончательного решения.
  13. За правильный ответ команда получает 5 баллов. Правилами отдельной игры или турнира могут предусматриваться иные способы подсчёта результатов.
  14. Исключительное право в решении любых спорных моментов, возникающих в процессе игры, принадлежит ведущему. При этом ведущий вправе привлекать либо не привлекать для разрешения спорных моментов членов Клуба по своему усмотрению, оставляя право принятия окончательного решения за собой.
  15. Победа в игре присуждается команде, набравшей наибольшее число баллов.
  16. При равенстве баллов - команде, правильно ответившей на большее число вопросов.
  17. При равенстве - команда, раньше набравшая итоговую сумму баллов.
  18. Для распределения мест могут также применяться дополнительные вопросы или жребий.

ПАМЯТКА игры «Ворошиловский стрелок»

  1. В игре принимают участие 4 команды.
  2. В составе каждой команды - 4 человека, один из которых капитан.
  3.  В одном бое одна команда играет против другой.
  4. Сегодня мы увидим четыре боя. Сначала по итогам жеребьёвки сразятся 1 и 2, затем 3 и 4 команды.
  5. Затем будет бой за третье место между проигравшими в первом бою командами. В финальном бою встретятся победители двух первых боёв. 
  6. Будут  задаваться вопросы на общую эрудицию  на тему «А музы не молчали…», посвященный блокадному Ленинграду. Вопросы могут быть «обычными», а также «четыре варианта», где на вопросы темы даются по четыре варианта ответа.
  7. Игрок, желая ответить, подаёт звуковой сигнал. После предоставления ему права ответа, он отвечает на вопрос.
  8.  При правильном ответе на вопрос «зелёного» игрока, (то есть в зелёной футболке или галстуке), «зелёный» игрок соперников покидает игру.
  9. При неправильном ответе покидает игру участник, давший неправильный ответ.
  10. Если «зелёный» игрок после первого правильного ответа, затем на очередной вопрос даёт ещё один правильный ответ, то в этом случае он выбирает того, кто из команды соперников покинет игру: «жёлтый», «белый»  или «красный» игрок.
  11.  Капитан команды всегда покидает игру последним.
  12.  Время между предоставленным правом ответа и началом ответа не должно превышать 3 секунд.
  13. Нельзя советоваться, пользоваться подсказками в любом виде.
  14. Каждый участник играет в команде самостоятельно.
  15.  Игрок, нарушивший это правило, дисквалифицируется.
    Всем всё понятно? Тогда прошу остаться на сцене по итогам жеребьёвки первые две команды, а остальных участников игры пройти в зал.

ПАМЯТКА игры «Брейн-ринг»

  1. Турнир по "Брейн-рингу" проводится по схеме, устанавливаемой непосредственно перед его началом в зависимости от числа подавших заявки на участие команд.
  2. Турнир состоит из капитанов команд, количество участников которых зависит от выбранной схемы.
  3. В одной отдельной игре принимают участие от двух до четырех  капитанов.
  4. Четыре команды – 4 капитана, которые образуют единую команду.
  1. Игра между капитанами состоит из шести вопросов. В случае ничейного результата задаётся дополнительный вопрос (вопросы).
  2. Количество максимально возможных дополнительных вопросов определяется правилами конкретного турнира
  3. Ведущий задаёт вопрос, подаёт сигнал "Время" и засекает время. На обсуждение и ответ капитанам даётся 60 секунд. Отвечает первым  тот капитан, который  первым  изъявит желание отвечать*.
  4. В случае правильного ответа она получает 4 очка.
  5. При неправильном ответе оставшиеся 3 капитана имеют 5 секунд для ответа.
  6. Капитан, который  первым  изъявит желание отвечать*, за правильный ответ получает 3 очка.
  7. В случае если и его ответ будет неправильным, третий капитан имеет возможность немедленного ответа, оцениваемого в 2 очко, за четвертый ответ – 1 очко.
  8. Если в течение отведённого времени ни один из капитанов  не изъявил желание отвечать*, они не получают очков и игра переходит к следующему вопросу.
  9. При невозможности выявить победителя при установленном максимальном числе вопросов, если выявление победителя необходимо, то применяется жребий.
  1. При любой выбранной схеме проведения турнира по "Брейн-рингу", для выявления победителя проводится финальный  вопрос.

*"изъявить желание отвечать"- в зависимости от оснащения игры это может быть либо "зажечь лампу", либо поднять какую-то карточку и т.п. Конкретный способ определяется для каждой отдельной игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Героический подвиг Ленинграда

Тема: Героический подвиг Ленинграда Цели:1.   Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.2....

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ ЗАЩИТНИКОВ БРЕСТКОЙ КРЕПОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

На примере произведений С. Смирнова «Брестская крепость» и С.П.Алексеева "Брестская крепость"показать значение героического подвига защитников Брестской крепости в борьбе русского народа против ...

Урок мужества «Героическое прошлое нашего города. Дорога Жизни».

Урок мужества «Героическое прошлое нашего города. Дорога Жизни»....

Разработка урока "Подвиг защитников и жителей города Ельни в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года"

Урок посвящён событиям 1941-1943 годов на Ельнинской земле, которая была освобождена героическими усилиями солдат, партизан, ополченцев и жителей этого края. Их подвиг оценён правительством и навсегда...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

Методическая разработка музейного занятия, посвященного героической обороне города Ленинграда «Маршалы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Маршал Советского Союза Леонид Александрович Говоров»

На данном музейном занятии представлены материалы о блокаде Ленинграда, оформлен стенд с фотографией маршала Л.А. Говорова и его наградами, фотохроникой военных событий, связанных с прорывом блокады г...

Сценарий интеллектуальной игры «900 Блокадных дней», посвященной памятной дате «День снятия Блокады г. Ленинграда (27 января 1944г.)»

Сценарий интеллектуальной игры «900  Блокадных дней», посвященной памятной дате «День снятия Блокады г. Ленинграда (27 января 1944г.)»...