Линии судеб. Композитор А.Н.Верстовский и поэт Е.А.Боратынский.
статья по краеведению (10 класс) на тему

Лежнёв Александр Владимирович

     В данной статье прослеживаются творческие и дружеские связи композитора, театрального деятеля А.Н.Верстовского и поэта Е.А.Боратынского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл linii_sudeb.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИНИИ  СУДЕБ:

                         композитор А.Н.Верстовский и поэт Е.А.Боратынский

 

     

Фото 

А.Н.ВЕРСТОВСКИЙ

Гравюра Карла Гампельна, 1830-е

    Имена композитора, крупнейшего театрального деятеля Алексея Николаевича Верстовского (1799 – 1862) и   поэта пушкинской поры Евгения Абрамовича Боратынского (1800 -1844) в первой половине  девятнадцатого столетия в России пользовались у музыкально-театральной  публики и читателей большой  популярностью.

      Это были люди, которые в культуре и литературе того времени сделали очень многое. Вспомним хотя бы, что период творчества композитора в России называли эпохой Верстовского. Драматург А.Н.Островский признавался: «Известно, каким безграничным уважением между артистами всех отраслей искусства пользуются совершенные мастера в том или другом искусстве, и люди, обладающие очень тонким вкусом. Таким  же знатоком был Верстовский в сценическом искусстве: все артисты жаждали его замечаний, боялись их и с доверием и благодарностью их выслушивали. Артисту и в голову не могло прийти обижаться на Верстовского за то, что он ему говорил ты, особенно, когда он его похвалит».  П.В.Нащокин  веско заметил: « У вас в театре ламповщик и лампы не зажжет без дозволения Алексея Николаевича!» Режиссер С.П.Соловьев подчеркивал, что Верстовский «всегда сообщал артистам жизнь и  одушевление».  И он же отмечал: «Театральный люд очень метко и характерно называл его, употребляя простонародное слово, - театральным воротилой, или многозначительным « сам».

             Не забудем и то, что  Боратынского  критики  и любители литературы ставили  на первое место  после «солнца русской поэзии»  еще при жизни А.С.Пушкина. Уникальный талант стихотворца заметили многие. Сам  Александр Сергеевич признавался: «Боратынский - прелесть и чудо! После него никогда не стану печатать своих элегий!» И еще одна цитата, автором которой тоже является Пушкин: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален -  ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо  мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хоть несколько одаренного вкусом и чувством». Так писал Пушкин о Боратынском в 1830 году. «Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным,- отмечал В.Г.Белинский,- первое место бесспорно принадлежит г. Боратынскому».

       Высоко ценили талант Верстовского и Боратынского, кроме Пушкина, их  великие  современники: В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов,  П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, М.Н.Загоскин, А.А.Алябьев, С.Т.Аксаков, М.И.Глинка. Многие  блистательные писатели, музыканты, актеры того времени тоже были в восторге от поэзии Боратынского и  музыкальных творений композитора Верстовского.

     Судьба уготовила Верстовскому и Боратынскому появиться на свет на одной и той же земле –  земле Тамбовской губернии.

      Основоположник русского оперного искусства родился в имении Селиверстово, что располагалось недалеко от села Мезинец Козловского уезда (ныне Староюрьевский район Тамбовской области), в дворянской семье. В нем текла не только русская, но и турецкая кровь, так как  отец Алексея Николаевича был сыном генерала А.Селиверстова и   пленной турчанки. Однако в музыкальной литературе до сих пор встречается  версия, что дед композитора был  приписан к дворянскому сословию как выходец из «польского шляхетства».

       Боратынский -  уроженец усадьбы Мара Кирсановского  уезда (ныне  Уметский район),  он появился на свет тоже в дворянской семье. Предки поэта были выходцами из Польши. В  любой биографической справке прочитаем, что в первой половине семнадцатого века  И.П.Боратынский покинул родину и перешел на русскую службу. В  конце восемнадцатого века за верность  царю и новому отечеству  Абраму и Богдану Боратынским, потомкам Ивана Петровича, подарены земли в Тамбовской губернии. Это было поместье Вяжля. Абрам Андреевич Боратынский вместе с молодой женой поселился в той части села, которая  называлась  Марой.  Она и есть малая родина поэта.

       Таковы факты  биографии, известные всем, кто интересуется  историческими корнями Верстовского и Боратынского - земляков и ровесников.

      Земляков и ровесников, конечно же,  всегда объединял великий  Александр Сергеевич Пушкин. Без Пушкина невозможно представить  жизнь и творческий путь как композитора, так и поэта. Невозможно поверить  сегодня в то, что  Верстовский и Боратынский не могли быть друзьями Пушкина, что они никогда не встретились бы, не общались. И это тоже  факт истории, как и тот, что, несмотря на то, что Пушкин не бывал на Тамбовщине, тем не менее   прочными нитями был связан с родиной Верстовского и Боратынского, Здесь находились друзья и приятели Александра Сергеевича, его литературные спутники, в конечном счете его  дальние и близкие родственники или когда-то жили на тамбовской земле (например, в селе Покровском родилась М.А.Ганнибал – бабушка поэта по материнской линии, несколько лет провела здесь   Н.О.Пушкина – мать поэта), или проживали в то время, когда ярко  вспыхнула звезда Пушкина на поэтическом небосклоне. Не забудем, что и жена Пушкина, красавица  Н.Н.Гончарова, появилась на свет именно на  Тамбовщине – в  имении  дяди своей матери Н.А.Загряжского в селе Кариан Тамбовского уезда (ныне райцентр Знаменка Знаменского района). Примерно в одно и  то же время Пушкин встретился, познакомился и подружился и с Верстовским, и  Боратынским.

      Знакомство и творческое содружество Пушкина и Верстовского, по мнению большинства исследователей, связано с двадцатыми и началом тридцатых годов девятнадцатого века. Они встречались в домах общих друзей и знакомых – П.В.Нащокина, П.А.Вяземского, М.П.Погодина, А.С.Грибоедова, С.Т.Аксакова и т, п. Встречи друзей обычно посвящались поэзии и музыке. Поэта и композитора сближало трепетное отношение к творчеству, к высокому искусству, к театру. В 1820 году Пушкиным была написана «Черная шаль», а через несколько лет Верстовский дал этому  стихотворению музыкальные крылья. Романс пользовался потрясающим успехом.  Современница  вспоминала, как сам Верстовский пел  в одном из салонов это произведение, а аккомпанировал ему А.С.Грибоедов. Вскоре романс «Черная шаль» исполнялся по всей России. Другая современница (Е.С.Телепнева)  в дневнике 22 июня 1827 года записывает о сестрах Ушаковых, которыми первый поэт России был покорен: «В их доме все напоминает Пушкина: на столе найдете его сочинения, между нотами – «Черную шаль» и «Цыганскую песню», на фортепианах – «Талисман» и «Копеечку», в альбоме несколько листочков картин, стихов и карикатур, а на языке беспрестанно вертится имя Пушкин». Были у Верстовского и Пушкина и другие совместные сочинения, тоже нашедшие тропинки к сердцам  любителей прекрасного. Несомненно,  они  были известны  и Боратынскому.

     П.А.Стеллиферовский, автор книги и ряда интересных публикаций о Боратынском, предполагает, что Пушкин и Боратынский впервые встретились в Петербурге, и этому  способствовал А.А.Дельвиг. Круг приятелей, товарищей, друзей Боратынского в то время, когда  Евгений Абрамович  был зачислен в Лейб-гвардии егерский полк,  стал  значительно  больше. В.А. Жуковский,  Н.И.Гнедич, Ф.Н.Глинка, П.А.Плетнев, А.И. Одоевский, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, И.И. Козлов,  В.К.Кюхельбекер вошли в него. Исследователь уточняет: «В 1820 году друзья-поэты надолго расстались. Пушкин вынужден был уехать на юг, Баратынский – в Финляндию.  Было нечто общее в их судьбе, и  современники расценили отъезд обоих как изгнание. Долгих  шесть лет не виделись Пушкин и Баратынский и встретились осенью 1826 года в Москве…»

        Пушкин и Боратынский состояли в переписке. Переписывался Пушкин и с Верстовским. Правда, не все письма друзей сохранились. А вот о переписке Верстовского и Боратынского не упоминает ни один современник, никто из литературоведов  тоже не пишет об этом.

          Верстовский дебютировал в качестве композитора в 1819 году, когда  сочинил музыку к водевилю «Бабушкины попугаи». «Русский художественный листок» спустя десятилетия точно заметит: «Юность Верстовского пронеслась в упоении успехов, посреди похвал и торжеств, В нем  видели замечательный талант». В том же году в журнале «Благонамеренный» печатается несколько стихотворений молодого поэта Боратынского. На сочинения  композитора  и поэта стали обращать внимание слушатели и читатели. У Верстовского и Боратынского появились свои поклонники.

       В «Летописи жизни и творчества Е.А.Боратынского.  1800 -1844» читаем следующее:

      « 1829 год. Декабрь, 23. Москва. На заседании Общества любителей российской словесности при Московском университете Боратынский заочно избран в члены общества (наряду с Пушкиным, Булгариным и Верстовским). Сообщение об избрании опубликовано в «Московских ведомостях».

      Общество любителей российской словесности при Московском университете, как  информирует современного читателя одна из энциклопедий,  создано в 1811 году. В разные годы председателями его  были М.Н. Загоскин, А.С.Хомяков, М.П.Погодин, И.С.Аксаков, Ф.И.Буслаев и другие. Так, Пушкин, Верстовский, Боратынский оказались в одном списке.  На  торжественном вечере  в честь признания заслуг Пушкина и уроженцев Тамбовского края звучала и музыка Верстовского, в том числе  Кантата на всерадостнейший мир России с Турцией на слова А.И.Писарева. Пройдут годы, и Верстовский экстерном сдаст экзамены за курс Московского университета (1833 год).

       Верстовский и Боратынский были в приятельских отношениях с поэтом, прозаиком   Николаем Филипповичем   Павловым.

        По всей вероятности,  Верстовский впервые встретился с Павловым  в доме директора Театрального училища при дирекции Московских императорских театров Ф.Ф.Кокошкина.

         Павлов, получивший  профессию в  театральном училище, затем занимается в Московском университете на словесном отделении и успешно заканчивает данное учебное заведение в 1825 году.

          О Павлове в своих письмах упоминают В.Ф.Одоевский, П.А.Вяземский, А.Н.Краевский, Н.А.Полевой и другие именитые современники. И это не случайно, так как многие  его повести пользовались интересом у читателей, например, «Именины», «Ятаган», «Аукцион». Композиторы  М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, В.Н.Всеволожский, в том числе и Верстовский, обращались к  поэзии Павлова.  Алексей Николаевич, кстати, написал романс на стихи Павлова «Не говори ни да, ни нет» (стихотворение опубликовано впервые в альманахе «Радуга» в 1830 году). Во многих салонах Москвы и Петербурга звучал этот романс. Надо вспомнить и еще об одной ранней совместной работе  Верстовского и Павлова – комедии-водевиле «Дипломат» (соавтором  Павлова  выступил  С.П.Шевырев,  вместе с которым он сделал перевод с французского языка пьесы Э.Скриба, К.Делавиня). Премьера состоялась 21 июня 1829 года. В том же году Павлов избирается действительным членом Общества  любителей российской словесности. Он продолжает писать стихи, прозу, статьи.  В 1835 году в «Московском наблюдателе» появились две  его критические статьи, где речь шла об опере А.Н.Верстовского «Аскольдова могила» и о комедии М.Н. Загоскина «Недовольные». Между прочим, В.Г.Белинский  признал эти статьи  «особенно  примечательными».

       Встречи Боратынского и  Павлова переросли в дружбу, это позволило Евгению Абрамовичу пригласить погостить  Павлова в свое тамбовское имение, где  московский  друг не только отдыхал, но и серьезно занимался творчеством. Посетил он и  Н. В.Чичерина в Умете, с которым тоже  дружил. Здесь Николай Филиппович  продолжил работу над прозаическими произведениями.

         Боратынский  был знаком и с  будущей женой Павлова –  К.К.Яниш, талантливой поэтессой и очаровательной собеседницей. Каролина  Карловна Яниш была в восторге от поэзии Боратынского.  Немало сделала она для пропаганды творчества Евгения Абрамовича, выступая в качестве переводчика его стихотворений на немецкий  язык. П.А Стеллиферовский  в  книге «Евгений Абрамович Баратынский»  приводит любопытный факт: «После смерти Баратынского поэтесса поддерживала связь с его семьей, особенно с сыном сестры – С.А.Рачинским, выпустившим в 1899 году «Татевский сборник», содержащий ценные материалы о дяде, и даже  называла его «племянником».

      Боратынский женился на Анастасии Львовне Энгельгардт летом 1826 года.  Верстовский присматривался в это время  к молодой актрисе Надежде Репиной, которую московская публика сразу полюбила,  как  только  та  оказалась на подмостках после окончания театрального училища. Пришла вскоре и любовь, однако, по свидетельству А.Д.Эшлиман (урожденной Верстовской), отец композитора выбора сына не одобрил, потребовал разорвать с актрисой все отношения. Верстовский отца не послушался, ушел из семьи и поселился с Репиной  без брака. Он обвенчался с Надеждой Васильевной лишь 21 апреля 1841 года.

         Пушкин же  никак не мог определиться с выбором спутницы жизни.  Вскоре  обе столицы стали  говорить о  предстоящей  женитьбе Александра Сергеевича на Н.Н.Гончаровой.  На сей раз это оказалось правдой. Пушкин перед свадьбой устроил «мальчишник», на который особыми записками пригласил самых близких  ему людей.  Он направил такие приглашения  и Верстовскому, и Боратынскому.  Рядом с Пушкиным  вечером 17 февраля 1831 года  находились его родной брат С.Л.Пушкин, П.В.Нащокин, Н.М.Языков, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский, А.А.Елагин.  18 февраля Наталью Николаевну Гончарову и Александра Сергеевича Пушкина обвенчали в церкви Большого Вознесения на Никитской улице, затем состоялась свадьба.  Через день друзья снова навестили Пушкина.  Р.Г.Скрынников в книге «Дуэль Пушкина» (Санкт-Петербург,1999)  приводит  эпизод: «Оказавшись в чужом  доме, Наташа горько плакала. В.Ф.Вяземская записала её жалобы на то, что Пушкин в первый же день, как встал с постели, так и ушел в кабинет, где пробыл до обеда в окружении приятелей и знакомых, очевидно, пришедших его поздравить. С молодой женой он увиделся лишь в обед, к вечеру».

      Давайте не забудем, что Боратынский родился в семье, где по-настоящему, как и доме Верстовских,  преклонялись перед музыкой. В.П.Пешков, автор нескольких знаковых исследований, краевед, в книге «Звезда разрозненной плеяды…» (Тамбов, 1999) пишет, как Баратынские-старшие прививали любовь детям к хорошей русской и зарубежной музыке. «С большим удовольствием занимаются дети музыкой. У всех – неплохие голоса, отличный слух. Впоследствии в доме Баратынских силами семейства ставили музыкальные спектакли и даже оперы».

       Любовь к музыке  у  Боратынских передавалась из поколения в поколение. М.А.Боратынский, двоюродный племянник знаменитого русского поэта,  тоже пишет об этом: «Главной же особенностью нашего дома была музыка. В то время музыка очень мало была распространена в высшем московском обществе – консерватория только что еще недавно была открыта в Москве по инициативе Н.Г.Рубинштейна… Наш дом, насколько я знаю, был тогда единственным в нашем обществе, в котором занимались серьезно классической музыкой и интересовались ею».

       Да, музыка объединяла Боратынского и Верстовского. В то время  потрясающим успехом у слушателей пользовался романс М.И.Глинки «Не искушай меня без нужды», созданный на стихи Боратынского (1825).  Это произведение имеет и другое название - «Разуверение». На стихи Боратынского писали романсы, песни композиторы А.Т.Александров, В.А.Крюков, А.Т.Гречанинов, Ц.А.Кюи, А.П.Раков, А.С.Даргомыжский и другие.

        Верстовского никогда не включали в  подобный список, потому что Алексей Николаевич прежде всего  сочинял музыку на  тексты В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Н.Загоскина, А.А.Писарева и некоторых других своих «старых» друзей. Тем не  менее, в «Летописи жизни и творчества Е.А.Боратынского» (Москва,1998) сообщается: 28 января 1828 года в  Москве на обеде, устроенном в честь К.П.Брюллова в Московском художественном классе, исполнялись куплеты «Там, где парил орел двуглавый…», написанные Верстовским, вероятно, на стихи Боратынского.   Профессор А.А.Соболева в биобиблиографическом указателе «Алексей Николаевич Верстовский» (Тамбов,1999) утверждает, что действительно музыка куплетов Верстовским написана  на стихи Боратынского.  Ученый Тамбовского государственного университета  имени Г.Р.Державина ссылается и  на одну из публикаций в «Московских ведомостях»  того времени.

        Возможно, были  еще какие-то совместные сочинения Верстовского и Боратынского, и это предположение основывается, прежде всего, на том, что  до сегодняшнего дня не все богатое наследие  композитора найдено и изучено. Однако  таких  творений не могло быть, на мой взгляд, много. Сошлюсь на авторитетное мнение исследователя жизни и творческого пути А.Н.Верстовского В.А.Корнеева, написавшего и издавшего о Верстовском немало статей, которые затем вошли  в его интереснейшую книгу «Тайна старинного парка» (Тамбов, 1994). Корнеев  размышлял так: «Конечно, можно говорить о различных особенностях личного характера каждого, даже и о противоположных темпераментах, и в силу этого о несходстве мироощущения, - хоть оба они и романтики! -  но  все это до конца так и не вносит ясности, Правда,  Боратынский своей элегической мечтательностью безусловно является антиподом Верстовского с его неукротимой турецкой кровью…»  С Владимиром Алексеевичем  Корнеевым нельзя не согласиться. Но  будем ждать сообщений архивистов, которые помогут краеведам, литературоведам глубже проникнуть в  данную тему.

      Романс «Разуверение» композитора М.И.Глинки на стихи Е.А.Боратынского, о котором  уже шла речь в  этом  материале, прекрасно исполняла народная артистка Советского Союза Н.В.Обухова – внучатая племянница Боратынского. В репертуаре Надежды Васильевны  была и «Цыганская песня» Верстовского. Это говорит о том, что и в другое время, и в другой стране, которая называлась  Советским Союзом, Боратынский и Верстовский словно встретились снова. И дядя Обуховой, Сергей Трофимович Обухов, занимал в Москве должность управляющего театрами. Как тут снова не вспомнить Верстовского!

      Желательно не оставить без внимания и вот эти факты. 15 июня 1986 года «Тамбовская правда» информировала читателей о прошедшем на днях  на родине Боратынского очередном празднике поэзии. Газета пишет: на уметской земле звучали не только стихи, но и  торопилась музыка в души многочисленных зрителей. В том числе исполнялось одно из сочинений Верстовского – увертюра  к водевилю «Обман за обманом». Заслуженный работник культуры РФ Ю.Попов подготовил это произведение с камерным оркестром музыкальной школы № 1 города Тамбова. Во втором отделении вечера, посвященного 200-летию со дня рождения Верстовского, что проводился 4 марта 1999 года в Концертном зале Тамбовской государственной филармонии,  заслуженная артистка России З.Загуменнова читала стихотворения Пушкина и Боратынского.

       Таких примеров, мне кажется, можно привести немало. Именно они красноречиво говорят о том, что земляки по-прежнему преклоняются перед талантом поэта и композитора, перед их бессмертными сочинениями, перед тем, что судьба уготовила уроженцам Тамбовского края быть друзьями А.С.Пушкина. А в таком случае, даже если бы  Алексей Николаевич и Евгений Абрамович не создали бы того, что им удалось сделать для своей России, для своего народа, все равно их имена были бы вписаны в летопись Отечества.

       А еще в Тамбове есть улицы Боратынского и Верстовского.  На географической карте областного  центра имена  поэта и  композитора снова по воле благодарных  потомков оказались рядом.  Это   не только добрая примета, но, пожалуй,   знаковое событие.

 2009 год, весна. Староюрьево                                                           АЛЕКСАНДР  ЛЕЖНЁВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока " История создания песен о Великой Отечественной войне поэтами и композиторами Тверского края."

Урок проведен в рамках работы РМО учителей музыки 24.02.1011 г.Цель урока: развитие  интереса учащихся к изучению исторического прошлого Тверского края.Интегрированный урок музыки и краевед...

Учебный фильм "Французский поэт и композитор XII века Жоффруа Рюдель".

Приглашаю на просмотр фильма!гиперссылка - http://www.youtube.com/watch?v=gnD7fUTS9AI ЖОФФРУА РЮДЕЛЬ  JAUFRE RUDEL (1125-1148, другие варианты 1100-1147 или 1113-1170)     ...

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Мультфильм для знакомства с творчеством выдающегося композитора, математика и поэта эпохи барокко Алессандро Марчелло "Зеркало".

Мультфильм "Зеркало". Кстати, большое спасибо выдающемуся политику, одолжившему свой голос для мультфильма.Посмотреть его можно по гиперссылке - Мультфильм на YouTube. Использован знам...

Поэтичекий образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки. Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», ...

Презентация к уроку "Поэт, художник, композитор"

Презентацию  можно использовать к интегрированным урокам- литературы, изобразительного искусства, музыки....