КРАЕВОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОНКУРС « КУБАНЬ – КРАЙ 100 НАРОДОВ «Культура и фольклор народов края»
презентация к уроку по краеведению (8 класс) по теме

Потехина  Наталья Сергеевна

Я живу в красивом живописном месте в городе Тимашевске Краснодарского края (см. Приложение 1) Я здесь родилась, но корни моей семьи из Армении. Мои родители родились в Армении. Отец мой из Кировакана , а мама из Абовяна. (см. Приложение 2) . Несмотря на то, что я родилась на Кубани и русский язык стал моим родным языком, в моей семье не забывают и говорят на армянском языке. И я глубоко чувствую свои корни. В нашей семье из поколения в поколение передают традиции и обычаи армянской культуры . Армянская культура самобытная и неповторимая .Очень трудно передать все богатство и разнообразие армянской культуры на пяти страничках. Я в своем исследовательском реферате хочу рассказать о самых уникальных и оригинальных наследий армянской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx36.36 КБ
Файл akopyan_-_kopiya.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Введение                                                                                                                                            Я живу в красивом живописном месте в городе Тимашевске  Краснодарского края (см. Приложение 1)  Я здесь родилась, но корни моей семьи из Армении.  Мои родители родились в Армении. Отец мой из Кировакана  , а мама из Абовяна. (см. Приложение 2) .  Несмотря на то, что я родилась на Кубани и русский  язык  стал  моим  родным  языком, в  моей  семье  не забывают  и говорят  на  армянском  языке. И я  глубоко чувствую свои корни. В нашей  семье  из  поколения  в поколение  передают  традиции  и обычаи  армянской  культуры .   Армянская  культура  самобытная  и неповторимая .Очень трудно  передать  все  богатство и  разнообразие  армянской  культуры  на  пяти  страничках. Я в своем  исследовательском  реферате  хочу  рассказать  о  самых  уникальных  и  оригинальных  наследий  армянской  культуры.

Раздел 1   Архитектура и жилище Армении

Я с родителями  во время  поездки в Армению  посетила -крепость Гарни, одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали её неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет .Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой Азат с двух сторон, глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом. Ущелье примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней». В остальной части крепости создана мощная оборонительная система — могучая крепостная стена с четырнадцатью башнями .Как крепостные стены, так и башни построены из больших глыб местного голубоватого базальта, без раствора и соединены железными скобами, углы соединения залиты свинцом. Крепостные стены имеют толщину 2,07-2,12 м и длину по всему периметру (вместе с башнями) 314,28 м. В отдельных местах сохранилось 12-14 рядов высотой до 6-7 м. Внутрь крепости можно было попасть лишь через одни ворота шириной с одну колесницу. При этом численность войск в крепости была огромной.                             ( см. приложение 3)

  Жилище: Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах. Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным. В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью. Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры  ( см. приложение 4)                                                                              

Раздел 2  Декаративно-прикладное искусство

Я  танцую  армянские  народные танцы и не раз выступала  в традиционном  женском  костюме.                                                                                         Традиционные костюмы :

Мужской национальный костюм:   Основой традиционного мужского костюма была сшитая из шелка или ситца цветная рубашка (шапик) с низким воротом и боковой застежкой и широкие штаны-шаровары (шалвар) из шерсти или хлопка, обычно синего цвета. Шаровары подпоясывались специальной опояской (ходжан) – тесьмой шириной в 2 см с узорам и кис Поверх рубашки восточные армяне надевали архалух – распашную верхнюю одежду с низким стоячим воротникомтями на концах, которая продевалась в широкий подрубной шов на талии. Застегивался от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы. Длиной архалух доходил до колен. Поверх архалуха обычно носили чуху с откидными рукавами, присборенную на талии и подпоясанную матерчатым, кожаным или позднее наборным серебряным поясом с пряжкой.( см. приложение 5 )

Женский национальный костюм:     Женская одежда  состояла из длинной рубахи – халав, с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. Под халав надевали длинные штаны – похан. Штаны шили из красной хлопчатобумажной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. Поверх восточные армянки одевали длинный архалух, синего, зеленого или фиолетового цвета, с длинным изящным вырезом на груди, застегивающийся только до талии. Женский архалух имел боковые разрезы идущие от бедер, таким образом, образовывалось три полы: широкая задняя и две узкие передние.( см. приложение 6  )

У моей  бабушки интерьер  дома украшен армянскими  коврами.      Ковры:  Традиционными бытовыми занятиями армян были и есть ткачество и ковроткачество, гончарство,

кружевоплетение, ювелирная техника, создания и украшения домашней утвари. Развиваясь, эти народные промыслы переросли в национальное декоративно-прикладное искусство, наиболее распространённое и доступное широкой публике.  В керамике, коврах, вышивке, украшениях из серебра, в простых каждодневных вещах воплощалась основа основ народного миросозерцания. Они объединяли и олицетворяли все

искусство Армении. Здесь можно было черпать идеи форм, зрительное богатство, цветовое разнообразие, увидеть новые варианты привычного.                            ( см. приложение 7  )

 Раздел 3 . Кухня и гостеприимство

Армяне  как  известно  всегда  славились  своим  гостеприимством.Моя  семья  очень гостеприимна. Мы  всегда  угощаем гостей традиционными  армянскими блюдами. Далеко не каждая страна может похвастаться таким разнообразием традиционных народных блюд, как Армения. Слава только о сочных и ароматных шашлыках распространилась далеко за пределами Армении. А сколько еще блюд дарят нам искусные кулинары этой страны, и у каждого есть своя история, секреты приготовления и полезные качества.

Первые блюда:

Тжвжик  

Готовится из говяжьих внутренностей. Легкие, почки, сало и сердце режут и жарят. Добавляют к ним лук, томатную пасту с приправами. В конце готовки обильно посыпают зеленью. ( см. приложение 8 )

Армянские сладости

Дошаб — вкусный, ароматный сироп, который варят из абрикосового или виноградного сока. Уже из дошаба варят густой кисель, в который добавляют муку, гвоздику, ваниль и другие ароматные специи. В кипящую массу окунают грецкий орех и сушат на зиму.( см. приложение 9 )

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д.Обязательно нужно выпить и покушать - если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется - искренне считают армяне ( см. приложение 10)                                                          Раздел 4 .Армянские  традиции .                                                                                                                                            Сватовство и Свадьба. Я присутствовала  на  армянской  свадьбе у своей  сестры. Обручение ,армянские свадебные традиции и обычаи очень интересны. После сватовства следует обряд обручения. Главным организатором этого мероприятия является сторона невесты. Семья девушки накрывает столы (сегодня это делается в ресторане), приглашаются родственники. Сторона жениха готовит корзины с дарами. Каждая из приглашенных женщин приходит со своим подарком, помещенным в корзину с фруктами, конфетами и напитками. Естественно, для невесты готовят букеты, торт, ну и, конечно, кольцо, уже обручальное.  На этот раз кортеж встречают с распростертыми объятиями и улыбками, ведь родные жениха -желанные гости, будущие родственники. Затем происходит собственно обряд обручения. В идеале всё должно происходить в церкви, однако этого сегодня редко кто придерживается. Молодые просто надевают друг другу кольца, а родители откупоривают коньяки. Затем идет самое настоящее застолье и танцы, танцы, танцы…                                                                                                                     Свадьба

В корзину укладывают подарки для невесты (иногда платье) и несколько атрибутов: туфли (обязательно), фата, духи, косметика, сумочка, букет и т. д. Согласно древнему обычаю, после прихода сватов все женщины собирались в девичьей комнате и наряжали невесту, напевая обрядовые песенки. Молодая должна была нарядиться во все новое, купленное женихом. В процессе этого куда-то исчезала одна из ее туфелек, причем ее должна была “украсть” одна из родственниц невесты. Каворкин должна заплатить выкуп за возвращение туфли. Фату надевают, трижды перекрутив ее вокруг головы невесты. Затем в комнату приглашается жених, и он, приподняв фату с лица невесты, целует ее и выводит к гостям. Однако здесь их ждет еще одно препятствие. Путь им преграждает брат невесты с мечом в руках и тоже требует выкуп. На этот раз приходится раскошелиться жениху. После небольшого застолья в доме невесты молодые и свадебный кортеж отправляются в церковь, где совершается обряд венчания. После этого молодожены отправляются в дом жениха, где их с лавашами и медом встречает мать жениха. Она набрасывает лаваш на плечи жениха и невесты и дает им по ложке меда.  Это знак того, чтобы они жили в мире и согласии. Затем новобрачная должна сломать каблуком тарелку перед входом в дом своего новоиспеченного мужа. После этого начинается долгое застолье, во время которого невесту задаривают золотыми подарками. Последний этап – танец невесты, после которого молодые удаляются из зала, но свадьба продолжается. ( см. приложение  11 )                                                                                                                                                                                                        

Фольклор

В культуре Армении меня  заинтересовал фольклор .Армянский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен. Основой его считаются древние мифы о происхождении богов, возникшие еще в языческую (эллинистическую) эпоху. Сами известными являются миф об умирающем и воскресающем боге Ара Прекрасном и его войне с царицей Шамирам (Семирамидой), миф о Хайке и расселении его потомков на территории Армении, мифы о Ваагне – армянском Геракле, а также эпические сказания о царях и борьбе с   завоевателями . Согласно древнеармянской мифологии во главе пантеона стал Арамазд, отец богов. За ним следовал ряд божеств – Ваагн - бог войны, бог, поражающий драконов, и богиня Анаит - покровительница страны. Боги Михр (Митра) и Тир в разное время выступали как солнечные божества, а последний из них считался также богом мудрости и письма. Известны также божества Нанэ и Астхик - богиня любви.   ( см. приложение 12)                                                                                                                            


Праздники .Я очень люблю участвовать в армянских  праздниках ,когда бываю в гостях у бабушки.   Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очиститься от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна..( см. приложение 13 )

Вардавар :

Особенно мне нравится праздник Вардавар .Летом, в начале августа, когда стано­вится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина – Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье - «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.( см. приложение 14)

Заключение

Наша  семья  сохраняя  традиции  армянского  народа  , глубоко  прониклась  и  породнилась  с  культурой  Кубани.   Классик армянской литературы                            Р. Патканян в свое время отмечал, что армянская нация обладает удивительными свойствами, которых лишены остальные нации мира. ʼʼКуда бы ни попал армянин, в случае если ему понравится это место, он его так украсит и возвысит, что превратит в цветущий сад. Случается так : приходит в какой-нибудь город или селение гонимый, нищий и грустный армянин, такой, что даже заставит себя жалеть, но, не проходит и года, а он уже встает на ногиʼʼ.Александр Кулебякин, русский военачальник, поэт и общественный деятель начала ХХ века:

«Армения - отпечаток величия и древности»

Список  используемых  источников:

fb.ruarticle…natsionalnyie-traditsii-armyanskogo…

disput.azindex.php…


              

   

       

                                                                                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу подготовила: Акопян Майрам Вруйровна , 14 лет, Учащаяся 8 класса МБОУ СОШ №5 г.Тимашевска , Тимашевского района Руководитель: Потехина Наталья Сергеевна учитель кубановедения МБОУ СОШ № 5 г.Тимашевска Конкурс « Кубань- край 100 национальностей» Номинация «Культура и фольклор народов края»

Слайд 2

КУБАНЬ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КРАЙ Многонациональность исторически характерна для нашего края. На Кубани проживают более 100 национальностей.

Слайд 3

г.Тимашевск Город Тимашевск Город Тимашевск

Слайд 5

Архитектура Гарни

Слайд 6

Мужской армянский традиционный костюм Мужской традиционный костюм

Слайд 7

Женский армянский традиционный костюм Женский традиционный костюм Женский традиционный костюм

Слайд 8

Ковры Ковры

Слайд 9

Армянское блюдо – Тжвжик

Слайд 10

Популярное сладкое блюдо Армении - Дошаб Одна из самых популярных сладостей в Армении - Дошаб

Слайд 11

Сватовство и Свадьба Сватовство и Свадьба

Слайд 12

Мифы Армении

Слайд 13

Праздник – Трндез

Слайд 14

Праздник – Вардавар

Слайд 15

ʼʼКуда бы ни попал армянин, в случае если ему понравится это место, он его так украсит и возвысит, что превратит в цветущий сад.» (Р. Патканян ) Кубань – мой дом родной ! Пусть процветает ,а люди живут здесь в мире и согласии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взгляд из - за парты на дорогу" (краевой творческий конкурс)

Даная статья была написана мною для переодического издания газеты Уссурийского суворовского училища "Уссурийский кадет", с целью не только поделиться хорошими новостями, но и приобщить к полезным меро...

Представление в краевой комитет конкурса Учитель года Кубани, в номинации Учитель ОПК

Представление в краевой комитет конкурса "Учитель года Кубани-2015", в номинации "Учитель ОПК"...

Краевой профессиональный конкурс "Директор школы Кубани"

Видеоролик, демонстрирующий содержание, формы и результаты управленческой деятельности Шундеевой Елены Владимировны, размещены на Яндекс Диск....

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «КРАЙ МОЙ СМОЛЕНСКИЙ» Номинация: « Археология» Тема работы: « Наши находки »

Работа содержит исследование школьного  музейного экспоната. Автор в своем исследовании опирается на книги известных смоленских авторов на тему археологии Е.А. Шмидта,Ю.Г. Иванова, Е.Н.Агинской и...