Программа внеурочной деятельности «Изучаем казачество Дона»
учебно-методический материал по краеведению по теме

Ковалько Людмила Васильевна

Программа внеурочной деятельности  «ИЗУЧАЕМ КАЗАЧЕСТВО ДОНА» составлена для обучающихся 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneur.deyat_._izuchaem_kazachestvo_dona.docx52.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Гриши Акулова

муниципального образования «Город Донецк»

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Изучаем казачество Дона»

Уровень образования: Основное общее  образование

Тип программы: Тематическая образовательная программа, направленная на получение познавательных и воспитательных результатов, связанных с изучением жизни, быта, традиций и культуры казаков донского края.

Возраст, классы: 5-7 классы

Автор: Ковалько Л.В.

«Историческое значение каждого человека

 измеряется его заслугами перед родиной,

а человеческое достоинство

 силою его патриотизма».

(Н.Г. Чернышевский)

Именно село является основой 
нравственных и духовных сил России…
(О.В.Марков)

C:\Users\Людмила\Downloads\773.jpg

2016 год

Пояснительная записка

   В последнее время много говорится о переоценке нравственных ценностей и поиске новых идеалов. В современном обществе по-новому стали относиться к  традиционной  народной  культуре,  обладающей  огромным духовным потенциалом.  Стало очевидным, что возрождение традиций приостановит губительный процесс духовных потерь, сформирует  в людях чувство принадлежности к своему народу, сохранит нравственные нормы, выработанные  предшествующими поколениями.  Особой страницей российской истории является жизнь донского казачества с его традициями, своеобразным бытовым укладом и миросозерцанием, с его трагической судьбой.  

     В настоящее время происходит возрождение казачества. Это нужно для того, чтобы сохранить преемственность традиций, укрепить нравственные идеалы, выяснить роль духовной культуры на развитие человека и общества.  Возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов.  Большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения.  Казачье  движение отвечает всем современным требованиям воспитательной работы и внеурочной деятельности  в условиях реализации ФГОС.

   Наша школа является культурно - образовательным центром для детей, родителей, жителей поселка и реализует в своей деятельности принципы образовательной политики Национальной доктрины образования в России (воспитание патриотов, граждан правового, социального государства с высокой нравственностью; разностороннее развитие детей и молодежи, их творческих способностей) и осуществляет свою деятельность в соответствии с региональными и муниципальными требованиями к образованию.

   В образовательном учреждении реализуется инновационный образовательный проект «Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа через казачий этнокультурный компонент». В связи с этим Программа  внеурочной деятельности «Изучаем родной край» для учащихся 5-7 классов является составной духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.

   Программа организации внеурочной деятельности школьников разработана самостоятельно,  с учётом требований ФГОС и образцов программ внеурочной деятельности, рекомендованных Министерством образования.  Рассчитана  на школьников 5-7 классов. Содержание программы ориентировано на возможности школы, с учётом возрастных особенностей детей, запросов и потребностей учащихся и их родителей. Программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой школы.

   Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения

   Программа внеурочной деятельности «Изучаем казачество Дона»  реализует  ОПТИМИЗАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ, создающую  единое образовательное пространство. В процесс внеурочной деятельности можно включать коллег-словесников, библиотекарей разных уровней, местных писателей и поэтов и т.д.

Основное направление развития личности  – общекультурное, с элементами  духовно-нравственного и патриотического.  

Основными видами внеурочной деятельности должны стать:

1.Познавательная деятельность

2.Проблемно-ценностное общение

3.Проектная деятельность

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний о традициях казаков, о быте и культуре; первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями - носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям донского казачества, к своей семье, к природе;  ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

    В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение истории казачества, традиций, быта и культуры донских казаков, проживавших в станице Гундоровской,  где расположена школа.

Цели и задачи программы

   В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение истории казачества, традиций, быта и культуры донских казаков, проживавших в станице Гундоровской,  где расположена школа.

Цели: социально-педагогическая поддержка становления и развития духовного, высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, любящего свою малую родину и изучающего этнокультурное наследие.

Задачи:

  1. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в разных видах деятельности,  решению проблем, связанных с изучением этнокультурного наследия.
  2. Укрепление позитивной нравственной самооценки, развитие личностных компетенций.
  3. Принятие  обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.
  4. Формирование основ российской гражданской идентичности.
  5. Формирование патриотизма и гражданской солидарности.

Ожидаемые результаты

   Предполагаемые результаты реализации программы

 1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни донских казаков; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о христианском мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения исследовательской работы.

 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности.

 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам;  опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтерской деятельности; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Формы и содержание работы

   Формами внеурочной деятельности могут стать коллективные, групповые и индивидуальные.

    Создание проектов – неотъемлемая деятельность ребят. Необходимо предусмотреть экскурсии в музей и городскую библиотеку. Конкурсы и викторины ученики могут проводить  самостоятельно, развивая творческие компетенции.

Сроки реализации: количество часов в году, в неделю; режим занятий

   Количество часов в учебном году: 68 (2 часа в неделю), за три года реализации Программы  - 204 часа.

Аудиторных занятий  - 102 часа

Внеаудиторных занятий – 102 часа

Педагогические принципы и подходы, на которые опирается педагог в своей деятельности

   Методы проведения занятий: беседа,  практическая работа,  наблюдение, групповые  и индивидуальные  исследования, самостоятельная работа, защита проекта,  консультация, выставки.

Технологии, методики:

- проблемное обучение;  

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

 здоровье сберегающие технологии;

- метод проектов.

Содержание программы

   Результаты внеурочной деятельности учащихся зависят напрямую от форм внеурочной деятельности, с учетом имеющихся в образовательном учреждении ресурсов, желаемых результатов и  специфики образовательного учреждения. Содержание внеурочной деятельности  также соответствует  поставленным целям, задачам и ожидаемым результатам.

Уровни воспитательных результатов

Виды деятельности

Приобретение социальных знаний

Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям

Накопление опыта самостоятельного социального действия

Познавательная деятельность

1.Познавательные беседы педагогов, общественности, краеведов, местных писателей и деятелей культуры, др. с детьми:

1.1.История донского края, станицы Гундоровская

1.2.Традиции донских казаков

1.3.Культура казаков

1.4.Великие, известные люди донского края, станицы Гундоровсая

1.5.Современники и их заслуги перед краем

2.Познавательные акции:

2.1.Олимпиада «Мой донской край»; «Литература Дона и о Доне»

2.2.Викторины

2.3.Экскурсии по Ростовской области, по городу Донецку, по станице Гундоровская

3.Исследовательские проекты:

3.1. «История моей семьи»

3.2. Писатели и поэты нашего края»

3.3. «Интересные люди города Донецка»

1.Дискуссия «Нужно ли казакам сохранять свои традиции?»

Игровая деятельность

1.Развлекательная игра «Жизнь в казацком курене»

2.Интеллектуальная игра «Я - библиотекарь»

3.Ролевая игра «Пишем письмо по-казацки»

Трудовая деятельность

1.Занятие «Учимся делать фронтовое письмо-треугольник»

2.Создаём читательский дневник

1. Трудовые акции:

1.1.«Сохраняем исторические  места Гундоровки»

1.2. «Помогаем Свято-Успенскому Храму»

1.Трудовой десант «Помоги ветерану»

«Помоги Дому престарелых людей»

Досугово-развлекательная деятельность

1.Посещение школьного музея

2.Посещение городского краеведческого музея

1.Выставка читательских дневников

1.Выступление перед родителями «Мы знаем родной край!»

Художественное творчество

1.Выставка рисунков 1.1.«Я рисую любимый уголок природы»

1.2. «Я рисую…»

1.Презентация своих стихов о донском крае «Мои стихи о малой родине»

2.Конкурс чтецов

3.Выпуск общешкольной газеты «Наши успехи»

1.Совместное творчество с местными поэтами «Иллюстрации к стихам»

Проблемно-ценностное общение

1.Беседа «Год кино на донской земле»

1.Тренинг личностного роста (совместно с психологом)

2.Просмотр он-лайн кинофильма и обсуждение его

1.Встреча с учениками СОШ №1 г.Краснодона

2.Встреча с работниками Музея «Молодая гвардия» (г.Краснодон)

3.Сбор книг для детей ЛНР (Донбасс)

Тематическое планирование

Мероприятия

Период обучения

Виды  деятельности обучающихся

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Каникулярное время

1.Познавательные беседы педагогов, общественности, краеведов, местных писателей и деятелей культуры, др. с детьми:

2.Познавательные акции:

3.Защита исследовательских проектов

Экскурсии по Ростовской области, по городу Донецку, по станице Гундоровская

1.Развлекательная игра «Жизнь в казацком курене»

2.Интеллектуальная игра «Я - библиотекарь»

3.Ролевая игра «Пишем письмо по-казацки»

Познавательная деятельность

1.Занятие «Учимся делать фронтовое письмо-треугольник»

2.Создаём читательский дневник

1. Трудовые акции:

1.1.«Сохраняем исторические  места Гундоровки»

1.2. «Помогаем Свято-Успенскому Храму»

1.Трудовой десант «Помоги ветерану»

«Помоги Дому престарелых людей»

Трудовая деятельность

1.Выставка читательских дневников

1.Выступление перед родителями «Мы знаем родной край!»

1.Посещение школьного музея

2.Посещение городского краеведческого музея

Досугово-развлекательная деятельность

1.Выставка рисунков 1.1.«Я рисую любимый уголок природы»

1.2. «Я рисую…»

1.Презентация своих стихов о донском крае «Мои стихи о малой родине»

2.Конкурс чтецов

3.Выпуск общешкольной газеты «Наши успехи»

1.Совместное творчество с местными поэтами «Иллюстрации к стихам»

Художественное творчество

1.Беседа «Год кино на донской земле»

1.Тренинг личностного роста (совместно с психологом)

2.Просмотр он-лайн кинофильма и обсуждение его

1.Встреча с учениками СОШ №1 г.Краснодона

2.Встреча с работниками Музея «Молодая гвардия» (г.Краснодон)

3.Сбор книг для детей ЛНР (Донбасс)

Проблемно-ценностное общение

Мультимедийное обеспечение

1. Компьютер

2. Проектор

Мультимедийные презентации

- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru

- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/

- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/

- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/

Сайты:

http://www.kostyor.ru/tales/

http://skazki.yaxy.ru/

http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/

http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg

Нормативные документы

1.Федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 

 3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 

Литература

1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010.

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

4.Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.

5.Научно-методический журнал «Спутник классного руководителя», 2011 №2

6.А.И.Баркан, " Его Величество Ребёнок",  М.:1996г.,с.4

7.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,В.А.Тишков " Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России".Проект // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.

8.Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени  начального общего образования – М.: Просвещение, 2012.–32 с. – (Работаем по новым стандартам).

9.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации.  В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.–  (Работаем по новым стандартам).

10.Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.

11. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.

  • Программа внеурочной деятельности должны быть утверждены решением педагогического совета образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец оформления стенда "Страницы истории казачества Дона"

Данный материал подготовлен в рамках оформления для кабинета истории информационно-методического стенда "Страницы истории казачества Дона"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"

Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности  "Народная музыка казачества"...

Программа внеурочной деятельности «Изучаем, исследуем, изобретаем» (5-6 класс)

ФГОС ставит перед образованием новые цели: необходимость формирования у обучающихся универсальных учебных действий, навыков решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информаци...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Воспитан на Дону"

Программа разработана на основе: рабочей  программы  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному  направлению «Мы – патриоты», составитель Фомичева Ю.Н...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Традиции казаков Тихого Дона"

Курс «Традиции казаков Тихого Дона» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности.  В данной программе выделяет­ся восемь основных т...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию РФ»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию РФ»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем природу"

Данная внеурочная программа разработана для учащихся 8 класса. Включает в себя теорию и практические работы. Освещены темы: механика, теплота, электричество, оптика и магнетизм....