Учителя - фронтовики
проект по краеведению (6 класс) на тему

Григорьева Лилия Федоровна

 Каждый год 9 мая  мы  всей страной  чествуем ветеранов войны и труда и празднуем по традиции день Великой Победы, который принесли  нам наши прадедушки и прабабушки в те страшные 40- е годы прошлого столетия, во времена Великой Отечественной войны, защищая свою Родину и своих близких и последующие поколения от фашистов.  Благодаря им мы сегодня живём в мирное время, когда над головой светит яркое солнце, поют птицы и счастливы граждане моей страны.                                  Время идет, и народ начинает забывать своих героев. Для нынешнего подрастающего поколения кумирами стали герои  голливудских фильмов, где геройскими поступками становятся погоня за богатством, признание своей силы и установление своего авторитета с помощью бандитских действий.  Всё чаще  появляются в СМИ сообщения о осквернении памятников войны и мемориалов, грабежах и убийствах ветеранов Великой Отечественной войны,  бездушном и жестоком обращении с ними. Мошенники, пользующиеся немощью стариков, втираются к ним в доверие и обкрадывают; воруют деньги и медали ветеранов, за которые заплачено кровью. Среди молодого поколения бытует мнение, что современным людям не нужно знать о Великой Отечественной войне. Многие не знают не только имён героев, но даже имён своих родственников, переживших эти страшные времена.  Данные наблюдения приводят нас к главной проблеме – утрате чувства патриотизма как одной из духовных ценностей, отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Исходя из вышесказанного, мы предполагаем ожидаемые результаты: заинтересованность судьбой старшего поколения своей семьи, односельчан приведет к уважению памяти предков, традициям своего народа, к заботе о родном крае, возникновению гордости за свою историю.                                                                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление.

  1. Введение…………………………………………………………………2
  2. Биография и фронтовой путь учителей – ветеранов села Турукта…..4
  1. Булатов Алексей Максимович…………………………………..4
  2. Жураховский  Михаил Иванович……………………………….6
  3. Гомзяков Иннокентий Борисович………………………………7
  1. Заключение……………………………………………………………..10
  2. Литература……………………………………………………………...11
  3. Приложения…………………………………………………………….12

  1. Введение.

Актуальность. Каждый год 9 мая  мы  всей страной  чествуем ветеранов войны и труда и празднуем по традиции день Великой Победы, который принесли  нам наши прадедушки и прабабушки в те страшные 40- е годы прошлого столетия, во времена Великой Отечественной войны, защищая свою Родину и своих близких и последующие поколения от фашистов.  Благодаря им мы сегодня живём в мирное время, когда над головой светит яркое солнце, поют птицы и счастливы граждане моей страны.                                 Время идет, и народ начинает забывать своих героев. Для нынешнего подрастающего поколения кумирами стали герои  голливудских фильмов, где геройскими поступками становятся погоня за богатством, признание своей силы и установление своего авторитета с помощью бандитских действий.  Всё чаще  появляются в СМИ сообщения о осквернении памятников войны и мемориалов, грабежах и убийствах ветеранов Великой Отечественной войны,  бездушном и жестоком обращении с ними. Мошенники, пользующиеся немощью стариков, втираются к ним в доверие и обкрадывают; воруют деньги и медали ветеранов, за которые заплачено кровью. Среди молодого поколения бытует мнение, что современным людям не нужно знать о Великой Отечественной войне. Многие не знают не только имён героев, но даже имён своих родственников, переживших эти страшные времена.  Данные наблюдения приводят нас к главной проблеме – утрате чувства патриотизма как одной из духовных ценностей, отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Исходя из вышесказанного, мы предполагаем ожидаемые результаты: заинтересованность судьбой старшего поколения своей семьи, односельчан приведет к уважению памяти предков, традициям своего народа, к заботе о родном крае, возникновению гордости за свою историю.                                                                                Объектом исследования является личность учителей – фронтовиков села Турукта.                                                                                                Предметом исследования являются фронтовой путь учителей – ветеранов села Турукта.                                                                                 Целью нашей работы является пополнение знаний о людях, оставивших след в памяти односельчан, в истории страны, воспитание патриотизма.

Задачи:

  1. Проследить воинскую биографию учителей- фронтовиков села Турукта;
  2. Изучить биографию и фронтовой путь  учителей- ветеранов села Турукта;
  3. Внести коррективы в уже собранные материалы и пополнить архивные материалы об учителях ветеранов.
  4. Презентовать материал учащимся, родителям, односельчанам.

Методы исследования:

  • теоретические: синтез, дидактическое абстрагирование;
  • эмпирические: изучение литературы (монографической и периодической), изучение архивных материалов;
  • экспериментальные: составление презентации по данной теме; моделирование.

  1. Биография и фронтовой путь учителей – ветеранов села Турукта.

  1. Булатов Алексей Максимович.

Булатов  Алексей Максимович родился в 1916 году в Томской области в простой крестьянской семье. Учился в сельской школе. Алексей Булатов по комсомольской  путёвке был направлен в Якутию и стал работать  в Ленском районе.[1] До войны он работал в Джербинской  школе,  заочно обучался в Якутском педагогическом  училище, которую окончил в 1947 году и получил диплом[2]. Потом после войны работал в школе с. Нюя, где 18 сентября 1950 года становится директором. Наконец,  с 5 сентября 1958 года  по 1985 год работал в Туруктинской школе преподавателем истории, биологии и географии.[3]                                                                                          В 1939 году, 11 марта Киренским военкоматом Иркутской области был призван в армию.[4] Служил он сначала  в войсковой части около посёлка Дацан Иркутской области, а потом его вместе с товарищами направили на 74- разъезд, на советско – китайскую границу        . Там он поступил в танковую школу. Через 2 месяца в Нижний Тагил, продолжает учебу в танковом училище. Военная служба подходит к концу в 1941 году. Алексей готовился к демобилизации, когда грянула война. В октябре 1941 года он проходит военную подготовку в Омске; получает звание младшего сержанта и права  механика – водителя танка. До лета служит бойцом стрелкового полка 62-й армии в районе Дона, затем водителем танка Т-34 и участвует в боях за Сталинград. Булатов в составе 31-го танкового полка  участвует в Орловско – Курской битве, а в июле 1943 года – в самом крупном танковом сражении Второй мировой войны – в битве близ деревни Прохоровка. Экипаж танка, водителем которого был Булатов, метко бил по немецким «тиграм» и «фердинандам» и вышел из боя невредимым. Осенью 1943 года танк Булатова участвует  в освобождении Киева, проходит через территории Белоруссии и борется за освобождении Гомеля, далее – Прибалтика. Его танковый батальон  сражался в составе 1-го, 2- го Белорусского и Степного фронтов.  В битве за освобождение Варшавы в танк попал снаряд, три боевых товарища погибли; его, раненого, санитары доставили в военный госпиталь. Командование посчитало  Алексея Максимовича погибшим; Его жене Вере Александровне пришла похоронка, она долго оплакивала его.[5] После выписки  из госпиталя Алексей Максимович стал работать электромехаником в военном аэропорте, где ремонтировал американские бомбардировщики и истребители.  Летом 1946 года Алексей Максимович вернулся домой  живой, победитель, солдат, муж, отец. За свой героизм, отвагу и мужество, проявленные в годы войны, кавалер ордена Отечественной войны II степени Алексей Максимович Булатов награжден медалями «За победу в Великой Отечественной войне», «За освобождение Киева», орденом  Красной Звезды и многими другими военными наградами.[6]        Около 30 лет преподавал в Туруктинской школе в послевоенное время. Его ученики и сегодня вспоминают  его демократизм, требовательность, доброту. Он воспитал много детей- школьников, своих собственных шестерых детей, внуков и правнуков. Учитель, наставник, мудрый человек, проживший на свете 94 года.

2. 2. Жураховский  Михаил Иванович

Жураховский Михаил Иванович родился 9 мая 1926 года в деревне Болдавка Брянской области Воронежского района. Партийный с 1952 года.                 Был призван  на военную службу Пануровским  РВК Брянской области  11 ноября 1943 года.  С июля 1944 года по апрель 1945 года служил пулеметчиком в составе 1-го Белорусского фронта, 1210-го стрелкового полка 362 стрелковой дивизии.[7] Закончил курсы танкистов, окончил Великую Отечественную войну танкистом, командиром орудия в городе Сталинграде. Был ранен. Уволен в запас в 1950 году в должности командира танка Т-34 в звании старшего сержанта. Инвалид Отечественной войны 2- ой группы. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», юбилейными медалями.                                                                 В 1967- 1972 годах работал директором Туруктинской школы, учителем географии. Строгий, требовательный, хозяйственный, обязательный, он был примером служения делу для коллег и учеников.

2.3. Гомзяков Иннокентий Борисович

Гомзяков Иннокентий Борисович родился 30 декабря 1917 года.  В 1942 году был призван в армию служил в Монголии.  За участие в Великой Отечественной войне был награжден медалями «За Победу над Германией», юбилейными медалями «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».  После войны закончил Иркутский государственный педагогический университет в 1962 году.  Работал учителем русского языка в селе Орто – Нахара, затем директором детского дома  в городе Якутске, потом  директором  начальной школы поселка Турукта[8].  Из его воспоминаний: «После войны Туруктинский лесоучасток был перебазирован в Нюю, отсюда были перевезены материальные фонды, многие здания. Люди стали уезжать. В Турукте остался мастерский лесоучасток, занимавшийся заготовкой швырковых дров для пароходства. Кроме этого, население выжигало известь и выращивало картофель. Здание школы было перевезено в Нюю и фактически в Турукте не осталось ни одного здания, где можно было открывать заново школу. Под здание школы оборудовали леспромхозовский барак. Детей школьного возраста с первого по четвертый класс набралось 48 человек. В число учащихся вошли дети из колхоза «Труд», который находился на территории нынешнего плотбища. Председателем колхоза «Труд» был Авдеев Николай Иванович.                                                 Заведующий Ленским районо Кудрин В.В. в деревне Русская Жерба выкупил дом под школу и поручил мне перевезти его в Турукту. Это можно было сделать в летнее время только по реке. Я купил карбаз и погрузил в него это здание в разобранном виде. В Ленском леспромхозе был единственный катер, который притянул этот карбаз в Турукту. Собрать это здание стоило больших усилий, т.к. требовались пиломатериалы. За ними пришлось ехать в п. Пеледуй, где в то время были судоверфь и своя пилорама. Из Пеледуя пиломатериалы мне пришлось доставлять самосплавом по реке Лене. А это 340 км. Дом был поставлен под школу, в котором долгие годы занимались начальные классы.                                        В 1950 г. в Турукте образовалась перевалочная база Амакинской экспедиции. Это были первопроходцы по поиску алмазов. База располагала автомашинами, и грузы доставляли в геологические партии, находившиеся на реке Вилюе и ее притоках по Лено-Вилюйской дороге.                                         С открытием базы увеличился контингент учащихся, построили дополнительное здание школы»[9] . Вот так Гомзяков Иннокентий Борисович сыграл огромную роль в истории развития Туруктинской школы и его воспитанников. В школе проработал с  1947 по 1956гг.                                        С его именем связано еще одна история, которая очень тесно переплетается с судьбами  ссыльных литовцев. Кольцо обручальное из желтого металла (золото). На внутренней стороне гравировка «Juozas». Принадлежало Сюзанне Качюлене (1906-1967), жене Иозаса Качюлиса (1908-1972). В июне 1941 семья Качюлис была депортирована из Литвы. В 1942-1947 они находились на спецпоселении в пос. Турухта Ленского района Якутской АССР. В том же поселке с 1946 проживала семья И.Б. и Е.И. Гомзяковых. Иннокентий Борисович Гомзяков (1917-1993) был основателем и директором Турухтинской школы, а также преподавал в этой школе. Предположительно (по мнению дочери Гомзякова – Лидии Иннокентьевны Гомзяковой), кольцо было подарено И.Б. Гомзякову в знак благодарности: он много помогал литовским спецпоселенцам. После смерти матери, Е.И. Гомзяковой, кольцо хранилось в семье дочери. В 2009 Л.И. Гомзякова написала В.В. Прибыткиной, председателю Якутского отделения общества «Мемориал», изложила историю появления кольца в их семье и выразила желание вернуть кольцо потомкам Качюлиса. В.В. Прибыткина связалась с Ионасом Маркаускасом, руководителем объединения литовских ссыльных на море Лаптевых (Общество "Лаптевцы"), он, в свою очередь, – с Центром исследований геноцида и резистенции жителей Литвы в Вильнюсе. Литовские историки выяснили, что в пос. Турухта Ленского района в 1940-е – 1950-е находилось 114 литовских спецпереселенцев. И только один мужчина, глава семьи Качюлис, носил имя Иозас. В результате был найден сын Иозаса Качюлиса - Римантас Качюлис, проживающий в г. Игналина (Литва). В октябре 2010 В.В. Прибыткина, приехав в Санкт-Петербург для участия во 2-м международном семинаре «Забытые могилы» (21-22.10.2010), передала кольцо другой участнице семинара – Регине Стасишките, сотруднице одного из департаментов Центра исследований геноцида и резистенции жителей Литвы. В ноябре 2010 кольцо было передано Р. Качюлису.[10]                                                                                                На кладбище поселка делегацией из Литвы в 1990 году установлен католический крест в знак памяти погибших в ссылке и не вернувшихся на Родину. В 2013 году группа молодежи села Турукта участвовал  в районном конкурсе на грант главы МО «Ленский район» на лучший молодежный проект социально – экономического развития сельских поселений РС (Я) с проектом «Строительство памятной часовни в поселке Турукта в память о репрессированных 30-40 гг. XX века, в честь новомученников и исповедников российских». Проект московские организаторы и представители комитетов по молодежной политике отбраковали как неактуальный, но, не смотря на это, жители поселка Турукта на собственные средства начали строительство часовни.

Гомзяков Иннокентий Борисович жил до 76 лет, отец 7 детей: Галины,  Валентины, Александры, Иннокентия, Николая, Лидии и Владимира.

  1. Заключение.

В ходе работы изучена  биография  и,  в связи с отсутствием  некоторых архивных сведений и личных воспоминаний родственников,  не до конца прослежен фронтовой путь учителей – ветеранов села Турукта, но в перспективных планах нами ставится цель довести дело до конца, пополнить   собранные материал новыми сведениями и создать маршрут, по которому шли наши учителя - ветераны в годы войны, приближая ту долгожданную Победу.

Гомзяков Иннокентий Борисович, Жураховский Михаил Иванович, Булатов Алексей Максимович – учителя – ветераны, наставники, прошедшие через горнило военного ужаса, именно к ним , я полагаю, обращены торжественные  строки Н.А. Некрасова:

 «Учитель, перед именем твоим  

        Позволь смиренно преклонить колени…».

Литература .

  1. Газета «Ленский вестник» №24 от 31 марта 2010 года
  2. Газета «Ленский вестник»№49 от 21 июня 2014 года
  3. Газета Якутия от 9 сентября 2006 года выпуска
  4. Копия аттестата №158/14.Булатова Алексея Максимовича
  5. Копия военного билета Жураховского Михаила Ивановича
  6.   Копия трудовой книжки Булатова Алексея Максимовича
  7.   Школьный альбом «Знай свою историю»
  8. http://lib2.podelise.ru/docs/94462/index-6306.html
  9. http://www.gulagmuseum.org/showObject.do?object=22430686&language=1


[1] Газета Якутия от 9 сентября 2006 года выпуска.

[2] Копия аттестата №158/14.

[3] Копия трудовой книжки Булатова Алексея Максимовича

[4] Школьный альбом «Знай свою историю»

[5] Газета «Ленский вестник» №24 от 31 марта 2010 года

[6] Газета «Ленский вестник»№49 от 21 июня 2014 года

[7] Копия военного билета

[8] Школьный альбом «знай свою историю»

[9] http://lib2.podelise.ru/docs/94462/index-6306.html

[10] http://www.gulagmuseum.org/showObject.do?object=22430686&language=1



Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Ленский район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Турукта»

Название работы: Учителя – фронтовики

Название секции: «Земляки»

Выполнила: Новикова Екатерина, 5 класс

Руководитель: Григорьева Лилия Федоровна,

учитель истории

с. Турукта

2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учителя-фронтовики моего села

Исследовательская работа...

"Судьба человека - славного сына Отечества, учителя - фронтовика"

презентация и описание жизненного пути учителя  - фронтовика...

ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА: УЧИТЕЛЯ - ФРОНТОВИКИ ТИМАШЕВСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно нарушила границы Советского Союза.  Десятки тысяч орудий открыли огонь по  пограничным заставам  и частям Красной Армии. Крупные танковые...

Учитель-фронтовик

Воспоминание о Старооскольском учителе-фронтовике Бирюковой Лидии Петровне....

Презентация к исследовательской работе о ветеране ВО войны и учителе-фронтовике

Презентация содержит материал о жизни учителя-фронтовика Комелина С.П....

Классный час «Памяти школьного учителя – фронтовика»

Цель: привлечение школьников к изучению истории ВОВ на примере биографии  учителя-фронтовика.Задачи:Изучить материалы  семейного архива.Познакомить с историей учителя-фронтовика.Встрети...

Учителя-фронтовики

Проектная работа...