Рабочая программа спецкурса "История русского быта"
календарно-тематическое планирование по краеведению (7 класс) на тему

Никитина Елена Анатольевна

Рабочая программа спецкурса "История русского быта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

                                 ПРОГРАММА

спецкурса «ИСТОРИЯ РУССКОГО БЫТА»   (2007г.)

                                                                                                                      Автор Никитина Е.А.

                                            Пояснительная записка

Изучение курса истории России предполагает осознанное усвоение истории своего государства, воспитание высоконравственной образованной личности. Этим целям способствует изучение истории русского быта, на котором отражаются все события и процессы в истории Отечества. Программа спецкурса предполагает расширить и углубить знания учащихся по истории русской культуры, а в частности, по истории быта русского народа. Задача состоит не только в том, чтобы пробудить интерес к истории, знать свои «корни», но и пробудить интерес к стремлению самостоятельно пополнять знания, более внимательно вглядываться в окружающую жизнь, расширять свой кругозор.

Цели программы:

  • ознакомление учащихся с письменными и вещественными источниками, рассказывающими о быте и нравах различных слоев русского общества с допетровских времен до конца XIX века;
  • развитие у учащихся творческого мышления, творческих способностей, умения вести исследовательскую деятельность, умения работать самостоятельно и в группах, сравнивать, делать выводы при анализе различных исторических документов, развитие навыков работы с литературой в библиотеке, с образовательными ресурсами Интернета;
  • воспитание уважения к истории, культуре, традициям своих земляков, чувства патриотизма, стремления сохранить и приумножить культурное достояние своего края;
  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личного осмысления социального, духовного, нравственного опыта русского народа в прошлом и настоящем.

За время обучения учащиеся должны:

УМЕТЬ:

1. работать в группах и самостоятельно;

2. выполнять творческие задания;

3. работать с литературой в библиотеке;

4. использовать в работе образовательные ресурсы Интернета;

5. вести исследовательскую деятельность;

6. анализировать исторические источники, делать выводы.

ЗНАТЬ:

  1. быт русской деревни;
  2. жизнь и быт горожан(ремесленничество);
  3. православные и народные праздники, как учили в школах в старину;
  4. европейскую моду в одежде, кухне, речевом этикете у нас в России;
  5. жизнь в усадьбе помещиков (на примере усадьбы П.Ф. Самарина в Молоденках);
  6. жизнь и быт столицы XIX века.

Программа расчитана на 34 часа .

Основная часть программы составлена по материалам книги Коротковой М.В. Путешествие в историю русского быта. - М.: Дрофа, 2003г.

Спецкурс «История русского быта»

34 часа

МИР РУССКОЙ ДЕРЕВНИ 5 часов

Сельскохозяйственный календарь крестьянина. На крестьянском дворе. Домашнее ремесленничество. В крестьянской избе. Устройство жилища, Старинная посуда.

Понятия: соха, рассоха, сошники, плуг, резак, борона, суковатка, горбуша, литовка, серп, дожинок, обжинок, гумно, овин, цеп (колотило), веянье, мякина, клеть, амбары, сусеки, жернова,ясли, бадья, отруби, конская упряжь(узда, хомут, седёлка, чересседельник, шлея, подбрюшник, оглобли,

вожжи), дровни, лыковые ступни, трепало, мялка, ткацкий стан, уток, ластовицы, казакин, армяк, поддёвка, зипун, кушак, понёва, рубель, валёк, помочи , клети, сени, конёк, косящатое окно, волоковое окно, половицы, опечек, свод, устье, ухваты, кочерка, чапельник, шесток, бабий кут, коник, голбец, матица, божница, рушник, лампада, лохань, коромысло, корчаги, ендова, братины, ушат, шайка, кадки, туес, бурак, тесло, скобель.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДРЕВНЕМУ ГОРОДУ 5 часов

Прогулка по городу. Традиции строительства городов в старину. Кремли – центры городов. Город мастеров. Виды ремесленничества. Старинная одежда горожан. В гостях у горожанина. Устройство жилища горожанина. Домашние традиции.

Понятия: тын, посадник, палаты, вече,слобода, гостиный двор, кит, Китай город, воевода, приказная изба, житница, осадные дворы, ярыжки, метельщики, волосник, кафтан, поршень, ямщик, стредец, пушкарь, подворье, опашень, ферязь, охабень, горлатная шапка, кика, подзатыльник, поднизья, ширинка, хоромы, слюда, подворотня, ледник, поварня, горница, терем, ложница светлица, изразцы, светцы, трапезная, полавочники, поставцы, ларцы.

РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ 6 часов

В русском монастыре. Устройство монастыря. Кто и как становился монахом. Ежедневные подвиги самоотречения монахов. Монастыри – центры культуры. Православная вера. Устройство православного храма. Суточное богослужение в православном храме. Православные и народные праздники. Традиции и обычаи. Ученье – свет! Как учили в школах в старину. Древнерусская азбука кириллица.

Понятия: лавры, иноки, белое духовенство, собор, кельи, игумен, келарь, послушания, камилавка, схима, клобук, дьякон, куколь, перевязь, вериги, уставщик, сочиво, варево, кутья, казна, благовест, литургия, алтарь, евхаристия, престол, жертвенник, горнее место, иконостас, храмовая икона, амвон, аналой, клирос, канун, притвор, паперть, проповедь, отпуст, стихарь орарь, поручи, подризник, епитрахиль, скуфья, фелонь, омофор, панагия,митра, скоромное, Крещение, Святки, Рождество, колядки, славильщики, ряжение, вертеп, скоморохи, Масленица, вереницы, кулачный бой, хороводы, лапта, свайка, овчар, колотушки, крёстные, постриг, именинник, псалтырь, святцы, береста, писало, устав, пергамен, буквицы, грамотей.

ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДА 5 часов

Женская мода XVII – XIX вв. Мужская мода XVII – XIX вв. Французская кухня. Новые блюда. Как накрывали на столы.

Понятия: панье, фижма, шлейф,

кринолин, турнюр, лорнет, тюрбан, фероньерка, ротонда, редингот, митенки, мушки, камзол, панталоны,

фрак, франт, сюртук, пиджак, цилиндр, архалук, шлафроки, веллингтон, монокль, пенсне, треуголка, самовар, бефстроганов, пожарские котлеты, расстегаи, лапша, фарфоровая посуда.

МИР ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ 8 часов

В усадьбе помещика. Устройство русской сельской усадьбы. История Молодёнской дворянской усадьбы. Владельцы усадьбы: К.Г.Разумовский,

Самарины: П.Ф.Самарин, княгиня Л.П.Оболенская. Молодёнские достопримечательности: церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, здание бывшего народного училища и т.д. В усадебном доме . Устройство дома. Повседневная жизнь в дворянской усадьбе. Усадьба «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого. Заочное путешествие. Деревенские удовольствия. Помещичий театр.

Понятия:аллея, фронтон,бельведер, портик, партер, обманка, пейзажный парк, гроты, оранжереи, парадный зал, гостиная, жардиньерки, ломберные столы, будуар,анфилада, антресоли, балдахин, камины, жирандоли, канделябры, кибитка, фура, камердинер, конторка, клавесин, ловчие, сокольники, парилка, каменка, полок, бурак.

ДВОРЯНИН В СТОЛИЦЕ 3 часа

Жизнь в столице. Дворянский бал, В театре и на маскараде.Карты и дуэли. Как проходили дуэли и кто в них участвовал. Традиции и законы дуэли. Воспитание дворянина.

Понятия: особняк, передняя, лакейская, девичья, кормилица, горничная, экономка, прачка, кучер, лепнина, клавикорды, трильяж, уборная, ассамблея, менуэт, англез, аллеманд, фагот, литавры, котильон, полонез, вальс, мазурка, гавот, кадриль, польки, опера-буфф, бенефис, метаморфоза, салоны, клубы, ломбард, шулер, банк, бретёр, секунданты, картель, барьер, цифирные школы, «кадеты», интерн, экстерн, гимназия, пансион, лицей, экстемпоралии, карцер.

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ 2 часа

ЛИТЕРАТУРА

1. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. - М.: Дрофа, 2003г.

2. Румянцев В.Я. Да ведают потомки земли родной минувшую судьбу. - М.:Русское слово,2000г.

3. Шмелев И.С. Лето Господне. - М.: Дрофа, 2002г.

4. Чуднов Г. История Тульского края. - Тула: Пересвет, 2000г.

       Календарно-тематическое планирование по спецкурсу

                             «История русского быта»

                                                      34 часа

Тема

Кол-во часов

Дата

МИР РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

5

1

1. «На всякое семя – своё время».

Сельскохозяйственный календарь крестьянина.

Понятия: соха, рассоха, сошники, плуг, резак, борона, суковатка, горбуша, литовка, серп, дожинок, обжинок, гумно, овин, цеп (колотило), веянье, мякина, клеть, амбары, сусеки, жернова.

1

2

2. На крестьянском дворе. Домашнее ремесленничество.

Понятия: ясли, бадья, отруби, конская упряжь(узда, хомут, седёлка, чересседельник, шлея, подбрюшник, оглобли, вожжи), дровни, лыковые ступни, трепало, мялка, ткацкий стан, уток, ластовицы,казакин, армяк, поддёвка, зипун, кушак, понёва, рубель, валёк, помочи.

1

3

3. В крестьянской избе. Устройство жилища, Старинная посуда. Понятия: клети, сени, конёк, косящатое окно, волоковое окно, половицы, опечек, свод, устье, ухваты, кочерга, чапельник, шесток, бабий кут, коник, голбец, матица, божница, рушник, лампада, лохань, коромысло, корчаги, ендова, братины, ушат, шайка, кадки, туес, бурак, тесло, скобель.

1

4

4. Обобщающее занятие по разделу: «Мир русской деревни».

1

5

5. Творческая лаборатория учащихся по разделу: «Мир русской деревни».

1

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДРЕВНЕМУ ГОРОДУ

5

6

1. Прогулка по городу. Традиции строительства городов в старину. Кремли – центры городов.

Понятия: тын, посадник, палаты, вече,слобода, гостиный двор, кит, Китай город, воевода, приказная изба, житница, осадные дворы, ярыжки, метельщики.

1

7

2. Город мастеров. Виды ремесленничества. Старинная одежда горожан. Понятия: волосник, кафтан, поршень, ямщик, стредец, пушкарь, подворье, опашень, ферязь, охабень, горлатная шапка, кика, подзатыльник, поднизья, ширинка.

1

8

3. В гостях у горожанина. Устройство жилища горожанина. Домашние традиции.

Понятия: хоромы, слюда, подворотня, ледник, поварня, горница, терем, ложница светлица, изразцы, светцы, трапезная, полавочники, поставцы, ларцы.

1

9

4. Обобщающее занятие по разделу: «Путешествие по древнему городу».

1

10

5. Творческая лаборатория учащихся по разделу: «Путешествие по древнему городу».

1

РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ

6

11

1. В русском монастыре. Устройство монастыря. Кто и как становился монахом.Ежедневные подвиги самоотречения монахов. Монастыри – центры культуры.

Понятия: лавры, иноки, белое духовенство, собор, кельи, игумен, келарь, послушания, камилавка, схима, клобук, дьякон, куколь, перевязь, вериги, уставщик, сочиво, варево, кутья, казна.

1

12

2. Православная вера. Устройство православного храма. Суточное богослужение в православном храме.

Понятия: благовест, литургия, алтарь, евхаристия, престол, жертвенник, горнее место, иконостас, храмовая икона, амвон, аналой, клирос,канун, притвор, паперть, проповедь, отпуст, стихарь орарь, поручи, подризник, епитрахиль, скуфья, фелонь, омофор, панагия,митра, скоромное.

1

13

3. Православные и народные праздники. Традиции и обычаи.

 Понятия: Крещение, Святки, Рождество, колядки, славильщики, ряжение, вертеп, скоморохи, Масленица, вереницы, кулачный бой, хороводы, лапта, свайка, овчар, колотушки.

1

14

4. Ученье – свет! Как учили в школах в старину. Древнерусская азбука кириллица.

Понятия: крёстные, постриг, именинник, псалтырь, святцы, береста, писало, устав, пергамен, буквицы, грамотей.

1

15

5. Обобщающее занятие по разделу: «Русь православная».

1

16

6. Творческая лаборатория учащихся по разделу: «Русь православная».

1

ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДА

5

17

1. Модная красавица. Женская мода XVII – XIX вв.

Понятия: панье, фижма, шлейф, кринолин, турнюр, лорнет, тюрбан, фероньерка, ротонда, редингот, митенки, мушки.

1

18

2. Сюртук сменяет фрак. Мужская мода XVII – XIX вв.

Понятия: камзол, панталоны, фрак, франт, сюртук, пиджак, цилиндр, архалук, шлафроки, веллингтон, монокль, пенсне, треуголка.

1

19

3. Революция на кухне началась с Петра I. Французская кухня. Новые блюда. Как накрывали на столы.

Понятия: самовар, бефстроганов, пожарские котлеты, расстегаи, лапша, фарфоровая посуда.

1

20

4. Обобщающее занятие по разделу: «Европейская мода».

1

21

5. Творческая лаборатория учащихся по разделу: «Европейская мода».

1

МИР ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ

8

22

1. В усадьбе помещика. Устройство русской сельской усадьбы. Понятия: аллея, фронтон, бельведер, портик, партер, обманка, пейзажный парк, гроты, оранжереи.

1

23

2.История Молодёнской дворянской усадьбы. Владельцы усадьбы: К.Г.Разумовский,Самарины: П.Ф.Самарин, княгиня Л.П.Оболенская.

1

24

3. Молодёнские достопримечательности: церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, здание бывшего народного училища и т.д. Экскурсия по родному селу.

1

25

4.В усадебном доме. Устройство дома. Повседневная жизнь в дворянской усадьбе.

Понятия: парадный зал, гостиная, жардиньерки, ломберные столы, будуар, анфилада, антресоли, балдахин, камины, жирандоли, канделябры.

1

26.

5. Усадьба «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого. Заочное путешествие.

1

27

6. Деревенские удовольствия. Помещичий театр.

 Понятия: кибитка, фура, камердинер, конторка, клавесин, ловчие, сокольники, парилка, каменка, полок, бурак.

1

28

7. Обобщающее занятие по разделу: «Мир дворянской усадьбы».

1

29.

8. Творческая лаборатория учащихся по разделу: «Мир дворянской усадьбы».

1

ДВОРЯНИН В СТОЛИЦЕ

3

30

1. Жизнь в столице. Дворянский бал, В театре и на маскараде.

 Понятия: особняк, передняя, лакейская, девичья, кормилица, горничная, экономка, прачка, кучер, лепнина, клавикорды, трильяж, уборная, ассамблея, менуэт, англез, аллеманд, фагот, литавры, котильон, полонез, вальс, мазурка, гавот, кадриль, польки, опера-буфф, бенефис, метаморфоза.

1

31

2. Карты и дуэли. Как проходили дуэли и кто в них участвовал. Традиции и законы дуэли.

Понятия: салоны, клубы, ломбард, шулер, банк, бретёр, секунданты, картель, барьер.

1

32

3. Воспитание дворянина.

Понятия: цифирные школы, «кадеты», интерн, экстерн, гимназия, пансион, лицей, экстемпоралии, карцер.

1

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ

2

33

1. Защита творческих проектов учащимися.

1

34

2. Обобщающее занятие по курсу. Игра – соревнование «Путешествие в историю»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...