Единый всекубанский урок : «Судьба и Родина едины!».
классный час по краеведению (6 класс) на тему

Гарькуша Зинаида Фёдоровна

 

Единый всекубанский урок : «Судьба и Родина едины!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mame_2.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Единый Всекубанский Урок : «Судьба и Родина Едины!».

Цель: воспитание  патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни. Формирование активной жизненной позиции, своего отношения к событиям.

Ход урока.

Ведущий (учитель):

Сегодня мы с вами не случайно проводим единый всекубанский урок на тему «Судьба и Родина едины». Ведь именно 2012 год был объявлен Президентом Российской Федерации годом российской истории. Сразу несколько знаменательных дат отмечается в этом году в истории нашего Отечества.

(Слайд №1).

Россия… Родина… Отечество… - эти слова мы впервые слышим в детстве, и на протяжении всей нашей жизни они наполняются особым, трепетным  смыслом. Родина – это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где познал первые радости и неудачи. Ведь неслучайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились. Где прошло детство. (слайд №2).

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать. Защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Древнейшие  наши легенды, летописи, песни, былины сохранили память о тех, кто словом и делом утвердил в сознании народа непреходящую мудрость – завет:  «С родной земли умри – не сходи».

Сегодня мы с вами поговорим о людях, принадлежащих к разным поколениям, но есть в их судьбах похожие страницы. В разные периоды  времени они вставали на защиту отечества. Их судьбы связаны с Родиной – они едины!

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Любовь к Родине  и защита Родины всегда были понятиями неразделимыми.

(Слайд№3).

История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя много славных страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо вести себя в прошлом и будущем. Поэтому историю называют коллективной памятью народа. Образование государства – это длительный процесс, это неизбежный результат разложения родоплеменного строя. Древнерусское государство создано более образованными, организованными представителями развитого мира – варягами, с добровольного согласия славян. (Слайд №4).

Дмитрий Медведев подписал указ о праздновании в 2012 году 1150-летия зарождения российской государственности. В 862 году к власти в Новгороде пришел Рюрик, и именно эта дата традиционно считается «отсчетной точкой» для Росси.

Знаете ли вы историю своего края – своей маленькой родины?

Живя в станице, приобретаешь уверенность, что знаешь о ней все. Все тебе кажется знакомым: здания, улицы, магазины и скверы… Ничего нового, все обычное серое, скучное. Но не редко улицы скрывают под собой удивительные тайны жизни людей далекого прошлого.  И вот ты уже несешься по «лабиринтам тысячелетий истории», встречаясь с разными ее персонажами. (Слайд №5).

Родина,  Россия, Кубань – эти слова неразрывно связаны. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории родного края. №Кубань, Кубань, жемчужин России в оправе синих двух морей». Необъятным зеленым ковром раскинулась Кубань, степь без конца и края. Затем она переходит в легкие застывшие волны предгорий и высоких гор. Многие вершины, которых не сбрасывают снеговых шапок.

Очень интересна и богата история нашего края. Я предлагаю отправиться в историческое путешествие, перелистать страницы прошлого. Вспомнить с чего все началось.

Древняя земля Кубанская, знала она оседлые и кочевые племена. Были на ней и древнегреческие города-колонии, и Боспорское царство, и древнерусское Тмутараканское княжество. Знала она набеги скифов и половцев, нашествие монголо-татарских орд. Грабили ее богатые феодалы Турции и крымские ханы. Но пришел конец иноземному владычеству над русским Причерноморьем.

Сценка:

Екатерина: наконец-то заключен мирный договор между Россией и Турцией. Россия получает земли на берегу Дона и Днепра. Так южные границы расширены. Кого же заселить на новых землях? Может быть казаков? Казаки славятся отвагой, поживут вольным казачьим «государством» в Запорожской Сечи. Надо подумать.

Автор: Казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург 1 апреля 1792 г. И попала на прием к императрице. Казаки встали на колени и протянули ей войсковое прошение.

Казак: Просим тебя, императрицу отвести казачьему войску земли на Тамани  и берегах Кубани.

Автор: На приеме черноморцы сумели расположить к себе Екатерину, и помня военные заслуги казаков, она ответила им согласием.

Екатерина: За усердную вашу службу, верность, строгое повиновение, за храбрые и мужественные подвиги, вы получаете земли в полное  владение  и распоряжение. И потому должны будете ревностно охранять южнорусские границы и заселить пустующие земли.

Автор: 30 июня 1792г. Екатерина II особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем.

Учитель: В этом году 220 лет как казаки переселились на Кубань. И их судьбы неразрывно связаны с судьбой России.

Черноморским казакам приходилось  не только охранять границу, но по призыву России они приняли участие в отечественной войне 1812 года.

(Слайд №6).

Утром 24 июня 1812 г. Французская армия перешла реку Неман и вступила на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года.

Французский император Наполеон  Бонапарт проводил захватническую политику, установление мирового господства.

Со стороны России – император Александр I.

Французская армия имела преимущества в живой силе (французы – 640 тыс. человек, русские – 210 тыс. человек).

Самое значимое сражение произошло под Бородино.

Слайд №7 (Бородино).

Слайд №8 (Бородинское сражение).

Бородинское сражение началось 26 августа 1812 года 6 часов продолжалась жестокая битва. Но прорвать оборону русских французы так и не сумели.

Вклад казаков в войну с наполеоновской армией отмечен многочисленными наградами. Черноморцы – участники военных действий, были награждены орденами и чинами, за проявление храбрости и мужества в борьбе с французами. Удостаивались грамотами многие  из них не только за крупные победы в известных сражениях, но и за участие в партизанском движении.

Слайд №9.

На современном этапе в галерее воинской славы Храма Христа Спасителя в Москве на нескольких досках увековечена память о черноморцах, в виде упоминаний мест сражений, имен и фамилий казаков и офицеров Черноморской сотни.

Слайд №10 (музей).

В благодарность мужеству и героизму русских людей, отваге и выносливости солдат и офицеров, военному таланту полководцев, одержавшим великую победу над армией Наполеона, создан музей Бородинской битвы с богатейшим его фондом. (Слайд №11).

Слайд №12 (слова Наполеона).

Слайд №13 (Бородинское поле в наши дни).

Мирное поле, только памятники напоминают о событиях тех лет.

Наша страна в этом году отмечает 200-летие Победы в Отечественной войне 1812г.

Помнит наш народ и ВОВ.

Слайд №14 (война).

Учитель: 23 июня 1941 года стал первым днем мобилизации, объявленной правительством СССР. В армию призывались сразу 14 возрастов, то есть все военнообязанные. Фактически в 1941 году на фронт ушел каждый восьмой житель края. Кроме того, за первые два месяца 1941 года в отряды народного ополчения вступило 224 тыс. человек. (Слайд №15).

В ходе упорных боев гитлеровцам удалось к началу сентября 1942 года занять почти вся территорию Краснодарского края.

Но кубанцы не сдавались. Воевали и стар и млад.

Слайд №16.

Весь мир знает о подвигах трижды героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина, который осваивал летное дело в Краснодаре. Он лично сбил 59 вражеских самолетов. Стоило ему подняться в воздух, как по немецкому радио звучало предупреждение: «Внимание, внимание! Покрышкин в воздухе!».

Слайд №17.

Ученик: Неувядаемой славой покрыли себя защитники Новороссийска, герои-малоземельцы. Малой землей названа беговая полоса площадью около 30 кв. километров, бои за которую продолжались более 7 месяцев. Каждый метр земли был изрыт минами и снарядами. Фашисты сбросили на город 17000 бомб. Но герои не только выстояли, но и перешли в наступление. За мужество и храбрость его защитников Новороссийску присвоено звание «Город-герой».

Слайд №18.

Ученик: Наравне с мужчинами в борьбу с захватчиками вступили и кубанские женщины. Удивительная история 46-го Таманского авиаполка, в котором служили только девушки добровольцы.  Летчицы умело управляли небольшим самолетом ПО-2. Боевые вылеты совершали ночью: это был полк ночных бомбардировщиков. От заката до рассвета вновь и вновь поднимались в черное небо, исчерченное лучами вражеских прожекторов, легкокрылые  самолеты, неся свой груз. Каждая из девушек выполняла за одну ночь по 8-10 вылетов. Фашисты боялись и ненавидели летчиц, прозвав их «сестренками» и «ласточками».

Слайд №19.

Ученик: В феврале 1943 г. Краснодарский край был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Постепенно восстанавливаются города, строятся новые здания, промышленные предприятия, культурные центры, появляются много памятников Великой Отечественной войне.

Слайд №20

Наши учащиеся старших классов посетили мемориальный комплекс, почтили память  воинов-станичников, погибших в ВОВ. Возложили цветы к Вечному огню и памятнику воинам, погибшим в Чечне при выполнении своего долга.

Слайд №21.

Помним мы и о ветеранах ВОВ. Учащиеся 4 класса навестили замечательного человека, нашу землячку – фронтовую медсестру, спасшую за годы войны много солдат, Кавергу Веру Андреевну.

Слайд №22.

Учащиеся 2 класса посетили участника ВОВ Шушунову Марию Петровну.

В этом году 13 сентября Краснодарский край будет праздновать 75-летие со дня его образования. А в 2014 г. Кубань будет принимать Олимпийские игры в городе Сочи.

Ученик: игры XV Олимпиады 19 июля-3 августа 1952 года г.Хельсенки (Финляндия).

Раночинцев Анатолий Иванович (1927-1994гг.)

Мастер спорта СССР по плаванию, заслуженный тренер. Первый кубанский участник Олимпийских игр в 1952г. В Хельсенки. На Олимпиаде  на дистанции 400 м. вольным стилем занял 28 место.

Ученик: игры XVI Олимпиады 22 ноября – 8 декабря 1956 года в г. Мельбурн (Австрия).

Юничев Харис.

Блестяще проплыл в финале брассом, заняв 3 место с результатом 2.36,8. От серебряного медалиста Х. Юничева отделяли лишь 0,1 секунды.

Слайды по очереди с 23-30.

Кубанские спортсмены принесли славу своей малой родине.

Слайд №31.

Далеко разнеслась слава и о культурной жизни Краснодарского края. Кубанский казачий хор и коллективы творческого объединения «Премьера» выступают по всему миру.

Слайд №32.

Какое яркое созвездие писателей и поэтов подарил край России.

Каждый из них по-своему причастен к нашему краю, связан с ним своей судьбой  и своим творчеством.

Слайд №33.

Говоря о судьбе Родины и о людях ее прославивших, мы говорим о том, что каждый из нас своими поступками и своим трудом может и сегодня прославить родную землю.

Будьте патриотами своего родного края. Не спрашивайте, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать  для своей Родины. Я знаю, что у вас раскроются крылья для великих дел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всекубанский классный час "Судьба и Родина-едины!"

Классный час в 10 классе - воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни. Формирование активной жизненной позиции, своего отно...

Всекубанский классный час "Судьба и Родина едины!"

В рамках всекубанского классного часа учащимися 8"В" класса был подготовлен проект "Суджьба и Родина едины!", посвященный жизни и деятельности учителя математики СОШ №3 Зимовец Валентины Евгеньевны....

Единый Всекубанский классный час по теме_СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ_для учащихся 9-11 классов

Цель классного часа: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край,       своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни. Формирование активной ...