Формирование этнокультурно – ориентированной личности в условиях общеобразовательной средней школы.
статья по краеведению по теме

Карымова Валентина Алексеевна

Мансийская пословица гласит: «Голос хорошего журавля за семь рек слыхать». Я хочу, чтобы услышан был народом голос тех, кто душой болеет за его будущее и чтобы в  этом будущем наши дети и внуки знали  свои корни и умели говорить на своем языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_etnokulturno.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

            Формирование этнокультурно – ориентированной личности

                   в     условиях средней общеобразовательной школы.

       

                                                  Каким узлом, какой нитью нужно        

                                                связывать человека с домом, с землей,

                                                с Отечеством, где он родился и встал на

                                                ноги, чтобы не слабела и не рвалась эта

                                                нить?

                                                                                               Е.Д.Айпин.

  Оттолкнувшись от этого глубокого по своей сути высказывания, я вспоминаю слова  бабушки, которая говорила моим родителям: «Почему вы не  разговариваете со своими детьми на родном языке? Они ведь забудут его!» Ругала она моих тогда еще молодых родителей на мансийском языке, но я хорошо понимала ее, потому что жили мы  в деревне, где  общение шло  на родном языке.  Потом мы переехали  в Игрим, я пошла в детский сад, затем в школу, где обучение велось на русском языке. Закончив пединститут,    30 лет я работаю учителем русского  языка и литературы.   Уже сама умудренная жизненным опытом, теперь я прекрасно понимаю, насколько права была моя старенькая, но мудрая бабушка, как понимаю и то, что вины нашей в том, что мы забыли свой родной язык, нет.  Мы росли в то время, когда шла политика укрупнения поселков, обучение детей в интернатах вело к большой беде: потере связи с родным домом, с народом. Родителей, озабоченных материальными проблемами, мало тревожило, что  происходит в наших душах. Вполне естественно, это привело к равнодушию  к своим традициям, обычаям,   языку. И этот процесс неизбежно привел бы к катастрофе - исчезновению нации, если бы не произошло объединение людей, неравнодушных к судьбе своей малой Родины, своих, пусть малых, но очень талантливых народов. Речь идет об ассоциации «Спасение Югры», фольклорных фондах народов манси и ханты, окружном фольклорном архиве, НИИ возрождения обско-угорских народов и других организациях, которые объединили  «цвет и силу» национальной интеллигенции. Свою задачу они видели в возрождении обычаев, обрядов, языков, всего того, что ведет к возрождению национального самосознания. И самое главное, пожалуй, в том, что один из ориентиров в их работе был связан с детьми, ибо  дети - это будущее любого народа.  

  Все, о чем я рассуждаю сейчас, касается тех, кто близок к культуре народа по роду своей деятельности или не оторван от своих корней, т.е. живет и работает в национальных поселках. Но все мы знаем о том, что наш округ в России самый многонациональный и что много детей коренной национальности живут и учатся в рабочих поселках и городах, население которых представляет «союз нерушимый республик свободных». Как же  эти дети  могут возродить свою генную память, приобщиться к культуре своего народа? И что делаем мы, взрослые, чтобы они не выросли «Иванами, не помнящими своего родства»?  Я расскажу о том, что делается в этом направлении в средней общеобразовательной школе №2  рабочего поселка Игрим Березовского района,  но уверена, что это же, а может, даже более, делается в других школах нашего округа.

  Начну с того, что наш поселок  интернациональный, поэтому  большое внимание в школе уделяется изучению культуры разных народов мира, в том числе и  культуры народов Севера. Осуществляется это через  уроки литературы и МХК.  Один  таких уроков на тему «Сказки Белого Журавля», посвященный  знакомству со  сказками народов Севера,  был представлен в «Уроках литературы» - приложении к журналу «Литература в школе». Лучше узнать свой край помогают занятия краеведческого кружка, который посещают дети разных национальностей. Ребята  знакомятся не только с историей поселка, но и с бытом, культурой народов Севера, работают над созданием проектов, изучающих родной край. Ведет этот кружок Волкова Лидия Алексеевна, по ее же инициативе в школе был создан музей, который  хорошо вписывается в комплекс краеведческой работы. Принимают участие дети под руководством этого педагога в районном конкурсе «Древо жизни», участвуют в организации выставок, знакомящих школьников с культурой, бытом народов Севера. Нельзя не рассказать о том вкладе, который вносит в дело пропаганды культуры наших народов преподаватель изоискусства Галкина Ольга Леонидовна. Делает она это через уроки изо и занятия изостудии, способствуя при этом развитию творческих способностей учащихся. Работа этих  педагогов, которые, не являясь лицами коренной национальности, при этом делают для наших детей большое дело, в какой – то степени помогли мне принять решение обратиться к своим корням.  Я составила программу этнографического кружка  «Стерх», поставив перед собой следующие задачи: углубить знания  о культуре, традициях своего народа, воспитывать любовь к малой Родине, формировать общую культуру  личности учащихся.  Исходя из этих задач, цель моей работы – создание условий для формирования национального самосознания учащихся. Основу программы составил национально – региональный компонент, разделенный на два блока: «Сфера духовной жизни» и   «Традиционная  национальная культура». В  первом блоке воспитанию осознанной любви к своей Родине способствуют занятия, на которых ребята знакомятся с историей своего края,  поселка, семьи. Ряд занятий был направлен на знакомство с фольклором, народными праздниками, обрядами. Формированию исторической и культурной памяти способствовали занятия, на которых ребята знакомились с родной литературой. Цикл занятий  предполагал знакомство  с деятелями изоискусства Севера, с музеями, с музыкальной культурой, а на этой основе способствовал воспитанию чувства  гордости за свой народ, его традиции. Второй блок был ориентирован на знакомство с традиционной национальной культурой. Мы получили представление о художественном разнообразии, богатстве, красоте орнаментов, особенностях изготовления предметов быта из таких материалов, как бисер, береста, ткань, познакомились с особенностями национальной кухни. Сразу скажу, что происходило это знакомство на теоретическом уровне, практическое применение знаний осуществлялось на занятиях кружка, который по своей программе ведет в ДЮЦе Булусова Надежда Максимовна.

         Представив основные направления работы кружка «Стерх», хочу сказать о том, с какими проблемами я столкнулась. Постоянной головной болью для меня была необходимость подбора  материала по темам. Что могла,  брала в библиотеке, перерыла груду газет и журналов, кое с какими вопросами приходилось обращаться к специалистам или бабушкам. Эта большая работа заставила меня признать то, насколько далека  я от своих корней.  Наверное, это имел в виду И.Айтнашев,  говоря: «Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого способен жить только лишь сегодняшним днем».

  Проблематичным был набор группы, в полном смысле я вела в школе поиск детей, желающих заниматься в кружке.  Анализ этой ситуации привел к  причине, которая кроется в особенностях национального сознания, рожденных не одним днем.  Речь идет о детях, растущих в  рабочих поселках и городах. В большинстве своем они  не  признаются, какой  национальности, потому что боятся быть высмеянными. Я вовсе не проповедую этим заявлением национализм, но, чего греха таить, правдой является то, что  не всем на нашей родной земле нравились  бабушки в национальных платьях, как не всем нравилось  то, что они говорили на своем родном языке. Бабушек в национальных костюмах сейчас в нашем поселке вряд ли увидишь, язык свой мы забыли, но страх  детей услышать, кто они по национальности, есть.  Права я или нет, можно говорить много и еще больше спорить, но так или иначе, детей  я прекрасно понимаю, как  понимаю и то, что решить проблему можно было очень просто, если бы я набирала в кружок  всех, а не только детей коренной национальности. Но мне казалось, что успех в работе  может быть обеспечен именно родством душ, общностью интересов.

   Наконец, последняя проблема, ставшая «точкой отсчета» к закрытию кружка. В этом учебном году он не был введен в учебный план школы, так как часов на него не хватило.  Именно по этой причине   кружок с поэтичным, на мой взгляд, названием «Стерх» приказал долго жить. Хочу остановиться на вопросе, почему я выбрала  такое название. Вы знаете, что стерхи – это белые журавли и на земле их осталось очень мало, как мало осталось представителей коренных народов, манси и ханты. Еще меньше из них тех, кто знает свои обычаи, традиции, язык. Мне хотелось, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, поэтому я попыталась сделать то, что было в моих силах. Не все получилось так, как я хотела бы, но все же я благодарна судьбе за то, что  смогла много узнать о своем народе и хоть немногим из того, что узнала, я поделилась с детьми.   Жалею, что знаний этих недостаточно, жалею, что потеряно время, чтобы восстановить пробелы в своих знаниях, жалею, что не хватает времени, чтобы более серьезно заняться этой работой. Но греет душу сознание того, что есть люди, которые делают великое дело – возрождение культуры народа. В этом  источник жизни самого народа.

      Мансийская пословица гласит: «Голос хорошего журавля за семь рек слыхать». Я хочу, чтобы услышан был народом голос тех, кто душой болеет за его будущее и чтобы в  этом будущем наши дети и внуки знали  свои корни и умели говорить на своем языке.

                                                        Карымова Валентина Алексеевна,

                                                   учитель русского языка и литературы

                                                  туры Игримской средней      школы№2

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"

Доклад на тему: "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"...

Воспитание конкурентноспособной личности в условиях общеобразовательной школы

Выступление на Республиканской научно-практической конференции.    Происходящие в России политические, экономические, социокультурные преобразования, демократиз...

Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...

«Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся, в условиях общеобразовательной школы»

Инновационный проект цель которого "формирование планетарного мировоззрения, потребности в здоровом образе жизни, как основе психически и нравственно здоровой личности"...

Проект "Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня мотивации у учащихся"

Туристическая деятельность – одна из форм повышения мотивации учащихся к изучению истории своей малой Родины.Решает ряд воспитательных и образовательных задач...

Интегрированная модель этнокультурного содержания образования в условиях общеобразовательной организации

Широкий спектр возможностей по формированию и развитию этнокультурной компетентности учащихся представляется в общеобразовательных организациях. На основе изученной научно-методической литературы по в...